Функциональные области. стадии и типы 1 страница
В интересах большей ясности описания необходимо рассмотреть несколько больших функциональных ансамблей, что будет не так легко, особенно при описании начального этапа развития ребенка, когда его деятельность еще мало дифференцирована. Некоторые функциональные ансамбли, например познание, возникают довольно поздно. Другие, наоборот, проявляются уже с рождения. В разные периоды последовательно преобладает тот или иной ансамбль. Для их распознавания нужно прежде всего уметь определять характерные черты, соответствующие каждому виду функциональных ансамблей, не ограничиваясь перечислением его внешних особенностей.
Такое описание весьма необходимо и вместе с тем затруднено, благодаря тому что развитие ребенка, особенно в первое время, идет настолько быстро, что различные его проявления накладываются друг на друга, так что часто один и тот же период может носить смешанный стиль. Но образующие этот стиль рядополо-женные системы сохраняют свою индивидуальность, что может быть подтверждено патологией. При некоторых задержках психического развития все реакции субъекта соответствуют лишь определенному типу поведения. Все они одна за другой как бы упираются в один и тот же потолок. Отсюда следует не только их единообразие, но также и то, что они могут достичь своего рода формального совершенства, которое обычно не предвещает ничего хорошего. Всякая частичная виртуозность на некотором этапе развития ребенка характеризует деятель-
ность, которая продолжает бесконечно осуществляться ради самой себя, не будучи в состоянии интегрироваться в последовательные системы, появление которых должна повлечь за собой нормальная эволюция. Действительно, когда один тип деятельности подготавливает появление другого, он сам начинает перестраиваться и обслуживать ранее чуждые ему потребности. В соответствии с этим и характерные для него когда-то результаты оказываются ограниченными и урезанными. Они проявляются в своей полноте только в отдельных случаях: в игре или в эстетической деятельности, которые возвращают таким функциям возможность упражняться или проявляться лишь ради самих себя.
Сообразно с моментом и уровнем, на котором произошла задержка психического развития, она может носить глобальный характер или же совмещаться с определенной дифференциацией функций, одна из которых, часто относящаяся к предыдущему возрастному периоду, начинает доминировать. В первом случае, представляющем собой идиотию, все проявления активности одинаково относятся к одной и той же стадии. В этом случае деятельность может приспосабливаться к обстоятельствам или к раздражителям, лишь находящимся с ней в самой тесной связи. Если же дифференциация функции остается возможной, как во втором случае, то поведение выходит за пределы одной стадии, но отличается некоторыми характерными чертами. Так, в нем может постоянно преобладать какая-либо функция, носящая характер игры и осуществляющаяся лишь ради самой себя (такова, например, словесная невоздержанность некоторых дебилов). В других случаях эффект задержки может быть более диффузным. Так, например, происходит в тех случаях, когда все действия субъекта носят инфантильный характер либо вследствие того, что определяющие их мотивы отстают от характерных для данного возраста интересов, либо потому, что выполнение этих действий обнаруживает еще специфическое для ребенка строение самосознания. Часто недостатки деятельности оказываются менее заметными. Они могут поддаваться компенсации или сверхкомпенсации и являются стимулом, вызывающим необходимые замещения. Случается, что в результате могут быть достигнуты значительные успехи. Но этот окольный путь, если он и может в некоторых отно-
шениях обогатить функцию, не всегда устраняет ее внутреннюю слабость, что обнаруживается в неожиданных обстоятельствах, в состоянии угнетения или даже в результате простой усталости. Во всяком случае, состояние равновесия, лежащее в основе поведения каждого человека, может достигаться самыми различными средствами. Ничто не дает лучшей возможности узнать структуру поведения, чем наблюдение над становящимися во времени его элементами и их взаимосвязями у ребенка. На этом должно основываться понимание возможностей взаимной замены и взаимного приспособления различных функциональных систем.
Разграничение функциональных областей включает два основных аспекта. По-видимому, наиболее ранние психические проявления ребенка исходят из аффективной сферы. Она с самого начала связана с его потребностями и пищевыми автоматизмами, которые возникают сразу после рождения. К аффективным также можно отнести первые мышечные и голосовые реакции ребенка, рассматривая их как выражения хорошего или плохого самочувствия. Жестикуляция, которую проявляет грудной ребенок ради нее самой, является одновременно признаком и источником его удовольствия. В этих движениях аффектив-ность находит свою проприоцептивную базу, подобно тому как в висцеральных функциях — базу интероцептивную.
Разумеется, могут иметь место и другие движения, внезапные и нерегулярные, либо как следствие какого-либо раздражения, либо кажущиеся спонтанными. Они являются простыми разрядами возбуждения в уже сложившихся структурах. Для их возникновения достаточно одной динамической расторможенности нервных центров. Подобные импульсы могут возникать на всех уровнях психомоторной деятельности. В их разрядах выявляются элементы функциональных структур. Причиной таких импульсов является недостаточность координации или контроля. Следовательно, эти импульсы указывают на недостаточную зрелость или на неуравновешенность психических систем. Но сами по себе они лишь простые моторные явления.
Аффективным типом поведения является не только поведение грудного ребенка, но также и поведение при глубокой идиотии. Соответствующее возбуждение проявляется тогда либо в криках, где следуют друг за другом
интонации гнева, триумфа, страдания, либо в позах или жестах, эмоциональное значение которых совершенно очевидно. Такие реакции часто вызываются одним присутствием другого человека. Это показывает, к каким примитивным и глубоким слоям чувствительности относятся реакции, которые могут быть названы реакциями на присутствие других лиц (prestance) и которые каждый субъект носит в себе как рефлекс на другую личность. Очевидно, в основе поведения субъекта имеется своего рода дифференцированная бдительность, образующая основу того, что есть наиболее живого в самоощущении. Но для самой личности развитие этого самоощущения предполагает завершение психической эволюции.
Хотя корни личности лежат в сфере тех важнейших инстинктов, которые проявляются в рефлексах на присутствие других людей, ее формирование является результатом длинного ряда функциональных этапов. В случаях психической инволюции, когда функции, как правило, разрушаются в порядке, обратном их приобретению. структура личности искажается первой. Повреждения мозга, которые, по-видимому, оставляют незатронутыми самые сложные перцептивные и даже интеллектуальные операции, поражают в поведении субъекта то, что идет от его чувства собственного достоинства. Очевидно, такие нарушения локализованы в основном в префронталь-ной области, которая позже всех развивается как в филогенезе, так и в онтогенезе. Благодаря осознанию собственной личности у человека происходит слияние рефлексов органического порядка, включающих его в-окру-жающую среду, с миром социальных ценностей и идеалов. единственной опорой которых являются абстрактные понятия. Содержание, относящееся как к объектам, так и к сложным социальным отношениям, изменяется в зависимости от эпохи, уровня цивилизации и степени психического развития индивида.
Функциональные области, которые располагаются между чисто аффективными реакциями и эстетическим поведением интеллектуально развитой личности, обращены к внешней действительности, как присутствующей в данный момент, так и воображаемой. В первом случае связи осуществляются путем двигательных реакций, которые могут функционировать на различных уровнях: от простой круговой взаимосвязи между движением и вызы-
ваемыми им экстероцептивными ощущениями до способности обнаруживать в результате собственной деятельности пространственные или механические возможности воспринимаемой ситуации. Эта способность описана под названием практического или ситуативного интеллекта и связана с простым, но часто трудным приспособлением двигательных структур, являющихся нашими прирожденными или приобретенными автоматизмами, к структуре объектов.
В другом случае объект или явление, которые не могут быть непосредственно восприняты или не способны вызвать непосредственный эффект, должны быть представлены каким-либо способом или в какой-либо форме. Сенсомоторный эффект, который соответствует этому представлению, может быть использован только при, том условии, если он получит значение, дополняющее или, скорее, подменяющее его. Выделение и определение этих знаний, их классификация, разграничение и объединение, сопоставление логических и эмпирических отношений, попытка воссоздать с их помощью возможную структуру вещей — все это область познания, которое также имеет много различных уровней и первые решающие стадии которого составляют психическое развитие ребенка.
Таким образом, можно выделить следующие функциональные области, образующие в то же время этапы психического развития ребенка: аффективность, двигательный акт, познание и личность.
Глава вторая АФФЕКТИВНОСТЬ
Крик новорожденного, появившегося на свет, согласно Лукрецию, есть крик смятения перед лицом открывающейся для него жизни или, по Фрейду, крик тоски в момент, когда ребенок отрывается от материнского организма. Для физиолога же он не означает ничего другого, кроме спазмы голосовой щели, которой сопровождаются первые дыхательные рефлексы. Действительно, психологическая мотивация крика — предчув- • ствие или сожаление о чем-то — не более чем миф. Но и сведение его к простому мышечному явлению представляет лишь абстракцию. Этот крик зависит от всего ви-тального комплекса. Со спазмой связан не только крик, но и вся совокупность условий и одновременных впечат-
лений, которые выражаются как в спазме, так и в крике. Разумеется, на этой элементарной стадии не может быть речи о различении симптома и- причины.
В данном случае в спазме невозможно различить мышечную реакцию и чувствительность. Они дифференцируются на более высоких стадиях развития, в круговых реакциях. Например, спазма радужной оболочки глаза не происходит без боли, избавиться от которой можно, лишь парализовав радужную оболочку. Спазмы кишок вызывают колики, которые очень часты у грудного ребенка при пищеварении. Тогда ребенок кричит, несомненно, в результате распространения спазм на дыхательный аппарат. Формирование крика как средства выражения чего-то. с чем он не имеет прямой физиологической связи, происходит лишь позже. В результате распространения спазмы на все внутренние органы — пищевод, дыхательные органы, органы кровообращения — возникает чувство тоски, стеснения. Некоторые спазмы, например при оргазме, могут быть источником наслаждения. Но они часто находятся на грани страдания — наслаждение оказывается тем более острым, чем оно ближе к страданию и иногда даже может быть вызвано болевым стимулом. Таким образом, между половым возбуждением и ощущением тоскливого томления может существовать переход или они могут смешиваться. Эротическое желание вызывает то же ощущение в легкой степени; в свою очередь, тоскливое беспокойство иногда растворяется в эротической практике.
По-видимому, спазмы, в которых находит выход ставшее чрезмерным напряжение, сопровождаются удовольствием или облегчением. Так происходит при рыданиях, приносящих обычно облегчение. Безудержный смех также может быть разрешением длительного ожидания пли принуждения, выходом задержанной и аккумулированной энергии. Простой смех представляет собой каскад сотрясении, в которых мышечное напряжение стремится себя исчерпать и который обычно расслабляет мышцы, лишая человека всякой способности сделать усилие. В отличие от рыданий, смех теснее связан со скелетными мышцами, чем с мышцами внутренних органов, и его обычной причиной является, очевидно, не столько повышение напряжения, сколько снижение порога напряжения.
Но здесь речь идет об уже организованных спазмах, выходящих за пределы простых спазм висцерального или двигательного аппарата. Утратив свой элементарный и спорадический характер, они связываются друг с другом, регулируются и даже являются регуляторами расходуемой в них энергии. Чувствительность, связанная с каждой из спазм, распространяется на весь их ансамбль и из чисто органической, какой она является вначале, может постепенно становиться более духовной. Глубокое страдание, соответствующее этим пароксизмам, очищается, перемещается, разрежается, утончается и, наконец, интегрируется с психическими актами, которые постепенно превращают его тягостную тональность в простые уколы совести. Эту эволюцию можно проследить у ребенка на протяжении ряда этапов, характеризующих развитие его аффективности.
В основе спазмы лежит тоническая деятельность мышц, предшествующая движениям, в собственном смысле слова. Активность грудного ребенка состоит из внезапных разрядов, которые заставляют его переходить от одной позы к другой. В каждой из них мышцы, кажется, скорее напрягаются и твердеют, чем укорачиваются или удлиняются, как это обычно происходит при движениях, направленных на обследование окружающего пространства. Сокращение здесь обширное, сходное с тетанусом. Оно захватывает все тело, в частности спинную и про-ксимальную мускулатуру, т. е. ту мускулатуру, которая играет особенно важную роль в стабилизации движений и равновесия тела. Первые рефлексы — это тонические рефлексы защиты и положения тела. Прикосновение к коже или щипок вызывает отдергивание конечности. Шум вызывает вздрагивание, похожее на те внезапные тонические разряды, которые иногда вызывают внезапное высвобождение тонуса при засыпании. На поведение новорожденного влияют также лабиринтные раздражения. Их одних было бы достаточно для того, чтобы вызвать систематические изменения относительного положения головы и конечностей ребенка, и как раз благодаря им ребенок любит, чтобы его укачивали.
Первые четко различимые эмоциональные реакции ребенка, реакции страха, связаны именно с резким возбуждением лабиринта при падении. Равным образом все другие эмоции, пусть каждая по-своему, соответствуют
изменениям тонуса как висцерального, так и мышечного. Следовательно, они происходят из постуральной функции, в которой Шеррингтон объединил все, что является тоническими проявлениями. А если все эмоции имеют общий источник, то не обратимы ли они друг в друга? Некоторые психологи, как например Уотсон, стремились объяснить разнообразие эмоций воздействием обстоятельств, которые соединяют основное ядро эмоций с различными раздражителями и реакциями. Но в действительности онтогенетическая специфичность эмоций неоспорима. Каковы бы ни были этапы развития эмоций в истории рода, каждая из них зависит от характерных для нее автоматизмов, возникающих в поведении индивида в результате функционального созревания. Таким образом, у идиота можно наблюдать целые серии эмоциональных реакций, появляющихся без всякого заметного повода и выполняющихся лишь ради самих себя: позы, выражающие агрессивность, угрозу или страх, а также оборонительные или просящие пощады жесты, хотя перед этим с ним обращались хорошо и не обижали.
Эмоции включают системы выразительных движений и поз, которые для каждой из эмоций соответствуют определенному типу ситуации. Эмоциональные установки и соответствующие им ситуации предполагают друг друга, создавая тот глобальный архаический тип реагирования. ' который так часто встречается у детей. Происходит как бы слияние психических предрасположений, ориентированных в одном направлении, и внешних событий. В результате этого эмоция часто задает тон реальности. Н& и внешние события приобретают возможность вызывать эмоцию. Эмоция является" своего рода настроенностью, более или менее зависящей от темперамента, от привычек субъекта. Но эта настроенность, сосредоточивая вокруг себя без различия все обстоятельства настоящего момента, позволяет каждому из них, даже случайному, вновь вызвать эмоцию позже, как вызывает ее существенный элемент данной ситуации. Синкретический характер эмоций, их сила 'и живость, исключающие все отвлекающие моменты, способствуют образованию условных эмоциональных реакций1. Появление таких условных реакций может противоречить логике и очевидности
' См. четвертую главу второй части.
Именно так образуются аффективные комплексы, не поддающиеся влиянию рассуждений. Но в то же время на определенных стадиях психического развития и в определенных обстоятельствах, где длительное размышление невозможно или опасно, эмоции придают реакциям необходимую быстроту и цельность.
Явления, с которыми человек устанавливает связь через посредство эмоций,— это материальные события или отношения между индивидами. При этом человеческое окружение пронизывает физическую среду и в большей мере, особенно для ребенка, заменяет ее. Именно эмоции, благодаря их психогенетической ориентации, осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерения и рассудочной способности. Эмоциональные позы, звуковые и зрительные проявления эмоций способны вызвать у окружающих большой интерес, а также сходные реакции, связанные с той же эмоциональной ситуациеп. Обычно между эмоциональными позициями (attitudes) людей, находящихся в одном и том же поле восприятия и действия, устанавливаются своеобразные отношения, отнош&-ния солидарности или оппозиции. Контакт между ними возникает благодаря аффективному миметизму или контрасту. Именно так устанавливается первое конкретное и прагматическое взаимное понимание, или, вернее, сопричастность. «Заражение» эмоциями — факт, часто отмечавшийся. Оно зависит от экспрессивной способности эмоций, на которой основывались первые совместные действия стадного типа и которая в процессе непрерывного общения и, несомненно, коллективных обрядов превратилась из примитивных средств выражения в более или менее условную мимику.
Аффективные влияния социальной среды, окружающие ребенка с колыбели, не могут не оказывать определяющего воздействия на его умственное развитие. Не только потому, что они формируют социальные способности поведения ребенка, особенности его чувств, но и потому, что они затрагивают автоматизмы, формирующиеся в спонтанном развитии нервных структур, и через их посредство — глубинные, интимные реакции. Так социальное сливается с органическим.
Примером подобного слияния является улыбка, по поводу которой исследователи детства сделали столько за-
мечаний. Приписывая первым же улыбкам ребенка их полное функциональное значение, Ш. Бюлер утверждает, что они имеют чисто человеческий источник и появляются только в присутствии человеческого лица. Но данные многих авторов противоречат этому утверждению. По-видимому, вначале улыбка связана со стимуляцией кожи вблизи тех мышц, работа которых лежит в основе улыбки: щекотание под подбородком (Dearborn) вызывало улыбку на 1-й и 2-й день, щекотание носа и щеки (Scupin)—Ha 2-й день, щекотание носа (Ament)-Ha 3-й день, щекотание щеки (Dearborn) — на 5-й день, прикосновение соска к щеке (Blanton) — на 28-й день, сжимание в игре кисти и руки (Major) — на 28-й день. Затем идут раздражения более общие и имеющие явную аффективную тональность: теплая ванна (Major) вызывала улыбку на 4-й день, хорошее самочувствие (Dearborn)—на 6-й или 7-й и 9-й день (Baldwin), отдых после сосания (Ргеуег)-на 27-й день, дремота после сосания (Moore) — на 5-й неделе, хорошее самочувствие после сна (8Ыпп)—на 5-й неделе, хорошее самочувствие после обтирания маслом (Shinn)—на 8-й неделе. Несколько позже начинают действовать эк-стеропептивные раздражители: болтовня няни (Valentine)—на 10-й день, сияющий свет (Blanton)—на 13-й день, голубая тень на свету (Blanton) — на 16-й день, высокие звуки (Дарвин) —на 6-й неделе. Наконец, суверенностью можно говорить о появлении человеческих факторов: улыбающееся лицо (Moore) вызывало улыбку на 20-й день, разговор и мимика (Tiedmann) — на 28-й день, улыбки взрослых (Jones, Gregoire)—на 2-м месяце, няня, которая качает головой и поет (Piaget),— на 45-й день, ласковые взгляды (Мооге)—на 5-й неделе, вид матери (Дарвин) — на 6-й неделе, подражание взрослым, ситуация игры (Gregoire), ласковый лепет матери, улыбающееся лицо, посеребренная погремушка (Dearborn) — на 7-й неделе.
Порядок последовательности появления этих различных видов возбуждения совершенно четок. Сначала это непосредственное возбуждение мышечного тонуса и затем общее состояние органического удовлетворения, выражающееся локальной реакцией, потом слуховые восприятия находящегося на расстоянии объекта и, наконец, воздействие на расстоянии липа или голоса, выра-
жающего и внушающего удовольствие, причем удовольствие, которое имеет уже внешний, а не внутренний источник. Это реакции, из которых возникает аффективное значение улыбки, но им предшествуют реакции, демонстрирующие лишь физиологические возможности:
способность к сокращению соответствующей мышечной группы, подчинение этой группы экстероцептивным впечатлениям. Равным образом, как это показал Инсабато (Insabato), смех, а затем рыдания могут быть механически вызваны щекотанием, являясь результатом глубокого мышечно-сухожильного раздражения. Но эти реакции, будучи сначала следствием и выражением органической аффективности, становятся затем следствием и выражением моральных обстоятельств.
Часто можно наблюдать, что за улыбкой одного человека сейчас же следует улыбка другого, находящегося в той же ситуации. Вероятно, эта реакция вызывается не самой по себе ситуацией и не механизмом условных рефлексов, а в силу функционального родства непосредственно стимулируется эмоциональными проявлениями соседа. Но так или иначе улыбка принадлежит к тем способам реагирования, благодаря которым расширяется сфера восприятия ребенком окружающей социальной среды. В восприятии все полнее воспроизводятся черты этой среды, из которой, однако, ребенок себя не выделяет. Это распространение себя на свое окружение, являющееся в то же время отчуждением себя в других, подразумевает вторую, противоположную 'фазу, в которой ребенок овладевает собой, противопоставляя себя другим. Именно тогда начинается развитие его личности. К эмоции возвращается роль фактора, объединяющего индивидов между собой с помощью их наиболее интимных органических реакций. Это слияние имеет в качестве дальнейших последствий противопоставление и разделение, приводящие к постепенному возникновению сознания.
Так, эмоции, являющиеся внешним проявлением аффективности, кладут начало таким изменениям, которые стремятся ограничить сами эмоции. На них основываются стадные аффекты, являющиеся примитивной формой общности и общения. Отношения, которые становятся возможными благодаря эмоциям, улучшают средства их выражения, делая их тем самым все более и более спе-
циализированными инструментами общения. Но, по мере того как выявление значения этих средств выражения делает их более автономными, они отщепляются от самой эмоции. Вместо того чтобы разлиться, эмоция сдерживается этими выразительными средствами, и ее влияние заключается в определенные рамки. Как только мимика становится языком и способом воздействия на других, в ней увеличивается количество нюансов, безмолвных соучастии, намеков, которые становятся более утонченными, в отличие от общего аффекта, каким является эмоция в чистом виде.
Между эмоцией и интеллектуальной деятельностью имеется то же соотносительное развитие и тот же антагонизм. Смысл ситуации переживается до всякого анализа благодаря вызываемым ею действиям, предрасположениям и установкам. Эта практическая интуиция в психическом развитии задолго предшествует способности различения и сравнения. Она является первой формой понимания, еще целиком находящегося под влиянием интереса данного момента и ограниченного частными случаями. Впервые своего рода контакт и взаимное понимание, полностью зависящие, однако, от потребностей или побуждений текущего момента, могут осуществиться лишь благодаря согласованности или обоюдности эмоциональных позиций. Образ, служащий для сравнения и предвидения, может возникнуть из этих практических и конкретных связей лишь путем постепенного уменьшения числа постуральпых реакций, то есть эмоций и аффективности. И наоборот, всякий раз, когда аффективные установки и соответствующие эмоции начинают' вновь превалировать, образ теряет свою поливалентность, заменяется, уничтожается. Это явление обычно наблюдается у взрослых: сознательный контроль или простое интеллектуальное толкование мотивов и обстоятельств эмоции ведет к ее устранению; в то же время сильная эмоция вызывает искажения умозаключений и объективных представлений. У ребенка процесс перехода от этих личностных, эмоциональных, зависящих от случая реакций к более стабильным представлениям о вещах протекает медленно, с постоянными возвращениями назад.
Изменения в собственно аффективной сфере являются результатом этого конфликта. Интеллектуалистические теории эмоций оказались возможными именно благодаря
большому значению интеллектуальных мотивов и образов в области чувств и страстей. Ошибка этих теорий заключалась в том, что они не заметили постепенного сокращения истинного эмоционального аппарата и отождествили эмоцию с чувством или страстью, тогда как в процессе развития происходит функциональный переход от эмоций к чувствам. У ребенка он зависит от возраста. Но наиболее эмоциональные дети отнюдь не обязательно становятся наиболее сильно чувствующими или наиболее страстными. В действительности здесь идет речь о различных типах, которые зависят от разного соотношения форм психической деятельности у индивида.
Ребенок, поглощенный чувством, не проявляет по отношению к окружающим условиям непосредственных эмоциональных реакций. Его поза сдержанна, и если он смотрит вокруг, то далеким или беглым взглядом, уклоняющимся от всякого активного участия в разворачивающихся перед ним отношениях. Стараться вовлечь его в эти отношения — значит вызвать у него дурное настроение; оно возникает благодаря тому, что у ребенка недостает способностей и желания участвовать во внезапных контактах с другими. Его впечатления образуют замкнутый круг. Поглощенный сосанием своего пальца, ребенок замыкается в кругу получаемых при этом ощущений. Этот период возникновения чувства, оборонительный и негативный, может измениться лишь с появлением и развитием мысленных представлений, которые дают мечтам ребенка более или менее связанные с настоящим моментом мотивы и темы.
Страсть ребенка может быть живой и глубокой, но вместе с ней появляется возможность переживать эмоцию молча. Страсть предполагает для своего развития контроль личности над собой и следует за осознанным противопоставлением себя другим, которое появляется лишь начиная с 3 лет. Тогда ребенок становится способным тайно питать неистовую ревность, исключительную привязанность и честолюбие, еще, быть может, неопределенные, но тем более требовательные. В последующем возрастном периоде более объективные связи с окружающим миром могут умерить эти страсти. Но от этого темперамент выявляется в них не менее определенно.
Несомненно, чувство и особенно страсть будут тем более стойкими, упорными, абсолютными, чем более силь-
ной аффективностью, содержащей вегетативные эмоциональные реакции, они сопровождаются. При этом действующая эмоция остается способной к затуханию под влиянием других воздействий. Чувства являются результатом интерференции и даже конфликта между факторами, относящимися к органической и постуральной жизни, и факторами, зависящими от представлений, познания и личности.
Глава третья ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АКТ
Среди способов, с помощью, которых живое существо реагирует на окружающую среду, движение благодаря развитию своей структуры в животном мире и у человека является настолько эффективным и преобладающим способом " реагирования, что бихевиористы считают его единственным объектом психологии. Однако такое ограничение психологического исследования вынуждает приписывать движению чрезвычайно различные значения. Действительно, было бы смешно ограничить, например, речевые движения простым фактом фонации или не отличать друг от друга движения, внешне очень сходные, но вызываемые различными ситуациями и приводящие к различным результатам. Если свести движение к производящим его мышечным сокращениям или к осуществляемым при этом перемещениям в пространстве, то оно становится лишь физиологической или механической абстракцией. В таком случае психолог не мог бы выделять в поведении целостные действия и разлагать их на составные части — различные движения.
Посредством движения действие включается в текущий момент. Если условия и цели действия содержатся в конкретном окружении, тогда это двигательный акт, в собственном смысле слова. Но действие также может либо направляться на цели, которые в настоящее время не могут быть реализованы, либо предполагать средства, не зависящие ни от непосредственных обстоятельств, ни от двигательных способностей субъекта. Тогда движение из непосредственного эффективного превращается в техническое или символическое и относится к плану представлений и сознания. Этот переход
происходит, по-видимому, только у человека. Совершаясь в ходе онтогенетического развития, он приводит к резкому различию между способностями ребенка и способностями животных, наиболее близких к человеку. Само по себе движение развивается по двум линиям: возрастает ловкость его выполнения, часто замечательная у животных, и повышается уровень включающего его действия. Впрочем, между этими двумя линиями имеются зоны, в которых провести такое разграничение очень трудно. Например, приспособление двигательных структур к структурам внешней среды тесно связано с упражнением нервных центров, которые обеспечивают физиологическое регулирование движения. Однако другим условием этого приспособления является образ предмета, а он может относиться к более или менее высокому уровню перцептивного или интеллектуального представления.