| При оценке степени этичности принимаемых решений существенное значение имеют ЦЕННОСТИ. Специалисты по этике бизнеса в этой области опираются на разработки Милтона Рокича. Согласно Рокичу, ценность – «это убеждение, на основании которого формируется предпочтительность действий человека». Такие убеждения имеют силу предписаний. Следовательно, этические ценности – это имеющие силу предписаний убеждения относительно истинного и ложного (правильного и неправильного). В основе ценностей могут лежать правила вроде Десяти заповедей (дентологические, основанные на правилах) убеждениями, а могут и предполагаемые цели (телеологические убеждения) |
| По шкале М.Рокича ценности делятся на две большие группы: терминальне (конечные) и инструментальне. первые описывают конечные цели, а вторые – способы поведения, ориентированного на достижение этих целей. |
Терминальные (конечные) ценности | Конечные ценности: комфортная (богатая) жизнь; захватывающая (активная, стимулирующая) жизнь; чувство свершения (долговременного вклада); мир в мире (отсутствие войн и конфликтов); мир красоты (красота природы, искусство); равенство (братство); безопасность семьи (забота о родных и любимых); свобода (независимость, свобода выбора); счастье (удовлетворенность); внутренняя гармония (отсутствие внутренних конфликтов); зрелая любовь (сексуальная и духовная близость); национальная безопасность (защищенность от нападения); удовольствия наслаждение досугом); спасение (вечная жизнь души); самоуважение; признание в обществе (уважение, восхищение); подлинная дружба (тесные товарищеские отношения); мудрость (зрелое понимание жизни). |
Инструментальные ценности описывают способы поведения, ориентированного на достижение этих целей | Инструментальные ценности: честолюбие (способность к напряженному труду, целеустремлённость); широта (открытость) мышления; способности (компетентность, эффективность); жизнерадостность (способность радоваться); чистота (аккуратность, опрятность); отвага (способность постоять за свои убеждения); способность прощать (готовность извинять других людей); умение быть полезным (работа на благо других); честность (искренность, правдивость); воображение (дерзновенность, созидательность); независимость (самодостаточность, способность полагаться на свои силы); интеллектуальность (рассудительность, способность к рефлексии); логичность мышления (последовательность, рациональность); умение любить (способность испытывать привязанность, нежность); послушание (исполнительность, почтительность); вежливость (обладание хорошими манерами, уважительность); ответственность (надежность); способность к самоконтролю (сдержанность, самодисциплина). Исследователи этики используют шкалу инструментальных ценностей и конечных ценностей или комбинированные шкалы. |
Модераторы личных ценностей: сила эго, зависимость от обстоятельств и источник влияния. | Модераторы личных ценностей. При принятии решений важны не только доминирующие у субъекта ценности, но и свойства личности, которые называют «модераторами», это сила эго, зависимость от обстоятельств и источник влияния. Сила эго – это синоним уверенности в себе. Она сопряжена с личными убеждениями. Предполагается, что уверенный в себе человек с сильным эго станет полагаться на личные убеждения в большей мере, чем люди со слабым эго. Скорее всего, человек с сильным эго будет в большей мере основываться на своих личных ценностях и представлениях о правильном и неправильном. Он в меньшей мере будет подвержен влиянию других людей. |
Зависимость от обстоятельств | Зависимость от обстоятельств. В сложных, двусмысленных ситуациях люди, зависимые от обстоятельств, склонны в большей мере пользоваться предоставляемой другими информацией для прояснения сути дела. Людям, не зависящим от обстоятельств, свойственно полагаться на ту информацию, которой они располагают (или которую получают сами). |
| Этические проблемы часто создают неопределенность. В организационном контексте люди, зависимые от обстоятельств, сталкиваясь со сложными этическими проблемами, скорее всего, будут в большей мере подвержены влиянию сил, существующих внутри организации, поскольку при принятии решений они основываются на информации, исходящей от других сотрудников или руководства. Следовательно, принимаемые такими людьми решения будут, по всей вероятности, отличаться от тех, которые они приняли бы, действуя вне организации. Люди, не зависимые от обстоятельств, склонны ограничивать информацию, которой они пользуются при принятии решений, имеющимися в их распоряжении данными. Это либо заранее собранная, либо полученная ими специально для решения трудной этической проблемы информация. Решения, принятые не зависящими от обстоятельств людьми, скорее всего, основываются на их личных ценностях, а степень отклонения таких решений от тех, которые эти люди приняли бы, действуя вне организации, будет, вероятно, меньшей, чем в предыдущем случае. |
Источник влияния | Источник влияния. Представление об источнике влияния отражает понимание индивидуумом, каким контролем над событиями он располагает. |
Экстренал | Экстренал, т.е. человек, убежденный в том, что контроль над происходящим осуществляется извне, верит, что событиями правит судьба, рок или фортуна. |
Интренал | Интернал, напротив, считает, что своими поступками он управляет течением событий. Интерналы скорее и чаще чувствуют ответственность за результаты своей деятельности и, таким образом, более склонны полагаться на личные ценности и представления о правильном или неправильном. Вероятность того, что экстренал почувствует ответственность за последствия своего поведения, меньше, а потому экстренал скорее и в большей степени подвержен влиянию сил, существующих внутри организации. В целом степень, в которой поведение человека, принимающего решения, отражает личные ценности, отчасти определяется силой эго этого человека, отчасти ─ тем, насколько сильно он зависит от обстоятельств, и отчасти ─ его представлениями об источнике влияния на развитие события. |
Моральное одобрение как условие этичности принимаемых решений | Моральное одобрение – это «желание избежать морального осуждения». У людей есть потребность быть нравственными (Джонни и Верстеген). Указанная потребность побуждает человека стремиться к моральному одобрению со стороны других людей и (или) самоодобрению либо, по меньшей мере, избегать морального порицания. Теория морального одобрения строиться на четырёх элементах поступка – это сумма всего вреда и (или) всех благ, сопряженных с данным поступком. Чем больше конечный вред от конкретного поступка, тем больше моральная ответственность человека, совершившего этот поступок. Степень моральной амбивалентности конкретной ситуации называют степенью очевидности зла. Если поступок явно аморален, моральная ответственность человека больше, чем в случаях, когда поступок этически амбивалентен. |
| Рассмотренные выше свойства личности составляют сложную мозаичную картину факторов, влияющих на поведение лиц, принимающих решения. Ценности являются фундаментальными убеждениями, образующими устои поведения индивидуумов. Сила эго, зависимость от обстоятельств и источник влияния характеризуют различные взаимоотношения человека со средой, которые воздействуют на то, в какой степени он будет руководствоваться личными ценностями в процессе принятия решений. Стадия нравственного развития описывает тип обоснования, с помощью которого люди определяют свои поступки. Моральное одобрение отражает внутреннюю потребность в одобрении. Каждая из этих характеристик может подкреплять как этичное, так и неэтичное поведение. Они также могут вступать в противоречия |