Методы, опирающиеся на невербальную

активность (пантомима, хореотерапия,

музыкотерапия, арттерапия)

Ч. ЧАБАЛА (CZ. CZABALA)

Невербальные методы своей спецификой, отличием и красочностью предоставляют пациентам яркую информацию о себе, прокладывают путь к «открыти­ям» в дискуссионной психотерапии, дают возможность отреагирования эмоций и конкретного показа поведе­ния, которое может противоречить вербальным описа­ниям собственного состояния, переживания или оце­нок.

Примеры.Пациентка, которая главную цель жизни связывает с воспитанием ребенка и говорит, как много времени она посвящает ему дома, как по нем тоскует и тревожится о нем, при «моделирова­нии семьи» забывает поместить ребенка в модель.

Кажущийся домашним тираном пациент в рисунке на тему «мой дом» помещает на первом месте большую и красочную фигуру жены, а себя изображает маленьким в конце листка.

Жалующийся на выраженные страдания пациент в хореотерапии оказывается наилучшим партнером.

Пассивный и молчаливый в дискуссии пациент переживает со слезами музыкальное произведение, вызвавшее у него представление о расставании с родителями.

Арттерапия.Вначале целью этих занятий было об­легчение и способствование выражению пациентом той проблематики, которая трудна для вербализации или выявления содержания тех эмоциональных пережива­ний, которые не осознаны пациентом. В используемой

форме терапевтической модели роль и значение арт-терапии значительно обогатились и расширились. Арт­терапия учитывает такие цели, как:

1) эксплорация конфликтного содержания пережи­
ваний пациента или невыявленной информации о его
отношении к себе, значимым лицам или делам. Приме­
ры таких тем: «Мой дом», «Моя семья», «Утраченный
шанс», «Наиболее сильные воспоминания — неприят­
ное и приятное», «Мои небольшие недостаток и досто­
инство»;

2) проявление реакций в разных значимых ситуа­
циях. Примеры тем: «Защита и нападение», «Угроза и
безопасность», «Ребенок возвращается из школы с
замечанием», «Дома меня ожидает неожиданность»;

3) познание отношений и переживаний в контактах
с людьми. Примеры тем: «Одинокий странник встреча­
ет караван в пустыне»; «Я среди близких или чужих»,
«Я прихожу на королевский двор за вознаграждени­
ем», «Что я возьму с собой на необитаемый остров»,
«Что ожидаю от людей и что даю людям», «Мужчина
и женщина»;

4) осознание собственных желаний, потребностей и
планов. Примеры для тем: «Идеальный партнер»,
«Остров счастья», «Три желания»;

5) отреагирование сильно переживаемых эмоций,
трудных для прямого выявления. Примеры для тем:
«Мой враг», «Делаю с ним все, что хочу», «Борьба
за место» (с помощью красок), «Мой психотерапевт»,
«Что мне приятно, а что меня раздражает в ком-либо
из близких»;

6) эксплорация и разрядка напряжения и конф­
ликтных ситуаций в группе, информация о динамике
группы. Примеры тем: «Наша группа», «Лепка себя в
виде животного», «Определение местоположения на
местности», «Поведение в ситуации угрозы», рисование
общего дома, общего портрета группы, настроения в
группе, «Я на королевском дворе», группа дорисовы­
вается в разных ролях;

7) диагностическая функция психотерапевтического
коллектива. Так же как при других формах психо­
терапии, характер темы и способов обсуждения зави­
сит от ситуации в психотерапевтической группе,
динамики группы и индивидуального процесса терапии
пациента. Темы, направленные на проблематику
группы, применяются для отреагирования и обсужде­
ния .напряжения, а также актуальных конфликтов в

группе или сопротивления, мешающего работе группы. Трудно индивидуализировать темы для пациентов на начальном и последующих этапах лечения, однако представляется, что эта форма является наименее угрожающей для пациентов и поэтому с самого начала позволяет пациенту проявить и «открыть» себя. На первом этапе мы поощряем пациента, даже если у него отсутствуют умения, подчеркиваем намерение, оберега­ем пациента от слишком острой оценки группой. При обсуждении проблем больного в дискуссионной группе пациенты часто обращаются к информации, получен­ной на занятиях по арттерапии.

Музыкотерапия. Использование музыки для психо­терапевтических целей давно считается одним из су­щественных элементов лечения, особенно в форме группового прослушивания музыки. Несмотря на это, в Клинике неврозов эта форма относительно поздно была включена в программу комплексной терапии. Этому препятствовало чувство недостаточности про­фессиональных знаний в области музыкального обра­зования, и одновременно не было заинтересованного психотерапией музыкального работника. В конце 60-х годов музыкотерапия была включена в программу ле­чения неврозов Е. Galinska. Эта форма выполняет ту же задачу, что и каждый из групповых методов, т. е. она способствует отреагированию эмоций, создает воз­можность эксплорации существенных для пациентов переживаний, дает знания о себе, способствует более адаптивной общественной коммуникации. Она включа­ет также задачи эстетического характера — обучения музыкальному восприятию и обогащает восприимчи­вость и воображение [Galinska E., 1973, 1975].

Техниками музыкотерапии, применяемыми в клини­ке, являются: рецептивные формы, основывающиеся на прослушивании музыки, передаче музыкальных впечатлений и содержания воображаемых сюжетов, и активные формы, которые основываются на разного рода звуковой активности, осуществляемой с помощью инструментария Orff.

Музыкотерапевт каждый раз сознательно состав­ляет определенную программу, направленную на структурирование музыкального воображения, или предлагает определенные темы музыкальной активно­сти. При этой форме терапии в наибольшей степени проявляются настроение и атмосфера в группе, часто отмечается также бурное отреагирование эмоций в

виде плача, шумного ухода с занятий, крика, смеха и т. п., что становится темой для обсуждения. По этим причинам, а также потому, что эти занятия про­водятся только 1 раз в неделю, чаще всего целью музыкотерапии является ориентация на актуальные события в группе, на взаимную коммуникацию и познание собственных эмоций. Например, при прослу­шивании произведения предлагается пофантазиро­вать на тему, названную одним из пациентов, изобра­зить ссоры парами, разговор при помощи инструмента.

Одной из форм работы над личностью является «музыкальный портрет» каждого пациента, разрабаты­ваемый на третьем этапе психотерапии. Он является как бы синтезом образа пациента от поступления его в клинику через изменения, происшедшие в нем, к воображаемым перспективам. Портрет, выраженный музыкально через 3 выбранных произведения, а затем сыгранный группой, является источником сильного эмоционального переживания для пациента и группы.

Для некоторых больных метод музыкотерапии яв­ляется трудной формой, особенно если пациент ощу­щает недостаточность музыкального образования или не имеет музыкального слуха.

Двигательно-танцевальные занятия (хореотерапия). С начала создания клиники мы ощущали потребность в использовании движений для лечения больных неврозами. Была введена утренняя гимнастика, а так­же занятия типа ЛФК. В 70-х годах Z. Aleszko ввела метод хореотерапии, который вскоре стал любимой фор­мой активности пациентов. Целью хореотерапии было улучшение социального функционирования, а также улучшение психомоторики.

Основным принципом этого метода является посте­пенное развитие интенсивности и сложности коорди­нации движений через танцевальные движения.

Главные элементы воздействия хореотерапии:

1) обучение общему скоординированному действию;

2) поиск и достижение динамической релаксации;

3) влияние на функциональную деятельность внут­
ренних органов и перестройку метаболизма;

4) влияние на координацию и четкость (развитие
пространственно-временной ориентации), обучение
предвосхищению движений, формирование воображе­
ния и двигательной памяти;

5) получение приятных эстетических переживаний;

6) достижение пациентами ценности контакта с

окружающими, сближающего взаимодействия, а так­же собственных физических возможностей.

Z. Aleszko ввела определенный набор тем, основ­ным принципом которых является чередование дина­мических и свободных элементов движения. Она постепенно наращивает сложность движений, выпол­няемых поодиночке, затем парами с последующим соединением их в более сложные двигательные комп­лексы. Много внимания уделяется индивидуальным возможностям пациента, исключается давление на него при выполнении заданий, которые могут воспри­ниматься им как угрожающие (если это связано с ощущением неловкости, комизма или невыгодным сравнением себя с другими). Для некоторых пациентов этот метод имеет тренинговое значение — пациент осознает необходимость преодоления сопротивления и трудностей при выполнении заданий, что имеет место на втором и третьем этапах лечения.

Пантомима с элементами психогимнастики.Техни­ки пантомимы помогают пациенту в познании мотивов его действий, содержания и интенсивности эмоцио­нальных переживаний, способов реагирования в раз­ных ситуациях, что становится материалом для само­познания. Они способствуют также обучению новым формам поведения, особенно упражнения в области выражения эмоций в невербальной форме. Количество тем пантомимических заданий огромно, и они изменя­ются в зависимости от ситуации и проблем членов группы.

Пантомима как групповой метод была введена в Клинике неврозов в 70-х годах. Применяется 1 раз в неделю. Вначале она проводилась в форме психогим­настических занятий, а в последующем была связана с психодрамой в качестве ее вступительной части. Постепенно пантомима стала важной терапевтической формой наравне с психодрамой.

Первые шаги в этом направлении основывались на опыте чешских психотерапевтов Knobloch F. и Juno-va H. Для этих занятий используется также «encoun-1ег»-техника, как вводная часть занятий, кото­рая облегчает познание и сближение участников группы.

Соединение мимики, жеста, движения и осязания создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для пациентов это является неожиданным переживанием

и познанием того, что своим телом можно выразить мысль чаще убедительнее, чем словом.

Каждое занятие состоит из вступительной части («разминки»), основного «пантомимического» задания и обсуждения представленных задач, а также заклю­чительной части в форме расслабления. Темы занятий в целом планируются, но часто ход занятия и ситуа­ция, вытекающая из проблематики пациентов, застав­ляют психотерапевта импровизировать и вводить изме­нения. Во время первого занятия пациент принимается в группу в символической форме, выбирая одну из 3 форм принятия: «качание», «массаж» или «вход в круг», не зная, в чем тут дело. Это происходит в атмосфере доброжелательности и любопытства груп­пы, испытывающей удоводьствие, когда новый пациент преодолеет трудности и найдет в задании даже нечто приятное. Например, пациент, весивший 100 кг, избрал в качестве формы принятия «качание». Группа приня­ла это со смехом, но не отступилась, и все пациенты с энтузиазмом качали больного, а затем с удовлетво­рением отметили, что пациент чувствовал себя в без­опасности и спокойно во время качания.

Пантомима использует разные техники: моделиро­вание позиции, выбор различных позиций тела для выражения содержания, моделирование друг друга, «Зеркало», модель семьи, выражение тоски, злости, гнева и др.; выражение ситуации, контакта с людьми, решение конфликта через динамическую форму: «Про­сьба о помощи», «Игры детей на дворе», «Достижение цели», «Преодоление трудностей» и др.

Пациенты выступают как в роли авторов пантоми­мы, так и в роли ее исполнителей.

В процессе психотерапии пациенты ставят трудней­шие задачи, отрабатывают в форме тренинга все более трудные для себя ситуации, например «передача чувств» всеми по очереди. Так же как и другие груп­повые формы, пантомима используется для познания отношений, доминирующих в группе, позиций и ролей ее участников, разного рода социометрических ситуа­ций, выявляющих отношения между членами группы.

Принятой нормой является прощание пациента, уходящего из клиники, в выбранной им форме из пред­ложенных психотерапевтом или членами группы. Это может быть форма психодрамы или пантомимы. К наи­более часто употребляемым принадлежат: 1) испол нение 3 желаний выбранной пациентом гадалкой;

2) «Перепутье» (решаются важные для пациента дела,
например развод, муж и ребенок, работа, учеба) —
пациент должен решиться на выбор одной из дорог;

3) выбор группой важных для пациента ценностей
и ранжирование их группой в соответствии с критери­
ем значимости (например, моральные нормы, чувства,
дружба, мнение окружающих, обязательность).

В период дискуссии по материалам биографии пациента пантомима используется для углубления его проблематики, помогает также тогда, когда пациент чрезмерно переживает критику со стороны группы и чувствует себя отвергнутым ею — в этой ситуации выраженное группой принятие, понимание или жест сочувствия позволяет пациенту отреагировать напря­жение.

Наконец, следует знать, что почти каждая тема может быть представлена в разных формах, например «я как зверь» — в рисунке, музыкально или пантоми­мически.

Наши рекомендации