Процедура изготовления материала. Самостоятельное изготовление одного комплекта игры предполагает набор из 16 деревянных кубиков, раскрашенных соответствующим образом
Самостоятельное изготовление одного комплекта игры предполагает набор из 16 деревянных кубиков, раскрашенных соответствующим образом. Размер кубиков такой же, как и для игры «Уни-куб». Кубики необходимо разметить, проведя диагонали
Последние темы курса целесообразно разбивать на несколько занятий, в зависимости от уровня подготовленности детей.
на противоположных гранях (Приложение, рис. 76). Обратите внимание, что диагонали параллельны.
Порядок окраски (оклеивания цветной бумагой) следующий:
- передняя грань белая (на рисунке она изображена прозрачной);
- задняя грань — желтая;
- правая грань — синяя;
- левая грань — красная;
- верхняя грань — желто-синяя;
- нижняя грань — красно-белая.
Узоры-задания даны в Приложении в 1/6 натуральной величины, для учащихся первых классов имеет смысл увеличить их До 1/2.
Упражнение 2
Цель:
- развитие пространственных представлений и воображения,
- развитие мелкой моторики.
Материалы:
- набор лекал-форм различных предметов (Приложение, рис. 62-63) из плотного картона, рабочие тетради, простые и цветные карандаши.
Необходимое время: 25 минут.
Процедура проведения
Участникам предлагается уже знакомое им упражнение — построение композиций наложенных изображений с помощью специальных лекал (см. занятие 17, упражнение 1). Однако данное упражнение выполняется в видоизмененном варианте.
Каждому участнику ведущий раздает по 5 лекал и предлагает построить композицию из 3-5 фигур, обводя лекала простым карандашом. Далее нужно будет раскрасить рисунок цветными карандашами, но таким образом, чтобы определенный цвет не совпадал с контурами конкретной фигуры. Цвет в данном случае выступает в роли помехи, затрудняющей выделение отдельных изображений. Для иллюстрации требуемого результата ведущий может продемонстрировать учащимся подобные рисунки (Приложение, рис. 64 В, Г), предложив кому-либо из детей обвести фигуры, составляющие рисунок, по контуру.
После выполнения задания участники обмениваются рисунками и «прочитывают» чужие изображения. Если дети легко справляются с заданием, ведущий предлагает им создать еще несколько подобных композиций, обменявшись между собой лекалами.
Комментарии к занятию
Основным упражнением занятия 21 является упражнение 2. Именно ему нужно уделить достаточно времени, чтобы дети могли освоить необходимые навыки.
Поэтому емкость первого упражнения определяется ведущим, исходя из конкретных условий и возможностей участников. Освоение заданий игры «Сложи узор» предусмотрено и на последующих занятиях (в Приложении на рис. 78-80 приводятся серии заданий различной сложности, что позволит ведущему варьировать степень сложности для конкретных учащихся).
Если составление цветных композиций из наложенных изображений освоено участниками достаточно полно, следует больше внимания уделить другому заданию.
Занятия 23, 24.
Цели:
- те же, что в предыдущих занятиях.
Упражнение 1
Цель:
- развитие пространственного восприятия и мышления.
Материалы:
- наборы цветных кубиков (Приложение, рис. 73) по числу участников.
Необходимое время: 15-20 минут.
Процедура проведения
Ведущий предлагает участникам игру «Уникуб» — каждый участник начинает работу с тех заданий, с которыми он не справился раньше. Затем выполняются более сложные задания (Приложение, рис. 74-75).
Упражнение 2
Цель:
та же, что в занятии 17, упражнение 1.
Материалы:
- лекала букв и цифр из плотного картона (изготавливаются самостоятельно), из расчета не менее пяти для одного участника, рабочие тетради, простые карандаши.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения
Задание выполняется аналогично работе с лекалами предметных изображений. Детям предлагается построить композиции наложенных изображений букв и цифр. Используется простой карандаш, количество изображений в композиции от 3 до 5 (примеры рисунков см. в Приложении, рис. 81).
Так же, как и на предыдущих занятиях, производится обмен рисунками и «прочтение» чужих композиций. Дети должны создать не менее трех авторских композиций на одном занятии.
Комментарии к занятию
Как и в предыдущей паре, в этих двух занятиях предполагается акцентирование либо первого, либо второго упражнения на первом и втором занятии из пары.
Занятиz 25, 26, 27.
Цели
- развитие зрительно-пространственного восприятия;
- развитие мысленного перемещения зрительных образов.
Упражнение 1. «Выдели фигуру из фона»
Цель:
- развитие зрительно-пространственного восприятия, развитие
- мысленного перемещения зрительных образов.
Материалы:
- набор цветных рисунков из геометрических фигур (Приложение, рис. 82А-85А); изображение некоторых деталей этих рисунков (Приложение, рис. 82Б-85Б); на основе этих деталей изготавливаются лекала из плотного картона для работы по облегченному варианту упражнения.
Необходимое время:
15-20 минут для каждого участника.
Процедура проведения
Упражнение, в силу своей повышенной сложности, проводится индивидуально с каждым учащимся. На протяжении 2-3 встреч ведущий последовательно предлагает ребенку все карты комплекта. Время работы с одним участником определяется уровнем его работоспособности. При наступлении усталости работу с ребенком продолжать нецелесообразно.
К каждому цветному рисунку прилагается несколько изображений геометрических фигур, содержащихся в скрытом виде на цветном рисунке (цвет в данном случае служит «шумом», затрудняет выделение нужной фигуры). Задача учащегося — увидеть и показать на цветной карте конкретную геометрическую фигуру из изображенных на листе Б.
Ведущий просит показать последовательно все фигуры, нарисованные на листе Б каждой цветной карты. Упражнение имеет несколько уровней сложности.
A) Наиболее сложный вариант выполнения — с опорой только на зрительную память. Учащемуся в течение 10 секунд демонстрируется фигура, которую нужно найти на цветной карте (см. Приложение рис. 82А-85А). Запомнив фигуру, учащийся по памяти должен найти ее на основном рисунке. Необходимо учитывать, что на основном рисунке искомая фигура может быть повернута относительно оси координат. Этот факт, в случае затруднений ученика, используется ведущим как подсказка. Если ребенок не в состоянии выполнить задание в таком варианте, психолог использует пошаговую помощь:
Б) предлагает искать заданную фигуру с опорой на зрительный образец, то есть открывает изображение искомой фигуры и кладет рядом с цветной картой;
B) предлагает еще более легкий вариант решения зрительной задачи — взять вырезанный из картона образец искомой фигуры и, используя ручной поиск, накладывать образец на цветную карту.
Комментарии к занятию
Это самое сложное и объемное задание программы. Необязательно, чтобы дети этого возраста и при наличии данного типа мозговой недостаточности справились со всеми заданиями занятия. Однако необходимо добиться, чтобы большинство предложенных зрительных задач были решены на уровне вариантов Б и В.
Во время работы ведущего с конкретным ребенком остальным участникам можно предложить задания игр Б.П. Никитина, которые вызывали у них затруднения на предыдущих занятиях.
Литература
1. Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. М.,1991.
2. БурменскаяГ.В., Кабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
3. Ветер Л.А., Ветер А.Л. Домашняя школа. М.: Знание, 1994.
4. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1988.
5. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольника. М.: Просвещение, 1978.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
7. Грановская P.M., Березная И.Я. Запоминание и узнавание фигур. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.
8. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Изд. Ин-та общей и педагогич. психологии АПН, 1987.
9. ЗабрамнаяС.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика-пресс, 1993.
10. Зейгарник Б.В. Нарушения мышления у психически больных. М., 1958.
11. Зейгарник Б.В. Патология мышления. М., 1962.
12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
13. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987.
14. КорневА.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: Гиппократ, 1995.
15. КорсаковаН.К., МосковичютеЛ.И. Клиническая нейропсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
16. ЛурияА.Р. Курс лекций по общей психологии. Ощущение и восприятие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.
17. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
18. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М.: Просвещение, 1990.
19. Нейропсихологическая диагностика / Под ред. Е.Д. Хом-ской. Ч. I, II. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
20. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Ф. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.
21. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
22. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
23. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.
24. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1991.
25. ЦветковаЛ.С. Методика диагностического нейропсихологическо-го обследования детей. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
26. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). М., 1974.
27. Оечарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996.
28. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
29. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. М.-Тула: Изд. Ин-та общей и педагогич. психол. АПН, 1993.
30. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.
31. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., КаплуновичИ.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988.
32. ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Шевлякова Ирина Николаевна
ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО НА МИР