Глава 5: Развитие игры в дошкольном возрасте
Общая характеристика развития игры:
- происходит переход от малолюдных группировок к многолюдным
- переход от неустойчивых группировок к более устойчивым
- переход от бессюжетных игр к сюжетным
- от ряда не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающемуся сюжету
- от отражения личной жизни и ближайшего окружения к событиям общественной жизни
- происходит изменение конфликтов у старших по сравнению с младшими
- переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организованно на основе взятых на себя ролей
- изменение характера стимуляции игры, которая в младшем возрасте возникает под влиянием игрушек, а в старшем – под влиянием роли, которая сначала носит обобщенный характер, а затем все больше наделяется индивидуальными чертами и типизируется
2 мотивационных плана в игре детей младшего дошкольного возраста:
- непосредственное побуждение действовать с предоставленными в распоряжение ребенка игрушками
- мотив, образующий фон для осуществляемых действий с предметами (взятие на ребенка определенной роли, которая обуславливает выбор игрушек)
Как происходит развитие роли в игре?
- Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком (это и является основным мотивом игры)
- В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли: в первом периоде младшего дошкольного возраста ребенок еще не отождествляет себя полностью с тем человеком, роль которого он на себя принял. Во втором же периоде возникает критическое отношение к выполнению своей роли или роли своих товарищей.
- Внутренняя сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу
По результатам, полученным в ходе эксперимента, Д.Б. Эльконин выделил 4 уровня развития игры:
Уровень | Особенности игры |
Первый | центральным содержанием является выполнение действий с предметами; роли так же определяются характером действий, причем действия однообразны. |
Второй | для ребенка важно соответствие игрового действия реальности; роли называются детьми; намечается разделение функций; логика действий определяется жизненной последовательностью; расширяется количество действий |
Третий | Основным содержанием игры становится выполнение роли; все действия вытекают из роли, которые ясно очерчены; логика и характер действий определяются взятой на себя ролью; появляется специфическая ролевая речь; нарушение логики действие не допускается |
Четвертый | Основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям; речь носит явно ролевой характер; ребенок ясно видит одну линию поведения на всем протяжении игры; действия развертываются в четкой последовательности; ясно вычленены правила; |
На четвертом уровне развития игры появляются некие правила, установленные детьми в ходе игры. В связи с этим, необходимо рассмотреть стадии в подчинении правилу в ролевой игре.
- Правила отсутствуют, так как фактически еще нет роли. Дети руководствуются стихийными желаниями.
- Явно правила еще не выступают, но в случаях конфликта правило импульсивное превосходит желание.
- Правило явно выступает в роли, но еще полностью не определяет поведение и нарушается при возникновении мгновенного желания произвести другое привлекательное действие.
- Поведение определяется взятыми на себя ролями. Правила определяют все.
Общий путь развития подчинения правилу выглядит следующим образом:
полное неподчинение правилу появление правила, но преобладание желания преобладание правила над желанием, но не во всех случаях полное преобладание правила над желанием |