Методы, опирающиеся на невербальную
активность (пантомима, хореотерапия,
музыкотерапия, арттерапия)
Ч. ЧАБАЛА (CZ. CZABALA)
Невербальные методы своей спецификой, отличием и красочностью предоставляют пациентам яркую информацию о себе, прокладывают путь к «открытиям» в дискуссионной психотерапии, дают возможность отреагирования эмоций и конкретного показа поведения, которое может противоречить вербальным описаниям собственного состояния, переживания или оценок.
Примеры.Пациентка, которая главную цель жизни связывает с воспитанием ребенка и говорит, как много времени она посвящает ему дома, как по нем тоскует и тревожится о нем, при «моделировании семьи» забывает поместить ребенка в модель.
Кажущийся домашним тираном пациент в рисунке на тему «мой дом» помещает на первом месте большую и красочную фигуру жены, а себя изображает маленьким в конце листка.
Жалующийся на выраженные страдания пациент в хореотерапии оказывается наилучшим партнером.
Пассивный и молчаливый в дискуссии пациент переживает со слезами музыкальное произведение, вызвавшее у него представление о расставании с родителями.
Арттерапия.Вначале целью этих занятий было облегчение и способствование выражению пациентом той проблематики, которая трудна для вербализации или выявления содержания тех эмоциональных переживаний, которые не осознаны пациентом. В используемой
форме терапевтической модели роль и значение арт-терапии значительно обогатились и расширились. Арттерапия учитывает такие цели, как:
1) эксплорация конфликтного содержания пережи
ваний пациента или невыявленной информации о его
отношении к себе, значимым лицам или делам. Приме
ры таких тем: «Мой дом», «Моя семья», «Утраченный
шанс», «Наиболее сильные воспоминания — неприят
ное и приятное», «Мои небольшие недостаток и досто
инство»;
2) проявление реакций в разных значимых ситуа
циях. Примеры тем: «Защита и нападение», «Угроза и
безопасность», «Ребенок возвращается из школы с
замечанием», «Дома меня ожидает неожиданность»;
3) познание отношений и переживаний в контактах
с людьми. Примеры тем: «Одинокий странник встреча
ет караван в пустыне»; «Я среди близких или чужих»,
«Я прихожу на королевский двор за вознаграждени
ем», «Что я возьму с собой на необитаемый остров»,
«Что ожидаю от людей и что даю людям», «Мужчина
и женщина»;
4) осознание собственных желаний, потребностей и
планов. Примеры для тем: «Идеальный партнер»,
«Остров счастья», «Три желания»;
5) отреагирование сильно переживаемых эмоций,
трудных для прямого выявления. Примеры для тем:
«Мой враг», «Делаю с ним все, что хочу», «Борьба
за место» (с помощью красок), «Мой психотерапевт»,
«Что мне приятно, а что меня раздражает в ком-либо
из близких»;
6) эксплорация и разрядка напряжения и конф
ликтных ситуаций в группе, информация о динамике
группы. Примеры тем: «Наша группа», «Лепка себя в
виде животного», «Определение местоположения на
местности», «Поведение в ситуации угрозы», рисование
общего дома, общего портрета группы, настроения в
группе, «Я на королевском дворе», группа дорисовы
вается в разных ролях;
7) диагностическая функция психотерапевтического
коллектива. Так же как при других формах психо
терапии, характер темы и способов обсуждения зави
сит от ситуации в психотерапевтической группе,
динамики группы и индивидуального процесса терапии
пациента. Темы, направленные на проблематику
группы, применяются для отреагирования и обсужде
ния .напряжения, а также актуальных конфликтов в
группе или сопротивления, мешающего работе группы. Трудно индивидуализировать темы для пациентов на начальном и последующих этапах лечения, однако представляется, что эта форма является наименее угрожающей для пациентов и поэтому с самого начала позволяет пациенту проявить и «открыть» себя. На первом этапе мы поощряем пациента, даже если у него отсутствуют умения, подчеркиваем намерение, оберегаем пациента от слишком острой оценки группой. При обсуждении проблем больного в дискуссионной группе пациенты часто обращаются к информации, полученной на занятиях по арттерапии.
Музыкотерапия. Использование музыки для психотерапевтических целей давно считается одним из существенных элементов лечения, особенно в форме группового прослушивания музыки. Несмотря на это, в Клинике неврозов эта форма относительно поздно была включена в программу комплексной терапии. Этому препятствовало чувство недостаточности профессиональных знаний в области музыкального образования, и одновременно не было заинтересованного психотерапией музыкального работника. В конце 60-х годов музыкотерапия была включена в программу лечения неврозов Е. Galinska. Эта форма выполняет ту же задачу, что и каждый из групповых методов, т. е. она способствует отреагированию эмоций, создает возможность эксплорации существенных для пациентов переживаний, дает знания о себе, способствует более адаптивной общественной коммуникации. Она включает также задачи эстетического характера — обучения музыкальному восприятию и обогащает восприимчивость и воображение [Galinska E., 1973, 1975].
Техниками музыкотерапии, применяемыми в клинике, являются: рецептивные формы, основывающиеся на прослушивании музыки, передаче музыкальных впечатлений и содержания воображаемых сюжетов, и активные формы, которые основываются на разного рода звуковой активности, осуществляемой с помощью инструментария Orff.
Музыкотерапевт каждый раз сознательно составляет определенную программу, направленную на структурирование музыкального воображения, или предлагает определенные темы музыкальной активности. При этой форме терапии в наибольшей степени проявляются настроение и атмосфера в группе, часто отмечается также бурное отреагирование эмоций в
виде плача, шумного ухода с занятий, крика, смеха и т. п., что становится темой для обсуждения. По этим причинам, а также потому, что эти занятия проводятся только 1 раз в неделю, чаще всего целью музыкотерапии является ориентация на актуальные события в группе, на взаимную коммуникацию и познание собственных эмоций. Например, при прослушивании произведения предлагается пофантазировать на тему, названную одним из пациентов, изобразить ссоры парами, разговор при помощи инструмента.
Одной из форм работы над личностью является «музыкальный портрет» каждого пациента, разрабатываемый на третьем этапе психотерапии. Он является как бы синтезом образа пациента от поступления его в клинику через изменения, происшедшие в нем, к воображаемым перспективам. Портрет, выраженный музыкально через 3 выбранных произведения, а затем сыгранный группой, является источником сильного эмоционального переживания для пациента и группы.
Для некоторых больных метод музыкотерапии является трудной формой, особенно если пациент ощущает недостаточность музыкального образования или не имеет музыкального слуха.
Двигательно-танцевальные занятия (хореотерапия). С начала создания клиники мы ощущали потребность в использовании движений для лечения больных неврозами. Была введена утренняя гимнастика, а также занятия типа ЛФК. В 70-х годах Z. Aleszko ввела метод хореотерапии, который вскоре стал любимой формой активности пациентов. Целью хореотерапии было улучшение социального функционирования, а также улучшение психомоторики.
Основным принципом этого метода является постепенное развитие интенсивности и сложности координации движений через танцевальные движения.
Главные элементы воздействия хореотерапии:
1) обучение общему скоординированному действию;
2) поиск и достижение динамической релаксации;
3) влияние на функциональную деятельность внут
ренних органов и перестройку метаболизма;
4) влияние на координацию и четкость (развитие
пространственно-временной ориентации), обучение
предвосхищению движений, формирование воображе
ния и двигательной памяти;
5) получение приятных эстетических переживаний;
6) достижение пациентами ценности контакта с
окружающими, сближающего взаимодействия, а также собственных физических возможностей.
Z. Aleszko ввела определенный набор тем, основным принципом которых является чередование динамических и свободных элементов движения. Она постепенно наращивает сложность движений, выполняемых поодиночке, затем парами с последующим соединением их в более сложные двигательные комплексы. Много внимания уделяется индивидуальным возможностям пациента, исключается давление на него при выполнении заданий, которые могут восприниматься им как угрожающие (если это связано с ощущением неловкости, комизма или невыгодным сравнением себя с другими). Для некоторых пациентов этот метод имеет тренинговое значение — пациент осознает необходимость преодоления сопротивления и трудностей при выполнении заданий, что имеет место на втором и третьем этапах лечения.
Пантомима с элементами психогимнастики.Техники пантомимы помогают пациенту в познании мотивов его действий, содержания и интенсивности эмоциональных переживаний, способов реагирования в разных ситуациях, что становится материалом для самопознания. Они способствуют также обучению новым формам поведения, особенно упражнения в области выражения эмоций в невербальной форме. Количество тем пантомимических заданий огромно, и они изменяются в зависимости от ситуации и проблем членов группы.
Пантомима как групповой метод была введена в Клинике неврозов в 70-х годах. Применяется 1 раз в неделю. Вначале она проводилась в форме психогимнастических занятий, а в последующем была связана с психодрамой в качестве ее вступительной части. Постепенно пантомима стала важной терапевтической формой наравне с психодрамой.
Первые шаги в этом направлении основывались на опыте чешских психотерапевтов Knobloch F. и Juno-va H. Для этих занятий используется также «encoun-1ег»-техника, как вводная часть занятий, которая облегчает познание и сближение участников группы.
Соединение мимики, жеста, движения и осязания создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для пациентов это является неожиданным переживанием
и познанием того, что своим телом можно выразить мысль чаще убедительнее, чем словом.
Каждое занятие состоит из вступительной части («разминки»), основного «пантомимического» задания и обсуждения представленных задач, а также заключительной части в форме расслабления. Темы занятий в целом планируются, но часто ход занятия и ситуация, вытекающая из проблематики пациентов, заставляют психотерапевта импровизировать и вводить изменения. Во время первого занятия пациент принимается в группу в символической форме, выбирая одну из 3 форм принятия: «качание», «массаж» или «вход в круг», не зная, в чем тут дело. Это происходит в атмосфере доброжелательности и любопытства группы, испытывающей удоводьствие, когда новый пациент преодолеет трудности и найдет в задании даже нечто приятное. Например, пациент, весивший 100 кг, избрал в качестве формы принятия «качание». Группа приняла это со смехом, но не отступилась, и все пациенты с энтузиазмом качали больного, а затем с удовлетворением отметили, что пациент чувствовал себя в безопасности и спокойно во время качания.
Пантомима использует разные техники: моделирование позиции, выбор различных позиций тела для выражения содержания, моделирование друг друга, «Зеркало», модель семьи, выражение тоски, злости, гнева и др.; выражение ситуации, контакта с людьми, решение конфликта через динамическую форму: «Просьба о помощи», «Игры детей на дворе», «Достижение цели», «Преодоление трудностей» и др.
Пациенты выступают как в роли авторов пантомимы, так и в роли ее исполнителей.
В процессе психотерапии пациенты ставят труднейшие задачи, отрабатывают в форме тренинга все более трудные для себя ситуации, например «передача чувств» всеми по очереди. Так же как и другие групповые формы, пантомима используется для познания отношений, доминирующих в группе, позиций и ролей ее участников, разного рода социометрических ситуаций, выявляющих отношения между членами группы.
Принятой нормой является прощание пациента, уходящего из клиники, в выбранной им форме из предложенных психотерапевтом или членами группы. Это может быть форма психодрамы или пантомимы. К наиболее часто употребляемым принадлежат: 1) испол нение 3 желаний выбранной пациентом гадалкой;
2) «Перепутье» (решаются важные для пациента дела,
например развод, муж и ребенок, работа, учеба) —
пациент должен решиться на выбор одной из дорог;
3) выбор группой важных для пациента ценностей
и ранжирование их группой в соответствии с критери
ем значимости (например, моральные нормы, чувства,
дружба, мнение окружающих, обязательность).
В период дискуссии по материалам биографии пациента пантомима используется для углубления его проблематики, помогает также тогда, когда пациент чрезмерно переживает критику со стороны группы и чувствует себя отвергнутым ею — в этой ситуации выраженное группой принятие, понимание или жест сочувствия позволяет пациенту отреагировать напряжение.
Наконец, следует знать, что почти каждая тема может быть представлена в разных формах, например «я как зверь» — в рисунке, музыкально или пантомимически.