Тема 1. Теория организации в системе наук
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Конспект лекций
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
4. ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
5. ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ
6. ЗАКОН РАЗВИТИЯ
7. ЗАКОН СИНЕРГИИ
8. ЗАКОН ИНФОРМИРОВАННОСТИ-УПОРЯДОЧЕННОСТИ
9. ЗАКОН ЕДИНСТВА АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
10. ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ (ГАРМОНИИ)
11. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
12. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
13. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ
14. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
15. СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Цель плана-конспекта лекционного курса – краткое изложение фундаментальных основ теории организации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Лекционный материал структурирован и изложен по классической схеме: от уяснения предмета, функций, специфики учебной дисциплины, ее места и роли в системе научного знания к раскрытию системы законов и принципов организации, а также ключевых подсистем и отдельных аспектов функционирования современных организаций.
В плане-конспекте представлен необходимый минимум учебного материала, который выступает своеобразным «нулевым циклом» и одновременно предпосылкой к дальнейшей углубленной и эффективной проработке учебной, научной и справочной литературы. В список литературы включены основные работы отечественных и зарубежных авторов и авторских коллек-тивов, позволяющие расширить объем знаний в области теории организации и управления до уровня, необходимого для успешного прохождения итоговой аттестации по дисциплине.
Тема 1. Теория организации в системе наук
Основные вопросы темы
1. Общая характеристика системы наук об организации.
2. Предмет, функции и специфика теории организации.
3. Эволюция основных организационно-управленческих идей и концепций.
1.Понятие «организация» многомерно. Данный термин употребляется для обозначения «статики» какого-либо объекта, его структуры, характера внутреннего устройства (например, реорганизация предполагает установление нового порядка или обновление состава элементов, образующих единое целое) и «динамики», процесса изменений природных, технических или социальных объектов (скажем, организация аттестации персонала – это осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности работы каждого сотрудника и коллектива в целом).
Единство организационной статики и динамики – важнейший исходный принцип деятельности менеджера. Реализуя функцию управления, он осуществляет необходимые «процессуальные» действия (организует себя и других) и одновременно добивается того, чтобы на каждом этапе жизненного цикла самого предприятия и производимых товаров или предоставляемых услуг его структура была оптимальной, т.е. соответствовала бы конкретным условиям микро- и макросреды.
Таким образом, в первом приближении об организации можно говорить как о сложной системе, имеющей определенное внутреннее устройство (структуру), с одной стороны, и цели, ресурсы, механизмы существования и поддержания отношений с внешним окружением – с другой. Именно такое концептуальное ви́дение организации как «самоорганизующейся системы на всех этапах ее жизненного цикла» и положено в основу теории организации[1]. Однако подлинно научный анализ всего богатства содержания функционирования современных организаций возможен лишь с примене-нием междисциплинарной методологии. Чтобы проиллюстрировать это, обратимся к табл. 1, представляющей (по версии упоминавшегося профес-сора Б.З. Мильнера) систему наук об организации[2].
Таблица 1
Система наук об организации (по Б.З. Мильнеру)
Научные дисциплины | Изучаемые аспекты |
Теория организации | Сущность, типы; цели, миссия, среда; структуры, коммуникации; механизм функционирования; адаптация, проектирование; динамика организации |
Теория управления | Субъекты и объекты управления; стимулирование и мотивация; принятие и реализация решений; подготовка и качество руководителей; руководство; линейное и функциональное управление |
Психология | Обучение, тренировка; мотивация; личность, восприятие; удовлетворенность работой; оценка действий; отношение к труду; форма поведения |
Социология | Социализация; групповые нормы и роли; статус, власть; конфликты; бюрократия; организационная культура |
Социальная психология | Изменение поведения, позиции; групповые процессы (формальные и неформальные) |
Антропология | Сравнительные ценности; сравнительные нормы; сравнительные позиции; этнические особенности |
Экономические науки | Регулирование; рыночные отношения; эффективность; экономическая стратегия |
Юридические науки | Законодательная регламентация; правила и нормативы; ответственность, санкции |
Информатика | Информационные потоки; обоснование решений; информационные технологии; телекоммуникации |
Заметим, что проблема соотношения теории организации (ТО) и теории управления (ТУ) решается современными учеными неоднозначно.
По мнению одних, ТО и ТУ хотя и тесно взаимосвязаны, однако являются относительно самостоятельными сторонами менеджмента. Исходная позиция сторонников разграничения ТО и ТУ сводится к тому, что «организация» отвечает на вопрос «чем управлять?», а собственно «управление» – на воп-росы «для чего необходимо управлять?» и «каким образом следует управлять?». Именно в этом смысле ТО и ТУ являются двумя главными, т.е. специальными основами (СО), или «китами» менеджмента. Добавим к двум теоретическим элементам третий – практическую деятельность (ПД) менеджера, направленную на конкретное решение стратегических, тактических и оперативных задач, – и в совокупности с общенаучными знаниями, выступающими фундаментальными основами (ФО) менеджмента, получим универсальную формулу:
МЕНЕДЖМЕНТ = ФО +СО + ПД.
Обобщая взгляды сторонников разграничения теории организации и теории управления как относительно самостоятельных областей знания, упорядочим их представления о системе наук об организации, теории и практике менеджмента в виде схемы (см. рис. 1).
Практическая деятельность менеджера | |||
Специальные основы менеджмента | |||
Теория организации | Теория управления | ||
Фундаментальные (общенаучные) основы менеджмента | |||
Гуманитарные дисциплины | Социальные дисциплины | Естественно-научные дисциплины | Технические дисциплины |
Рис. 1. Взаимосвязь фундаментальных (общенаучных), специальных и практических оснований современного менеджмента
Сторонники иной точки зрения рассматривают теорию организации в качестве составной части науки об управлении. Так, известный специалист по проблемам современного управления профессор Э.А. Смирнов иллюстрирует свою концепцию следующим образом (см. рис. 2).
Науки | Функции управления | Концепции и теории управления |
Экономическая теория Философия Социология Психология Педагогика Политология Другие | Планирование Планирование Организация Координация Активизация Контроль Информирование | Стратегический менеджмент Разработка управленческих решений Теория организации Управление рисками Организационное поведение Аудит управленческой деятельности Информационные системы |
Рис. 2. Место теории организации в системе управленческих наук[3]
К «смежным» с теорией организации управленческим дисциплинам правомерно отнести и такие самостоятельные области научного знания, как логистика, управление персоналом, конфликтология, гендерология. Такое расширение и конкретизация (стратегический менеджмент, организационное поведение) перечня научных дисциплин вызваны двумя обстоятельствами: во-первых, самим фактом существования и «признанием» их роли и значения для подготовки специалистов в области менеджмента, маркетинга, а также социологии, социальной психологии, социальной работы; во-вторых, необходимостью исследования так называемых пограничных областей и решения конкретных управленческих проблем на базе синтеза новейших научных достижений и разработок (см. табл. 2).
Таблица 2