Глава 2. Аналитическая психотерапия: Юнг.
Карл Г. Юнг (1875-1961) родился в Швейцарии, в маленькой деревеньке Кессвиль на озере Констанс. Его отец был пастором швейцарской реформаторской церкви, а мать — домохозяйкой. У Юнга было двое братьев, которые умерли в младенчестве еще до его рождения. Когда Карлу исполнилось девять лет, в семье появился еще один ребенок, на этот раз девочка.
Вскоре после рождения Юнга семья переехала в Лауфен, другую небольшую деревню в Швейцарии. Отец Карла получил там приход. Через три года состоялся еще один переезд — в деревню Кляйн-Ханинген. Именно там, близ Базеля Юнг провел лучшие годы своего детства. До одиннадцати лет он учился в местной школе, а затем был переведен в гимназию в Базеле.
После окончания средней школы Юнг поступил в медицинскую школу Университета Базеля и в 1900 г. получил докторскую степень. Юнг начал работать ассистентом врача с Эйгеном Блейлером в психиатрической клинике Бургольци в Цюрихе. Позднее он обучался в Сальпетриере в Париже с Пьером Жане. Кроме того, Юнг читал лекции в Университете Цюриха. В 1903 г. Юнг женился на Эмме Раушенбах; у них было пятеро детей — четыре дочери и сын. Эмма умерла в 1955 г.
Помимо других своих многочисленных обязанностей Юнг был президентом Международного психоаналитического общества (1910-1913) и редактором ежегодного издания Annual for Psychoanalytical and Psychopathological Research.В 1909 г. он ушел из психиатрической клиники Бургольци. В 1913 г. Юнг также перестал преподавать в Университете Цюриха. В результате он смог уделять больше времени частной практике, а также другим своим занятиям (в частности, путешествиям). Спустя 20 лет он занял должность профессора психологии в Федеральном политехническом университете Цюриха. В 1948 г. в Цюрихе был основан Институт К. Г. Юнга. Юнг был его первым президентом. Он активно занимался писательской, преподавательской деятельностью и частной практикой вплоть до своей смерти в 1961 г.
Становление и развитие.
Детство и отрочество Юнга никак нельзя назвать безоблачными. В автобиографии «Воспоминания. Сновидения. Размышления» (Memories, Dreams, Reflections,Jung, 1961) он говорит об изоляции и одиночестве, которые он испытывал, будучи ребенком, о проблемных взаимоотношениях между родителями, эмоциональном расстройстве матери и о том, как несколько раз сам был на волосок от смерти. Юнг говорит о своих неясных страхах и живых снах, фантазиях, мысленных образах. Позднее у него стали возникать обмороки, учиться ему наскучило, появились серьезные конфликты на религиозной почве. Со временем, однако, Юнгу, по-видимому, удалось справиться с одолевавшими его проблемами. Он обрел некоторую уверенность в себе, глубоко заинтересовался философией, много и с увлечением читал и встал на путь, который впоследствии привел его к крупнейшим достижениям в области психиатрии и психотерапии.
Поступив в медицинскую школу, Юнг продолжал живо интересоваться философией, снами, фантазиями, оккультными явлениями и парапсихологией. В студенческие годы он также посещал спиритические сеансы и знакомился с философскими трудами. Его докторская диссертация называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений» (On the psychology and pathology of so-called occult phenomena)и была посвящена поведению его 15-летнего кузена, медиума, принимавшего участие в спиритических сеансах, которые посещал Юнг (Jung, 1902/1970). Все это вместе взятое, то есть интерес и желание разгадать «тайны жизни», в конце концов привело Юнга в психиатрию, психопатологию и психотерапию.
Во время обучения и психиатрической практики Юнг познакомился с работами Фрейда; он даже направил Фрейду копии своих опубликованных статей (например, Jung, 1907/1960). Позднее, в 1907 г., по инициативе Фрейда они встретились, стали близкими друзьями и поддерживали тесные личные и профессиональные отношения в течение нескольких лет. На протяжении этого времени Юнг, который всегда мыслил независимо, продолжал развивать собственные идеи о личности и психопатологии. В 1912 г. вышла работа Юнга «Символы трансформации» (Jung, Symbols of Transformation,1912/1967). В этой книге нашли отражение взгляды Юнга, противоречащие системе Фрейда, что неизбежно должно было привести к разрыву отношений между Юнгом и Фрейдом. Это обстоятельство чрезвычайно тревожило Юнга. Однако изменить что-либо было невозможно.
В последующие годы Юнг продолжил свое изучение личности. Его также интересовали другие разнообразные, эклектические вопросы (например, религиозный символизм, алхимия, летающие тарелки, ясновидение и спиритические сеансы). В 1921 г. вышла наиболее известная или, во всяком случае, одна из лучших его книг «Психологические типы» (Psychological Types,1921/1966). Юнг предпринял поездки в Северную Африку, Нью-Мексико (для изучения индейцев), Кению, Уганду, Индию и Рим. Он продолжал публиковать свои работы (в частности, «Современный человек в поисках души» (Modern Man in Search of a Soul,1933); «Психология и алхимия» (Psychology and Alchemy,1944/1968)). В 1957 г. он начал писать свою автобиографию Memories, Dreams, Reflections,которая была впервые опубликована в 1961 г.
Психология Юнга сформировалась под воздействием следующих факторов: широта и многообразие интересов; его творческое, интуитивное, независимое мышление; умение обобщить разнообразную информацию, идеи, опыт при создании аналитической психологии. В следующих разделах мы рассмотрим сущность подхода Юнга к психотерапии.
Прежде всего следует отметить, что подход Юнга труден для освоения. На это имеется целый ряд причин.
«Юнг никогда не излагал свою психологическую теорию как теорию в строгом понимании этого слова: то есть как совокупность обобщений и принципов, связанных с практикой психотерапии и формирующих ее содержание как научной дисциплины... Юнг не предлагает методологии, техники процедур, серии приемов, которыми мог бы воспользоваться его последователь» (Singer, 1973, р. 6).
Вполне понятно, что превращение юнгианского подхода в психотерапии в единое целое представляет довольно сложную задачу. Однако усилия того стоят.
Поскольку Юнг не всегда четко формулировал принципы своего подхода, особенно в части методов и техник, приходится привлекать другие источники, как это явствует из ссылок.
Философия и концепции.
Чтобы понять философию Юнга, целесообразно начать с предложенных им концепций. Далее приведены наиболее важные их них.
Концепции
Сознание.Речь идет об осознании, мыслях, чувствах и переживаниях, которые известны и доступны индивиду.
Эго.«Что касается сознания, важно представлять себе, что не может быть сознания без Эго, к которому оно относится» (Jung, 1968b, p. 10). Но что же такое Эго? «Эго есть сложное образование, состоящее, во-первых, из общего осознания своего тела, своего существования и, во-вторых, из содержащейся в памяти информации; вы представляете себе свое прошлое в виде череды воспоминаний. Вот две основные составляющие того, что мы называем Эго» (Jung, 1968b, p. 10). Эго — это то, что «дает жизнь сознанию»; это центр сознания.
Личное бессознательное.В области личного бессознательного находятся все воспоминания и переживания, которые были забыты или подавлены (Jung, 1936/ 1968); когда-то они были осознаны, при определенных обстоятельствах они вновь могут быть осознаны (например, если что-то заставляет вас вспоминать о прошлых событиях). «Личное (бессознательное) уходит в ранние младенческие воспоминания...» (Jung, 1956, р. 87). В рамках личного бессознательного обнаруживаются разного рода комплексы. «Комплекс представляет собой сгусток ассоциаций — своего рода картину более или менее сложной психологической природы — иногда травмирующего, болезненного характера, иногда просто болезненного и крайне чувствительного характера» (Jung, 1968b, p. 79). Например, индивид может иметь «материнский» или «отцовский» комплекс, то есть отличаться повышенной восприимчивостью к материнским или отцовским стимулам, что отражает некоторые неразрешенные вопросы во взаимоотношениях с родителями. Поскольку мы имеем свои комплексы, наши комплексы еще в большей степени имеют нас. Основной задачей юнгианской психотерапии, следовательно, является помощь пациентам в разрешении проблемных, травматических комплексов.
Коллективное бессознательное.«Содержание коллективного бессознательного никогда не доходит до сознания и, следовательно, никогда не приобретается индивидуально; своим существованием оно обязано наследственности» (Jung, 1936/1968, р. 42). Содержание коллективного бессознательного представляет собой образы, потенциальные возможности и склонности, которые унаследованы нами от предков (например, страхи, влечения, символические значения) — наше расовое, эволюционное и родовое наследие. Коллективное бессознательное является «универсальным», «извечным», «идентичным у всех индивидов», «составленным преимущественно из архетипов» (Jung, 1936/1968).
Чтобы лучше разобраться в том, что такое коллективное бессознательное, поясним, что представляют собой архетипы.
«Архетип (typos,отпечаток) — это определенное образование архаичного характера, продолжающее как по форме, так по содержанию, мифологические мотивы.В чистом виде мифологические мотивы проявляются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. К некоторым наиболее известным мотивам относятся фигуры Героя, Спасителя, Дракона (последний всегда связан с Героем, который должен его победить), Кита или Монстра, который проглатывает Героя» (Jung, 1968b, p. 41).
Архетипы относятся к «первобытным образам»; они не являются идеями, поскольку «лишены языковой структуры, обязательной для идей... они вызываются к жизни обстоятельствами» (Rychlak, 1973, р. 145).
«Архетипы нельзя считать полностью оформленными картинами, подобными мысленным образам прошлых переживаний из жизни индивида. Архетип матери, например, не имеет ничего общего с фотографическим изображением матери или женщины вообще. Он подобен негативу, который проявляется под действием переживаний» (Hall & Nordby, 1973, p. 42).
Архетипов существует великое множество, включая архетипы Героя, Матери, Отца, Семьи, Души, Хитреца (см. Jung, Collected Works,vol. 9, parts 1 and 2, (1936/ 1968, 1968a), где приводится подробное описание концепций архетипа и коллективного бессознательного). Наибольшее значение имеют архетипы персоны, анимы и анимуса, тени и «Я».
Персона(persona)буквально обозначает «маску, которую надевает актер и которая соответствует исполняемой им роли» (Jung, 1956, р. 167); назначение персоны «состоит в том, чтобы, с одной стороны, произвести определенное впечатление на других и, с другой стороны, скрыть истинную сущность индивида» (Jung, 1956, р. 203). Можно представить себе персону как «публичную личность», задача которой состоит в соответствии требованиям общества; за этой публичной личностью скрывается наша «частная личность» (Hall & Lindzey, 1970). В идеале персона должна быть гибкой, что дает возможность вести себя по-разному в зависимости от обстоятельств. Вместе с тем, если персона становится ригидной, адаптивность нарушается.
Юнг дает следующее определение анимы(anima).
«Каждый мужчина несет в себе извечный образ женщины, который не соответствует какой-либо конкретной женщине, хотя это определенный женский образ. Этот образ относится к бессознательному, является наследственным фактором первобытной природы, присущим органической системе мужчины, отпечатком или архетипом всех связанных с женщиной переживаний предков, хранилищем всех впечатлений, когда-либо произведенных женщиной» (Jung, 1925/1954, р. 198).
Этот извечный бессознательный образ лежит в основе сродства, близких отношений, влечения и отвращения. Если анима недостаточно интегрирована в личность индивида, сродство может быть нарушено. Таким образом, анима представляет собой женскую составляющую личности мужчины и может отражаться в отдельных снах, видениях, фантазиях и символических женских образах (например, Матери, Колдуньи).
«Поскольку анима представляет собой архетип и обнаруживается у мужчин, резонно предположить наличие равнозначного архетипа у женщин; подобно тому как мужчина уравновешивается женским элементом, женщина уравновешивается мужским» (Jung, 1968a, р. 14). Мужской архетип у женщины называется анимус(animus). «Подобно тому, как анима привносит сродство и влечение в сознание мужчины, анимус дает сознанию женщины способность к рефлексии, раскрепощению и самопознанию» (Jung, 1968a, р. 16). Если анимус недостаточно интегрирован в личность, эта способность может быть нарушена. Анимус отражается в отдельных снах, видениях, фантазиях и символических мужских образах (например, Отца, Дьявола).
Тень(shadow)относится к «темной стороне» нашей личности, животным инстинктам. В ней содержатся низменные побуждения, аспекты, которые мы предпочли бы скрывать, которых стыдимся (Singer, 1973). Это
«та скрытая, подавленная, как правило, низменная и отягощенная виной часть личности, которая тянется к животным предкам, составляет исторический аспект бессознательного... (Она включает) не одобряемые моралью склонности, а также целый ряд хороших качеств, например здоровые инстинкты, адекватные реакции, реалистичные озарения, творческие импульсы и т. д.» (Jung, 1968a, р. 266).
Поскольку тень относится к сфере бессознательного, а также содержит личные аспекты, которые нам не нравятся и которые хотелось бы скрыть, ее содержание часто проецируется на других (например, отношение к кому-либо как к тщеславному и самонадеянному человеку).
«Я» (self)представляет собой центральный архетип, центр личности. «Я» не только является центром, но и целой окружностью, в границах которой заключены сознательное и бессознательное, это центр всей совокупности...» (Jung, 1944/1968, р. 41). «Я» обеспечивает единство, организацию и стабильность функционирования личности. Оно отражается в символе мандалы, круге, Христе (Jung, 1968a).
Индивидуация— это «процесс, посредством которого человек становится психологическим "индивидом", то есть самостоятельной, неделимой единицей, или "целым"» (Jung, 1939/1968, р. 275).
Аттитюды. Это интроверсия и экстраверсия.
«Первая установка обычно проявляется в неуверенности, рефлексивности, привычке к уединению, склонности пускать все на самотек, некоторой защитной позиции и желании спрятаться за подозрительностью и недоверчивостью. Вторая установка обычно проявляется открытостью, искренностью, хорошей приспособляемостью к конкретной ситуации, быстрым формированием привязанностей и... часто граничит с избыточной доверчивостью и готовностью ввязаться в авантюрные предприятия» (Jung, 1956, р. 54).
Каждый из нас в той или иной мере обладает обеими этими установками, однако чаще всего одна из них доминирует.
Четыре функции.Это мышление, чувствование, ощущение и интуиция.
«Важнейшая функция ощущения — установить, что нечто существует, мышление говорит нам о значении этого существующего предмета или явления, чувствование подсказывает, какова его ценность, интуиция позволяет сориентироваться в источниках происхождения и перспективах. Ощущение и интуицию я называю иррациональными функциями, поскольку они имеют дело просто с тем, что происходит, с актуальной или потенциальной действительностью. Мышление и чувствование, будучи дискриминативными функциями, рациональны» (Jung, 1921/1971, appendix).
Типы.Возможные сочетания двух аттитюдов и четырех функций лежат в основе теории психологических типов: всего их насчитывается восемь (например, экстравертированный ощущающий тип, интровертированный чувствующий тип и т. д.). Определив тип человека, можно судить о присущих ему характерных подходах и функционированию в окружающем мире (Jung, 1921/1966). (Этот типологический подход лег в основу одного из наиболее популярных в настоящее время объективных личностных опросников — Определитель типов Майерс—Бриггс, Myers— Briggs Type Indicator.)
Заключительное примечание.Здесь перечислены далеко не все выдвинутые Юнгом концепции, а только наиболее важные из них. Другие концепции и определения можно найти в глоссарии, который приведен в книге Юнга Memories, Dreams, Reflections (Jung, 1961). Другие полезные источники информации включают введения в теорию личности (Hall & Lindzey, 1970; Hall & Nordby, 1973), а также словарь юнгианского анализа (Samuels, Shorter & Plaut, 1986). Установив и определив некоторые из основных концепций Юнга, давайте рассмотрим, как они соотносятся между собой. С этой целью сделаем определенные допущения.
Допущения
В основе системы взглядов Юнга лежат пятнадцать допущений. (Эти допущения (приведены курсивом) взяты из работы Maduro & Wheelwright, 1977, pp. 89-105.)
1. Личность испытывает влияние существования и потенциальной активации коллективного трансперсонального бессознательного. Здесь говорится о существовании коллективного бессознательного, которое есть у каждого из нас и влияет на наше повседневное функционирование.
2. Бессознательные элементы, неприемлемые для Эго, локализуются в личном бессознательном. Бессознательные, но забытые или подавленные элементы также содержатся в личном бессознательном. Однако лишь неприемлемые элементы причиняют боль, страдания и несчастья, которые являются главным фокусом психотерапии.
3. Со временем вокруг активированных архетипических образов формируются и получают энергетическую подпитку комплексы. Комплексы, «психические фрагменты, отщепившиеся вследствие психотравмирующих воздействий или определенных несовместимых тенденций» (Jung, 1937/1968, р. 121), обнаруживаются в личном бессознательном. Однако комплексы организуются и вызываются к жизни каким-либо архетипическим образом. Задача терапии — перевести проблемные комплексы в сознание, чтобы они могли быть разрешены и интегрированы в личность.
4. Эго служит посредником между бессознательным и внешним миром. Эго, таким образом, является связующим звеном, своеобразным мостиком, соединяющим бессознательное с внешним миром. Выполняя функции связующего звена, Эго играет ключевую роль в поддержании психического здоровья и здорового функционирования (или его отсутствия); это необходимо для поддержания целостности, установления границ и отделения существенных стимулов от несущественных.
5. «Я» представляет целостность, это организующий архетип. Как говорилось ранее, «Я» считается центром сознательного и бессознательного; кроме того, оно считается центральным архетипом, который отражен в круге мандалы или других символах «целостности».
6. Архетипы функционируют как органы коллективной бессознательной души. Архетипы пребывают в коллективном бессознательном и оказывают свое влияние оттуда; они такие же содержательные элементы коллективного бессознательного, как комплексы — содержательные элементы личного бессознательного.
7. Психическая реальность, бессознательный внутренний мир, не менее важна, чем мир внешний.
Бессознательное пребывает в постоянной активности, комбинируя материал в соответствии с будущими задачами. Оно продуцирует, причем не менее активно, чем сознательный разум, перспективные комбинации, причем эти комбинации превосходят по точности и по масштабам все, что делается на сознательном уровне. По этим причинам бессознательное может служить человеку надежным проводником при условии, что он не поддастся соблазну сбиться с пути (Jung, 1956, р. 126).
Бессознательное — это как раз то, с чем имеет дело аналитическая психология. «Под аналитической я подразумеваю процедуру, которая учитывает существование бессознательного» (Jung,1939/1968, р. 275).
8. Психология Юнга имеет дело преимущественно с центральными доэдиповыми переживаниями, тревогами и защитами, а не с эдиповыми конфликтами. Тем не менее эдиповы конфликты также существуют; эдипова драма по Фрейду происходит на основе архетипов. Система Юнга уделяет больше внимания доэдиповому периоду развития.
9. Личностный рост происходит на протяжении всего жизненного цикла, его может ускорить процесс «индивидуации» в более поздний период жизни. Хотя рост возможен в течение всей жизни, процесс индивидуации с соответствующим ускорением личностного роста происходит в среднем возрасте.
Мы можем, таким образом, определить индивидуацию как «приход к себе» или «самореализацию»... Индивидуация... означает процесс психологического развития индивидуальных качеств; другими словами, это процесс, благодаря которому человек самоопределяется, становится уникальным, таким, каков он есть (Jung, 1956, pp. 182-183).
10. Душа, саморегулирующаяся система, использует принцип конструктивной бессознательной компенсации.
Мы можем только утверждать, что бессознательные процессы находятся в компенсаторных взаимоотношениях с сознательным разумом. Я намеренно использую слово «компенсаторный»... поскольку сознательное и бессознательное не обязательно находятся в оппозиции друг другу, но дополняют друг друга, формируя единое целое (Jung, 1956, р. 186).
Например, то, что мы не можем пережить сознательно (определенные мысли, образы, эмоции), может проявиться (компенсироваться) в наших снах.
11. Нормальные и патологические Эго-защиты являются основными противоположными силами для преодоления конфликта в саморегулирующейся душе. Эго-защиты не следует считать однозначно «плохими»; они выполняют полезные защитные, поддерживающие функции, позволяя нам справляться со стрессом и конфликтами. Вместе с тем защиты могут зайти «слишком далеко», могут стать патологическими, создавая препятствия при терапии.
12. Душа спонтанно стремится к психологической целостности, интеграции сознательного и бессознательного материала, самоисцелению. Жизнь есть движение, стремление к завершенности, целостности. То же самое можно сказать о каждом индивиде, здоровом или нездоровом. К несчастью для нездорового индивида, его стремления оказываются бесплодными.
13. Регрессия может иметь приспособительное значение, быть «на службе Эго», «на службе «Я»». Регрессия, то есть перемещение в глубины бессознательного, играет важную роль при терапии. Такая регрессия адаптивна, она дает пациентам возможность соприкоснуться с ранними переживаниями и образами, интегрировать их в свою личность. «Терапия должна способствовать регрессии» (Jung, 1912/1967, р. 329).
14. Психическая энергия (либидо) является общей гипотетической энергетической силой, которая питает психические процессы и мысленные образы. Психическая энергия позволяет личности проявлять себя; насыщает наше существо жизненной силой. Без психической энергии ничего бы не было.
15. Процессы индивидуации происходят на протяжении всей жизни в соответствии с «психологическим типом» индивида. Здесь речь идет о значении двух аттитюдов (интроверсии и экстраверсии), четырех функций (ощущения, интуиции, мышления и чувствования) и их проявлениях в «психологическом типе». Жизнь переживается и разворачивается через призму того или иного психотипа; то же самое можно сказать о процессе индивидуации в целом.
Психопатология
Невроз есть диссоциация личности вследствие наличия комплексов. Само по себе существование комплексов является вполне нормальным; однако при их несовместимости отщепляется часть личности, которая противостоит сознательной части. Если расщепление затрагивает органическую структуру, диссоциация проявляется в виде психоза... Каждый комплекс живет собственной жизнью, личность никак не способствует их объединению.
«Поскольку отщепленные комплексы находятся в сфере бессознательного, они проявляют себя косвенно, то есть в виде невротической симптоматики. Вместо того чтобы страдать от психологического конфликта, индивид страдает от невроза... Идея психической диссоциации — наиболее общий способ определения невроза» (Jung, 1968b, p. 188).
Психоз является не чем иным, как «продолжением невроза, когда подавленные и бессознательные силы овладевают сознанием» (Ryckman, 1993, р. 87), или, говоря другими словами, «продолжением разделения личности, которое начинается с невротической предрасположенности» (Rychlak, 1973, р. 174). Таким образом, комплексы неотъемлемы от здоровья и психопатологии; по этой причине аналитический подход еще называют «психологией комплексов» (Hochheimer, 1969).
Хотя одно время комплексы считались «патологической причиной» расстройства (Jung, 1972), позднее Юнг отказался от единой теории происхождения нарушений.
«Я решил отказаться от единой теории невроза, за исключением нескольких общих моментов, таких как диссоциация, конфликт, комплекс, регрессия, понижение ментального уровня (abaissement du niveau mental),которые по-прежнему неотделимы от невроза. Другими словами, каждый невроз характеризуется диссоциацией и конфликтом, содержит комплексы, имеет следы регрессии и понижения ментального уровня. Эти принципы, исходя из моего опыта, не подлежат пересмотру» (Jung, 1926/1954, р. 114)
Таким образом, при любом неврозе терапевт должен ожидать, как минимум, проявлений в той или иной мере диссоциации, конфликта, комплексов, регрессии и понижения ментального уровня.
Заключение.Аналитическая психология включает такие концепции, как «комплекс», «архетип», «личное бессознательное», «коллективное бессознательное», «психологический тип», «индивидуация». Комплексы, эти «сгустки ассоциаций», являют собой вещество, из которого состоит личное бессознательное. Архетипы, наши «первобытные образы», составляют коллективное бессознательное. К наиболее важным архетипам относятся персона, анима, анимус, тень и «Я». В процессе терапии происходит понимание архетипической информации и разрешение комплексов.
В психологии Юнга преимущественное внимание уделяется доэдиповым, а не эдиповым феноменам. Сознательное и бессознательное взаимно дополняют друг друга, а не противостоят. Невроз, причиной которого ранее считались «комплексы», позднее стал включать несколько элементов, при этом комплексы были лишь одним из них. Психоз считается продолжением невроза. Невроз и психоз нарушают индивидуацию или препятствуют ей. Индивидуация является главной задачей и заключается в «приходе к себе» или «самореализации».