Характеристики поведения группового психотерапевта
Представим основные характеристики поведения группового психотерапевта. Учитывая результаты клинических и экспериментальных исследований, а также опираясь на собственный опыт, можно сказать, что манера поведения психотерапевта может существенно влиять на лечебный эффект. Анализ поведения психотерапевта с учетом этих характеристик нагляден, поскольку облегчает обнаружение различий, вытекающих из степени интенсивности проявления рассматриваемой черты. Мы полагаем, что в своей практической деятельности, независимо от вербальных деклараций, групповые психотерапевты чаще более умеренны и эклектичны, чем ортодоксальны, это означает, что если их оценивать по манере поведения, то они займут место на серединных отрезках континуума каждой характеристики.
Можно выделить более прагматические, целевые аспекты поведения группового психотерапевта, которые проявляются в его вербальной активности, а также более экспрессивные, связанные с его личностью как переживающего и самовыражающегося субъекта [Pope В., 1977]. Первым свойственны следующие характеристики: директивность — не-директивность, определенность — неопределенность высказывания, а также степень активности; вторым — «анонимность» — «самораскрытие», а также выражение положительных или отрицательных отношений.
Директивность — недирективность
Директивность группового психотерапевта определяется степенью его активности и инициативности
6* 163
в ведении группы. Другими словами, речь идет о том, в какой степени его активность стимулирует восприятие, мышление и эмоции членов группы или является в этом плане чем-то внешним, продиктованным им самим. Директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм — он использует главным образом технику отражения и кларификации.
Директивность — черта поведения, которая в анализе позиций и терапевтических предпочтений в общем оценивается невысоко, особенно психологами [McNair M. et al., 1964; Spilken A. et al., 1969; Wysokinska Т., Matuszewski A., 1973]. В контексте исследований директивность представляется особенно подверженной фактору социального одобрения, т. е. между фактическим поведением психотерапевтов и их оценкой директивности следует ожидать несовпадения: в действительности мы более директивны, чем хотелось бы.
Тенденция к негативной оценке директивного поведения в профессиональной среде связана, в частности, с убеждением, что подобный стиль может замедлить достижение группой самостоятельности, что является одним из основных условий ее правильного и успешного функционирования. В практике можно обнаружить разнообразные способы, ограждающие группу от чрезмерного или преждевременного вмешательства психотерапевта. Например, аналитики пассивно ждут спонтанного развития отношений в группе; последователи школы С. Rogers создают благоприятный, акцептирующий климат, располагающий к самоэксплорации больных; специалисты по гештальт-терапии постоянно побуждают больного к сознательному выбору и решению, предлагая ему определенное действие или участие в терапевтическом упражнении. Определенность — неопределенность
В данном разделе мы обсудим, в каком случае вербальная активность психотерапевта является носи-
телем полной, однозначной информации для участников группы, а когда только обозначает какую-то проблему или вопрос и побуждает к их развитию и разрешению. Н. L. Lennard и A. Bernstein (1960) рассматривают обсуждаемую особенность поведения психотерапевта в свете теории информации, с точки зрения информативности содержания его высказываний. Низкая информативность (неопределенность) высказывания должна побуждать больного к повышенной активности, высокая информативность (специфичность) должна вызывать уменьшение активности.
Отмечается также, что специфичность высказываний психотерапевта, представляющих психологическую угрозу для больного, вызывает возрастание защитных реакций. Наоборот, неопределенность высказывания психотерапевта в общем благоприятствует проявлению в высказываниях пациента богатого психопатологического материала: неконтролируемых и иррациональных мыслей и эмоций, важных с диагностической и терапевтической точек зрения.
В соответствии с результатами многих исследований [Pope В., 1977] неоднозначность передаваемых психотерапевтом вербальных сигналов, если говорить об их информационно-коммуникативной функции, вызывает у больных чувство неуверенности и повышение активности. В частности, здесь может играть роль специфика отношений психотерапевт — больной, психотерапевт — группа. Неопределенность раздражителей, исходящих от значимого лица, ведет к повышению активности с целью их дополнения, особенно если психотерапевт подчеркивает значение самостоятельных поисков и собственной инициативы. Определенную роль также может играть «эффект Зейгарник».
Переменную «однозначность — неоднозначность» вербального поведения психотерапевта можно было бы также назвать переменной открытого предоставления готовой информации в противоположность побуждению к самостоятельному поиску решения. Примером однозначного (и директивного) поведения может служить поведение психотерапевта «бихевиориста», который составляет для больного подробную программу определенного поведения; примером использования неоднозначных высказываний может служить поведение психотерапевта с познавательной ориентацией.
Если отсутствие или низкий уровень информации в содержании высказывания психотерапевта превысит
допустимый порог, со стороны группы и отдельных ее участников можно ожидать агрессивного поведения и появления тенденции к уходу. Использование подобного типа явлений в терапевтических целях будет рассмотрено для характеристики еще одной переменной.
Уровень активности
Уровень активности психотерапевта — черта, которую трудно охарактеризовать точно, не соотнося ее с другими переменными его поведения. В. Pope (1961) считает целесообразным одновременно учитывать такие факторы, как степень определенности высказывания, степень руководства группой и формулирования заключений. Было определено, что вместе с ростом уровня активности психотерапевта в диадной системе возрастает уровень руководства и формулирования выводов, но снижается неопределенность его высказываний.
Если речь идет о характеристике общего уровня активности психотерапевта, то наиболее приемлемым ее показателем оказалась сумма его высказываний за определенную единицу времени.
Экспрессивные аспекты терапевтического стиля В. Pope относит главным образом к аффективной сфере деятельности психотерапевта — они являются носителями эмоций, в то время как семантические и синтаксические аспекты — носителями значения. Об экспрессивности психотерапевта можно говорить в общем значении и в более конкретном, если речь идет о выражении им определенных чувств. При исследовании этих двух особенностей используются как лингвистические, так и паралингвистические слагаемые речи. Во втором случае принимаются во внимание такие показатели, как интонация, темп и различные нарушения речи. Все же представляется, что самовыражение психотерапевта может быть основано на проявлении как его эмоций, так и взглядов. Таким образом, речь шла бы о проявлении личного отношения к участникам группы и происходящим в ней событиям.
«Анонимность» — «самораскрытие»
Эта характеристика подтвердила свою первостепенную роль во многих исследованиях, основанных на факторном анализе [Sundland D., Barker E.,
1962; Wallach M., Strupp H., 1964, и др.]. На одном полюсе находятся психотерапевты, ориентирующиеся главным образом на классический психоанализ, основное значение в процессе лечения они приписывают явлению «перенесения» и его анализу. Чтобы вызвать в группе или у одного лз участников явление «перенесения», они ведут себя нейтрально в личностном плане, пассивно, являя собой как бы пустой экран, на который больные проецируют свои невротические отношения. Психотерапевты, находящиеся на противоположном полюсе, открыто проявляют свои эмоции и суждения, а в крайних случаях говорят в группе о своих трудностях и проблемах. Подобное поведение они обосновывают стремлением лишить психотерапию таинственности, ее магической и мистической оболочки, считая, что если психотерапевт предстает перед больными обычным человеком, т. е. чувствующим, ошибающимся, то психотерапевтический процесс в большей степени приобретает черты рациональности.