Тема 8. Психологические основы следственных действий
Семинарское занятие (2 часа)
Цели занятия: сформировать представление о психологическом строении следственных действий, психологических закономерностях поведения людей в ситуациях допроса и обыска.
План занятия
1. Психологические факторы следственной деятельности.
2. Психология личности следователя.
3. Психологические приемы познания и общения в ситуациях допроса и обыска.
4. Психологические особенности личности участников следственных действий.
Контрольные вопросы
1. Профессиональная наблюдательность сотрудника ОВД. Правила эффективной организации наблюдения.
2. Утаивание намерений и качеств личности партнерами в общении. Психологические приемы диагностики скрываемых обстоятельств.
3. Возможности, техники и условия правомерности психологического воздействия в ситуациях допроса и обыска.
Темы докладов:
1. Психологические приемы правомерного воздействия на личность допрашиваемого.
2. Диагностика личности допрашиваемого по внешним признакам.
3. Способы преодоления психологических барьеров в профессиональном общении следователя.
4. Диагностика лжи по внешним признакам.
5. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего.
Основные понятия
Допрос при производстве расследования – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для дела. Этот способ получения доказательств по делу требует от сотрудника знания психологии людей, владения мастерством профессионального наблюдения и психологического воздействия с целью получения достоверных показаний и диагностики лжи–искренности.
Обыск – следственное действие по обследованию объектов и отдельных граждан с целью отыскания и изъятия скрытых предметов и документов, имеющих доказательное значение для раскрытия преступлений. Основными психологическими задачами обыска являются: предварительный сбор разнообразной информации об обыскиваемом, выдвижение версий на основе рефлексии, сбор психологической информации в процессе наблюдения за обыскиваемым.
Следственный эксперимент – следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых доказательств, проверки и оценки следственных версий о возможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела. Результаты следственного эксперимента интерпретируются как наличие объективных возможностей осуществления определенного действия или события и как субъективная возможность выполнения определенного действия данным лицом. Одной из психологических задач сотрудника при проведении следственного эксперимента является эффективное наблюдение.
Наблюдение – планомерное, целенаправленное восприятие чего-либо. Наблюдательность как свойство личности проявляется в способности выявлять и анализировать малозаметные, но значимые для анализа личности факты поведения наблюдаемых людей.
Литература
Обязательная:
Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов.– М., 2009.
Романов В.В. Юридическая психология.– М., 2011.– Гл. 12, 14; или Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии.– М., 2010.– С. 412–486; или Шиханцов Г.Г. Юридическая психология.– М., 2011.– Раздел 4; или Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.– М., 2009.– С. 170–186.
Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко.– М., 2008.– С. 388–399, 406–409.
Дополнительная[6]:
Беркович О.Е. Коммуникативная практика сотрудников ОВД при проведении допроса. УПП- Н.Н., 2012.
Васильев В.Л. Юридическая психология.– М., 2010.– Гл. 10.
Лубин А.Ф. Производство следственных действий: закон и тактика.– Н. Новгород, 2000.
Методыприкладной психологии в раскрытии и расследовании преступлений.– М., 1999.
Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства.– М., 1979.
Экман П. Психология лжи.– М…., Питер, 2011.