Некоторые правила чтения транскрипции
Санскритские буквы в транскрипции имеют примерно такие соответствия русским буквам и звукам.
Гласные делятся на краткие (как в словах «сам», «кит») и долгие, отмечаемые чертой над ними ( , , ). Как правило, они произносятся открыто, например, е в словах veda или deva произносится ближе к «э», нежели к «е». Надстрочная запятая перед буквой ставится на месте аили , выпавшего по правилам санд-хи (сочетания).
Согласные b,v,g, d, sи др. произносятся, как в русском языке. Исключения:j — дж, — нь, с — ч, — щ, — ш. В других случаях соединение согласной со строчной h означает придыхательную согласную, а не соединение двух согласных (например, cha, и т. п.). Точкой над буквами или передаются различные степени мягкости или назализации звуков — носовой резонанс ( ) или гуттуральный носовой (как английское ng),точкой же под и ( ) — церебральный носовой, как бы с призвуком русского л. Точка под согласными ( , , , ) отмечает церебральные звуки, или — сонанты, т. е. слогообразующие согласные (как, например, в русском «бодрствование» или чешском vlk), а под — глухое придыхание (visarga).
Приложение 6
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Артхашастра. — М., 1993.
Борислав. Вечная йога для современного человека. Очистительные приёмы. — М., 1997.
Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). — М., 1995.
Ван-Лизебет. Тантра. — Новочеркасск, 1999.
Ватсьяяна Малланага. Камасутра. — М., 1993.
Вивекананда Свами. Практическая веданта. — М., 1993.
Вигасин А.А., Самозванцев A.M. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. — М., 1984.
Ганди М. Насилие и неотмщение // Насилие: философия, этика, политика. — М., 1993.
Ганди М.К. Моя жизнь. — М., 1969.
Гроф С. За пределами мозга. — М., 1993.
Гуманистические проблемы психологической теории. — М., 1995.
Гусева Н.Р. Индуизм. — М., 1977.
Гусейнов А.А. Этика // Вопросы философии. — 1999. — №8.
Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. — М., 1986.
Законы Ману. — М., 1992.
Ильин И. О сопротивлении злу силой // Путь к очевидности. — М., 1998.
Индийская жена. — М., 1996.
Кессиди Ф.Х. Философские и этические проблемы генетики человека. — М., 1994.
Классическая йога. — М., 1992.
Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. — СПб., 2000.
Колесов В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. — СПб., 1991.
Кон И.С. Сексуальность и нравственность // Этическая мысль. — М., 1990.
Короленко Ц.П, Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. — Новосибирск, 1979.
Кренек Л. В Индии. — М., 1956.
Кузнецова Г.В., Максимов Л.В. Природа моральных абсолютов. — М., 1996.
Лем С. Этика технологии и технология этики. — Пермь, 1993.
Мартынов Б.В. Аюрведа: мировоззрение и применение. — М., 2000.
Миролюбов Ю. Риг-веда и язычество. — Мюнхен, 1981.
Ольденбург С.Ф. Культура Индии. — М., 1991.
Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. — М., 1990.
Раджа-йога. — СПб., 1911.
Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. — М., 1956.
Розанов В.В. Во дворе язычников. — М., 1999.
Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнявалкьи. — М., 1994.
Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. — Горький, 1989.
Сварнкар М.С. Философские истоки концепции ненасилия в древних культурах Индии и Китая. — М., 1994.
Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — М., 1996.
Фотиева И.В. Современная концепция морали: проблемы антологии. — Барнаул, 1998.
Фромм Э. Иметь или быть. — М., 1990.
Фромм Э. Человек для себя. — М., 1992.
Чопра Д. Сотвори своё здоровье. — М., 1996.
Чудо, которым была Индия. — М., 1977.
Шохин В.К. Лунный свет санкхьи. — М., 1995.
Этика и ритуал в традиционном Китае. — М., 1988.
Alexander, R. The biology of moral systems. — New York, 1987.
Chunder, P.C. Kautilya on love and morals. — Delhi, 1987.
Creel, A.B. Dharma in hindu ethics. — Calcutta, 1977.
Danto, A.C. Mysticism and morality. — New York, 1987.
Dasgupta, S.N. A History of Indian philosophy... V. 1 — 2. — Cambridge, 1968, 1969.
Dasgupta, S.N. Development of moral philosophy. — New York, 1965.
Dasgupta, S.N. Yoga as philosophy and religion. — Delhi, 1978.
Dasgupta, S.N. Yoga philosophy in relation to other systems of Indian thought. — Calcutta, 1930.
Douglas, M. Purity and danger. — London, 1976.
Eliade, M. Patanjali et yoga. — Paris, 1968.
Kumari, Prem. Comparative ethics of Gandhi and Kant — New Delhi, 1996.
Lacombe, O. Indianite. — Paris, 1979.
Man, meaning and morality. — New Delhi, 1995.
Monier-Willlyams. M.A. Indian wisdom or examples of the religions philosophy and ethical doctrines of the Hindu. — Delhi, 1974.
Sharma, T.R. Studies in the sectarian upanisads (Metaphysics, ethics and rituals). — Varanasi, 1972.
Varma, M.N. Principles of Hinduism. — Catre Bornes, 1981.
[1] Ильин И. О сопротивлении злу силой // Путь к очевидности. — М., 1998 — С. 382-383.
[2] Например, до сих пор нет соответствующего ее месту в мировой культуре академического издания Бхагавадгиты, куда можно было бы включить как варианты ее переводы Б.Л. Смирнова и В. Семенцова. Поэтому ею торгуют прабхупадовцы, выдавая ее за Бхагавадгиту «как она есть».
[3] Свами Вивекананда. Практическая веданта. — М., 1993; Классическая йога / Пер Е.П. Островской и В.И. Рудого — М., 1992. (Последняя написана столь наукомудреным языком, что создается впечатление, что переводчики мало чувствуют древний текст. Чего стоит, например, такой перевод: «(Ментальное) конструирование лишено референции и проистекает из вербального знания», — хотя можно было бы перевести проще и яснее: «Различие, лишенное содержания, происходит из словесного знания».)
[4] И поставили диагнозы: Будде — абулия (неспособность желать), а Христу — мазохизм.
[5] А человек, как давно заметили кибернетики, как раз и отличается от компьютера тем, что умеет оперировать нечетко очерченными понятиями.
[6] Витгенштейн. Логико-философский трактат // Философские работы. Ч. 1. — М., 1994 — С. 70.
[7] Даже ньяя,которую называют индийской логикой и в которой, действительно, огромное место занимают вопросы логики, представляет собой признанное религиозно-философское учение.
[8] Показательно в этом смысле название работы В. Соловьева «Оправдание добра».
[9] Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 2. Посев. — М., 1957 —С. 85.
[10] Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — М, 1996 — С. 455-456.
[11] Это показал видный русский юрист Чудновский, исследовав обычно-правовые понятия народа, в частности на примере русского старообрядческого населения на Алтае
[12] Слово puma близко к русским словам «ряд», «порядок» (в том смысле, в котором его употребляли на Руси в старину — «управление», «правило», «согласие») В Авесте то же понятие выражается словом арта.
[13] Брахман (м. р.), Бог-творец.
[14] Акшара, также слог ОМ
[15] Брахман (ср. р.), Абсолютное Бытие
[16] Но, столь желающий «морального совершенства», он не мог, например, удержаться от смотрения гнусных телевизионных передач или от того, чтобы время от времени не поругаться с кем-нибудь или не «надраться» (уставая, что ли, от борьбы с грехами?)
[17] Однако есть мнение (Карамбелкара), что довольство (самтоша)нийамы и непринятие даров (апариграха)йамы следует поменять местами, ибо рядом с четырьмя другими требованиями нийамы, представляющими собой телесные действия, довольство как состояние ума выглядит несколько чужеродным. Но это предположение не может поколебать бытующего много сотен лет традиционного текста
[18] Пер. Иннокентия Анненского. 68
[19] В свое время наши индологи пытались переводить ахамкара словами «яйность», «яйство», что очень близко этимологически. Но не привилось — из-за приниженного положения нашего языка, непонимания его творческой роли и боязни показаться «ненаучным». Слова ячество (В. Даль), собьство удачны по смыслу и строению (первое созвучием еще и намекает на ячейку, которой становится в мире осознающее себя отдельным существо), но выглядят иногда (и пока) несколько искусственно и безвкусно. В зависимости от контекста вместо слов эго и ахамкара мы иногда будем использовать их русские синонимы, чтобы не лишаться многих слышимых оттенков этих слов на русском
[20] Удивительное совпадение с выражением Канта «Только то, что я делаю сам, по собственной своей воле, есть благо подлинное».
[21] Цит. по: Гроф С. Путешествие в поисках себя. — М., 1994 — С. 278. Подход и словарь Ф. Бэкона вполне в духе одной из его должностей — королевского генерального прокурора. Что показательно: наука и юриспруденция — две главные составляющие западной культуры.
[22] «Распределение» живых существ по гунам в аюрведе, следующей санкхье, читатель может найти в нашей книге: Мартынов Б В Аюрведа: мировоззрение и применение. — М., 2000 — С 354-356
[23] Отметим, что точно так же подразделяются эмоции в современной науке.
[24] Пер. Б В Мартынова.
[25] Более того, страх смерти имеет уже четырехмесячный зародыш, как показали съемки, сделанные учеными во время аборта
[26] См. Раннее христианство и переселение душ. — М., 1996 Хотя теософские доводы с точки зрения православного богословия разбиваются достаточно убедительно, думается, до закрытия темы еще далеко. Канон, естественно, складывался не сразу и подвергался редактированию. И, возможно, в раннем христианстве, еще не разделенном на каноническое и гностическое, были общины, которые придерживались веры в перевоплощение, довольно широко распространенной в позднем эллинизме
[27] Текучести sansаrа
[28] Дхарма.
[29] Поэтому мы часто будем использовать это понятие применительно к традиционному индийскому мировоззрению.
[30] Соответственно Śruti, smrti, sadācāra, svasya priyamātmanuh
[31] Формула, выведенная А Гусейновым. Примерно в таких же словах это правило можно найти в индийских текстах, по крайней мере, с IV века до н э.
[32] Бородай Ю М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности) — М , 1995 — С 283
[33] Самозванцев A.M. Книга мудреца Яджнявалкьи. — М , 1994. — С 11.
[34] Слово каста происходит от португальского. Это затемняющая замена индийского понятиями jāti — «род», «семья»,»происхождение».
[35] Слова «знать», «знатность», видимо, указывают на то, что некогда высокое общественное положение определялось знанием
[36] Кстати о смерти. В народе есть выражение «своя смерть» — то есть смерть по старости. Но для воинского сословия своей смертью может быть и преждевременная. С точки зрения сословных обязанностей посмотрим на убитых наших поэтов — Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гумилева, которых представляют как несчастных жертв царского или советского режимов. Они были дворянами и, следовательно, воинами. И умерли как подобает воинам — в бою. Трудно представить себе их дряхлыми менторами.
[37] Каутилья, например, считал, что «главное польза, ибо закон и любовь основаны на пользе» (Артхашастра, 3.7).
[38] Чандала — неприкасаемый, сын брахманки и шудры; паулкаса — сын кшатрийки и шудры
[39] Эта дважды повторенная в Бхагавадгите мысль есть также в «Законах Ману» (10.97): «Лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая, так как живущий исполнением чужой дхармы немедленно делается изгоем»
[40] Мы позволили себе чуть подправить перевод, данный в книге: Карма Агван Йондан Джамцо. Светоч уверенности. — СПб, 1993 —С 166.
[41] См. напр. Ван-Лизебет. Тантра. — Новочеркасск, 1999. Зная достаточно неплохие и рассудительные книги этого автора о начальной йоге и пранайаме, написанные в традиции Бихарской школы йоги, удивляешься столь резкому повороту к неумно-неуемному гневу против ариев и брахманов, якобы уничтоживших великую тантрийскую цивилизацию дравидов. Тем более что дравидский характер хараппскои культуры, возможно, тупиковое предположение: слишком много фактов этому противоречит.
[42] Впрочем, первыми здесь были англичане, которые создали их во время англо-бурской войны 1902 года
[43] Ганди М.К. Моя жизнь — М., 1969 — С 389 Насколько это естественнее и глубже, чем толстовские обвинения часового, застрелившего убегавшего преступника: «подлость и низость» и т. д.
[44] Кстати, не знаю, есть ли среди этих действий такое своеобразно российское, как саморазрушение своей личности пьянством? Однако пьянство по дхармашастрам считается неискупимым грехом.
[45] «Всечеловеческий», «присущий всем людям» — огонь, который поддерживает жизнь и проявляется, в частности, пищеварительным огнем
[46] Кажется, это древнейшая книга по тому предмету, который нынче считается экономикой и политикой
[47] Показательны примеры Раджниша и того же Ван-Лизебета.
[48] Из: Бэшем А. Чудо, которым была Индия — М , 1977 — С. 487-488, с незначительным стилистическими изменениями
[49] Так же понимал это слово и П.А. Флоренский: «Целомудрие — это простота, то есть органическое единство или целостность личности»
[50] В современной Индии лишь десятая часть аскетов женщины, и из них подавляющее большинство — вдовы
[51] Подобные обычаи сохранялись в исконном славянском мироустройстве Жена должна была быть беззаветно предана мужу, смерть которого была в какой-то мере и ее смертью. Еще в XIX веке Даль отмечал, что на русском Севере вдова «никогда замуж не пойдет и навек от нарядов отказывается», а «в отсутствие мужа добрые жены сымают с себя серьги, перстни и щегольскую одежду»
[52] Академик Ф. Углов считал, что со времени отмены сухого закона в 1925 г. до наших дней народы СССР потеряли от пьянства 50 млн. чел.
[53] См. Борислав. Вечная йога для современного человека. Очистительные приемы. — М., 1997
[54] Позднейшие комментаторы понимают это место исходя из представления о цикличности мира: после конца цикла мир создается по прежнему образцу
[55] Примерно такими же словами говорил средневековый индийский поэт Нишкуланд.
[56] Из понимания этой трудности или даже невозможности возникли, по-видимому, иудейская суббота и русские народные представления, что работать в праздники грех. Ничегонеделанье становилось подвижничеством!
[57] Примечательное языковое отличие: у нас действительное — настоящее.
[58] Здесь словами «йога действия» переведено другое понятие крийа йога.
[59] Буддхи
[60] Джняна йога
[61] Карма йога
[62] Праджапати.
[63] Камадхук, корова желаний.
[64] Санта.
[65] Карма
[66] Брахман (м. р.), Бог-творец
[67] Акшара, также слог ОМ
[68] Брахман (ср. р.), Безусловное Бытие.
[69] Пуруша, другое значение — Дух.
[70] Царь Видехи, прославившийся своей праведностью.
[71] Буддхи.
[72] Четаса.
[73] Адхьятма.
[74] Возможен вариант: «делами».
[75] Дхарма.
[76] Пуруша.
[77] Раджас.
[78] Буддхи
[79] Здесь возможны два понимания: или желание, или Высшее.
[80] Саньяса
[81] Йога.
[82] Карма йога
[83] Санкхья и йога.
[84] Согласно Шанкаре
[85] Дехи.
[86] Прабху.
[87] Свабхава.
[88] Вибху.
[89] Буддхи
[90] Брахма йога
[91] Ушей, носа, глаз, мочеиспускательного канала и заднего прохода.
[92] Хранимые внутри ладанок и амулетов.
[93] В обоих смыслах: встречного и неприятного.
[94] В словарь не включены те понятия, имена или названия, которые в той или иной мере объяснены в тексте.