Часть i. общая психология

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно - методический комплекс

для студентов юридического факультета

(специальность 030501 -Юриспруденция)

Пермь 2012

Составитель: доцент В.И. Шмыков

Юридическая психология: Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета / Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Составитель В.И.Шмыков. ­­- Пермь, 2012

Утверждены на заседании кафедры уголовного процесса и криминалистики, «26» июня 2012 г.

В В Е Д Е Н И Е

Учебно-методический комплекс к курсу «Юридическая психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021100; 030501-Юриспруденция.

Психологические знания необходимы юристу не только для решения отдельных юридических задач. Базовые правовые понятия – личность, преступное поведение, вина, мотив – имеют комплексное психологическое и юридическое объяснение. Все отрасли права ориентированы на общие закономерности поведения человека. Поэтому психологические знания являются составной частью юридического образования.

Наряду с поиском путей совершенствования обучения, созданием современных программ и методик обучения, высшей школой необходимо решить задачу – научить студентов пониманию механизмов формирования внутреннего мира человека, его психологической составляющей. Одним из путей повышения психологической культуры юристов является преподавание основ психологии на юридическом факультете.

Разрабатывая методические указания к курсу "Юридическая психология" для студентов дневной формы обучения, мы ставили следующие цели: помочь овладеть необходимыми знаниями в области юридической психологии и применить их в юридической деятельности. Путь к достижению обозначенных целей предполагает решение следующих задач:

- развитие познавательного интереса студентов к изучению

закономерностей психики, методов изучения личности, организации и

осуществления воспитательного процесса;

- формирование навыков применения полученных психологических знаний для повышения эффективности решения профессиональных задач;

- создание предпосылок для самовоспитания, самосовершенствования и формирования адекватного индивидуального стиля с целью оптимального приспособления к условиям сложной юридической деятельности.

Современные психологические исследования, проведённые юридическим факультетом, способствуют решению указанных задач и составляют содержание данного курса.

Для студентов очной формы обучения специального отделения предусмотрено 54 часа аудиторных занятий, из них лекций – 32 часа, семинарских занятий – 22 часа. Форма контроля знаний - зачёт.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  № пп   Наименование темы Аудиторные занятия
Всего часов Лек- ции Семи нары  
    Часть I. Общая Введение в курс «Юридической психология» Методы психологических исследований в профессиональной деятельности юриста              
Психология личности, общения, деятельности  
Познавательные психические процессы. Расстройства познавательных процессов  
Эмоционально-волевые процессы и состояния, их «пограничные» проявления  
Индивидуально-типологические особенности личности, влияние на деятельность  
Психодиагностика и психологические методики изучения личности    
      Часть II. Специальная Психология социальных групп. Психология организованной преступности.              
Психологические особенности юридической деятельности. Психологические основы предварительного следствия  
Судебно-психологическая экспертиза  
Криминальная психология  
Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) психология  
Психологические основы профессиональной адаптации юриста  
Организационно-управленческие основы профессиональной деятельности юриста  
    Итого        

ПРОГРАММА КУРСА «Юридическая психология»

Часть I. Общая психология.

Тема 1. Введение в курс "Юридическая психология" Методологические и естественнонаучные основы психологии.

1.1.Предмет, задачи, принципы и система психологии

Предмет психологии. Психология как наука об общих законо­мерностях взаимодействия человека с внешней средой — о зако­номерностях психических процессов, состояний, индивидуально-типологических особенностях личности и их проявлениях в условиях жизнедеятельности человека.

1.2 Задачи, методы и принципы психологии. Взаимосвязь методов общей и юридической психологии. Прикладные отрасли психологии. История развития психологии. Основные психологические школы, применение знаний в различных видах деятельности.

1.3Представление о психике. Развитие психики в процессе

эволюции. Сознание как высшая форма психики

Общее понятие о психике. Классификация психических яв­лений. Эволюционное развитие психики. Социальные факторы формирования психики человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности. Созна­ние - психика человека как категориальное и ценностно-ориентировочное отражение действительности. Основное признаки со­знания, значение для юридической деятельности. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности — бессознательного, подсознательного и сознательного.

Наши рекомендации