Методологические основы структурной теории личности Р.Кеттелла.
В определении Кэттелла личность представляет собой систему черт, которым он даёт собственную классификацию. По его мнению, черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кэттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные).
С модальной точки зрения ученый различает черты: динамические (приводящие к действию в определённом направлении), черты-способности (определяющие эффективность достижения цели) и темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).
Используя информацию о различных чертах индивидуума, Кэттелл составил очень простое уравнение, характеризующее предположительное поведение человека в конкретной ситуации. Оно имеет вид: R = s1T1 + s2T2 + s3T3 +…+ snTn,
где Т — определённая черта; s — её оценка.
Это спецификационное уравнение даёт возможность предсказать реакцию индивидуума в будущем на основе характеристик его личности, оцененных в настоящем. Уравнение можно использовать в тестировании.
Особое внимание в своих работах Кэттелл уделяет более подробному рассмотрению динамических черт. Он разделяет их на три группы: аттитюды, эрги и чувства.
Аттитюд — это, по определению Кэттелла, видимое внешнее выражение внутренней динамической структуры, из которой также выделяются эрги и чувства. Простыми словами, формула аттитюда выглядит примерно так: интерес определённой интенсивности в каком-то действии относительно определённого объекта.
Эрг можно назвать конституциональной динамической исходной чертой, что-то схожее с инстинктом или врождённой склонностью. В своих исследованиях Кэттелл выявил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.
Чувство — динамическая черта, формируемая под воздействием окружающей среды. Оно имеет сходство с эргой, но является не врождённым, а приобретенным. Согласно Кэттеллу чувства имеют тенденцию к организации вокруг значительных объектов культуры, в отношении которых со временем и с приобретением опыта все больше вырабатываются аттитюды. Исследования Кэттелла выявили чувства, связанные с карьерой, спортом, религией, родителями, любимым человеком, а также с собственным «Я». Интересно, что последнее чувство оказалось одним из самых стабильных в проведённых исследованиях
Взаимосвязь различных уровней динамических черт Кэттелл представил в виде динамической решетки. Она представляет собой мо-тивационную структуру, в первой части которой отображены эрги (базовые биологические импульсы); в середине — чувства, каждое из которых взаимосвязано с несколькими эргами; в третьей части представлена структура аттитюдов, которые соответствуют линиям определённых действий, относящихся к обозначенным объектам. Каждый аттитюд взаимосвязан с несколькими чувствами, а через них является выражением целого ряда эргов.
Чувству «Я» в исследованиях Кэттелла отведено особенное место. Он считает, что это чувство играет важнейшую роль в активности и развитии личности человека. Оно оказывает влияние на удовлетворенность всех чувств и эргов, поэтому является своего рода «главенствующим» чувством.
Изучение развития личности Р. Кэттелл производил как на уровне описания временных изменений её структуры, так и на уровне генетики и измерения влияния окружающей среды. Для оценки влияния наследственности и среды ученый создал метод MAVA (множественный абстрактный анализ вариаций) Исследовались близнецы и сиблинги (братья или сестры), воспитываемые в одной семье. Этот метод выявил интересную тенденцию со стороны влияний среды противостоять проявлениям генетических различий. Кэттелл отнёс это явление к закону биосоциального насилия.
Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кэттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. Классическое обуславливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обуславливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кэттелл назвал «слитным научением». При этом научении определённое поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные.
Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кэттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трёх способов:
1) умышленное намерение создать определённый тип личности;
2) ситуационные или экологические факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;
3) индивид может сам определить для себя необходимость дальнейшего изменения личности вследствие важных мотивов.
Весьма важно описать и дифференцировать по определённым параметрам различные социальные группы или институты для дальнейшего исследования как отдельной личности, так и определённой социальной группы, а также взаимоотношений между ними. Кэттелл вывел 28 положений относительно отношений между индивидуальной личностью и так называемой групповой синтальностью.