Регуляторно-волевой компонент диспозиции.
Мурманский гуманитарный институт
Лаборатория экспериментальной психологии личности «Дельта Я»
Веретенников О. Ю.
МИСС-2000:
Методика исследования структуры самосознания.
Применение репертуарного теста
Ролевых конструктов
Для исследования Я-концепции.
Руководство пользователя.
Г. Мурманск
Г.
Веретенников О. Ю.
МИСС-2000. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции.
Рецензенты:
И. Н. Козлова, кандидат психологических наук.
О. В. Оконешникова , кандидат психологических наук.
Редактор - Тетерина Т. Н.
Руководство знакомит читателей с одним из современных методов компьютерной психодиагностики индивидуального сознания и самосознания.
Руководство предназначено психологам, педагогам специалистам в области профориентации и профотбора, студентам психологических факультетов.
ISBN -5-94245-004-8 © Веретенников О. Ю., 2000.
www.delta-ya.narod.ru
О программе МИСС-2000.
МИСС-2000 - методика исследования структуры самосознания (точнее – Я-концепции) – это компьютерная программа, разработанная на основе техники репертуарных решеток Дж. Келли и оригинальной концепции Я-концепции.
Основным предназначением программы является построение целостной и в то же время детальной модели индивидуального Я, включающей структуру знаний о себе, самооценок, установок, целей, ценностей и т. д. Эту модель можно сравнить со схемой какого-либо сложного технического устройства, помогающей мастеру быстро разобраться с причинами неисправностей. Единственное принципиальное отличие заключается в том, что технические схемы устроены по принципу «как должно быть», а МИСС строит модели по принципу «как оно есть».
Для психологов главным является то, что отныне они получают возможность в течение короткого времени получить максимум информации о том, как их клиент воспринимает самого себя на фоне других людей. То, что раньше выявлялось в беседе с клиентом в течение многих встреч, теперь выявляется в течение одного часа.
Главным понятием концепции МИСС является понятие «диспозиции модальностей Я». Диспозиция - это единица анализа Я-концепции. Каждая диспозиция объединяет несколько модальностей Я в каком-либо единичном аспекте. Например, в аспектах восприятия своих нравственных, деловых, интеллектуальных, социальных и любых других качеств человек способен различать следующие модальности Я: «каким Я был», «каким Я являюсь», «какое Я хочу производить впечатление», «каким меня воспринимают другие», «каким Я хочу быть» и т. п.
Несмотря на то, что модальностей Я много, обычно человек концентрирует внимание всего лишь на одном-двух аспектах своего Я. Например, в высказывании «Я ленива, хотя и не хочу быть такой» звучат две модальности – актуальное Я (какая Я есть) и идеальное Я (какой хочу/не хочу быть). Остальные модальности в этом высказывании не представлены, но это не означает, что их не существует и что они никак не влияют на поведение.
Диспозиция интегрирует множество модальностей Я, побуждая человека к одному способу поведения и удерживая от другого. Она придает некоторую окраску (и внутреннюю – субъективную; и внешнюю – как видится со стороны) конкретному человеческому поступку в конкретной ситуации.
Диспозиция модальностей Я и устойчива, и динамична. Однажды сформировавшись, диспозиция стремится сохранять внутреннюю структуру и свойственные ей функции, побуждая человека воспроизводить одну и ту же линию поведения, принимать однотипные решения, делать однотипные вы
боры и прогнозы. То есть, диспозиции «ответственны» не только за исполнение конкретных действий и поступков, но и за формирование долгосрочных поведенческих программ - индивидуальный стиль деятельности и даже жизни.
Диспозиции модальностей Я существуют не изолированно, они образует горизонтальные и вертикальные (иерархические) структуры, которые и составляют Я-концепцию – высший уровень регуляции поведения.
МИСС выявляет диспозиции любых модальностей Я и показывает их структуры. Она автоматически интерпретирует все самооценочные диспозиции, образованные тремя модальностями Я (Актуальным Я, Идеальным Я и Я-Воспоминанием), и относит их к одному из семи возможных типов: конфликт, ностальгия, мечта, развитие, инерция, достижение, ценность.
Вся обширная информация, которую предоставляет МИСС, оформлена графически. В удобной для восприятия форме предстают структуры диспозиций, включающих ценности, опыт и реальные достижения клиента. Наряду с этим, и без каких-либо дополнительных процедур, программа позволяет исследовать образы других людей (как их воспринимает клиент); фиксирует такие феномены социального восприятия, как «розовые» или «черные» очки, деление людей на своих и чужих; вскрывает логические противоречия в оценке себя и других. Этим диагностические возможности программы не исчерпываются.
Наряду с перечисленными психодиагностическими ориентирами МИСС предоставляет и традиционную для репертуарных тестов информацию. Она выводит на экран и принтер корреляционные матрицы, кластеры и графы, как конструктов, так и элементов; рассчитывает индексы когнитивной дифференцированности. То есть, МИСС можно использовать и в традиционном для репертуарных тестов режиме - для исследования семантических структур индивидуального сознания.
Варьируя списком элементов, пользователь может настраивать программу на исследование самых разнообразных аспектов индивидуального сознания и самосознания: «Я в социуме»; «Я в мире профессий»; «Я в семье», «Я в коллективе» и т.п.
Как и все репертуарные тесты МИСС не ориентирована на статистические нормы и усредненные показатели, хотя и не исключает их. МИСС – это, прежде всего, средство глубокого проникновения в индивидуальный мир. Она является незаменимым средством в решении конкретных психологических проблем конкретного человека.
С самого начала МИСС разрабатывалась для психологов, занимающихся психокоррекцией, психотерапией и консультированием. Однако область ее практического применения оказалась гораздо шире. Программа может быть с успехом адаптирована для задач профориентации, профотбора,
оценки кадров, социально-психологической диагностики коллективов, межличностной совместимости, маркетинговых исследований и т. д.
Введение.
Несмотря на то, что репертуарные тесты появились в середине 50-х годов, широкому кругу отечественных психологов они стали известны относительно недавно - с момента выхода в свет книги Ф. Франселлы и Д. Баннистера «Новый метод исследования личности» в 1987 году. Репертуарный тест предполагает компьютерную обработку данных. И именно отставание в распространении компьютеров и программного обеспечения в нашей стране объясняют скудность русскоязычных публикаций, посвященных репертуарным тестам. Большинство отечественных публикаций в русле этой тематики посвящено исследованиям индивидуального сознания [14], личности [8], психической адаптации [4]. В то же время, практически отсутствуют работы, в которых раскрываются методы применения репертуарных тестов для исследования самосознания.
Эта брошюра знакомит пользователей с полицелевой компьютерной программой МИСС-2000, предназначенной для исследования Я-концепции. Руководство ориентировано на тех специалистов, кто уже знаком с репертуарными тестами. Поэтому в нем отсутствуют разделы, посвященные изложению теоретических взглядов основоположника, равно, как и его последователей.
Руководство пользователя состоит из двух разделов и четырех приложений. В первом разделе излагаются теоретические основы МИСС: рассматривается структура и функции Я-концепции, вводится единица анализа «Я» - диспозиции модальностей Я – и формулируются требования к ней, излагается подход автора к самооценке, объясняется принцип работы математического алгоритма, приводятся сведения о валидности методики.
Второй раздел посвящен описанию экранных форм и способам работы с программой.
В приложениях представлена дополнительная информация в основном для тех, кто впервые знакомится с репертуарными тестами. В них излагается процедура тестирования: подготовка списка элементов, способы выявления конструктов и правила заполнения теста. Надо помнить, что руководство не может заменить учебник по репертуарным тестам, и для профессионального применения программы желательно ознакомиться с соответствующей литературой (см. список). Например, в руководстве описан только один из способов выявления индивидуальных конструктов – метод триад элементов. Это классический способ, предложенный Дж. Келли и с него целесообразно на-
чинать. В то же время существуют и другие приемы выявления конструктов. Более того, в некоторых случаях конструкты лучше не выявлять, а задавать. Освещение этих и подобных вопросов привело бы к тому, что специфические вопросы эксплуатации программы МИСС-2000 затерялись бы на их фоне.
Знакомство с МИСС лучше всего начать в такой последовательности: прочитать Раздел I, самостоятельно заполнить тест; ориентируясь на указания Приложения II и Приложения III, проанализировать результаты; используя методы, описанные в Разделе II, проанализировать вертикальную структуру собственного Я (практический пример - в Приложении IV).
Раздел I. Теоретические основы МИСС:
концепция Я-концепции.
Требования к единице анализа Я-концепции.
Работа компьютерной программы и особенно способы интерпретации психодиагностической информации, которую предоставляет МИСС, основаны на оригинальной концепции индивидуального «Я». Центральным понятием этой концепции является понятие диспозиции модальностей Я, которую следует рассматривать как единицу анализа индивидуального «Я». В этом пункте руководства формулируются основные теоретические представления о том, что является Я-концепцией, каковы ее структура и функции, определяются требования к единице анализа Я-концепции.
В соответствии с традицией, берущей начало в работах Л. С. Выготского [5], следует различать два вида анализа: анализ, разделяющий целое на элементы и анализ, разделяющий целое на единицы. Первый вид анализа – традиционный, классический – господствовал в науке в эпоху редукционизма. Его целью является ответ на вопрос, из каких структурных элементов состоит целое, как эти элементы связаны и как они взаимодействуют. Этот вид анализа позволяет «дробить» объекты почти до бесконечности: вещества до элементарных частиц, психику - до монад, речь до фонем, деятельность до микродвижений и т. д. Однако этот вид анализа не позволяет объяснить свойства целостных объектов, исходя из свойств составляющих их элементов. Очень красивый пример не выводимости свойств целого из свойств, составляющих его элементов, приводит Л. С. Выготский: молекулы воды состоят из атомов водорода и кислорода, но водород – взрывоопасен, кислород – горюч, а вода, тем не менее, тушит огонь. Понять, почему это так невозможно путем дробления молекулы воды на все более мелкие элементы. Вместе с тем, в одной молекуле воды потенциально представлены все ее свойства.
Другой вид анализа основан на расчленении сложного целого на единицы. Под единицей подразумевается «такой продукт анализа, который в отличие от элементов обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который является далее неразложимыми живыми частями этого целого» [5]. В качестве примеров единиц анализа Л. С. Выготский называет для вещества - молекулы; для живых организмов – клетки; для речевого мышления – значение. Можно сказать, что единица анализа репрезентирует целое в меньшем масштабе. Это позволяет в значительной степени упростить
изучение сложных объектов, так как выводы полученные при исследовании единиц могут быть распространены на целое в силу их качественной однородности.
Человеческое «Я», безусловно, является чрезвычайно сложным объектом. Оно с трудом «умещается» в исследовательские процедуры. До сих пор не существует психодиагностических методик, которые захватывали бы Я-концепцию целиком. Поэтому уже сама по себе попытка привнести в психологию понятие единицы анализа Я-концепции является оправданной.
Эта попытка окажется успешной только в том случае, если диспозиция модальностей Я действительно отражает все основные характеристики целого, то есть Я-концепции. Эта попытка окажется плодотворной в том случае, если она позволит не эклектично, но на единой концептуальной основе соединить различные подходы к проблеме «Я». Ниже в конспективной манере, и без претензии на полноту охвата, излагается суть основных требований к структуре и функциям единицы анализа «Я».
Первое требование. Различение первых неоднородностей в структуре Я принадлежит У. Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) Я так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания является, собственно, Я-концепцией.
В психологическом словаре Я-концепция определяется как «целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самоосознание); эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.» [15].
Р. Берн, определяя Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, выделяет в ней три элемента:
1. «Образ Я - представление индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой» [3].
Фактически и в первом, и во втором определении речь идет об одних и тех же компонентах структуры «Я»: когнитивном, аффективном и регуляторно-волевом. МИСС полностью признает такое разделение, поэтому первое
требование к единице анализа заключается в том, что она должна включать указанные компоненты.
Второе требование. Практически все психологи, прикасающиеся к теме «Я», подчеркивают его полимодальность и многоаспектность. Выделяют следующие модальности «Я»: актуальное Я (какой Я есть сейчас); идеальное Я (каким Я хочу стать); динамическое Я (каким Я намерен стать); отраженное Я (каким Я думаю, меня воспринимают другие); маска (каким Я хочу казаться); фантастическое Я (каким Я хотел бы быть, если бы это было возможно) и т. д.
Аспекты Я – это всевозможные оттенки модальностей. Например, и в Актуальном Я и в Идеальном Я можно различить физический, социальный, интеллектуальный, профессиональный и т. п. аспекты.
Представленность различных модальностей Я и их аспектов составляет суть второго требования к единице анализа Я-концепции.
Третье требование. Большинство исследователей принимают, идущую от символического интеракционизма точку зрения о том, что Я-концепция формируется в процессе социального взаимодействия. Знания о себе, самооценка и намерения по отношению к самому себе появляются в результате сравнения себя с другими людьми. Этот малооспариваемый тезис составляет суть третьего требования к единице анализа Я-концепции. В ней должна отражаться идеальная представленность социального окружения, как основа самопознания и самоотношения.
Четвертое требование. К. Роджерс определял Я-концепцию как «организованный, последовательно концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый» [цит. по 20, с. 540].
В этом определении для наших целей наиболее важным является указание на существование осознаваемого и неосознаваемого компонентов Я-концепции. Несмотря на то, что сам К. Роджерс в одной из своих работ предложил сузить понятие Я-концепции, включив в него только осознаваемые компоненты, следует помнить, что это был вынужденный шаг. Он был связан с необходимостью дать четкое операциональное определение Я-концепции, оправдывающее применение методики Q-сортировки для исследования Я. Исключение неосознаваемого компонента из Я-концепции способно только обеднить это понятие. Поэтому четвертое требование к единице анализа «Я» звучит так: в ней обязательно должен присутствовать осознаваемый компонент и хотя бы потенциально – неосознаваемый.
Пятое требование. У. Джеймс считал, что к сфере «Я» относится все то, что человек считает своим. С этой точки зрения и дети, и друзья, и работа, и квартира, и религия также характеризуют индивидуальное «Я».
Действительно, человек может испытывать гордость или стыд за поступки своих детей так же, как за свои собственные. Смерть друга или потеря работы меняет взгляд человека на самого себя, отражается в его настроении и самочувствии, оценке своих возможностей. Приобретение новой, более престижной квартиры немедленно отражается на самооценке и т. д. Иногда эту часть «Я» называют «Мое» и учет этой составляющей составляет суть пятого требования к единице анализа «Я».
Шестое требование. Многие авторы подчеркивают уровневое строения Я [3, 9, 12]. Основания для выделения уровней, конечно же, различаются. Иногда уровни индивидуального Я рассматриваются и собственно как уровни, и как фазы развития самосознания. Требование иерархичности можно было бы не включать в перечень, если бы не то обстоятельство, что концепция «Я», изложенная в этом руководстве так же предполагает иерархичность Я-концепции. Более того, она позволяет соединить разные теоретические взгляды не только на иерархичность Я, но и на другие «иерархии», в частности, на иерархичность мотивационной сферы личности, как ее понимал А.Н. Леонтьев, и иерархичность системы индивидуальных конструктов, как ее понимал Дж. Келли.
Седьмое требование. До сих пор речь шла о структуре «Я». Функции Я-концепции не менее разнообразны. Она выполняет важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит принятие решений о выборе работы, супруга, друга, хобби и т. д.; процессы адаптации; способы психологической защиты; индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни; реакции на события и поступки других людей, и многое другое.
Задача классификации функций Я-концепции может вылиться в отдельную и весьма емкую работу. Поэтому здесь упоминаются три общепризнанные и главнейшие функции Я-концепции (соответственно и требования к единице анализа), как их определил Р. Берн. К ним относятся: 1) обеспечение внутренней согласованности; 2) интерпретация опыта и 3) Я-концепция как источник ожиданий.
Итак, принятые в МИСС требования, которым должна соответствовать единица анализа Я, следующие:
1. Она должна включать когнитивный, аффективный и волевой компоненты.
2. В ней должны быть представлены все модальности Я.
3. Она должна отражать социальное окружение.
4. В ней должны быть представлены осознаваемые и неосознаваемые компоненты.
5. Она должна захватывать сферу, обозначаемую «Мое».
6. В ней должны содержаться иерархические отношения.
7. Она должна выполнять функции обеспечения внутренней согласованности, интерпретации опыта и антиципации (т. е. выступать как источник ожиданий).
Диспозиция модальностей Я.
Понятие диспозиции модальностей «Я» производно от двух понятий, составляющих основу теории личных конструктов Дж. Келли, а именно - конструкт и элемент*.
Конструкт – это субъективное средство, которое человек использует для интерпретации, оценки и прогнозирования событий окружающего мира, в том числе и поведения, как своего собственного, так и других людей. В самом названии конструкт отражено то обстоятельство, что это средство сконструировано самим человеком.
Одной из главных характеристик конструкта является его биполярность, т. е. он имеет два полюса (хороший – плохой, низкий – высокий и т. п.). Дж. Келли противопоставлял конструкт, как смысловую единицу, понятию. Однако вряд ли следует делать подобное противопоставление. Если следовать формально логической традиции, то конструкт представляет собой определенный тип отношений между понятиями-антонимами. Этот тип отношения понятий в логике называется противоположностью (контрарностью). Он предполагает, что кроме понятий-антонимов существует по крайней мере еще одно среднее понятие, относящееся к тому же роду и разделяющее объемы крайних. Другими словами, отношение противоположности предполагает континуальность, например, высокий, низкий, а между ними – средний. Таким образом, конструкт – это смысловая единица более высокого уровня, чем понятие, это контрарный тип отношения понятий.
Каждый конструкт применим не ко всем объектам, а только к некоторым из них. Последние называются элементами. Например, конструкт «высокий – низкий» может быть применен к домам и людям, но он не применим к погоде или насекомым.
Вообще для разных сфер жизнедеятельности (или предметных областей) у человека существуют разные конструктные системы. Конструкты, которые применяются для описания автомобилей, животных или людей различаются как по составу, так и по содержанию. Поэтому вербальные ярлыки типа «высокий – низкий» наполняются конкретным содержанием тогда, когда они включаются в контекст вполне определенной области. То есть, когда конструкт применяется к какому-либо классу однородных объектов. Высокий дом – это одно, высокий человек – другое, а высокая цель – третье. Содержание конструкта определяется его смысловыми связями с другими конструктами, описывающими тот же самый класс объектов.
В концепции МИСС особенно подчеркивается неразрывность связи конструкта с теми элементами, для описания которых он предназначен. Наиболее важными элементами являются модальности Я – многообразные оттенки самовосприятия, которые можно выделить в самоописаниях.
Некоторые модальности имеют самостоятельные названия, например, актуальное Я, идеальное Я и т. д., другие самостоятельных названий не имеют. Однако любая модальность может быть выражена языковыми средствами: «Я являюсь …»; «Я был …»; «Я хочу стать …»; «Я вынужден быть …»; «Я мог бы быть …» и т. д.
Как и другие элементы, каждая модальность «Я» имеет вполне определенное местоположение на континууме конструкта. Это легко схематизировать и, как правило, не трудно вербализовать. Например:
1. Раньше я был человеком исключительно застенчивым («В» - Я-воспоминание).
Застенчивые__В______________________Раскованные
2. Я не отношу себя к людям раскованным, равно, как и к застенчивым («Я» - Актуальное Я).
Застенчивые_____________Я___________Раскованные
3. Я хочу стать абсолютно раскованным («И» - Идеальное Я).
Застенчивые______________________И__Раскованные
4. Другие считают меня человеком застенчивым («О» - Отраженное Я).
Застенчивые__О______________________Раскованные
Обычно в речи и в самоописаниях встречаются высказывания, в которых звучат одна, реже - две, совсем редко – три и почти никогда - четыре и более модальностей. Однако это не означает, что они не существуют и не оказывают влияния на поведение.
Диспозиция модальностей Я – это одновременная проекция нескольких модальностей «Я» на континуум конструкта. Если суммировать приве-
денные выше высказывания и их схематизацию, то мы получим как раз то, что и называется диспозицией:
«Я стал более раскованным, чем раньше, но еще не таким, каким мне хотелось бы быть. Другие думают обо мне хуже. Они продолжают считать меня человеком застенчивым».
Застенчивые_В_О_______Я________И____Раскованные
Не следует думать, что в этом примере представлено все содержание диспозиции, связанной с конструктом «Застенчивые – Раскованные». В идеале диспозицию составляют все без исключения модальности Я, в том числе и (возможно) не открытые психологами. Не следует также думать, что диспозиция - это всего-навсего суждение о себе. Суждение может быть ложным, а диспозиция всегда истинна. Она такая, какая есть. Вопрос заключается в том, чтобы научиться выявлять ее. Например, мошенник подает себя с самой выгодной стороны, но его высказывание о себе «Я честный» и то, что он на самом деле о себе думает, - не одно и то же.
В структуру диспозиции входят также и представители социального окружения. Для каждого из них найдется место между полюсами конструкта.
Не трудно вообразить, что если мы на этом же конструкте отметим местоположение точек, соответствующих Я-маске (каким стараюсь казаться), фантастическому Я и другим модальностям Я, и рассмотрим их на фоне социального окружения, то содержание диспозиции еще более расширится.
Таким образом, в структуре диспозиций выявляются следующие компоненты:
1. Конструкт.
2. Модальности Я.
3. Представители социального окружения, как их воспринимает субъект.
Как таковая, диспозиция человеком обычно не осознается. Каждый раз человек сталкивается с некоторым интегральным фоном, в котором временами могут более отчетливо выступать отдельные модальности Я. Этот интегральный фон самовосприятия может оставаться постоянным или меняться в зависимости от местоположения аспектов Я на континууме конструкта.
Каждая диспозиция имеет тенденцию проявляться в поведении вполне определенным образом. Причем внешний рисунок и вербального, и невербального поведения достаточно точно отражает взаиморасположение модальностей Я. Достаточно одной из модальностей изменить свое местоположение на континууме конструкта, как поведение и эмоции резко меняются.
Пояснить, как проявляется диспозиция в поведении, я собираюсь на примере ситуации, которую однажды по молодости, неопытности и гордыне я создал собственными руками.
Это случилось на одной из организационно-деятельностных игр (ОДИ), в которой я, будучи студентом 2-го курса психфака, пытался приобщиться к методологической и игротехнической практике в духе школы Г. П. Щедровицкого.
Те, кто принимал участие в ОДИ, знают, сколь трудно приходится новичкам. Порой дело доходит до внутриличностных и экзистенциальных конфликтов. Рушатся привычные представления, страдает самооценка и т. п. Весь этот комплекс я переживал в полной мере. Главным моим желанием было – стать игротехником.
Я был «обласкан» руководителем игры, который включил меня в состав игротехнической команды в качестве стажера, пообещав, что в течение ряда лет иготехника из меня сделает. Я всюду следовал за ним, изо всех сил стараясь понять, что же происходит на игре, и в чем заключается работа методологов и игротехников. Поскольку понимание полностью отсутствовало, вид у меня был очень умный. Я старался показать другим свою полную осведомленность и профессионализм. Единственным средством для этого было не открывать рот, дабы чего-нибудь не брякнуть, временами снисходительно улыбаться или напускать на себя глубокую задумчивость. Я чувствовал, что простые игроки – директора, парторги, начальники отделов - относятся ко мне с уважением, называют по имени и отчеству.
На третий или четвертый день, когда другие участники игры уже вполне получили каждый по своим «заслугам», случился такой эпизод. Я следовал по коридору к месту начала действия. Отставая на пол шага от меня, туда же направлялся и руководитель игры. В тот момент, когда я открыл дверь в аудиторию, руководитель как-то по-дружески хлопнул меня по спине и негромко, но так, чтобы все слышали, произнес: «Ну, Олег, иди, проводи рефлексию. Дверь за мной закрылась, и я остался один на один с людьми, которые и по статусу, и по образованию, и по жизненному опыту превосходили меня.
Не трудно вообразить тот салют эмоций, который я мгновенно пережил. Ноги затряслись с такой силой, что я боялся опуститься на пол. Но отступать было некуда. Поэтому, чтобы действительно не сесть, я стал расхаживать перед игроками, судорожно соображая, что делать. Знаний, почерпнутых в философском словаре о рефлексии, было явно недостаточно, и я совершенно не знал, как ее проводить.
Первая моя фраза, обращенная к аудитории, прозвучала так: «Так что же такое рефлексия?». При этом я опять старался всем своим видом и интонацией голоса показать: «Уж я-то знаю, что такое рефлексия». Я надеялся, что кто-нибудь подскажет, даст хоть какой-то намек.
Подсказку я не получил. Вместо этого, слушатели, в свою очередь, приняли серьезный вид, опустили глаза в тетради и приготовились записывать каждое мое слово. Возникла долгая и мучительная пауза, в течение которой я продолжать ходить взад и вперед, судорожно соображая, что предпринять. Наконец кто-то не выдержал: «Рефлексия – это, наверное, рефлекс». Я с отеческой улыбкой посмотрел на говорящего и ответил: «Нет. Рефлекс – это отражение на физиологическом уровне, а реф-
лексия – это отражение на уровне сознания». В следующий момент я понял, что мне вообще нельзя открывать рот. Слушатели тотчас зафиксировали в своих конспектах то, что я сморозил.
Этот кошмар длился двадцать бесконечных минут. Я не буду рассказывать, как я выкручивался. Приведенного фрагмента достаточно, чтобы присмотреться к тому, какая именно диспозиция руководила поведением.
Соответствующим ситуации был конструкт «Профессионалы – Дилетанты». Модальности Я были распределены на континууме этого конструкта следующим образом:
Дилетанты _В_Я________________ _О_ М И_ Профессионалы
Актуальное Я и Я-воспоминание были сдвинуты к полюсу «Дилетанты». То есть я отдавал себе отчет в том, кто я есть на самом деле и каким был раньше. С другой стороны, идеальное Я, отраженное Я и Я-маска были расположены у полюса «Профессионалы». Вербализовать эту диспозицию можно примерно так: «Я осознаю, что я еще далеко не профессионал. У меня нет возможности быть им сейчас, поэтому я пытаюсь производить ложное впечатление и добиваюсь успеха. Другие считают меня профессионалом».
Изменилось ли мое поведение в аналогичных ситуациях после этого случая? Безусловно. Изменения в поведении наступили тогда, когда диспозиция приняла иной вид. Во-первых, я отказался от Я-маски. Если точнее, то маска стала более похожа на актуальное Я. Теперь Я предпочитал производить не ложное, а истинное впечатление о себе. Это, в свою очередь, повлияло на местоположение отраженного Я.
Дилетанты _В_Я_О М _________________ _ И_ Профессионалы
Руководимый этой диспозицией я приобрел гораздо больше свободы и уверенности в себе, несмотря на то, что идеал был все еще далеко.
Диспозиции модальностей Я принимают участие не только в оформлении текущего поведения. Они также ответственны за долгосрочные стратегии поступков, деятельностей и, в конечном итоге, - стиля жизни. Можно сказать, что поведение изменяется тогда, когда изменяется представление о себе, а представление о себе изменяется тогда, когда модальности Я изменяют свое местоположение на шкале конструкта. До тех пор пока диспозиция устойчива, устойчивым будет и поведение.
Примеры диспозиций.
В практическом аспекте содержательная интерпретация диспозиции будет зависеть от того, какие именно модальности в ней представлены. Для того чтобы не усложнять изложение, в этом руководстве будут описаны только семь типов диспозиций, образованных тремя модальностями Я: «Я» – актуальное я (какой я сейчас); «И» – идеальное я (каким хочу быть); «В» – Я-воспоминание (каким был в прошлом). Число семь исчерпывает все возможные типичные комбинации.
Выбор именно этих модальностей связан с тремя обстоятельствами. Во-первых, именно эти модальности наиболее часто упоминаются в психологической литературе. Считается, что степень согласованности актуального Я, идеального Я и Я воспоминания является одним из существенных показателей психического здоровья [2, 3].
Во-вторых, эти модальности захватывают все временные аспекты Я-концепции и репрезентируют все известные виды психических образов: Актуальное Я соотносимо с образом восприятия (настоящее); Я-воспоминание - с образом представления (прошлое); Идеальное Я - с образом воображения (будущее).
В-третьих, эти модальности позволяют реализовать достаточно интересный качественно-количественный подход к самооценке (см. ниже).
Ниже приводятся названия и краткие характеристики каждой из семи типичных диспозиций.
Мечта:
Ранимые__В_Я_______________________________И_____ «Железные»
Актуальное Я и Я-воспоминание находятся на одном полюсе, идеальное Я на другом.
Ранимость - это устойчивая черта. И в прошлом и сейчас этот юноша был ранимым, но мечтает быть железным.
Диспозиция «Мечта» бывает двух типов. Первый – это бесплодная мечта (например, дистимик мечтает превратиться в гипертимика). Второй - мечта реальная, например, бросить курить. Во всех случаях мечта связана с тем, что субъект не принимает себя таким, каков он есть и, в то же время, не изменяется в желаемом направлении.
Развитие:
Слабовол. __В________________Я________________И_____ Волевые
Аспекты Я далеко отстоят друг от друга, причем актуальное Я находится между Я-воспоминанием и идеалом.
В этом примере - развитие волевых качеств. Этот человек уже не причисляет себя к слабовольным, но и волевым еще не стал.
Достигнутая ценность:
Недалекие__________В_________________________Я_И____ Мудрые
Актуальное Я и идеал находятся на одном полюсе, Я-воспоминание – на другом.
Название этой диспозиции говорит само за себя: я стал таким, каким мечтал быть - мудрым. В отличие от диспозиции «Ценность» (см. ниже) эта диспозиция связана с чувством удовлетворения или даже гордости за себя. Вместе с тем, в поведении очень часто наблюдается некоторая избыточность. Человек только начинает осваивать новое для себя качество. Он еще не вполне освоился с новой ролью. Еще очень свежи прежние стереотипы действий. Это та самая ситуация, когда человек доказывает и себе и другим, что он уже не такой, каким был раньше.
Сказанное можно проиллюстрировать на примере женщины, посещающей секцию карате. Через какое-то время после начала тренировок она может думать, что овладела приемами самообороны. Однако в неожиданной ситуации, когда на нее неожиданно нападут, трудно сказать, какого поведения от нее можно ожидать. Не исключено, что она с криком бросится бежать, как поступила бы в прошлом.
Инерция-1:
Необразо-________В___________________И_______Я_____ Образованные
ванные
Иногда встречается диспозиция, где актуальное Я как бы проскакивает за Я-идеал. Общая формула этой диспозиции – «Я стал слишком … (образованным, упрямым, капризным, навязчивым и т. д.)
В социальной психологии описаны случаи, когда избыток положительных качеств у человека отрицательно сказывается на отношении к нему окружающих. В данном случае оно выражалось примерно так: «Очень уж грамотный». Понятно, что такое мнение не способствует установлению дружеских отношений и может доставлять человеку известные неудобства.
Инерция-2:
Ловкие ________В___________________И_______Я_____ Неуклюжие
Здесь на первый взгляд представлена странная ситуация. Представляется, что когда-то, будучи ловким, этот человек мечтал стать неуклюжим и, в конце концов, даже переусердствовал. Это не так. Дело в том, что не только актуальное Я может скользить по шкале конструкта. Изменениям подвержены все аспекты Я. Здесь возможны разные объяснения, в зависимости от того, какой была диспозиция модальностей Я в прошлом. Не исключено, что когда-то этот человек был не особенно ловким и не особенно неуклюжим. Идеальное Я могло находиться где-то на промежутке от его нынешнего положения до полюса «Ловкие». С возрастом, однако, ценность ловкости снизилась, а воспоминание о себе, наоборот, отодвинулось к полюсу «Ловкие».
Ностальгия:
Одинокая __В_И_______________________________Я_____ Замужняя
Идеал и воспоминание характеризуются одним полюсом конструкта, актуальное я – другим.
В прошлом эта женщина была замужем. Ее идеалу также соответствует замужняя женщина. Однако нынешнее состояние характеризуется противоположным полюсом - «Одинокая». Разрыв между актуальным «Я» с одной стороны, воспоминанием и идеалом с другой, говорит о том, что желаемым состоянием является то, которое было в прошлом, т.е. свидетельствует о ностальгии по замужеству.
Конфликт:
Незаметная___Я________________В_______________И_____ В центре внимания
Субъективно это одна из наиболее мучительных диспозиции. Разрыв между актуальным Я и идеалом усугубляется тем, что субъект осознает, что он изменяется, но не в желательную для него сторону. Эта диспозиция получила название «Конфликт» именно потому, что в ней сталкиваются две противоположные тенденции.
Эта женщина осознает себя все более и более неприметной. Видно, что какая-то сила уносит актуальное Я в противоположную от Я-идеала сторону.
Инвариантная ценность:
Чуткие __В_Я__И__________________________________ «Толстокожие»
Здесь актуальное Я, Я-воспоминание и идеал расположены рядом. Диспозиции такого типа свидетельствуют о том, что человек доволен своим качеством и не желает изменяться. Здесь принятие своей чуткости как ценности; противопоставление себя «толстокожим». Диспозиции такого типа не доставляют человеку видимых хлопот. Единственным затруднением является сложность в понимании и объяснении поступков людей, характеризующихся противоположным полюсом. Эта закономерность наиболее отчетливо проявляется, когда клиентами являются молодые люди.
При анализе диспозиций следует помнить, что их названия являются всего лишь вербальными ярлыками. Они предназначены для обозначения типичных случаев и в некоторой степени облегчают понимание. Реальность богаче. Иногда бывает трудно определить, к какому именно типу относится та или иная диспозиция. Ниже показан «плавный переход» диспозиции «Мечта» в диспозицию «Достигнутая ценность».
Если случай А, В и Д интерпретируются однозначно (А - мечта, В - развитие, Д - достижение), то этого нельзя сказать о случаях Б и Г. Они интерпретируются, как переходные (Б - от мечты к развитию, Г - от развития к достижению).
Кроме того, каждая диспозиция имеет собственный диапазон, то есть – расстояние между крайними точками. При интерпретации это тоже надо учитывать. Например, следующие две диспозиции относятся к одному типу - «Мечта». Однако, как видно - мечта мечте - рознь.
Дополнительные возможности интерпретации диспозиций появляются, если наряду с аспектами «Я» на шкале конструкта рассматриваются другие персонажи. Так, например, в случае ностальгии, если актуальное Я находится у одного полюса конструкта, а идеальное Я, Я-воспоминание и большинство (или все) других элементов - у другого, то ностальгия носит оттенок - «не быть белой вороной, быть как все». Если же, наоборот, актуальное Я располагается среди других персонажей, а Я-идеал и Я-воспоминание стоят в стороне от них, то это ностальгия по какому-то особому положению. Такую ностальгию, например, может переживать человек, имевший и потерявший власть.
Различные случаи распределений элементов на шкалах конструктов рассматриваются в Разделе II (Интерпретация распределений элементов).
Подход к самооценке: когнитивный и аффективный
компоненты диспозиции.
В соответствии с первым требованием к единице анализа «Я», диспозиция должна включать когнитивный и аффективный компоненты. Иногда их называют описательным и оценочным компонентами.
Существует мнение, что описательная и оценочная составляющие Я-концепции представляют некоторое монолитное единство и практически не разделимы. В. В. Столин пишет: «… если человек сообщает о себе, что он добрый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он сообщает не просто сведения, но и оценку самого себя. Выделить эту самооценку в самоописаниях и даже отделить ее от самоописания можно, но вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно» [12, c. 246].
В концепции МИСС знания о различных аспектах своего «Я» и их оценка – разделены. Например, в высказывании «Я – слишком добрый» имманентно присутствует сравнение себя с идеалом: «слишком» - означает я более добрый, чем сам того желаю. Причем мера доброты у идеала меньше, чем у актуального Я. Схематически это можно изобразить примерно так:
Злые ______________________________И______Я___ Добрые
-1 -0,5 0 0,5 +1
За изолированным рассмотрением любой из этих двух модальностей Я стоит описательная составляющая: Я – добрый (мера доброты – примерно 0,80); Я хочу быть добрым (0,50). Оценка же появляется только тогда, когда актуальное Я сравнивается с идеальным Я.
Интуитивно понятно, что самооценка каким-то образом связана с дистанцией между актуальным и идеальным Я. Однако она не сводится только к этой дистанции.
На рисунке 1.1 расстояние между идеальным и актуальным Я одинаковы. Однако в первом случае «Я» проделало большой путь в направлении к идеалу, а во втором – стояло на месте. В первом случае чувство некоторой неудовлетворенности собой сопровождается переживанием успеха, во втором случае – успех отсутствует. Таким образом, самооценка в первом случае должна быть выше, чем во втором.
Общеизвестную формулу, связывающую самооценку с успехом и уровнем притязаний, предложил еще У. Джеймс:
Успех
Самооценка = --------------------------- ;
Уровень притязаний
Самооценка пропорциональна успеху и обратно пропорциональна уровню притязаний. Для того чтобы операционализировать эту формулу, необходимо ввести количественные и сопоставимые меры успеха и уровня притязаний.
Если идеальное Я рассматривать как цель, к которой стремится Я актуальное, то разность | Я – И | с некоторыми оговорками можно интерпретировать как уровень притязаний.
Операциональной мерой успеха является расстояние от Я-воспоминания до актуального Я. Если Я движется в направлении к идеальному Я, то успех положительный. В противоположном случае – отрицательный.
____________ В___________________Я__________И__
________________________________ВЯ_________И__
Рисунок 1.1. Составляющие самооценки.
Операциональная формула для расчета самооценки выглядит так:
| Я – В |
С = ------------ * К ;
| Я – И |
Где:
С – числовое значение самооценки (от -¥ до +¥);
Я, В, И – проекции модальностей Я на шкалу конструкта (от –1 до +1);
К – коэффициент принимающий значение ± 1.
Выявилась интересная связь между величиной самооценки и типом диспозиции. Оказалось, что по мере изменения коэффициента самооценки диспозиции как бы перетекают из одной в другую. Так в интервале от -¥ до –3 тип диспозиции однозначно интерпретируется как «Достижение». Где-то в районе С=-3 диспозицию трудно интерпретировать однозначно – то ли это все еще «Достижение», то ли это уже «Инерция». Далее в интервале от –3 до –1,5 диспозиции однозначно интерпретируются как «Инерция» и т. д. Ниже приводятся все интервалы коэффициента самооценки и соответствующие им типы диспозиций, принятые в МИСС:
Интервал коэффициента самооценки. | Название диспозиции |
- ¥ < С < -3 -3 < С < -1,50 -1,50 < С < -0,66 -0,66 < С < -0,33 -0,33 < С < -0,50 -0,50 < С < +2 +2 < С < + ¥ | Достижение Инерция Ностальгия Конфликт Мечта Развитие Достижение |
Единственной диспозицией, которой не нашлось места в таблице, является диспозиция «Ценность». Особенностью этой диспозиции является то, что все три аспекта Я попадают в одну область. При этом внутренняя структура взаиморасположения актуального Я, идеального Я и Я-воспоминания могут соответствовать любой другой диспозиции.
Наглядно это можно представить следующим образом. Если взять любую диспозицию, скажем «Мечта», и постепенно сжимать ее, сохраняя пропорции, то рано или поздно настанет момент, когда будет непонятно то ли это все еще «Мечта», то ли это уже «Ценность». Если продолжать «сжатие» дальше, то скоро все аспекты Я сольются в одной точке, это и будет то, что в идеале называется «Ценность».
В МИСС приняты следующие правила для автоматической интерпретации диспозиции «Ценность». Если диапазон диспозиции (расстояния между крайними точками) меньше половины одного стандартного отклонения, то она однозначно интерпретируется как «Ценность». Если диапазон составляет от половины до одного стандартного отклонения, то диспозиция интерпретируется как переходная; программа пишет: «Мечта или ценность» или «Конфликт или ценность» и т. д.
Таким образом, в концепции МИСС реализован качественно-количественный подход к самооценке. Она интерпретируется не просто как высокая или низкая, адекватная или неадекватная. В концепции МИСС числовое выражение самооценки сопряжено с некоторым субъективным состоянием. Не следует, однако думать, что самооценка и диспозиция модальностей Я – это одно и то же. Самооценка образуется только тремя указанными модальностями Я, в то время как общее количество модальностей, конечно, больше. Они придают дополнительную субъективную окраску самооценке.
При интерпретации самооценки следует помнить, что она всегда является частной и проявляется в контексте единичного конструкта. В отличие от нее, самоуважение, являясь обобщенной или интегральной самооценкой, отражает степень принятия самого себя в целом. На операциональном уровне мерой самоуважения может быть коэффициент корреляции между актуальным и идеальным Я. Возможна и другая мера самоуважения, основанная на аддитивнвной сумме самооценок.
Аффективный компонент диспозиции проявляется не только в самооценке. Если рассматривать другие комбинации модальностей Я, то не трудно увидеть, что многие из них способны вызывать те или иные эмоции. Например, в следующем типе диспозиции скрывается чувство неудовлетворенности оттого, что другие недооценивают личный успех. Например, подросток или юноша считает, что он уже не ребенок, но видит, что другие все еще продолжают воспринимать его маленьким.
_____В_О________________Я_______________И______
Таким образом, в этом месте пора соотнести диспозицию с первым требованием к единицы анализа «Я», сформулированном в первом параграфе этого раздела, и сделать вывод о ее соответствии этому критерию.
Регуляторно-волевой компонент диспозиции.
Одна из основных функции воли состоит в выборе цели. На уровне Я-концепции – это цели по отношению к самому себе: «Это моя последняя рюмка (сигарета); «с сегодняшнего дня я берусь за дело»; «теперь я буду более настойчивым» и т. п.
С нашей точки зрения выбор подобных целей зависит по крайней мере от двух обстоятельств: от привлекательности цели и от оценки субъективной вероятности успеха. По существу, здесь реализуется один из подходов теории принятия решений: человек выберет ту цель, у которой произведение привлекательности на субъективную вероятность успеха максимально [7].
Сказанное удобно рассмотреть на примере. Один из испытуемых оценил некоторые значимые аспекты своей жизни по степени привлекательности и достижимости следующим образом:
Некоторые значимые аспекты жизни | Ценность | Вероятность усп. | Ц * Ву |
Развитие духовности Материальное благополучие Семья (отн. с противоположным полом) Карьера (занять место под Солнцем) Творчество Здоровье Досуг |
Произведение привлекательности на субъективную вероятность успеха максимально у цели «Досуг», минимально – у цели «Карьера». По словам этого испытуемого он действительно большую часть времени отдает досугу (компьютерные игры, дискотека и т. п.), а о карьере пока особенно не задумывается.
На рисунке 1.2 показано пространство целей. Наиболее привлекательной целью является «Развитие духовности», однако - это трудная цель. Одной из самых легких целей, в плане ее достижения, является «Здоровье», однако ценность ее не велика. Поведение в основном направлено на «Досуг» - цель, обладающую умеренной ценностью, но легко достижимую. Если классифицировать все цели по вероятности их выбора, то на первом месте окажется «Досуг»; на втором - «Семья» и «Творчество»; на третьем - «Развитие духовности» и «Материальное благополучие» и на последнем «Здоровье» и «Карьера».
Рисунок 1.2. Пространство целей.
Аналогичным образом можно оценить практически любые качества личности, взвешивая ценность и достижимость ума, воли, чувств, социальных и других качеств.
Привлекательность цели, по-видимому, обеспечивают не одна, а несколько модальностей Я. Главными из них являются: каким Я хочу быть; каким Я должен быть; каким меня видят другие; каким Я хочу казаться.
Оценка субъективной вероятности успеха обеспечивается также несколькими модальностями: каким Я привык быть; каким Я, скорее всего, буду.
Таким образом, регуляторно-волевой компонент диспозиции проявляется во взаимодействии модальностей Я, связанных с привлекательностью и достижимостью цели.
Здесь изложена только основная идея. Вопрос этот на самом деле является гораздо более сложным. Он требует исследований, и в этой версии МИСС не доведен до уровней конкретных алгоритмов. Однако автор надеется, что уже следующая версия программы обеспечит пользователей надежными алгоритмами, предсказывающими поведение.