Сущность системного подхода

Системный подход - качественно новая ступень ме­тодологии научного познания и практической деятель­ности. Понимание объектов как систем обеспечивает бо­лее углубленную постановку изучаемых проблем и по­зволяет разработать плодотворную стратегию их ис­следования. Особенность системной методологии заклю­чается в установке на целостность объекта и факторов, ее обусловливающих. Она позволяет выявить все много­образие и сложность связей, присущих объекту, и пред­ставить их в реальном единстве. В настоящее время системный подход становится одним из ведущих методов в познавательной и созида­тельной деятельности. Системный подход представляет собой совокупность принципов и методов, эвристически ориентирующих конкретные исследования и разработки. Дизайн как вид проектирования свое название полу­чил от английского термина design, означающего широ­кий круг понятий: затея, выдумка, ухищрение, интрига, изображение, узор, рисунок, предположение, план дей­ствии и, наконец, проект. Адекватными существу дизайна представляются определения проектного ряда. Хотя и они также весьма многообразны, из значительного числа определений ока­зывается возможным вычленить характерную, наиболее часто встречающуюся общую и сущностную трактовку предмета дизайна (а отсюда — и его дефиницию). Необ­ходимый для выведения понятия дизайна анализ худо­жественно-конструкторской деятельности показывает, что ее предметом является целостное структурирование (структурообразование), а целью — целостно-структурированный объект. Однако такого обобщенного опре­деления недостаточно. Понятие целостного позволяет увидеть в предмете и цели дизайна диалектические связи двух аспектов — утилитарного (удовлетворяющего любые практические жизненные потребности) и эстетического (отражающе­го специфическую потребность в прекрасном, в гармо­ничной, художественно осмысленной среде). Первая сторона целостного структурообразования, связанная с созданием полезного в объекте, предполагает: 1) техническое, совершенство; 2) технологическую целесообразность; 3) .экономический эффект; 4) эргоно­мический комфорт.Вторая сторона, обусловливающая создание пре­красного в объекте, предполагает: 1) положительность эмоции; 2) эстетическую выразительность; 3) художе­ственную образность; 4) знаковую ассоциативность. Целостное структурообразование объекта в диалек­тическом единстве утилитарного и эстетического осуще­ствляется в соответствии с ценностным идеалом мате­риально-художественной культуры общества. При единстве предмета дизайна - процесса целост­ного структурообразования объекта - существуют зна­чительные различия в типах его конкретных объектов, методах и задачах каждого его вида. Исходя из того, является объектом дизайнерской разработки предмет пли процесс, определяются соответственно вещный и деятельностный уровни типологии. В зависимости от пред­почтения, отдаваемого при дизайн-разработке проблеме пользы или красоты, определяется соответственно ее преимущественно утилитарный или эстетический аспект. При наложении друг на друга указанных уровней и ас­пектов образуется типологическая матрица дизайна. Естественно возникновение и «пограничных» ситуаций. Это происходит в том случае, когда утилитарный и эс­тетический аспекты находятся в гармоничном равнове­сии, а вещный и деятельностный уровни одновременно и взаимосвязанно лежат в поле зрения дизайнера. Уста­новленные основания типологии позволяют определить объекты и через них виды дизайна следующим образом.

Дизайн-проектирование процессуально-деятельностных систем осуществляется также в трех видах.

1.Целостное структурообразование отношений между людьми, их действий, так сказать, «в чистом виде», по­лучило своеобразное название «нон-дизайна» («не-дизайна»). Этот термин свидетельствует о невозможно­сти применения традиционно-проектных методов дизай­на. Программирование отношений осуществляется спе­цифически на вербальной, словесно-логической осно­ве и воплощается, например, в правилах и нормах пове­дения, сценариях и др.

2. Целостное структурообразование форм выразитель­ности объекта - деятельность совершенно особенного направления — арт-дизайна (от английского art — ис­кусство, «дизайн-искусство»). Все усилия проектиров­щика в процессе этого вида деятельности направлены на организацию художественных впечатлений, получае­мых от воспринимаемого объекта. Это — «проектирова­ние эмоций», цели которого сходны с некоторыми зада­чами «чистого» изобразительного искусства. Однако здесь функционируют не произведения искусства, а обычные вещи, утилитарные функции которых подчас завуалированы, отстранены или вообще «сняты».

3.Целостное структурообразование содержания и фор­мы предметной системы или программы деятельности, которая получает предметную оснастку, с одновремен­ной и взаимосвязанной разработкой всех структурных элементов и управляющих моментов, с «выходом» на формирование художественного образа, называется си­стемным дизайном.

Наши рекомендации