Гиппокампо-неокортикальное взаимодействие в процессах памяти 8 страница
Этот процесс выбора нужного звукового комплекса, или нужного слова (или, как это принято говорить в психологии, процесс «принятия решения»), в норме осуществляется достаточно легко хорошо упроченные слова всплывают автоматически, нужные связи становятся доминантными, а побочные (несущественные или белес слабые) связи столь же легко тормозятся
Такая четкость нахождения нужных слов обеспе чивастся нормальной динамикой высших нервных процессов, подчиняющихся сформулированному еще И П Павловым «закону силы», согласно которому сильные (или существенные) раздражители вызывают сичьную, а слабые (или несущественные) раздражители — слабую реакцию (И П Пав we, 1949) Именно это условие и обеспечивает возможность строгой избирательности психологических процессов, совершенно необходимой для построения иерархической системы взаимно подчиненных (парадигматических) кодов
Совершенно иная ситуация возникает в тех сч>-чаях, когда в результате воздействия каких-чибо патологических агентов {опухоли кровоизлияния, травмы) в только что указанных отделах коры головного мозга возникает патотогическое («фазовое») состояние В этих случаях, как это было указано в школе И П Павчова (А Г Иванов-Смоленский, 1949, и др ), нормальное действие «закона силы» нарушается, сильные (существенные) и слабые (несущественные) раздражители начинают вызывать одинаковую реакцию, и возникает явление «уравнивания возбудимости» различных по силе и свежести следов (А Р Лурия, ЕЙ Со-ъ.оюв М Климковскии, 1967) В силу этого вероятность появления различных альтернативных связей уравнивается и тот выбор из многих возможностей, который так легко проходил при нормальном состоянии коры, резко затрудняется
Естественно, что такое изменение неироди-намики коры резко нарушает возможность нормального протекания речевых процессов, и возможность вктючения их в систему иерархически организованных (парадигматических) кодов языка начинает протекать с большим затруднением
Если очаг поражения мозга задевает системы коры лечои височной области, то только что описанное 1 тологическое состояние ограничивается дефектами процессов слухового анализа и синтеза, в этих случаях бопьнои оказывается не в состоянии четко выделять фонематические признаки, выбирать нужное звучание из нескольких альтернатив, и различные звучания воспринимаются одинаково В менее выраженных случаях этот дефект нарушает различение лишь «коррелирующих», или «оппозиционных», фонем и больной теряет возможность дифференцировать такие звуки как «б» и «п», «д» и «г» <з» и «с», и тд , в случаях более массивных поражении возникают более грубые нарушения фонематических кодов и больной начинает смешивать и более резко различающиеся фонемы, он не в состоянии дифференцировать комплексы звуков (так называемые 'стечения сопасных»), и патологический процесс приводит к возникновению явлении сенсорной (или акустико-гностической) афазии, подробно описанной нами в других работах (А Р Лурия, 1947, 1969 и др)
Легко видеть, что нарушения выражающиеся в дезорганизации фонематической основы языка, являются типическим примером нарушения речевых кодов (т е парадигматическими нарушениями), хотя и ограничены слухо-речевои сферой
Если патологическое состояние ограничивается нижними отделами постцентра 1ьной (кинестетической) речевой коры, те же явления возникают в сфере артикуляции Бопьные этой группы оказываются не в состоянии четко дифференцировать близкие артику-лемы смешивают такие различные по звучанию, но близкие по двигательной характеристике артикулемы, как губные «м», «б», «п» или небно-язычные «л», «н», «д», там, где они должны выбрать нужную артикуляцию, альтернативная артикулема возникает с равной вероятностью, и процесс принятия решения, на этот раз ограниченный сферой речевой артикуляции, нарушается В этих случаях нарушение «парадигматических» кодов вызывает картину «афферентной моторной афазии», подробно описанной нами в другом месте (А Р Лурия, 1947, 1969 и др ), и мы не будем останавливаться на ней детально
Особенно интересные явления возникают в тех случаях, когда только что описанное патологическое состояние возникает в третичных отделах тсмен-но-затылочнои области коры (в так называемых «зонах перекрытия») левого полушария В этих случаях как система фонематической, так и система артикуляторной организации речи остается сохранной, однако явление «уравнивания возбудимости» распространяется на семантическую систему, и следы различных связей, вызываемых словом как многомерной матрицей смысловых связей, уравниваются по силе и начинают возникать с равной вероятностью Вот почему больные этой группы начинают испытывать заметные трудности в подыскании нужных слов и легко заменяют их какими-либо другими словами, близкими по смыслу Так, больной, который хочет припомнить слово «очки», начинает говорить «стекла», «глаза», «брови*, «железки», а больной, который пытается припомнить слово «осина», может с одинаковой вероятностью сказать «береза», «липа», «лес», «дерево», < растение» и т п Легко видеть, что во всех этих случаях распадаются парадигматические коды речевых значении и те же явления «уравнивания возбудимости» распространяются на сферу лексики и семантики Явления вербальных парафазии, при которых искомое слово заменяется либо словом, близким по ситуации («осина» — «лес», «дерево»), либо словом относящимся к той же категории («осина» — «береза», «липа»), либо более общим словом («осина» — «дерево», «растение»), либо, наконец, словом, морфоюгически близким к искомому («микро том» — «микро-скоп», «тсле-визор» — «теле фон»), являются типическими примерами таких нарушении, указывающих на глубокое нарушение «парадигматического» строя языка Эти явления были хорошо изучены в титературе (ФЛотмар 1919, 1935, Э С Беин, 1964 и др ), и мы не будем останавливаться на них подробнее
Характерным для всех этих случаев является тот факт, что нарушение «парадигматического» строя языка (возможность включения слова в соответствующую систему звуковых, артик>ляторных или семантических кодов) яе распространяется на вторую основную сферу речи — на систему синтагматических связей Речь этих больных, разрушенная в системе используемых морфологических или семантических кодов, сохраняет плавный, интонационно мелодический характер Именно поэтому больные, которые теряют организованную систему фонем, артикулем или семантических словесных кодов, остаются способными построить плавное (пусть грамматически измененное) высказывание, отношение подлежащего к сказуемому остается у них сохранным, и даже в тех случаях, когда нахождение нужных слов резко затр>дняется или полностью исчезает, возможность выразить мысль с помощью неполноценных кодов, включенных, однако, в плавное высказывание, остается
Именно такая диссоциация — нарушение парадигматических кодов и сохранность синтагматических высказываний — и приводит к тому, что больные с поражением левой височной области и явлениями сенсорной (акустико-гностической) афазии оказываются не в состоянии припомнить ни одного слова, их речь лишается номинативных элементов (сушест-витепьных), и все-таки они могут выразить любую мысль, опираясь на интонационно-мелодическую систему высказывания Описывая историю своего ранения, такой больной может говорить «Ну вот мы, значит, шли и все еще и еще и вдруг, ах' и ничего и потом ои-ои-ои и потом лучше, лучше и лучше » — и слушающий прекрасно понимает, что речь идет о ранении, которое сопровождалось потерей сознания, за которым была операция, затем постепенное восстановление
Аналогичные факты имеют место и при поражении теменно-затылочных отделов коры и явлениях сложной амнестическои афазии Наиболее характерным является здесь тот факт, что больной, у которого грубо нарушается парадигматический строй словесных колов, часто пытается выйти из затруднении, которые он испытывает при попытках найти нужное слово обращаясь к сохранным у него синтагматическим процессам связного высказывания Именно поэтому у больных этой группы очень часто можно наблюдать случаи, когда они заменяют безуспешные попытки найти нужное слово включением этого слова в плавное синтагматическое высказывание, и, будучи не в состоянии найти слово «расческа» начинают искать выход в том, что говорят «Ну вот этим нужно волосы поправить » или «Вот, когда я иду к этому который волосы делает вот он мне расчесывает волосы этой самой » и т д Ком-пенсируюшая роль сохранной синтагматической системы при нарушенной парадигматической системе выступает здесь с полной отчетливостью
Диссоциация между нарушенной парадигматической системой кодов и сохранностью синтагматической системы высказывания отчетливо выступает при анализе понимания речи у этих больных
Этот факт отчетливо выступает в том, что больной с сенсорной (акустико-гностическои) афазией, проявляя грубое нарушение понимания отдельных слов которое мы обозначили термином «отчуждение смыслд слова», сохраняет понимание интонационно-мелодической структуры фразы и может схватить ее общий смысл
С такой же отчетливостью это выступает и у больных с поражением третичных отделов левой те-менно-височно-затылочнои области и яапсниями семантической афазии (А Р Лурия, 1947, 1969) Эти больные оказываются совершенно не в состоянии понять значение сложных логико-грамматических конструкции, включающих сповесную формулировку отношении (например, «брат отца» и <отец брата», «стон больше чухи» и «муха больше слона», «круг под квадратом» и «квадрат под кругом»), и сохраняют этот дефект даже после многих лет тренировки (А Р Лурия, 1971) Однако те же больные, которые никак не могут понять сформулированные в парадигматической системе «коммуникации отношения», легко понимают не включающую этих логико-грамматических кодов «ком-муникаиию события» (ГСвед&шус, 1897) Поэтому больные этой группы никак не мог>т усвоить смысл сложною предложения «В школу, где училась Дуня, с фабрики пришла работница, чтобы сделать доклад» Однако без труда понимают простое, не включающее этих парадигматических кодов высказывание «Отец и мать ушли в театр, а дома осталась старая няня и дети»
Анализ нарушении как экспрессивной речи, так и структуры понимания речи у больных с поражениями задних отделов речевых зон коры отчетливо показывает диссоциацию нарушенной парадигматической и сохранной синтагматической организации речи и даст четкие указания на то, что эти системы осуществляются раздельными аппаратами мозговой коры
4. нарушения синтагматических основ