Память как психический процесс
Память – это отражение прошлого опыта человека путём его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, является важнейшим психическим процессом, лежащим в основе развития, обучения, социализации личности, обеспечивая единство и целостность личности.
Память, как и всякий психический процесс, является активным
по своей природе. Человеческое поведение является целенаправ-
ленным, следовательно, приобретаемый человеком опыт должен
запоминаться в таком виде, чтобы его можно было использовать
для последующей регуляции направленных на достижение сходных
целей форм поведения. Другими словами, человек не просто сохра-
няет в памяти некоторую информацию, а оценивает ее с точки зре-
ния значения для управления поведением и, в соответствии с этой
оценкой, удерживает в разной степени готовности. Сам процесс по-
ступления информации в память носит активный, избирательный
характер: фиксируются не все впечатления, а лишь те из них, кото-
рые значимы для управления поведением. Таким образом, память
ни в коем случае не похожа на некоторое «хранилище» или «вме-
стилище». Память – это активный процесс отбора, сохранения и
воспроизведения информации в соответствии с ее значением для
регуляции последующего поведения человека.__
2 вида памяти: генетическая (наследственная) и индивидуальная (прижизненная).
Виды индивидуальной памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:
Время удержания информации в сознании (мгновенную, кратковременную, промежуточную и долговременную память.)
- Целенаправленность запоминания и воспроизведения
- Содержание информации
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение без специально поставленной задачи, цели что-либо запомнить или воспроизвести.
Сенсорная память (образная) – это запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов. К этому виду памяти относятся зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память.
Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение воспринятых ранее образов. К этому виду памяти относятся зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память.
Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определённых эмоциональных состояний, чувств при повторном воздействии или представления ситуации, в которой эти переживания возникли.
Словесно-логическая память – это запоминание, сохранение и воспроизведение вербальной информации, её смысла, логики рассуждений, доказательств.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание – процесс, направленный на усвоение и сохранение информации, обстоятельств жизни и деятельности, воспринимаемых человеком. Различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание – это преднамеренное усвоение чего-либо, т.к. человек не ставит перед собой цель, не использует никаких мнемических приёмов для запоминания.
Произвольное запоминание – целенаправленное усвоение информации
Способы заучивания бывают следующими:
1.. Механическое, многократно повторяемое, дословное усвоение информации, при котором тратится много сил, результативность низкая.
2.. Логическое, основанное на выделении основных единиц текста, установлении между ними связей, определении новизны информации, её связи с уже известным и т.д., т.е. смысловая переработка информации в её взаимосвязи с прошлым опытом человека, её систематизация.
Сохранение – это сложный динамический процесс разработки, систематизации, обобщения материала, овладения их.
Воспроизведение – это процесс восстановления информации, извлечения её из памяти.
Узнавание – актуализация информации, образа, присутствующих в перцептивном поле, при опоре на повторное восприятия. Это может быть предмет, ситуация, событие, состояние (эмоциональное).
Вспоминание – актуализация информации (образа), не вызывающая затруднений и не требующая опоры на восприятие или «подсказки».
Припоминание – воспроизведение, требующее волевых усилий для доступа к информации, хранящейся в памяти, для извлечения, для воссоздания её.
Забывание – это невозможность вспомнить, воспроизвести, или неправильное воспроизведение какого-либо материала, информации.