Зависимое поведение в молодежной среде: субкультуры, тоталитарные секты и наркотическая зависимость. Альтернативные пути здоровой жизни
13 января 2017 г.: Николай Каклюгин
Доклад Каклюгина Николая Владимировича, кандидата медицинских наук, врача психиатра-нарколога, председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае на секционном заседании «Мировоззренческая безопасность: профилактика негативных явлений в молодежной среде», проведенном в рамках Международной научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание» в городе Ростове-на-Дону 14 ноября 2016 года на площадке Донского государственного технического университета.
Добрый день! Рад приветствовать участников этого безусловно значимого и ценного для собравшихся здесь мероприятия! Сам я ваш земляк, родом из Новочеркасска, закончил Ростовский медицинский университет. Потом поступил в клиническую ординатуру в Москву в Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, окончил там, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. У меня была очень интересная тема – на стыке психиатрии и богословия: «Клинические, организационные и терапевтические принципы духовно-ориентированной реабилитации больных опийной наркоманией». Тема сложная, почти 6 лет ушло на подготовку и защиту диссертации.
Проблема восстановления жизненных навыков у людей, страдающих наркоманией, через духовно-ориентированные реабилитационные программы в сравнении со светскими программами – непростой вопрос. Я наблюдал в течение года ребят – 120 человек, которые проходили программы реабилитации по всей стране: это и Новосибирск, это и Ростов-на-Дону, и Ставрополь – православное направление, и калининградские нерелигиозные терапевтические сообщества, использующие в своей работе передовые европейские наработки и опыт трудовых коммун Макаренко.
В итоге были сделаны очень интересные научно выверенные и экспериментально обоснованные выводы о том, что качественные реабилитационные программы, где работали профессиональные психологи, социальные работники, консультанты, где была выстроена и профессионально организована четкая слаженная модель терапевтического сообщества, ТС, и программы в православных реабилитационных общинах с куда менее профессионально подготовленным персоналом, с базирующимся в первую очередь на святоотеческих трудах о борьбе со страстями учением, а не на современных достижениях психиатрии, наркологии и психологической науки, на выходе давали примерно одинаковый результат. То есть, выпускники и тех, и других программ имели примерно одинаковый процент, стойкость и качество ремиссии. Удивительно! Там – достижения современной науки и медицины, а здесь – духовно-ориентированное, отточенное, проверенное тысячелетним опытом православного вероучения и практических святоотеческих наработок борьбы со страстями направления – и почти одинаковые, даже где-то более мощные во втором случае результаты. Этот итог моей диссертационной работы позволит и в дальнейшем разрабатывать мысль о том, что в глубинном пласте духовности, смысложизненных и ценностных ориентаций человеческой личности заложен основной потенциал для трансформации любой, казалось бы уже совсем деформированной личностной установки из деструктивной, разрушительной для человека, семьи, общества и государства в позитивную, созидательную, конструктивную.
Если этот пласт поднять, аккуратно, извлечь из-под обломков возникшей трудной жизненной ситуации и вместе с командой специалистов в группе методично проработать, помочь человеку правильно эту самую ситуацию, ее причины и следствия переосмыслить, согласно учению австрийского психиатра, психолога и невролога Виктора Франкла, основателю Третьей Венской школы психотерапии, пошагово пройти терапию смыслом, логотерапию, то это может дать великолепные результаты – практически полностью изменить жизнь в прошлом бывшего несчастным и страдающего от той или иной пагубной привычки, зависимости человека. Виктор Франкл, по сути отражая позицию христианства, отмечал, что человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется, прежде всего, ценностями и смыслами, локализованными в ноэтическом, высшем духовном измерении и не подверженными детерминирующими воздействиями со стороны факторов нижележащих уровней. «Человеческое бытие всегда стремится за пределы самого себя, всегда стремится к смыслу. Тем самым главным для человеческого бытия является не наслаждение или власть и не самоосуществление, а скорее, осуществление смысла», – утверждает В. Франкл [33]. Его учение восстановило для современной психиатрии целостное представление о человеке. Вопреки материалистическим догмам, отрицавшим духовность, оно утверждает: «Человек – это большее, чем психика: человек – это дух» [33].
В одной из своих книг, написанных в эмиграции, под названием «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий» великий русский философ Иван Александрович Ильин, как бы предопределяя развитие учение Франкла и судьбу нынешней гибнущей в пучине страстей и поглощаемой жестко иерархичным исламским миром европейской, а теперь, увы, и нашей, цивилизации, писал: «Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни. Он должен отправиться на поиски. И пока он не найдет главного, беды и опасности будут подстерегать его все чаще и чаще...» [16].
Этому же факту усиления распада личности, а за ней и общества в отсутствие смысла жизни, правильной расстановки смысложизненных и ценностных ориентаций, мы находим подтверждение в трудах советского психиатра Мелехова. Доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899-1979), сын священника Рязанской епархии, был учеником и сподвижником основателей советской психиатрии С.С. Корсакова, П.Б. Ганнушкина. Крупный ученый, автор более 170 научных работ по различным вопросам клинической и социальной психиатрии, реабилитации психических больных и организации психиатрической помощи, истории психиатрии и общеметодическим вопросам. Он – один из основателей Центрального Научно-исследовательского института экспертизы и организации труда инвалидов, в течение нескольких лет являлся директором Научно-исследовательского невро-психиатрического института имени П.Б. Ганнушкина. Талантливый педагог и тончайший клиницист Дмитрий Евгеньевич пользовался огромным авторитетом своих коллег и в Советском Союзе, и за рубежом [6]. В постсоветское время стало широко известно о том, что профессор Мелехов стремился подойти к поиску причин формирования душевных, иначе говоря, психических болезней путем соединения научно-медицинского и религиозного понимания сущности человеческой личности. В зрелом возрасте он начинает писать свой труд «Психиатрия и духовная жизнь», который, к сожалению, не успел завершить [27]. Уход в мир иной остановил его мысль. Однако мы имеем возможность ознакомиться с тем, что ему удалось оставить нам в наследство, на какие вопросы ответить, а какие задать следующему поколению исследователей феномена духовности. В частности, здесь вполне уместна вот такая цитата из его исследования: «Всеобщим и императивным требованием становится рассмотрение человека, как целого, во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений, как духовной личности. И это – бесспорное достижение современной научной мысли, в особенности по сравнению с тем периодом, когда само понятие личности в нашей научной и художественной литературе было одиозным, а психология и социология, как научные дисциплины, объявлялись ненужными. Верующий психолог или психиатр могут и должны с интересом следить за тем, как углубляется и расширяется мышление современных материалистов в исследованиях и теоретических концепциях личности и ее развития в норме и патологии (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Я. Щепаньский, Т. Шебутани и др.). И пусть на данном этапе официально принятые в нашей стране социологические и психологические теории видят в развитии духовной личности человека только "всемогущее влияние общественных отношений, всей суммы общественно-исторического и личного опыта". Будет очень интересно наблюдать, как станет расширяться у объективных ученых понимание духовной личности человека и ее отношений к нижележащим пластам бытия – душевным и биологическим..."» [27]. Особенно интересно наблюдать это сейчас, с бурным развитием электронных наукоемких технологий, которые порой еще больше приводят нас к мысли древнегреческого философа Сократа (в другой версии – Демокрита), ставшей крылатой фразой: «Я знаю, что ничего не знаю». В своем нетленном произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой вложил это измышление в уста Пьеру Безухову, с которым и по сей день сложно не согласиться таким образом: «Ничего не найдено, – опять говорил себе Пьер, – ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости» [29]. Поэтому вполне закономерен приход к мысли, прописанной в труде «О назначении человека» выдающегося русского философа, почти нашего современника, представителя русского экзистенциализма, Николая Александровича Бердяева: «Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего, а потому, что мир упирается в тайну и в ней рациональное мышление кончается» [2].
Примерно о том же – о безусловной значимости фактора духовности при лечении психических расстройств в своих работах свидетельствуют и наши современники, известные российские психиатры. В частности, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Российского государственного медицинского университета, профессор кафедры клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат медицинских наук Б.А. Воскресенский в своей работе «Духовное как социотерапевтический фактор» отмечает следующее: «Сфера духовного при психических болезнях непосредственно не затрагивается и ее специальное рассмотрение не входит в компетенцию психиатра. Но именно она является определяющей, ведущей, главной в человеке и это побуждает исследовать проявления ее активности и в случаях болезни» [5].
Мой первый научный руководитель по диссертации в Государственном научном центре социальной и судебной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского – тоже яркий пример синтеза психиатрической науки и богословской мысли. Доктор медицинских наук, профессор Фёдор Викторович Кондратьев – судебный психиатр высшей квалификационной категории, Заслуженный врач России, создатель многофакторной концепции механизмов формирования общественно-опасных действий «синдром-личность-ситуация». Член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В 1996 году профессор Ф.В. Кондратьев от Министерства здравоохранения Российской Федерации был включен в состав разработчиков Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью (фрагмент о деструктивных культах). В ходе этой многолетней работы был получен уникальный материал, который позволил широко проанализировать проблему «религиозное сектантство и психическое здоровье» и выработать ряд научных положений, выступить с ними на российских и международных съездах и форумах, представить практические пособия и методические рекомендации, ряд специальных статей, а также получить основания для выступлений в администрации Президента России, на парламентских слушаниях в Госдуме РФ, Московской городской Думе, в специальных телепередачах и в других средствах массовой информации.
Особое место в научно-практической деятельности профессора Кондратьева, которая для меня является личным примером, заняло исследование сатанизма и подобной ему деструктивной религиозности как особого психопатологического состояния и как особой религиозной духовности, представляющей крайнюю социальную опасность. Проведенные экспертные заключения относительно деятельности неокультового, сектантского «Гуманитарного Центра Хаббарда» и так называемой «Саентологической Церкви», организации «Фонд Новой Святой Руси» (он же – «Богородичный Центр»), «Свидетелей Иеговы» имели общественный резонанс, а «агентами влияния» типа всяческих сектозащитников наподобие созданной с этой целью в России Независимой психиатрической ассоциации даже обозначались как новое использование в России психиатрии против свободы совести. Вместе с тем основной итог работы профессора Кондратьева по этой проблеме сводится к тому, что «каждый смеет сметь свою религию иметь», но, если исходящая от неё деятельность по своей нелепости представляет реальную общественную опасность, то в этих случаях должна проводиться соответствующая профилактика, в том числе, при необходимости, и психиатрического плана. Федор Викторович Кондратьев, как бы ни пытались представить его фигуру сектозащитники как яркого представителя советской и постсоветской «карательной психиатрии» – активный пропагандист гуманного отношения общества к психически больным людям, по развитию этого направления в России он неоднократно выступал на телевидении, в радиопередачах и в центральной печати. Одновременно длительное время готовил и предоставлял экспертное заключение о негативных последствиях откровенно деструктивных ТВ-программ («Дом-2», «2х2»), а также представил анализ деятельности скандально известного гипнотизера А.М. Кашпировского и научное заключение по содержанию «целительской» и «реабилитационной» деятельности мошенницы Н.Н. Антоненко, которая «лечила» даже рак 4-й стадии «заговоренной» водой из обычного водопроводного крана. В практической работе Ф.В. Кондратьеву поручались самые ответственные, «резонансные» судебно-психиатрические экспертизы: Чикатило и другим серийным убийцам, сатанистам, в том числе убийце 3-х иноков монастыря Оптина Пустынь, полковнику Буданову, капитану 3-го ранга Бакшанскому, а также деятельности некультовых организаций. Иначе их называют новые религиозные движения или секты. С учетом их деструктивного воздействия на личность, семью, общество и государственный строй в целом часть из них причисляют к тоталитарным деструктивным культам. Аналогичную деструктивность могут иметь и имеют и ряд субкультур – готы, эмо, хиппи, растаманы и масса иных. Как говорится, «имя им Легион». И все рождены не в России – на Западе… Даже казалось бы безобидные «анимэ» несут разрушительную для личности подростка направленность.
Профессор Кондратьев дал всем им свое, очень точное, емкое и при этом образное с медицинской точки зрение определение – современные религиозные и псевдорелигиозные, иначе – культовые новообразования [23]. Напоминает злокачественные опухоли, чьи раковые клетки словно метастаз опутывают страны, континенты, планету… Читая статьи и интервью Федора Викторовича, убеждаешься в том, что он по натуре боец. Такой, каких, к сожалению, в нашей России, всё меньше. Молодежь не так активна в отстаивании интересов своего Отечества как хотелось бы. Этому стоит учиться у наших Учителей, Мастеров – пока они живы, перенимать их опыт, брать искры пламенного огня для своих душ из их сердец. Возраст и нездоровье не заставили профессора Кондратьева сбавить обороты, скорее, наоборот – его активность возросла. И не только врожденными свойствами натуры, характером или темпераментом можно объяснить эту динамику, основная причина, я уверен, здесь как и массе подобных случаев укрепления силы духа на фоне, казалось бы, крайнего утруднения жизненной ситуации, кроется в области духа – духа, имеющего твердую опору и несокрушимое упование на Бога, Его промысел и свою миссию во имя людей, помощи им и их душеспасения... Согласно русскому философу Ильину, «Дух есть сила самоопределения к лучшему. Он имеет дар – вывести себя внутренне из любого жизненного содержания... Дух имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни» [15].
На сегодняшний день опытному специалисту, на практике подтвердившему свои научные теоретические изыскание, вполне понятна и тождественна с внутренним убеждением позиция Ю.М. Зенько, автора книг «Психология и религия» и «Элементы православной психологии», согласно которому христианская антропология и психология, основывающиеся на многовековой святоотеческой традиции, имеют свою точку зрения практически на все известные современной психологии психические процессы, психические состояния и свойства личности. В христианстве, например, в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника [26] или учении о борьбе со страстями святителя Феофана Затворника [11] подробно описано ступенчатое продвижение по различным уровням духовно-психических состояний, среди которых есть и совсем неизвестные светской психологии. При этом, что подчеркивает Ю.М. Зенько, «в христианской психологии меньше наукообразности и всяческих теорий, которыми изобилует современное психологическое знание, но зато она практична и, главное, душеполезна, так как изначально строится на практическо-сотериологических началах, то есть на использовании психологического знания для очищения и спасения человека» [13].
Как справедливо отмечает исследователь в другой своей работе, «неудивительно, что в настоящее время вполне востребованы многие казалось бы специально христианские темы: христианские чувства и эмоции (вера, надежда, любовь, смирение и так далее), проблемы соотношения веры и знания, свободы воли, очищения памяти, развития внимания, ограничения воображения, работы с сенсорикой (охранения и очищения органов чувств), борьбы с псевдодуховными состояниями и многие другие. Психологическое знание составляет в христианстве целое учение, довольно сложное по содержанию и объемное по описанию, требующее внимательного к себе отношения» [12].
Многим кажется, что врач-психиатр, психиатр-нарколог, психолог должен быть «сугубым материалистом», то есть, объяснять все, происходящее с человеком, исключительно материальными, биологическими, нейрофизиологическими причинами и не принимать во внимание никакую «мистику», метафизику. Но, к примеру, профессору Ф.В. Кондратьеву, что он прививал и своим ученикам, в том числе и мне, давно понятно, что ни биологическими, ни социальными объяснениями личность не определишь и только в этих рамках помощь не окажешь. В номере 23 издания «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии» за 2013 год Федор Викторович процитировал классика отечественной психиатрии, одного из основоположников нозологического направления в психиатрии и московской научной школы психиатрии, автора классического «Курса психиатрии» Сергея Сергеевича Корсакова: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку, хотя проявляется в разнообразных формах, и иной раз в самых резких проявлениях так называемого "атеизма" можно при помощи тонкого анализа отметить проявления борьбы со скрытым и искусственно подавляемым религиозным чувством». До сих пор, несмотря на тяжелую болезнь, в центре научных интересов профессора Ф.В. Кондратьева – вопросы религиозной, духовной, безопасности, борьба с мошенническим использованием религиозного чувства в человеке или опасными извращениями этого чувства. Достаточно обрисовать широту диапазона некоторых его научных работ: «Судебно-психиатрические аспекты криминальной агрессивности сатанистов»; «Сатанизм-реалии наших дней»; «О традиционной и нетрадиционной медицине»; «Социально-психиатрические последствия религиозного сектантства»; «Шизофрения в психиатрических аспектах проблемы культовых новообразований (сект)»; «Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект»; «Этика в психиатрии» и т.п. Особое внимание хочу обратить на работу «Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте», вышедшую в свет в 2000 году в издательстве Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского [23], а также статью «Психолого-психиатрические аспекты проблемы сектантства» [24]. Эти материалы Вы можете найти в интернете. Они способны значительно расширить кругозор по обсуждаемой нами сегодня проблематике. А позиция профессора Кондратьева, изложенная в его интервью, озаглавленное «Как жить нам на этой обезумевшей от зла земле?», где простым доступным языком рассказывается о сектах, методах их воздействия и далеко не безобидных последствиях их влияния на человека, позволит участникам секционного заседания взглянуть на происходящее вокруг нас каждый день совсем иным взглядом, позволит избежать недопонимания важности подымаемых сегодня здесь вопросов [22].
Безусловно, стык духовных сфер, смысловых, экзистенциальных взлетов и падений на пике психической активности человека крайне значим и на его важность обращали и обращают внимание многие и многие психиатры, психологи, педагоги самых разных научных школ, как отечественных, так и зарубежных.
Упомянутый мной ранее Виктор Франкл в одном из своих фундаментальных трудов писал: «У каждой эпохи свои неврозы, и каждая эпоха нуждается в своей психотерапии. Медицинское служение не претендует на то, чтобы быть замещением того лечения душ, которое практикуется священником. Каково же соотношение между психотерапией и религией? На мой взгляд, ответ очень простой: цель психотерапии – лечить душу, сделать ее здоровой; цель религии – нечто существенно отличающееся – спасать душу. Но замечателен побочный эффект религии – психогигиенический. Религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше... Нельзя сводить религию к неврозу или "коллективному бессознательному". Духовное измерение не может быть игнорируемо, именно оно делает нас людьми» [32]. Франкл напомнил нам, специалистам: психиатрам, психологам, психотерапевтам, педагогам, занимающимся не только проблемами деструктивного зависимого поведения, но и другими человеческими проблемами, что их конечное разрешение невозможно вне осознания его отношений с Богом: «Религиозный человек отличается, по-видимому, от нерелигиозного переживанием своего существования не просто как задачи, но как миссии. Это означает, что он осознает как Личность Того, от Кого исходит эта задача, ему известен Источник его миссии. Тысячи лет этот источник назывался Богом» [33].
Роберт Дилтс, один из ведущих специалистов в области нейролингвистического программирования (НЛП), уверен, что «ответить на вопросы, касающиеся миссии (человека в этом мире), никак невозможно, не затрагивая тему Бога» [7].
На это же указывает президент Ассоциации гуманистической психологии, профессор Сэйбурского университета Джеймс Бьюдженталь. В своей работе «Наука быть живым» он так пишет о естественности религиозного чувства: «Все мы ищем Бога, все. Атеисты и агностики не меньше, чем богомольцы. Мы можем отказаться от этого поиска не больше, чем остановить поток нашего сознания. Наши мысли неизбежно сталкивают то, что есть, с тем, чего мы желаем, и вскоре мы уже представляем себе, какими мы могли бы быть, и таким образом вступаем на путь поиска Бога» [3].
Лично мне как молодому ученому повезло, если взглянуть с христианской точки зрения, оказалось промыслительно, что я поступил в клиническую ординатуру именно в Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Владимира Петровича Сербского. Именно там я познакомился со своими Учителями. Именно они дали мне дорогу в жизнь как ученому, исследователю, Думающему человеку и Чувствующему сердцем Правду и Неправду, сорадующемуся Истине и печалящемуся о лжи, исходящей от недругов наших, нашей России, наших соотечественников, наших пациентов, защищающих интересы разрушающих нашу молодежь сил. Одним из таких первых учителей, помимо упомянутого мной ранее Федора Викторовича Кондратьева стал Андрей Леонидович Игонин, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России, уже много лет заведующий отделением терапии больных наркоманиями и алкоголизмом в Центре Сербского. Под его руководством выросло более сотни врачей и научных сотрудников, которые защитили докторские и кандидатские диссертации, прошли обучение в ординатуре и аспирантуре, и в настоящее время являются высококвалифицированными специалистами в области наркологии.
В 2006 году он совместно с директором данного учреждения, академиком Российской академии медицинских наук Татьяной Борисовной Дмитриевой, сыгравшей значительную роль в определении темы моего диссертационного исследовании, как и дальнейшего научного пути на стыке таких непростых и на первый взгляд с трудом совмещаемых дисциплин как психиатрия, психология и духовно-ориентированное направление в науке, написал очень мощную широкоформатную статью «Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями» [8]. Резюмируя свое исследование, авторы утверждают, с чем невозможно поспорить, исходя из всей имеющейся в арсенале современной науки и изложенной выше в статье информации: «Роль медицинских методов в борьбе со злоупотреблением психоактивных веществ не следует ни преувеличивать, ни приуменьшать. Как уже неоднократно отмечалось, наркомания является, в первую очередь, духовной, а не физической болезнью... Результаты лечения наркологических больных с точки зрения отказа от психоактивных веществ зависят в большей степени не от состояния их организма в целом, и головного мозга, в частности, а от наличия или отсутствия установки на воздержание от веществ, а также глубины и стойкости этой установки». Как мы понимаем, именно поднятие и трансформация, раскладка в правильном, веками определенном виде духовного пласта личности, определит в будущем благополучный или неблагополучный исход течения выздоровления. Именно это и подтверждают в той же работе мои Учителя: «Сообщества пациентов на религиозной основе в России более успешно функционируют, когда они идеологически связаны с традиционной для нашей страны религией и, в частности, с религиозными организациями Русской Православной Церкви» [8].
Мы не можем уже игнорировать эту данность и в своей работе просто обязаны ее учитывать. Та же Всемирная организация здравоохранения называет алкоголизм и наркоманию био-психо-социо-ДУХОВНЫМ заболеванием, обращая наше внимание на необходимость при лечении и последующей реабилитации пациентов учитывать все ЧЕТЫРЕ компонента, хотя, к сожалению, мои коллеги, порой все еще автоматически забывают о четвертом компоненте, нередко рассматривая проблематику зависимого поведения как биопсихосоциальную. Отсюда и неспособность с ней справиться, попытки назвать алкоголизм и наркоманию неизлечимой болезнью, списать на бессилие больного перед этими недугами, неумение врача профессионально, широко, на всех фронтах, работать с той или иной формой зависимости.
Такая парадигма – рассматривать алкоголизм, наркоманию, любой другой вид зависимости через болезнь сродни гипертонии или сахарному диабету характерна для программы, рожденной в 1937 году в Соединенных Штатах Америки на платформе выходцев из протестантского кружка, так называемой «Оксфордской группы» [1]. Программа называется «12 шагов» и с конца 1980-х, начала 1990-х активно протоптала себе дорожку в Россию, осев в группах «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».
Сначала она пришла в наркологические учреждения, попросив там помещения – там приняли. Альтернативы не было, всех программа устроила. Затем «программщики», воспользовавшись лихолетьем середины 90-х годов прошлого века, в том числе и в христианских бастионах, попытались взять «штурмом» учреждения Русской Православной Церкви – не получилось. Подробнее с этой историей можно ознакомиться в аналитическом материале – переписке со сторонниками и противниками внедрения этой технологии работы с зависимыми и созависимыми людьми в РПЦ МП под названием «”12 шагов” в Русской Православной Церкви – быть или не быть?» [17]. Как оказалось после внимательного изучения со стороны православных священнослужителей-экспертов, программа «12 шагов» – не светская, без оттенка религиозности, как это изначально позиционировали ее лидеры, привезшие проект в Россию, а религиозная, чему был посвящен и впоследствии опубликован ряд исследований, в том числе зарубежных авторов [9, 10, 28, 30, 31] Профессор А.Л. Игонин также несколько лет изучал механизмы воздействия российских ячеек сообщества «Анонимные Алкоголики / Анонимные наркоманы» («АА / АН») на наркологических больных, анализировал характер взаимосвязей общества «АА (АН)» с обычными наркологическими реабилитационными учреждениями, в частности, в рамках так называемой «Миннесотской» модели лечения больных с зависимостью от психоактивных веществ, в итоге обобщив это в статью, изданную в журнале «Наркология». Там он привел сведения об эффективности работы этих организаций и констатировал, что в России движение «АА (АН)» не получило широкого распространения. И снова пришел к той же мысли, что и в совместной статье с директором Центра имени В.П. Сербского академиком Т.Б. Дмитриевой: «Более успешна деятельность сообществ наркологических больных при традиционных для России религиозных организациях, в первую очередь, при Русской Православной Церкви» [14]. И поясняет: «Вероятно, плохая приживаемость ячеек общества «АА / АН» в России связана с тем, что менталитет россиян отличен от менталитета американцев». Именно с этим связано то, на что уповает и наш Президент, Владимир Владимирович Путин в своих обращениях как к Федеральному Собранию, на Госсоветах по проблематике наркомании, дефектов образования, патриотического воспитания и прочих. При этом хочу обратить внимание на положения, которые были озвучены 12 сентября 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в городе Краснодаре на встрече с представителями общественности и государственных служб по вопросам патриотического воспитания молодежи: «Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, … с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И … искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам». В связи с этим не вполне понятна логика тех, кто регулярно пытается предложить церковному сообществу «оправославить» привезенные с Запада методики, уже заблаговременно начиненные взрывоопасным для нашего менталитета содержимым.
Возвращаясь к аналитике профессора А.Л. Игонина. Он отмечал, с чем согласен и я по итогам проведенной диссертационной работы – у нас в стране накоплен значительный опыт работы профессиональных реабилитационных учреждений, деятельность которых не основана на религиозной идеологии, не имеет никакого отношения к программам вербовки, индоктринации в секты, и к «12 шагам» тоже не имеет никакого отношения. В этих учреждениях, как и в ячейках сообществ «АА/АН», проводится групповая психотерапия и функционируют семейные клубы. К сожалению, как отмечает проф. Игонин, «несмотря на получаемые организаторами таких центров позитивные результаты, их опыт оказался мало востребованным – он почти не освещен в специальной литературе, не говоря уж о средствах массовой информации. Отсутствует и должная государственная поддержка». Далее по тексту: «Следует также осторожно относиться к требованию либеральной общественности финансировать эти организации (прим. авт. – функционирующие на идеологии «12 шагов») за счет государства и предоставлять им какие-либо иные существенные преференции. Необходимо поощрять, в первую очередь, собственный позитивный опыт организации сообществ наркологических больных, функционирующих как на традиционной для нашей страны религиозной основе, так и под эгидой светских учреждений» [14]. А у нас, наоборот, государственная наркология по-прежнему неумолимо сокращается: штаты, бюджеты при лавинообразном росте потребления синтетических наркотиков молодежью и снижении возраста приобщения к наркотикам, а ставка на реабилитационные услуги в регионах делается не на сугубо светские, а на порой просто до безобразия похожие на секты организации, нередко таковые и являющиеся, но прикрытые «как бы» светскими благотворительными реабилитационными структурами, фондами, некоммерческими и прочими объединениями, великолепно овладевшими навыками манипуляции.
И это наша общая беда, на которую важно обращать внимание – уникальные проекты остаются в тени, чьи руководители умеют по-настоящему эффективно работать, не умея пиарить свои самые настоящие «жемчужины» мысли и опыта, а абсолютные «нули», непрофессионалы, и даже более того – нередко мошенники из мира деструктивных сект и субкультур активно продвигают свои интересы в том числе и в органы государственной власти. Настолько активно, цинично и нагло, что многие из высокопоставленных лиц на вершине политического «Олимпа» просто до какого-то момента просто не могут поверить, что их могут так чудовищно обманывать. Так произошло с вице-спикером Государственной Думы прошлого созыва С.В. Железняком [20], министром иностранных дел Сергеем Лавровым [18], директором филиала ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» МЗ РФ – Научно-исследовательского института наркологии, доктором медицинских наук, профессором Татьяной Валентиновной Клименко, кстати, моим научным руководителем по диссертации [21]. Пытается внедрить свои щупальца этот спрут и в учреждения Русской Православной Церкви – как в головные, так и в регионах [19]. И все это одна и так же структура, точнее – разветвленная сеть разноименных псевдореабилитационных учреждений, вербующих новых адептов из числа алкоголиков и наркоманов и их родственников под прикрытием как бы светских структур, не имеющих никакого отношения к религии. Все это объединено под единым наименованием – Национальный антинаркотический союз, а корни уходят на соседнюю Украину, в исходную, корневую неопятидесятническую организацию «Царство Бога», откуда мы прослеживаем тесную связь с обоими майданами. Мы постоянно информируем всех замешанных в этом деле лиц, правоохранительные структуры, но наши возможности и возможности государственных надзорных структур не безграничны. За всем не уследишь, все сложнее схемы ухода от внимания, от надзора, все изворотливее мошенники.
Поэтому призываем всех участников нашего секционного заседания к бдительности, к развитию у себя, к тренировке критического мышления. Предупрежден – значит, вооружен! И, конечно, формируйте у себя здоровую духовность. Не суррогатную, не подделку, не ее видимость, или вовсе пустоту культивируйте, а заполняйте себя настоящим, истинным содержимым. Душа не терпит подделок и обязательно отзовется болью и раздражением, если получит не тот продукт. И тогда придется заливать или засыпать его химией или заменителями, которые приведут ситуацию на грань жизненной катастрофы. Потом очень сложно вытягивать людей в такой ситуации обратно «в жизнь». Лучше вовремя профилактировать такие моменты.
Понимает это и наш Президент, признавая стратегическим партнером в такого рода профилактике как на личностном, так и на общегосударственном уровне Русскую Православную Церковь. «Церковь выполняет очень важную роль для России – создание условий для межконфессионального, межэтнического, межнационального мира и согласия», - сказал глава государства в интервью в июле 2013 года на показе документального фильма «Второе крещение Руси». «По сути, с принятием христианства, православия начала создаваться русская нация как единая нация и начало создаваться централизованное российское государство. По сути в основе русской нации и российского государства централизованного лежат единые духовные ценности, которые объединяют всю большую европейскую территорию, на которой сегодня располагаются Россия, Украина, Беларусь. Это единое наше духовное, нравственное пространство. И это очень серьезный фактор объединения народов», - сообщил тогда на пресс-конференции Владимир Владимирович Путин. По его твердому убеждению, у государства и Русской Православной Церкви «очень много направлений сотрудничества». «Это духовно-нравственное воспитание людей вообще и молодежи прежде всего, это поддержание института семьи, воспитание детей, забота о тех, кто нуждается в особой помощи и поддержке – людей, которые страдают не только от болезней, инвалидов, людей с ограниченными возможностями, людей, находящихся в местах лишения свободы», - перечислил Президент, подчеркнув, что «церковь здесь – естественный партнер государства» [4].
Если мы, следуя советам наших форвардов науки, политики, практиков-психологов и психотерапевтов, святоотеческим наставлениям продолжим целенаправленно вести ту же линию внутри страны, проводя настолько же успешную политику, как и на внешних рубежах, то можно с уверенностью сказать, что Россию ждет светлое будущее и мы сможем укрепить потенциал, дать молодежи вырасти телесно и духовно настолько, развиться гармонично душевно так, чтобы иметь не просто имперские амбиции, а по-настоящему стать мировой державой, держащейся не на нефтяных ресурсах, а на крепком и стабильном интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале многие и многие века.
О том, каким образом нашу молодежь вводят в измененное состояние сознания, и не только молодежь, воздействуя определенным образом, с использованием специальных технологий реформирования мышления на различные слои населения, как это было на соседней Украине во время двух срежиссированных извне «майданов», двух «цветных революций» можно узнать из фрагмента выступления автора на секционном заседании по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=jD-WtJrbqiE
Стенограмма данного фрагмента видеозаписи выступления здесь: http://tvreport.org/2017/01/11/%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8/
Список использованной литературы:
1.Бабурин А.И. Идейные корни прозелитической миссии «Сообществ Анонимных Алкоголиков». [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2008/09/01/idejnye_korni_prozeliticheskoj_missii_soobwestv_anonimnyh_alkogolikov/
2.Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. М., 1993. – 383 с.
3.Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. – М.: Класс, 1998. – 336 с.
4.Владимир Путин: Русская православная церковь – одна из основ российской нации и многонационального государства. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/535265
5.Воскресенский Б.А. Духовное как социотерапевтический фактор. // Независимый психиатрический журнал, IV, 2004 г., С. 24-26
6.Воскресенский Б.А. Предисловие к книге «Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни». М, 1997. – 160 с.
7.Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. – М.: Класс, 1997. – 192 с.
8.Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л. Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. – Наркология. – №1. – 2006. – С. 56-60. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/50_627.htm
9.Жохов В. Три встречи с анонимными алкоголиками города Берлина. [Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=113747
10.Журавлева А. Скажи мне кто твой бог и я скажу, кто ты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/5_6283.htm
11.Затворник Феофан, свят. Страсти и борьба с ними. Выдержки из творений и писем. (5-е издание). М.: Даниловский благовестник, 2008. – 328 с.
12.Зенько Ю.М. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009, №3. – С. 196-210
13.Зенько Ю.М. Современная психология и святоотеческий духовный опыт // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. – СПб., 2005. – С. 105-110
14.Игонин А.Л. Общество Анонимных Алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение). – Наркология. – №1. – 2007. – С. 54-58. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/5_6426.htm
15.Ильин И.А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 1216 с.
16.Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. – М.: Терра, 2007. – 528 с.
17.Каклюгин Н.В. «12 шагов» в Русской Православной Церкви – быть или не быть? [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruskline.ru/analitika/2010/03/23/12_shagov_v_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_byt_ili_ne_byt/
18.Каклюгин Н.В. Иностранные агенты влияния в сфере российской реабилитации алкоголиков и наркоманов: взгляд СМИ и экспертного сообщества. [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/special_opinion/2016/sentyabr/inostrannye_agenty_vliyaniya_v_sfere_rossijskoj_reabilitacii_alkogolikov_i_narkomanov_vzglyad_smi_i_ekspertnogo_soobwestva/
19.Каклюгин Н.В. «И не введи нас во искушение, но избави НАС от лукаваго…» Национальный антинаркотический союз (НАС), благотворительные фонды «Центр здоровой молодёжи», «Наше будущее» и «Во имя архангела Гавриила» – феномен мутации учения секты «Царство Бога» на российской земле [2003-2016 гг.]. Часть 3. [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2016/07/07/i_ne_vvedi_nas_vo_iskushenie_no_izbavi_nas_ot_lukavago/
20.Каклюгин Н.В. Наркотики: тюрьма или секта? Национальный антинаркотический (просектантский) союз в условиях развивающихся механизмов государственно-общественного партнёрства. [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2014/07/30/narkotiki_tyurma_ili_sekta/
21.Каклюгин Н.В. Один год работы Национального антинаркотического союза, или Люди, которые играют в социально опасные игры. [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2015/01/12/odin_god_raboty_nacionalnogo_antinarkoticheskogo_soyuza_ili_lyudi_kotorye_igrayut_v_socialno_opasnye_igry
22.Кондратьев Ф.В., Мономенова М.А. Как жить нам на этой обезумевшей от зла земле? О сектах, методах их воздействия и далеко не безобидных последствиях их влияния на человека. [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2013/03/01/kak_zhit_nam_na_etoj_obezumevshej_ot_zla_zemle/
23.Кондратьев Ф.В. Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте. Аналитический обзор. М.: из-во ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2000. – 100 с.
24.Кондратьев Ф.В. Психолого-психиатрические аспекты проблемы сектантства //Материалы научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века», Н. Новгород. – 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=9
25.Корсаков С.С. Вопросы клинической психиатрии. Изд. 2. М., 2010. – 264 с.
26.Лествичник Иоанн, преп. Лествица. – М.: Отчий дом, 2011. – 496 с.
27.Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. – М., 2003, с. 12-61.
28.Плетнев М. Программа «12 шагов» как религиозное явление» [Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=113629
29.Толстой Л.Н. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 3. М., «Лексика», 1996
30.Тримпи Дж. Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта! Часть 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusk.ru/st.php?idar=8993
31.Тримпи Дж. Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта! Часть 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusk.ru/st.php?idar=112693
32.Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – СПб: Речь, 2000. – 280 с.
33.Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. – М.: Прогресс,1990. – 368 с.
Каклюгин Н.В., к.м.н., врач психиатр-нарколог, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае