Тема 1. Теория организации в системе наук

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Конспект лекций

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК

2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

4. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

5. ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ

6. ЗАКОН РАЗВИТИЯ

7. ЗАКОН СИНЕРГИИ

8. ЗАКОН ИНФОРМИРОВАННОСТИ-УПОРЯДОЧЕННОСТИ

9. ЗАКОН ЕДИНСТВА АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

10. ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ (ГАРМОНИИ)

11. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

12. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

13. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

14. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

15. СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Цель плана-конспекта лекционного курса – краткое изложение фундаментальных основ теории организации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Лекционный материал структурирован и изложен по классической схеме: от уяснения предмета, функций, специфики учебной дисциплины, ее места и роли в системе научного знания к раскрытию системы законов и принципов организации, а также ключевых подсистем и отдельных аспектов функционирования современных организаций.

В плане-конспекте представлен необходимый минимум учебного материала, который выступает своеобразным «нулевым циклом» и одновременно предпосылкой к дальнейшей углубленной и эффективной проработке учебной, научной и справочной литературы. В список литературы включены основные работы отечественных и зарубежных авторов и авторских коллек-тивов, позволяющие расширить объем знаний в области теории организации и управления до уровня, необходимого для успешного прохождения итоговой аттестации по дисциплине.

Тема 1. Теория организации в системе наук

Основные вопросы темы

1. Общая характеристика системы наук об организации.

2. Предмет, функции и специфика теории организации.

3. Эволюция основных организационно-управленческих идей и концепций.

1.Понятие «организация» многомерно. Данный термин употребляется для обозначения «статики» какого-либо объекта, его структуры, характера внутреннего устройства (например, реорганизация предполагает установление нового порядка или обновление состава элементов, образующих единое целое) и «динамики», процесса изменений природных, технических или социальных объектов (скажем, организация аттестации персонала – это осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности работы каждого сотрудника и коллектива в целом).

Единство организационной статики и динамики – важнейший исходный принцип деятельности менеджера. Реализуя функцию управления, он осуществляет необходимые «процессуальные» действия (организует себя и других) и одновременно добивается того, чтобы на каждом этапе жизненного цикла самого предприятия и производимых товаров или предоставляемых услуг его структура была оптимальной, т.е. соответствовала бы конкретным условиям микро- и макросреды.

Таким образом, в первом приближении об организации можно говорить как о сложной системе, имеющей определенное внутреннее устройство (структуру), с одной стороны, и цели, ресурсы, механизмы существования и поддержания отношений с внешним окружением – с другой. Именно такое концептуальное ви́дение организации как «самоорганизующейся системы на всех этапах ее жизненного цикла» и положено в основу теории организации[1]. Однако подлинно научный анализ всего богатства содержания функционирования современных организаций возможен лишь с примене-нием междисциплинарной методологии. Чтобы проиллюстрировать это, обратимся к табл. 1, представляющей (по версии упоминавшегося профес-сора Б.З. Мильнера) систему наук об организации[2].

Таблица 1

Система наук об организации (по Б.З. Мильнеру)

Научные дисциплины Изучаемые аспекты
Теория организации Сущность, типы; цели, миссия, среда; структуры, коммуникации; механизм функционирования; адаптация, проектирование; динамика организации
Теория управления Субъекты и объекты управления; стимулирование и мотивация; принятие и реализация решений; подготовка и качество руководителей; руководство; линейное и функциональное управление
Психология Обучение, тренировка; мотивация; личность, восприятие; удовлетворенность работой; оценка действий; отношение к труду; форма поведения
Социология Социализация; групповые нормы и роли; статус, власть; конфликты; бюрократия; организационная культура
Социальная психология Изменение поведения, позиции; групповые процессы (формальные и неформальные)
Антропология Сравнительные ценности; сравнительные нормы; сравнительные позиции; этнические особенности
Экономические науки Регулирование; рыночные отношения; эффективность; экономическая стратегия
Юридические науки Законодательная регламентация; правила и нормативы; ответственность, санкции
Информатика Информационные потоки; обоснование решений; информационные технологии; телекоммуникации

Заметим, что проблема соотношения теории организации (ТО) и теории управления (ТУ) решается современными учеными неоднозначно.

По мнению одних, ТО и ТУ хотя и тесно взаимосвязаны, однако являются относительно самостоятельными сторонами менеджмента. Исходная позиция сторонников разграничения ТО и ТУ сводится к тому, что «организация» отвечает на вопрос «чем управлять?», а собственно «управление» – на воп-росы «для чего необходимо управлять?» и «каким образом следует управлять?». Именно в этом смысле ТО и ТУ являются двумя главными, т.е. специальными основами (СО), или «китами» менеджмента. Добавим к двум теоретическим элементам третий – практическую деятельность (ПД) менеджера, направленную на конкретное решение стратегических, тактических и оперативных задач, – и в совокупности с общенаучными знаниями, выступающими фундаментальными основами (ФО) менеджмента, получим универсальную формулу:

МЕНЕДЖМЕНТ = ФО +СО + ПД.

Обобщая взгляды сторонников разграничения теории организации и теории управления как относительно самостоятельных областей знания, упорядочим их представления о системе наук об организации, теории и практике менеджмента в виде схемы (см. рис. 1).


Практическая деятельность менеджера
Специальные основы менеджмента
Теория организации Теория управления
Фундаментальные (общенаучные) основы менеджмента
Гуманитарные дисциплины Социальные дисциплины Естественно-научные дисциплины Технические дисциплины
       

Рис. 1. Взаимосвязь фундаментальных (общенаучных), специальных и практических оснований современного менеджмента

Сторонники иной точки зрения рассматривают теорию организации в качестве составной части науки об управлении. Так, известный специалист по проблемам современного управления профессор Э.А. Смирнов иллюстрирует свою концепцию следующим образом (см. рис. 2).

Науки Функции управления   Концепции и теории управления
Экономическая теория Философия Социология Психология Педагогика Политология Другие Планирование Планирование Организация Координация Активизация Контроль Информирование   Стратегический менеджмент Разработка управленческих решений Теория организации Управление рисками Организационное поведение Аудит управленческой деятельности Информационные системы

Рис. 2. Место теории организации в системе управленческих наук[3]

К «смежным» с теорией организации управленческим дисциплинам правомерно отнести и такие самостоятельные области научного знания, как логистика, управление персоналом, конфликтология, гендерология. Такое расширение и конкретизация (стратегический менеджмент, организационное поведение) перечня научных дисциплин вызваны двумя обстоятельствами: во-первых, самим фактом существования и «признанием» их роли и значения для подготовки специалистов в области менеджмента, маркетинга, а также социологии, социальной психологии, социальной работы; во-вторых, необходимостью исследования так называемых пограничных областей и решения конкретных управленческих проблем на базе синтеза новейших научных достижений и разработок (см. табл. 2).

Таблица 2

Наши рекомендации