Психодиагностика креативности как универсальной творческой способности
План проведения
Задание 1. Исследуйте уровень творческого воображения с помощью теста «Круги». Для обработки результатов теста используйте три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.
Задание 2. На материале конкретного занятия по психологии покажите пути активизации студентов в процессе использования различных психодиагностических методик на определение креативности.
Задание 3. Укажите соответствие между задатками, способностями, склонностью, одаренностью.
Задание 4. Дайте характеристику понятию «интеллектуальное внимание».
Рекомендуемая литература
Основная:
Рогов Е.И. Методы изучения профессионально важных качеств школьников // Методические рекомендации. – М., 2010. – 322 с.
Дополнительная:
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008. – 688 с.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М. : Феникс, 2012. – 234 с.
Практическое занятие по теме 4.
Психодиагностика темперамента и характера
План проведения
Задание 1. Проведите тест на определение типа темперамента с помощью Павловского темпераментального опросника (PTS). Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы.
Задание 2. Проведите психодиагностическое исследование структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева). Шкалы: уровень – процессов возбуждения, процессов торможения, подвижности нервных процессов; уравновешенность по силе.
Задание 3. Проведите психодиагностическое исследование характерологических тенденций с помощью теста Т. Лири,установите преобладающие характерологические тенденции личности: доминантность – властность, уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность, требовательность – непримиримость – жестокость, скептицизм – упрямство – негативизм, уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость, доверчивость – послушнocть – зависимость, добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм, отзывчивость – бескорыстие – жертвенность.
Задание 4. Охарактеризуйте человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге с помощью метода групповой оценки личности (ГОЛ).
Рекомендуемая литература
Основная:
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 688 с.
Дополнительная:
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. –
СПб. : Питер, 2009. – 336 с.
Еремина Т. Визуальная психодиагностика. – М. : Феникс, 2012. – 234 с.
Кашапов Р.Р. Курс практической психологии : учебное пособие. – СПб. : Питер, 2008. – 448 с.
Практическое занятие по теме 5.
Патохарактерологическая диагностика
План проведения
Задание 1.Обоснуйте достоинства и недостатки патохарактерологических опросников. Подготовьте предложения по совершенствованию данных тестов с позиций современной психологии.
Задание 2. Охарактеризуйте методики, используемые для диагностики расстройств и особенностей психической деятельности, которые свойственны неврозам, психопатиям, акцентуациям характера, начальным стадиям психических заболеваний.
Задание 3. Выявите преобладающий психопатологический синдром, степень общего отклонения психической деятельности человека от нормы с помощью Миннесотского многофазного личностного теста (ММРI).
Задание 4. Разработайте тесты для самостоятельной работы студентов Вашей группы по определению особенностей патологии характера.
Рекомендуемая литература
Основная:
Государев Н. А. Психодиагностика. Методологии и методики исследования психологических типов : учеб.пособие. – М. : Ось-89, 2009. – 144 с.
Дополнительная:
Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. – СПб. : Питер, 2012. – 208 с.
Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога. – СПб. : Питер, 2010. – 338 с.
Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. – СПб. : Питер, 2008. 384 с.