Клиническая психология с точки зрения культуры
Поскольку клиническая психология брала свое начало в США, культурная ориентация этой области прежде всего отражала американское влияние. По сути дела,
США представляют собой конгломерат большого количества различных культур. Тем не менее, в первую очередь это'западная (то есть западноевропейская) культура, значительно отличающаяся по своему подходу от восточной (то есть азиатской). Поэтому неудивительно, что теоретические основы клинической психологин были тесно связаны с такими западными учеными, как Фрейд и Уотсон. В 1900 году было опубликовано «Толкование сновидений» Фрейда (Interpretation of Dreams, Freud, 1900). В основе книги лежала идея физического детерминизма, в соответствии с которой все, что касается мыслей и поведения индивида, представляет собой про-Дукт определенных законов природы, а не свободной воли. По Фрейду, мысли или действия могут носить бессознательный характер и в ходе психоанализа можно выявить их причины или мотивы, которые не осознаются личностью. Эти бессознательные процессы вмешиваются и являются составной частью обычного функционирования «нормального» человека, Таким образом, Фрейд положил начало развитию психоанализа как метода лечения (Reisman, 1991). Отдельные моменты теории Фрейда вызывали полемику. В частности,.те, кто критиковал эту теорию, не могли понять, почему такое значение он придавал сексуальной мотивации. Даже Юнг, протеже Фрейда, рекомендовал ему отводить «сомнительной теме» секса более ограниченную роль. Однако, несмотря на все разногласия, теория психоанализа получила высокую оценку, и ее популярность росла с течением времени. Использование самоанализа также завоевало популярность.
В 1913 году Уотсон опубликовал манифест «Психология с точки зрения бихевиоризма». В нем он говорил о том, что психологии следует сосредоточиться на прогнозировании и контроле поведения. Он утверждал, что психологии следует заниматься исключительно стимулами и реакциями. Исследователи должны выявлять реакции, соответствующие определенным стимулам. Метод самоанализа следует свести к минимуму.
С появлением бихевиоризма в психологии произошло смещение акцентов — с изучения сознания на изучение поведения. Бихевиоризм вызывал все больший энтузиазм. Люди не желали рассматривать психологию как совокупность отвлеченных идей. Их интересовала практическая применимость знания. Откликом на крайние проявления бихевиоризма было стремление выяснить, до какой степени поведение формируется в процессе научения (Reisman, 1991). Концепция культуры стала центральной составляющей научения, хотя большинство бихевиори-стов в то время всего лишь изучали то, что непосредственно предшествует или следует за поведением, а не долговременный процесс социализации, связанный с культурой. Вместе с бихевиоризмом пришел растущий интерес к методам на-
учных исследований, основанным на дефинициях, поддающихся рабочей проверке и эмпирической корректировке, проверке гипотез, использовании контрольных групп и т. п.
Психоаналитическая и бихевиористская традиция положили начало ряду важных теоретических подходов, включая неофрейдизм, психотерапию, центрированную на пациенте, гештальт-терапию, экзистенциальный подход, когнитивный и когнитивно-поведенческий подход. Однако большей частью идеологический фундамент данных подходов отличали две особенности: они были типично западными и не учитывали влияние культуры.
Специалисты в области культурной антропологии также проявляли интерес к поведению. Многие из них обращались к исследованиям по психологин, пытаясь определить, какие типы поведения универсальные, какие, судя по всему, врожденные, а какие — приобретенные. Линтон (Linton, 1938) указывал, что ни один человек не может усвоить все нюансы и тончайшие оттенки значений, которые содержатся в его культуре. Более того, он утверждал, что понимание культуры индивида — это тот базис, па основании которого возможно прогнозирование его поведения. Антропологи понимали, что личность следует изучать с учетом культурного и экологического контекста. США постепенно становились более интегрированной в культурном отношении страной, в особенности» с возрождением иммиграции, которое имело место в результате принятия законов об иммиграции, в частности, поправок 1965 году к Закону Маккарена-Уолтера, допускавших массовую иммиграцию из стран Азии (U. S. Commission on Civil Rights, 1992).
Культура определялась по-разному. Кребер и Клукхольн (Kroeber & Kluckholn, 1952) полагали, что культура представляет собой модели поведения, которые передаются при помощи символов, обозначающих отдельные достижения групп людей. Культура может рассматриваться также как совокупность правил и норм, которые обеспечивают стабильность и гармонию в обществе. Это определение культуры мы используем в данной главе, рассматривая вопрос о клинической психологии.