Отрицание любых других учений, верований, религий 5 страница
Кроме того, подобные взгляды вредны и для лиц, их придерживающихся, то есть самих иеговистов, так как они начинают воспринимать жизнь как необходимость катастрофически-военного, осадного, дисциплинарно-организованного сопротивления и наступления. Ощущение нахождения в постоянном окружении врагов не просто отрывает от окружающего мира, но и травмирует психику состоянием постоянного напряжения, свойственного для участников военных действий, но никак не для мирных граждан. Негативное отношение к людям и постоянная установка на то, чтобы остерегаться их влияния ведёт также к чрезмерной подозрительности и недоверию. В разговорах с иеговистами последние очень часто напрямую отказываются верить в искренность и доброту близких людей, аргументируя это тем, что "на людей, не служащих Иегове, ни в чём нельзя полагаться и ни в чём нельзя верить, так как они могут быть всего лишь орудием в руках Сатаны". Разумеется, такое отношение, в свою очередь, отделяет от иеговистов окружающих их людей и вызывает ответную враждебность и недоверие. Примечательно, что даже когда районный надзиратель в одном из екатеринбургских собраний в упомянутой уже речи от 11.11.2005 г. признал, что у людей "из мира" многие качества могут быть гораздо лучше, чем у свидетелей Иеговы, он, тем не менее, заявил, что они не выживут в Армагеддоне, потому что Иегова возьмёт в новый мир только "своих". Здесь также имеет место откровенная дискриминация, указывающая на возможность спасения только по признаку членства в организации. Преподнесено это было в образной форме, что родители возьмут домой именно своего ребёнка, грязного и непослушного, даже вытащив его из грязной лужи во дворе, а не чистенького и послушного, но соседского. Удивляет, откуда у Бога взялись вдруг "соседские" дети, когда все без исключения люди являются его детьми?! Впрочем, данная позиция напрямую вытекает из учения "Свидетелей Иеговы".
Боязнь выхода из секты
Собственно фобия на выход из группы, кроме того, что включает в себя страх перед неминуемым уничтожением в Армагеддоне, включает в себя также боязнь следующих наказаний, ожидающих "отступника" ещё при жизни:
А) "Лишение общения"
Это мера, применяется как к лицам, исключённым из секты, так и к тем, кто покинул её добровольно. Стоит оговориться, что существует две категории исключённых: отступники и те, кого исключили из собрания за какой-то "грех". Отступники не обязательно совершали какой-то поступок (действие или бездействие), которое признаётся в секте грехом. Для того чтобы попасть в эту категорию, достаточно просто сомневаться в каком-либо аспекте учения организации (вспомните такой метод контроля мышления, как отсутствие инакомыслия). Лучше всего определение данной категории дано в книге "Откровение: его грандиозный апогей близок", 2002 г. - С. 45 (данный отрывок уже воспроизводился частично как иллюстрация запрета на инакомыслие под страхом смерти): "С чего начинается сектантство? Допустим, самозваный учитель сеет сомнения, оспаривая какую-нибудь библейскую истину (например, то, что мы живём в последние дни), и у него появляется группа последователей, которая отделяется от остальных. Или кому-то не нравится то, как осуществляется дело Иеговы, и он призывает беречь себя, утверждая, будто требование ходить по домам с вестью о Царстве лишено всякого библейского основания и будто в этом вообще нет никакой надобности…они решают…, что достаточно лишь временами читать Библию обособленной группой. Они придерживаются каких-то своих взглядов… на библейское повеление воздерживаться от крови, на светские праздники и употребление табака… Отступническую пропаганду надо отвергать, как яд, чем она и является!… она замешана на зависти и ненависти. С теми же, кто отказывается раскаяться, Господь Иисус "сражается… мечом уст своих". Он просеивает свой народ, чтобы сохранить единство… Так как отступники не принимают доброе наставление и помощь, которые предлагаются "звёздами", находящимися в правой руке Иисуса, он осуждает их и наказывает "со свей суровостью", выбрасывая их "вон во тьму". Их лишают общения, чтобы они больше не действовали среди Божьего народа подобно закваске".
Таким образом, достаточно просто иметь своё мнение (о переливании крови, проповедовании по домам, идее надвигающегося Армагеддона и т.д.), чтобы стать отступником. С такими людьми, как правило, церемонятся меньше, чем со второй категорией. Им тоже предлагают раскаяться, но раскаяться в поступке всегда легче, чем в убеждениях, поэтому их исключают быстро и навсегда. Отношение к ним крайне негативно. В частности, приведем ещё несколько цитат:
"Сторожевая Башня" от 15.09.1981 г. - С. 24-26: "Вообще не должны разговаривать с изгнанным человеком и даже приветствовать его... Мы должны ненавидеть их в прямом смысле этого слова, то есть относиться к ним с крайним и явным отвращением, считать их отвратительными, гнусными, питать к ним отвращение".
"Сторожевая Башня" от 1 июля 1994 г. - С. 5: "Сатана Дьявол использовал отступников, чтобы создать развращенную и разобщенную имитацию христианского собрания. Отступники породили позорную подделку истинного христианства".
"Сторожевая Башня" от 01.05.2000 г. - С. 9-10, п. 8-10: "Ещё одну опасность для нашей духовности представляют отступники… Кто-то из них примкнул к группам, оказывающим организованное сопротивление чистому поклонению. Поступая так, эти люди занимают сторону самого первого отступника - Сатаны".
Итак, "Сторожевая башня" прямо призывает ненавидеть этих людей и питать к ним отвращение (стоит заметить, что у Свидетелей Иеговы термином "отступник" обозначается также лицо, хоть никогда и не состоявшее ранее в иеговистской организации, но выступающее против её учения). При этом не берётся в расчёт, связывали ли инакомыслящего с иными членами секты родственные, дружеские или супружеские узы. С лишением общения любые связи разрушаются легко и бескомпромиссно.
Вторая категория – "согрешившие" люди. Под грехом понимается как грех в традиционном библейском понимании (прелюбодеяние, насильственные действия и т.д.), так и нарушение любого из запретов и правил Организации: согласие на переливание крови; ложь старейшине; проповедование меньшее количество часов, чем нужно; частые пропуски собраний; празднование любого праздника, запрещённого сектой (день рождения, церковные, патриотические праздники); какие-либо моменты, свидетельствующие о связи с "ложной религией" (крест, иконка, разговор со священником, появление в храме); чрезмерная привязанность к людям "из мира"; курение и т.д. Особенность в том, что за данные действия не исключают сразу. Как уже отмечалось в характеристике системы всеобщего доносительства в организации, старейшины обязаны "предложить помощь", то есть призывать к раскаянию и лишить общения только если такового не последовало. Что же касается "грехов", то и здесь сектантские нормы гораздо жёстче, чем в Священном писании. По утверждению одного иеговиста, "если даже просто переночевать вдвоем с сестрой, ничего к ней не имея, то уже никому не надо объяснять, чем вы занимались, лишение общения - 99,9%". Притом это может быть даже невеста "согрешившего", а грех может заключаться всего лишь в том, что влюблённые сидели ночью при свечах и читали "Сторожевую башню". Руководство секты это не волнует. Разумеется, такие "драконовские законы" держат адептов в состоянии постоянного страха и вины.
Лишение общения применяется как к отступникам, так и к простым грешникам, а кроме того, к лицам, добровольно покинувшим организацию по любым причинам. Это иллюстрирует следующий отрывок из книги "Организованы проводить наше служение". - С. 149-150: "Выражение "отречение от общения" относится к действию человека, который, несмотря на то, что он является крещенным членом собрания, умышленно отказывается от своего христианского положения, отклоняет собрание и не желает больше, чтобы его считали или признавали Свидетелем Иеговы… человек, который отрекается от общения, отказавшись от веры и умышленно покинув поклонение Иегове, рассматривается так же, как лицо, которое было лишено общения… Кроме того, человек мог бы отречься от своего места в собрании христиан своими поступками, например тем, что становится частью мирской организации, цели которой противоречат Библии и которая, следовательно, осуждается Иеговой Богом. Итак, если какой-нибудь христианин предпочитает присоединиться к лицам, которых Бог осуждает, то уместно, чтобы собрание коротким объявлением подтвердило, что данный человек отрекся от общения и не является больше Свидетелем Иеговы. Такое лицо рассматривается так же, как лишенный общения".
Данный вид наказания означает тотальный бойкот. В связи с этим в книге "Организованы…" на С. 147 указано: "Когда необходимо устранить не кающегося правонарушителя из собрания, то делается короткое объявление, в котором просто упоминается, что данное лицо было лишено общения. Не надо говорить ничего больше. Верные члены собрания знают тогда, что им нельзя больше общаться с этим лицом ". Тем самым, другие члены собрания даже не знают, за что именно лицо было лишено общения, и слепо повинуются решению старейшин. Для того, чтобы получить полное представление о данном виде наказания, А.Дворкин поясняет: "Фредерик Франц ввел новую практику – "отсоединение" (или "лишение общения") – и разработал методы практического осуществления тотального контроля секты над своими членами. Чтобы понять, что значит "отсоединение", нужно сделать небольшое пояснение. Иеговисты считают, что живут при единственно верном – теократическом – правительстве. Христос явился в 1914 г. и с тех пор незримо присутствует на земле, а реальную власть он дал своему ВиБРу -Правящей корпорации "Сторожевой башни", которая и осуществляет правление верными, а по существу всей Землей, потому что лишь верные это правление признают. Правящая корпорация является вестником и воплощением правления Христа во всем мире, а поскольку она является ВиБРом, то Иегова над многим её поставил. Но так как у иеговистов нет своей страны, которая признала бы над собой правление ВиБРа, они ни в одной стране реальной власти не имеют. Если бы такая страна была, то они могли бы применять там свои законы, которые были бы очень жесткими. Для отступников и изменников может быть лишь одна мера наказания – смерть, но казнить иеговисты пока никого не могут, не имеют права. Однако они могут считать каждого отпавшего или исключенного мертвым, не существующим. И если они видят такого человека на улице, они должны пройти как бы сквозь него, как будто видят призрак; никакое общение с ним в принципе невозможно. Когда наш знакомый датчанин ушел от иеговистов, он был "лишён общения" и стал для своих родителей мертвым. Когда о нем спрашивали, отец и мать говорили, что их сын мертв, а на улице они проходили мимо, не замечая его. Точно также поступали и все его прежние друзья и знакомые. Тот, кто нарушит запрет на общение с исключённым или ушедшим из секты, сам подпадает под этот же смертный приговор, который как бы подвешен в воздухе, но для членов секты вполне реален" [34].
Жестокость и аморальность подобного наказания очевидны. Следуя иеговистской доктрине, люди с лёгкостью ломают и разрушают не только самые значимые и дорогие для них связи, отрекаясь от своих близких и друзей только за то, что те позволили себе самостоятельность в поступках или даже только в мышлении, но и обрекают исключённого на огромные страдания. Учитывая, что в секте, как уже писалось выше, пресекаются любые более или менее тесные контакты с лицами, не принадлежащими объединению "Свидетели Иеговы", единственными близкими друзьями человека с годами становятся только люди из его сектантского окружения. Поэтому в случае "лишения общения" человек остаётся абсолютно один. Психологический шок и стресс от происшедшего неимоверен. Возникает недоумение, как люди, считающие себя христианами, могут так просто попирать основные христианские ценности, безжалостно лишая человека самых дорогих ему людей и обрекая его на полное одиночество. Одним из самых страшных последствий "лишения общения" являются многочисленные случаи самоубийств среди Свидетелей Иеговы" Как указывает Дворкин, "Лишение общения (отлучение от общения)" - то есть абсолютный бойкот как-либо провинившихся членов секты – часто приводит наиболее добросовестных "свидетелей" к мысли покончить счёты с жизнью. Бывший член Правящей корпорации Реймонд Франц сообщает, что у него имеется большой список случаев суицида, происшедших в Вефиле" [35]. Ввиду вышесказанного становится понятным, почему адепты так страшатся хоть в чём-то не угодить руководству секты, и уж тем более покинуть её. Дворкин справедливо отмечает, что "Если учесть, что прежние связи оборваны, деньги и квартира отданы секте, то оказывается, что уходить некуда. Профессия и работа потеряны, друзей нет – куда же возвращаться?" [36].
Жестокость подобной санкции усугубляется и тем, что допускается её применение по отношению к несовершеннолетним:
"Организованы проводить наше служение" - С. 150: "Тяжелые проступки несовершеннолетних крещенных членов собрания следует сообщать старейшинам. Когда старейшины исследуют и разбирают такой случай, посвятившимся Богу родителям, подростка полагалось бы присутствовать и сотрудничать со старейшинами, служащими в качестве судей, не пытаясь охранить сбившегося с правильного пути ребенка от необходимых мер наставления и наказания. Если же подросток не проявляет раскаяния, то принимается мера лишения общения".
Кроме того, что перспектива "лишения общения" сама по себе наводит ужас на каждого иеговиста, эти страхи усиливаются напоминаниями, содержащимися в иеговистских изданиях, в частности, о "Боге, который, кроме того, не оставляет без наказания тех, кто сознательно преступает его заповеди" ("Бодрствуйте!", 2004 г., С. 17), что, зная тяжесть этого наказания, является прямым средством давления на личность. Поэтому, если учитывать психологический аспект, можно утверждать, что здесь имеет место воспрепятствование противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения, что согласно п. 2 С. 14 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" является одним из оснований для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке. В заключении Экспертизы № 4 также отмечается, что в механизмах создания и поддержания членства в организации присутствуют "Психологические ограничения свободы выхода из культа путем внушения фобии, комплекса страха последствий выхода. Предупреждения о суровых и сверхъестественных санкциях или смерти за отступничество. Выживание возможно только в организации. Все отступники будут "уничтожены Богом".
Показательно также и то, что вся декларативная "христианская любовь" в собрании существует до тех пор, пока член общины верно придерживается царящих в ней взглядов и порядков. Другими словами, он дорог остальным, как хороший телевизор – до тех пор, пока не сломался. Правда, сами иеговисты утверждают, что лишение общения – тоже вид христианской любви (!), так как это наказание является стимулом для покаяния грешника и его возвращения в организацию. Однако в книге "Организованы…" на С. 144-145 прямо указаны цели лишения общения: "В таких случаях ответственным надзирателям необходимо исключить из собрания некающегося правонарушителя и так запретить ему общаться с чистым собранием Иеговы. Это делается, чтобы охранить других членов собрания от худого влияния правонарушителя, чтобы сохранить собрание чистым в нравственном в духовном отношениях и оберечь его хорошую репутацию". Таким образом, в данном случае ничего не говорится о необходимости "помощи"согрешившему или о его спасении. Человек становится всего лишь помехой для выполнения целей организации. Лицемерие подобной идеологии не требует дополнительных комментариев.
Б) Утрата культового знания – пути, ведущего к "Вечной жизни"
В каждой секте существует так называемое культовое знание (схема счастья). Это тот метод, с помощью которого, как внушается адептам, они будут достигать богатства, здоровья или единения с Богом. Как пишет Дворкин, "Метод должен быть простым, доходчивым, всеобъемлющим, но при этом ключи от него должны всегда находиться в руках гуру или организации. До конца этот метод непередаваем, вне организации его применять нельзя, вне организации он неприменим и невоспроизводим" [37]. У Свидетелей Иеговы предлагается особое культовое знание – путь, ведущий к вечной жизни, проще говоря, возможность выжить в надвигающемся Армагеддоне. Как мы уже выяснили, по учению иеговистов Армагеддон должен наступить в течение жизни одного поколения, то есть совсем скоро, а потому для каждого человека обретение этого "ключа" становится жизненно важным уже сегодня.
Так, в книге "Познание, ведущее к вечной жизни" на С. 7 "забрасывается" привлекающий любого лозунг: "Представь себе – это познание ведёт к вечной жизни!" Далее идёт описание библейских пророчеств относительно рая, а затем категоричное заявление: "Если ты хочешь жить в Раю, ничто не должно помешать тебе получить знания о Боге". Далее, на С. 22, мы обнаруживаем, что "Жизнь младенца зависит от материнского молока, и он не успокоится, пока не получит его. Подобным образом наша жизнь зависит от познания, которое даёт Бог". Необходимо заметить, что в данном случае происходит подмена понятий "познания, которое даёт Бог" и "познания, которое даёт организация". На самом деле, люди призываются здесь к изучению продукции, выпускаемой Обществом Сторожевой Башни. Как мы уже рассматривали, вне организации не существует ни Бога, ни морали, ни, самое главное, возможности выжить. "Ключ", то есть способ получения познания, ведущего к вечной жизни, находится в руках секты. Единственный способ получить желаемое – это изучение Библии (то есть всей той литературы, которую секта использует вместо Библии) со Свидетелями Иеговы. Поэтому, лишившись этого культового знания, адепт не только подписывает себе смертный приговор, но и теряет любовь Бога (Иеговы), лишается возможности иметь с ним хоть какие-то личные отношения и превращается в его врага. Разумеется, на верующего человека этот страх также имеет огромное влияние и крепко удерживает его в секте.
Отрыв от мира