Г) работа со сном, как с цельным образом. 1 страница
И, наконец, когда вы накопите значительный опыт работы с образами, могут возникнуть ситуации, когда Ведущему или самому Сновидцу очевидно, что само сновидение можно представить в виде отдельного образа. Иногда это бывает очень полезно. Например, как в случае исследования сновидения Стаса, которое мы приводим ниже.
Сон Стаса.
Стас: Сон приснился после семинара. В поезде, типа пригородной электрички, едут три человека: я, моя подруга и дядечка бомжеватого вида, который сидит напротив нас. Видно, что он не столько грязный, сколько изношенный. У подруги моей плохое настроение, она плачет, от меня отодвинувшись. У него она вызывает яркое душевное восхищение, которое он проявляет. Она принимает это восхищение, пересаживается к нему, склоняется ему на плечо и там плачет. Я сижу у окна, вижу все это и понимаю, что так ей, видимо, сейчас необходимо. Между нами – чувство отчужденности. Я склонился к окну, принимаю эту ситуация достаточно спокойно, хотя некоторое напряжение есть. Такая зарисовка случилась во сне.
Ведущий: Хорошо. Скажи, пожалуйста, что для тебя означает поезд и путешествие на поезде? Поезд пригородный?
С: Да, это электричка, т.е. некое недалекое путешествие. Сейчас у меня возникла тема спутников, поезд это место, в котором собираются спутники, т.е. близкие люди, которые двигаются в одном направлении. В принципе не часто я в последние годы передвигаюсь на поезде, в т.ч. и на электричках… Еще с поездом у меня связано ощущение ожидания, относительно пассивного состояния. Как будто я жду некоего итога, который будет важен. Что еще? … Отдельно тема уюта под стук колес присутствует. Стук колес, покачивание, убаюкивание, мелькание пейзажа за окном, определенное созерцание, особое состояние. Собственно оно со мной во сне и случилось. Можно добавить, что езда в поезде, это символ участия в таком процессе, в котором не требуется напряжение, а требуется присутствие. Достаточно того, что ты там.
В: С чем ассоциируется у тебя твоя подруга, может какой-то контекст?
С: Это тема близости, близости желанной, но не всегда достижимой. Тема любви, на последнем семинаре ее образ достаточно отчетливо в таинстве обожения всплыл. Там было переплетение мужских и женских энергий, и они были персонифицированы. С ее образом связаны и ожидание, терпение, боль, большая или меньшая. Терпение в боли.
В: А мужик кого-нибудь напоминает? Или может какие-то свободные ассоциации.
С: Не напоминает, но впечатления о его облике остались, что он бомж. Он какой-то такой трогательно беззащитный, при этом достаточно хорошо чувствует и по детски своим чувствам отдается. Он восхищается ее образом и открыто это проявляет. Тема простоты, почему-то отсутствие каких-то материальных и социальных притязаний. Человек, живущий одной эмоцией, может быть только эмоцией. Нету расчета. При этом он потрепан, с ним связана еще тема безнадежности, беззащитности. Ненадежности его пребывания в жизни.
В: Что для тебя означает, то, что она к нему на плечо прильнула?
С: То, что она в нем видит какое-то подобие себе, какое-то свое отражение, близость с его состоянием. Ей важно поступать именно так. А я при этом интимном, душевном процессе присутствую в некотором напряжении. Напряжение оттого, что такое доверительное общение происходит не со мной, а с ним. И в тоже время есть понимание, что по сравнению с ним, я слишком сложен, а она в данный момент нуждается в простом восхищении и принятии. В этом тотальность его принятия, чего нет у меня в отношении к ней.
В: Чем заканчивается сон?
С: В воспоминаниях только тем, что я прибываю в своих переживаниях. У них проходит свой процесс, а я сижу у окна, понимаю, что сейчас так надо и душевно работаю над принятием того, что происходит. Наблюдаю свое напряжение и сочувствие, и понимание.
В: Проговорив ассоциативный ряд с персонажами сна, можешь ли ты сейчас в двух словах, в черновом варианте сказать, как ты думаешь, о чем этот сон?
С: Знаешь, у меня какое-то небольшое озарение случилось, когда я проговорил тему соответствия персонажа с тем, что у нее внутри происходит, то, что она подобие нашла. Т.е. это сон, который помогает мне лучше видеть ее. Т.е. как пока идет, это подсказка с чем в ней я сейчас имею дело. Это естественно становится и отражением какого-то моего состояния. Наверно. Но здесь своеобразное открытие для меня. И опять же там было существенно то, что мы разделены. Пока это в ней происходит, мы разделены, я могу лишь наблюдать за ней на расстоянии. Что собственно в жизни и происходит. По крайней мере, один такой слой сейчас прозвучал.
В: Давай, применим такую технику: представь свой сон, именно этот, в виде какого-то образа, еще одного образа.
С: Мне приходит образ какого-то зверька, то ли кот, то ли пес.
В: Вглядись в него и обрисуй поподробней. Какие очертания он примет?
С: Это грустный персонаж, он медленно бредет на своих четырех лапах. Но в глазах видно сознание больше чем животного. Глаза печальны… Скорее, сейчас все же кот вырисовывается. Есть Чеширский кот, который улыбается, а этот наоборот, который грустит, который устал. Это сейчас больше ассоциируется с моим состоянием, какой-то субличностью, которая из меня выходит. Старый мудрый, усталый кот.
В: Расположи его в пространстве перед собой, чтобы тебе удобно было с ним беседовать.
С: Расположил.
В: У тебя есть к нему какие-либо вопросы?
С: У меня с ним скорее не вопросы возникают, а некое соприсутствие. Мы молча глядим друг на друга.
В: И что ты при этом чувствуешь?
С: Я чувствую некоторую близость, сродство с ним, что мы с ним давние знакомцы. Что между нами много чего решено и вопросов собственно не возникает.
В: Получается этот сон близкий и давний, какие-то аналоги были, получается целая тема снов какая-то, в которой ты уже многое пережил?
С: Наверно, это тема некоего подсознательного материала, который проявляется не только во снах, но и в жизни.
В: Тогда попробуй перевести на логический язык содержание этого материала, если это возможно. Материала, выраженного этим грустным животным.
С: Пока ничего кроме произнесенных ранее слов: мудрость, печаль и усталость, не идет. Много мудрости – много печали. Ощущением древности за этим веет.
В: Спроси тогда этот образ, что он хотел сказать тебе, явившись в этот раз.
С: Я, пожалуй, стану им… Я – мудрый, печальный кот из сна.
В: Скажи, пожалуйста, в этот раз, явившись Стасу, что ты хотел ему передать? Каков смысл твоего текущего послания.
С: Ну, смысл в том, что важное для Стаса. послание которое содержится во мне, по-прежнему им не принято, не расшифровано, не активизировано, не смотря на то, что мы давние знакомцы.
В: А ты можешь сказать, в чем это послание?
С: Скажем так, послание про достаточно глубокую рану, исцелив которую можно обрести себя.
В: Эту рану необходимо исцелить, прожить, или что-то еще?
С: Исцелить лучше звучит.
В: А каким образом ты можешь посоветовать Стасу исцелить эту рану?
С: Если честно во мне пока нет информации, как это делать. Есть просто констатация текущего факта.
В: Может быть за тобой стоит какой-то архетип, который послал тебя к Стасу?
С: За мной стоит гулкое эхо, глубокая пещера, чернота, т.е. отсутствие света.
В: В этой пещере есть хозяин или обитатель какой-то?
С: Ну я вижу фигуру демонического толка, пожалуй, это Минотавр. Сидит с головой быка.
В: Спроси его, не он ли посылал послание к тебе, кота?
С: Он в ответ на вопрос поднял свою голову, чувствуется, что он пышет гневом. В этом есть некоторое подтверждение того, что именно он отправитель. Почему-то он очень гневается в отношении Стаса.
В: Можно ли узнать, чем вызван его гнев?
С: Если честно, я его немного побаиваюсь, но я попробую к нему пройти.
В: Спроси у него, будучи котом.
С: Да, будучи котом. Кот побаивается (глубокий вздох). «Господин (так к нему кот обращается), почему ты разгневан на Стаса?» - Какой-то долг Стас не отдает. Картинка такая, что Стас должен находится в подземелье или лабиринте Минотавра, под его господством. А вместо этого Стас чёрте где шляется.
В: А в чем вина Стаса? Почему он должен быть пленником Минотавра?
С: В свое время то ли любопытство, то ли что другое, привело Стаса в это подземелье, и он был туда допущен. Но там такая система, что если туда войдешь, пока нечто не выполнишь, нельзя оттуда выходить, а Стас каким-то образом сбежал, не завершил дело.
В: Понятно. А является ли кот, образ сна какой-то подсказкой в данном случае для завершения действия?
С: Там проявляется лабиринт, и кот довольно уверенно направляется внутрь этого лабиринта, и приглашает Стаса идти за собой. Т.е. собственно какое-то движение началось в этом смысле. Даже может быть смысл не в том, что Стас оттуда сбежал, а какая-то часть его там осталась, а поскольку внимание оттуда ушло, то эта часть выбраться не смогла. И сейчас Минотавр стоит руки в боки, наблюдает, а Стас двигается за котом, виден его темный силуэт. Кот сейчас уже достаточно бодр, хвост трубой, черный.
В: Стань самим собой.
С: Я Стас, иду по тоннелю за котом. Освещения нет, но первые несколько метров перед собой я вижу, сереет перед взором… Я иду за котом… Почему-то в этот момент все впереди взрывается очень ярким светом. Этот свет я тоже видел в ритуале обожения, таинств с Бабой Ягой на семинаре. Подчеркнут контраст тут – темное черное, там – белое светлое. Я стою на границе, которая прозрачна, но кота там впереди не вижу. Я стою на границе, там впереди свет, а я стою на черной стороне. Не успел ничего сделать, свет на меня надвинулся и поглотил меня.
В: Что ты чувствуешь?
С: Я стал покрыт этим светом как белой эмалью, это меня сковывает, как памятник стал. Я пребываю в некоторой растерянности, не чувствую каких-то внутренних трансформаций, в тоже время внешне, что-то интенсивно происходит.
В: А лабиринт еще не пройден?
С: Я шел за котом, пока не дошел до вспышки света. Сейчас нахожусь внутри вспышки, молочно-белый, яркий, слепящий свет. Я стою, скованный по рукам, по ногам, облитый глазурью, не пошевелиться
В: А Минотавра нигде не видно?
С: Не видно, но я спиной чувствую темноту сзади, и где-то там он присутствует… Сейчас мне пришел классический образ инь-ян, там как раз резкие границы черное-белое! И внутри черного присутствует белое. Как и здесь, был в подземелье, в темноте и включилось белое. В нави присутствует явь.
В: Спроси у этого света, что он означает, почему он явился пока ты шел по лабиринту?
С: Свет, что означает?... Непредсказуемость, своенравие. Означает неподвластность моему контролю, что хотят, то и делают. Каких-то духовно-душевных религиозных переживаний он во мне не вызывает, только оторопь и непонимание. Некий факт, то с чем я ничего поделать не могу. Вдруг свалилось. Я и раньше не особо активен был, шел тихо по тоннелю, а тут вдруг шарахнуло светом… И что?! … Меня начинает возмущать, что и там, и там я – толи жертва, толи пассивный послушник в каком-то непонятном мне действии! Кстати, кот появился. Теперь он белый на свету. Он теперь бодрый, довольный.
В: Спроси его, чем он доволен.
С: Котяра! У меня к нему почему-то ярость, хочется встряхнуть за шкирку… Я так и делаю, пытаюсь его схватить, но он убегает.
В: Не отвечает?
С: Нет. Я его напугал. Зато обнаружил, что я, оказывается, могу шевелиться… Ха, этот свет – молочные реки, в которых можно купаться. Осталось найти кисельные берега…
В: И все-таки кота попробуй догнать и если получиться поговорить с ним.
С: Кис-кис-кис… Я становлюсь на четвереньки, подползаю к нему. Он гордо передо мной стоит, не убегает. «Котик!»
В: Попробуй без иронии.
С: «Что происходит?» Ну, на самом деле я понимаю, что могу запихать в себя эту иронию, но это как бы не честно, я не проявляю, а она есть. «Ладно, котик. Не обижайся на меня, действительно во мне это есть… Я нуждаюсь в твоей подсказке. Что происходит вокруг меня и со мной? – Тема смены жизненного сюжета достаточно глобального возникает. Первая часть жизни была посвящена путешествиям по темным пространствам, в мире нави, а сейчас осуществляется переход к светлым пространствам. Уж не знаю, что это за пространства … бывает, что-то говорят про переворачивание монады в такой ситуации…
В: Означает ли это, что ты прошел лабиринт Минотавра, вступив в область света?
С: Похоже на то… Это как раз центр лабиринта. Кстати, из этого центра возможно некое вознесение. Правозакрученная спираль. По этой спирали я, вращаясь, подымаюсь вверх, оказываюсь на поверхности земли. Я по-прежнему озадачен. Внутри себя я не чувствовал ярких преображений, изменений. Все чисто внешне произошло. Я шел, куда меня вели, с удивлением встретился с границей, с удивление оказался залитым этим молоком, выслушал разъяснения кота, вознесся на поверхность. Я чувствую себя тем же, но что-то изменилось вне меня.
В: Хорошо. Сделай вздох-выдох глубокий и перенесись в "здесь и сейчас", в эту комнату. И сейчас давай пересмотрим твой маленький сон, может, что-то изменилось.
С: Снова зайти в сон изначальный?
В: Да.
С: Я сижу на лавке в электричке. Также мы с моей подругой расположены на сиденьях напротив друг друга. Их там по-прежнему двое. Я подсаживаюсь к ним, обнимаю ее, беру за руку, тоже склоняюсь. Другой рукой обнимаю этого мужчину, или кто он, нашего спутника. Я все равно чувствую глубокую печаль, но мы теперь вместе пребываем в этом процессе сейчас.
В: Спроси их, что они олицетворяют в твоем внутреннем мире, и какая для тебя информация?
С: Так. Бомж. Это некая заброшенная моим вниманием моя часть. Она достаточно хрупкая, нежная, чувствительная, искренняя. Подруга – более наполненная моя часть, более яркая, живая, хотя не без своих проблемных нюансов. Почему-то у меня сейчас пошли картинки, что я выхожу из электрички, оставляю их там. Они уезжают.
В: Побудь электричкой.
С: Я электричка. Я – привычка к тоске, печали, присущая Стасу, привычка к унынию. И не смотря на то, что он сейчас вышел на перрон, а я уехала, все равно, я еще с ним. Освобождение от меня не произошло. Уехала одна электричка, приедет другая. Они ходят по расписанию, заряды печали. Один проходит, потом другой. Колея накатана. И когда энергетически он истощается, то печаль-тоска начинает прорываться, заполнять его. Т.е. двойная нагрузка, с одной стороны просто усталость может быть, а с другой в этот момент прорывается проблемная тема, душевное уныние. Стас в такие моменты вдвойне уязвим получается. И соответственно теряется дееспособность, и прочее-прочее. Сегодня эпизод достаточно яркий был. После работы была усталость, целый день вынужден был пребывать дома с минимумом возможностей что-то делать. Занимался реабилитацией. На фоне этой усталости стали проявляться обиды к подруге, вроде как не мотивированные. Дело в том, что это былая доминанта Стасу от нее трудно избавиться. Формировать другую доминанту возможно, но еще не известно, кто победит.
В: Побудь снова сном.
С: Котом что ли?
В: Да.
С: Я уже устал. А Котик – ничего, такой бодренький. Хвост трубой, бежит беленький, пушистенький. Подбегает ко мне, стоящему на перроне, трется о ноги, мурлыкает.
В: Спроси его, что-то произошло?
С: Он довольный, мур-мур… Как будто он посланник тепла и радости. Я взял его на руки, и в груди теплее, легче становится.
В: Спроси его, проработано содержание сновидения?
С: Собственно да. Переход произошел, хотя для меня самого он еще не заметен. Два ярких образа: выход из подземелья на поверхность, и выход из электрички на перрон. Здесь котик может подойти ко мне в своем светлом обличии и начать радостно мурлыкать.
В: А можешь увидеть Минотавра? Как он сейчас?
С: Минотавра? По-моему он занят своими делами, ко мне претензий не имеет. Глянул и дальше своими делами занимается.
В: Поблагодари всех, Минотавра, Кота…
С: Спасибо, Минотавр, спасибо, Кот. Спасибо всем.
В: Как себя чувствуешь?
С: В последний момент, когда котик подбежал, приятное возникло ощущение, расслабление, теплей и спокойней стало. До этого было напряжение и тревожность… Поработали. Спасибо тебе.
Архетипы в сновидениях
Итак, мы активно расшевелили воображение методом свободных ассоциаций и диалогами с образами. Теперь мы готовы встретиться с глубинными силами, с источником сновидений – архетипами. Встреча с архетипом – всегда незаурядное событие. Архетип – тоже предстает как образ, а точнее, как переживание, так как этот образ наделен огромной трансформирующей энергией. В отличие от простых образов сна, архетип переживается на телесном уровне как мощное переживание, энергопоток. Прикосновение к этой энергии носит преобразующий характер. После общения с архетипом вы уже не останетесь прежним, но как-то изменитесь.
Мир архетипов – это мир богов. Именно боги стоят за большинством образов наших снов. Причем – любых снов. Каждый сон является архетипическим, если раскрыть его. Именно боги являются заказчиками сновидений, несущих нам послания из их мира. Научиться получать эти послания, преображаясь при этом – это ли не достойная задача! В главе про Мифологическое сознание мы ввели понятие Совокупного Заказчика – коллектива богов, родовых структур и т.п., которые определяют нашу судьбу. Можно сказать, что мы сами ее определяем, заключая неосознанные договора с каждым из богов, но это будет просто голословным лозунгом до тех пор, пока мы не осознаем эти договора и не получим ключ для их завершения, то есть, освобождения. Развязывая каждый такой договор, мы постепенно приближаемся к полному освобождению от любой обусловленности, чтобы жить далее и творить этот мир на равных с богами, быть со-творцом своей судьбы и этого мира. И каждое сновидение дает нам шанс на встречу с богами. Заключали же мы, в свое время, - в большинстве случаев бессознательно, -различные договора с богами не случайно. Исполнение каждого договора несет не только страдание и невроз, но и богатейшие уроки, которые другим способом невозможно пройти.
Существует обывательское представление о «добрых и злых», «темных и светлых» богах. Но это очень примитивный взгляд, базирующийся на узости сознания и суевериях. Все боги составляют единую систему и работают для общей цели эволюции. Одни из них являются созидающими, другие разрушающими, но и та и другая функции необходимы. Ни один бог не поступает нечестно. Боги-разрушители столь же охотно делятся знаниями и радуются нашему освобождению, как и боги-созидатели. Боги небес, равно как и боги подземного мира являются прекрасными целителями. Они равно достойны уважения, и они равно уважают наши искренние желания.
Мы не будем пускаться в обсуждение того, существуют ли боги в «объективной реальности», или же только в нашем сознании. Карл Юнг, введя понятие психического пространства, избавил нас от необходимости вступать в споры по этим вопросам. Боги, лики Единого, и Он Сам, безусловно, существуют в пространстве души, а дальнейшее – вопрос веры, но не исследования. Намолены ли они людьми в процессе многомиллионной эволюции человечества, снисходят ли они с небес, или эти два процесса существуют параллельно, остается Тайной, которую каждый открывает для себя сам актом веры или может так и оставить Тайной. Важно, что в любом случае боги несут колоссальную энергию и возможности для нашего роста. И работа со сновидениями – одна из основных дорог к этой энергии и возможностям.
В жилах большинства людей, населяющих Евразию, течет кровь многих народов, смешавшихся за десятки и сотни тысяч лет. Мы живем на перекрестке множества культурных традиций, поэтому и боги, обитающие в нашей душе – боги различных пантеонов. Они прекрасно уживаются друг с другом, проявляясь каждый в конкретном контексте жизни. Поэтому заказчиками наших снов могут быть, в равной степени: Зевс и Афродита, Осирис и Изида, Велес, Даджьбог, Кощей, Баба Яга, Ра и Мокошь, Иисус и Яхве, Люцифер и Шива, Кришна и Один, Прозерпина и Плутон...
Для того, чтобы уметь распознавать их энергии, желательно углублять свои знания в области мировой мифологии. Для начала это может быть знакомство с мифологическим словарем, но не следует на этом останавливаться. Существует богатая литература по мифологии, с которой есть смысл знакомиться по мере углубления работы со сновидениями. Также неплохо иметь хотя бы начальные представления об основных понятиях юнгианской психологии. Много полезной информации для работы со снами вы можете также почерпнуть из книг учеников Юнга: Марии Луизы фон Франс, Джеймса Хиллмана, Эриха Нойманна, Эрвина Эдингера, Джин Шиноды Болен и других.
В приводимых нами случаях исследования сновидений вы уже встречались с появлением богов по ходу погружения в мир сновидения. В следующих примерах мы приведем все более яркие проявления богов. В этой главе мы начнем с разбора сна, где боги появляются, чтобы подтвердить урок Сновидца и, постепенно перейдем к снам, где явление богов будет сопровождаться мощными трансформациями.
Вы же, исследуя свои сновидения по предложенной схеме, все более разогревая воображение, не ошибетесь, когда столкнетесь с богами. Это узнаваемая энергия, несущая сильные переживания. Может быть, вы не сразу узнаете имя того или иного бога, который стоит за образами сна – этот опыт приходит по ходу практики – но почувствуете его несомненно.
Мы в своей практике часто пользуемся специальным приемом «фокусировки архетипа». Это довольно сложный прием, мы не встречали в литературе ничего подобного и рассматриваем свои возможности, как некую сиддху, которая появилась у нас несколько лет назад. «Фокусировка архетипа» помогает на порядок усилить эффект присутствия того или иного бога. О том, как это происходит, мы писали в наших книгах «Боги и эпохи. Беседы с богами по-взрослому.» СПб. «Весь» 2007 и «Боги и эпохи -2. Архетипические путешествия.» Эта техника полезна в ряде целительских и исследовательских задач. Но при работе со снами вы, путем разогрева воображения, будете достигать нужной степени проявленности архетипа.
Сон Максима.
Ведущий: Расскажи сон
Максим: Какой-то крутой мужик преследует меня, обвиняя в убийстве его дочери и жены, которых я в действительности не убивал. Меня загнали в угол. Вроде бы помещение какой-то школы. Кабинет, куда я могу заскочить и забаррикадироваться. Там моя мама и дядя. Мама произносит фразу: «Смерти нет». Тогда я решаю – какого черта я тут прячусь – убьют, так убьют. Я выхожу, сажусь на ступени лестницы. Там преследователи, подручные мужика – в позах наизготовку с револьверами. Говорю мужику: «Стреляй, но твоих я не трогал». Страха нет, есть напряжение в ожидании выстрелов. Один из них (похожий на моего давнего друга) садится рядом со мной (как бы говоря: «Тогда и меня вместе с ним). Остальные не сразу (напряжение еще некоторое время длиться) опускают пистолеты.
В: Сначала то, что я услышал. Обвинение к тебе. Преследование. Попытка скрыться в школе, забаррикадироваться в классе, где твоя мама и дядя. Фраза «Смерти нет». Дальше сцена на лестнице. С чем у тебя ассоциируется обвинение?
М: Скорее всего обвинение самого себя, чувство вины. Чувство вины в смерти женщины и ее дочки.
В: Две женские фигуры.
М: Да. Почему-то они у меня это ассоциируется с тем, что во мне умерли какие-то два женских качества (зевает). Или вообще какие-то два качества. Что это за качества? Судя потому, что после сна состояние было возвышенным и хорошим, качества эти были из тех, что мне мешали, были тормозящими, инфантильными. Да. Возможно. Тогда была активная групповая работа. Да видимо какие-то два инфантильных качества отмерли. Эти качества, может быть, были социально одобряемыми. И почему-то фигура мужчины, который охотится на меня, у меня ассоциируется как отцовско-социальная фигура. И эти качества были из моего детского социального окружения. И соответственно, я считаю себя недостойным жить в том мире. Скорей всего это мир моего детства меня догоняет. И мои преследователи – это действующие боевика мира моего детства, моего тогдашнего социального окружения. Этот социально-психологический мир должен закрыться для меня с исчезновением этих качеств. Его качества отмерли во мне, и он преследует меня с тем, чтобы убить в этом мире. И вытеснить в какой-то другой социально-психологический мир. Более конкретно я пока не догоняю.
В: Интересно, что прячешься от них ты в школе.
М: Да. И, видимо, это связано с периодом средней школы, периодом, когда я себя чувствовал ущербным. В классе и в школе меня не любили одноклассники и учителя. Девочки не замечали. У меня были странные увлечения, я единственный увлекался тяжелым роком, а все – диско. Много было моментов, по которым я чувствовал себя изгоем в этом мире. И сохранилось качество неполноценности. Может это качество и какое-то с ним связанное умерли, и, соответственно, этот мир меня из себя выдавил, или я был готов из него уйти.
В: Твоя мама?
М: Тоже относится к этому же миру времен школы. Как и дядя, к которому мы часто тогда ездили в гости. А после школы мы с ним встречались уже довольно редко. Т.е. все говорит за эту эпоху, эпоху школьного возраста.
В: Разные представители этого мира по-разному к тебе относятся, кто доброжелательно, а кто – враждебно. Так? И интересная звучит ключевая фраза материнская: «Смерти нет».
М: В этом контексте звучит так, что, умирая в одном мире, ты рождаешься в другом. Может быть, во сне я это понял.
В: А переход на твою сторону одного из преследователей?
М: Этот персонаж связан с более поздним этапом моей жизни. Он был связан с моим взрослением. Мы тогда вместе ездили в походы, и было много чего еще. Вспоминается это как прогрессивный период, новый этап жизни с этим мужиком связан, когда жизнь открывается новыми красками. Может это еще одно подтверждение упомянутого восприятия сна.
Единственно, что меня смущает в этой версии, это то, что хотя я и вышел к преследователям во сне, но они опустили пистолеты, не убили меня. Т.е. смерти в том мире не произошло. Хотя я не сопротивлялся, я не бежал, я сдался. Но сами обстоятельства не закрылись.
В: Имеет ли, по-твоему, значение, что в кабинете, в котором ты скрывался от преследователей, присутствуют мужская и женская фигуры?
М: Может быть имеет. Это похоже на родительское напутствие, только вместо отца был дядя. Этот дядя отличался от моего отца большей мужской хваткой, стойкостью и мужским характером. Если мой отец тогда был более мягкотелым, я воспринимал дядю, как позитивного отца. Очень уважительно к нему относился. Он – деятельный, целеустремленный, энергичный, подтянутый. Он – «хороший отец». Я даже завидовал своей двоюродной сестре, что у нее такой отец.
В: Ты можешь сейчас, обратившись к нему, спросить, в чем его послание к тебе в этом сне, и в чем отличие его послания от материнского.
М: Да, он сказал, что он оказался там, что бы явить мне пример мужественности. В результате передачи этой мужественности я и вышел, спокойно посмотрел в глаза своим врагам и сказал: «Если хотите – стреляйте». Именно он придал мне мужества на этот поступок. Т.е. фактически я вышел сдаваться на волю судьбы, согласился с судьбой.
В: А он полностью удовлетворен твоим поведением?
М: Отвечает: «Да, ты поступил как настоящий мужчина».
В: Ты можешь ему проговорить свои сомнения по поводу некой незавершенности.
М: Дяде?
В: Да.
М: Он говорит, что незавершенности здесь нет. Наоборот, есть завершенность, т.к. ты признал свою готовность довериться судьбе, и вовсе не обязательно тебя убивать поэтому. Выход в другой сюжет осуществляется другим образом, не обязательно через смерть. Просто взял и вышел из этой школы. И оставил всю эту компанию в прошлом. Они уже опустили пистолеты, показали, что к тебе у них нет претензий, а значит, с ними уже нет никаких отношений.