Теоретические подходы к проблеме аттитюда: функциональный подход Д. Катца 1 страница
Особенности развития социально-психологического знания в отечественной СП.
История становления и развития белорусской социальной психологии
Основные теоретические направления в социальной психологии.
Методы сбора социально-психологических данных: количественные методы
Методы сбора социально-психологических данных: качественные методы
10. Самость личности. Теоретические концепции самости
11. Содержание Я-концепции: компоненты, структура, измерения, фокусы внимания, области, плоскости, мотивы
12. Принципы формирования Я-концепции
13. Динамика развития самости и механизмы ее психологической устойчивости
14. Социальная, психологическая и личностная идентичность
15. Социализации личности: феноменология, направления, механизмы.
16. Теории социализации
17. Модели рассмотрения личности как субъекта социально-познавательной активности
18. Особенности процесса категоризации, прототипы
19. Схема как единица познавательной активности, типы схем
20. Эвристики как упрощенный способ социального познания обработки социальной информации
21. Межличностная аттракция и детерминирующие ее факторы
22. Самопрезентация: понятие, теоретические подходы
23. Каузальная атрибуция, теории атрибуции
24. Ошибки и тенденциозности атрибуции, их причины и последствия
25. Стили атрибуции. Феномен наученной беспомощности, его факторы и стратегии преодоления
26. Атрибутивная терапия: сущность, подходы, процедура и возможности.
27. Социальная установка: понятие, концептуальные особенности, структура.
Теоретические подходы к проблеме аттитюда: функциональный подход Д. Катца
29. Влияние аттитюда на поведение и его факторы
30. Общие принципы формирования социальных установок
31. Теории убеждений (К. Ховланда и У. Мак-Гуайра, Р. Петти и Дж. Качоппо, Г. Лассуелла).
32. Влияние поведения на аттитюды и его теоретические объяснения: теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), теория самовосприятия ( Д.Бем), теория самопрезентации (Д.Тедеши).
33. Межличностное взаимодействия как общение: понятие, функции, структура.
34. Интерактивная сторона межличностного взаимодействия: транзактный анализ Э. Берна, теория взаимозависимости Д. Тибо и Х. Келли, теория социального обмена Дж. Хоманса.
35. Механизмы понимания человека человеком:стереотипизац. Идентификац. рефлексия и эмпатия, особенности их функционир.
36. Межличностное взаимодействие как коммуникация
37. Стили общения и их характристики
38. Феномен просоциального поведения и мотивы альтруизма.
39. Ситуационные и личностные детерминанты альтруистического поведения
40. Формирование просоциального поведения
41. Агрессивное поведение и его типология
42. Агрессия как инстинкт в теориях З.Фрейда и К.Лоренца
43. Фрустрационные модели агрессии Дж. Долларда и Л. Берковитца
44. Социализация агрессивности: подход теории социального научения А. Бандуры.
45. Понятие малой социальной группы, классификация малых групп.
46. Основные теоретические направления в исследовании малых групп.
47. Феномен группового давления и конформности, его функции, уровни и объяснительные схемы (М. Дойч и Г. Джерард).
48. Влияние меньшинства: функциональная модель взаимодействия меньшинства и большинства С.Московичи.
49. Понятие групповой динамики, механизмы групповой динамики
50. Модели развития малой группы (двухфакторная модель развития малой группы (Б.Такмен).
51. Стратометрическая концепция развития малой группы (А.В.Петровский).
52. Групповая сплоченность: сущность, проявление и особенности измерения.
53. Феномен лидерства
54. Руководство как феномен влияния: формы власти
55. Стиль руководства и эффективность групповой деятельности
56. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения
57. Технологии принятия групповых решений: мозговая атака, синектика.
58. Феномены внутригруппового взаимодействия: сдвиг к риску, групповая поляризация, группового единомыслия (И. Джанис), их характеристики и причины
59. Модели социальной фасилитации (Р. Зайонц, Н. Котрел, Г. Сандерс), феномен социальной лености и его объяснение
60. Социальные предубеждения и формы их проявления.
61. Психоаналитический подход к рассмотрению предубеждений: теория авторитарной личности Т. Адорно
62. Объяснение предубеждений и дискриминации с точки зрения теории социального научения
63. Необихевиористский подход к рассмотрению предубеждений: концепция фрустрации- агрессии Н. Миллера и Дж. Долларда.
64. Соперничество как источник предубеждения: теории реалистического конфликтаД. Кэмпбелла
65. Когнитивный подход к объяснению предубеждений: теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тернера
66. Понятие большой социальной группы, ее виды и признаки.
67. Общая характеристика и типы стихийных групп.
68. Психологические особенности поведения человека в толпе.
69. Социально-психологическая характеристика паники.
70. Социально-психологические закономерности возникновения и распространения слухов.
1.Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.
Предметом является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллектив… социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Задачи
- Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
- Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
- Массовые психические явления.
- Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
- Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.
Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.
Психология социальная как наука включает следующие основные разделы:
- психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных;
- психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых; здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.;
- психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.;
- практические приложения.
Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей.
Структура социальной психологии.В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как
• социальная психология личности;
• социальная психология общения и межличностного взаимодействия;
• социальная психология групп.
Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это, например, вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения личности, влияния социальных норм на это поведение.
Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.
Социальная психология групп охватывает разнообразные групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.
Д. Майерс выделяет несколько иные, но во многом сходные разделы:
• социальное мышление, где рассматриваются такие темы как Я в социальном мире, социальные убеждения и суждения, поведение и установки личности;
• социальные отношения, посвященный проблемамчеловеческих предрассудков, антипатии к другим, агрессии, влечению и близости, дружбе и любови, альтруизму, конфликту и примирению, другими словами, феноменам, связанным со сферой общения людей друг с другом;
• социальное влияние, охватывающий темыкультурного и гендерного влияния, конформизма, влияния группы.
2. Особую роль в возникновении социальной психологии как науки сыграли ряд теорий: психология народов В.Вундта, теория психологии масс Г. Лебона и теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Г.М. Андреева именует данный этап развития социальной психологии описательным, так как это название отражает важную особенность подходов того времени: по типу философских, литературных и прочих эссе они описывали социально-психологические явления, содержали умозрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этой особенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия.
1.Психология народовкак одна из первых форм социально-психологических теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теории психологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1899). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832 –1920). В. Вундтразличал психологию физиологическую и психологию народов (на современном языке – социальную). С точки зрения ученого, физиологическая психология - это экспериментальная дисциплина, но эксперимент не пригоден для изучения высших психических функций - речи и мышления. В психологии народов, считал он, должны применяться другие методы - анализ продуктов культуры. Параллельно Вундт занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека посредством внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция) и проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида. 2. Психология масс родилась во Франции во второй половине 19 века. Истоки ее были заложены Г.Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1831-1941). С точки зрения Лебона, типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание чувств над интеллектом (что приводит к подверженности разным влияниям), утрата личной ответственности (ведет к отсутствию контроля над страстями). Главный вывод из этих наблюдений состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита.
Идеи Лебона нашли понимание у З.Фрейда, который в своих работах по социальной психологии активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. В целом, идея социального подражания, как основа поведения человека, оказалась достаточно жизнеспособной. Она приобрела новое и устойчивое звучание в теориях необихевиоризма, а затем - социобихевиоризма, рассматривающих подражание модели как основной путь социального научения (А.Бандура). В 80-х г.г. ХХ в. идея подражания ярко заявлена в работах С.Московичи.
3. Теория инстинктов социального поведения была разработана в трудах английского психолога У.Мак-Дугалл (1871), переехавшего в 1920 г. в США. Автор данной теории оставил о себе память одним из первых учебников по социальной психологии “Введение в социальную психологию”, изданном в 1908 году, который является точкой отсчета в оформлении социальной психологии как самостоятельной науки. Основная идея теории У. Мак-Дугалла заключалась в том, что основу социального поведения человека составляют инстинкты – врожденные предрасположенности к определенным реакциям, которые у человека в процессе приобретения собственного опыта и окружающей среды преобразуются в определенные чувства. Выражением инстинкта борьбы являются ярость и страх, инстинкта приобретения - чувство собственности, стадный инстинкт сопряжен с потребностью в принадлежности к социальной группе (ему ученый придавал большое значение вследствие способности удерживать людей вместе) и т.п. Всего психолог перечисли 7 пар взаимосвязанных инстинктов и эмоций.
3. В довоенной Европе социальная психология не имела надлежащих инсти- тутов, были лишь отдельные ученые, интересовавшиеся социальной психологи- ей. В Англии в этом русле работал Бартлетт, в Швейцарии таким человеком был Ж.Пиаже, работы которого, посвященные детскому развитию, оказали вли- яние на современную концепцию социализации – в основном благодаря его ин- тересу к моральному развитию. В Германии социально-психологической проблематикой занимались Меде, чья ранняя групповая экспериментальная психология уже тогда произвела впе- чатление на Флойда Олпорта, и Хилпаш, который в 1921 г. основал первый Ин- ститут социальной психологии и создал первый систематизированный немец- кий учебник социальной психологии. Но никто из них не стал основателем или проводником социально-психологической традиции, не создал научного соци- ально-психологического сообщества. После 1933 года Гитлер способствовал их окончательному разобщению. Такая же ситуация сохранялась в Европе и после 1945 года. Инициативы шли от американцев, именно они в 50-х годах органи- зовали встречи социологов и социальных психологов семи европейских стран для междисциплинарных и кросскультурных исследований проблем угрозы и отказничества. В 1966 г. была создана Европейская ассоциация экспериментальной соци- альной психологии, которая вскоре стала ядром научного сообщества психоло- гов Европы, куда вошли виднейшие ученые. Первыми выразили обеспокоен- ность зависимостью от североамериканской социальной психологии и заня- лись поисками сущности европейской социальной психологии Тэджфел и Мос- ковичи, которые отстаивали позиции в большей мере социологической соци- альной психологии, нежели той, которая создавалась и развивалась в Америке. В Европе существует множество различных социальных и культурных от- тенков, определяющих социальный (и культурный) контекст социального пове- дения и его психологического исследования. О необходимости учета влияния социального контекста свидетельствуют работы самого Тежфела по исследова- нию стереотипов, предубеждений и межгруппового поведения, а также Моско- вичи — по проблемам социального влияния, меньшинств и социальных пред- ставлений. Что касается тематики исследований, то европейцев преимущественно ин- тересуют межгрупповые отношения, социальная идентификация и социальное влияние в ракурсе групповых факторов. Основной исследовательской темати- кой американцев и ключевым направлением развития американской школы яв- ляется социальное познание индивидов. Это объясняется тем, что в Америке и Европе разные ориентации: в Америке – на личность и ее функционирование, в Европе – на социальные и культурные детерминанты познания и поведения.
4. Годом рождения современной социальной психологии принято считать 1908 год, когда были опубликованы первые две книги по СП: «Введение в со- циальную психологию» английского психолога У. Мак-Дугалла и работы аме- риканского социолога Э.Росса «Социальная психология». На деле эти учебники не были первыми пособиями по СП, но в них, как и в самых первых програм- мах социальной психологии, обнаруживаются два полярных акцента: 1.Социальная психология как психологическая дисциплина должна зани- маться личностью и ее внутриличностными процессами (Мак-Дугалл писал о естественных склонностях и возможностях индивидуального человеческого ра- зума. Это был индивидуалистский подход к социальной психологии через призму теории инстинктов – или в современном понимании, теории мотива- ции). 2. В качестве же социальной дисциплины социальной психологии следует сосредоточиться на социальном контексте (Социолог Э. Росс в своей «Соци- альная психология» писал о «замыслах и стремлениях, возникающих у людей в результате их сотрудничества». Тема раскрывалась в традициях психологии масс. Однако, как отмечает Пепитон («Заметки по истории социальной психо- логии», 1981), коллективная социальная психология того типа, который пред- ставляет Росс, по большей части остается социологией, т.к. для психологии единственной реальностью является человек – а следовательно, и для развива- ющейся из нее социальной психологии. Хотя экспериментальный метод зародился в Европе, вышло так, что после Первой Мировой войны социальный и научный климат США больше чем где- либо содействовал превращению СП в «науку о человеке», писал Ф. Олпорт в 1924 году. Первым социальным психологом–бихевиористом Америки стал Ф. Олпорт. Сочетание индивидуалистского подхода, бихевиористских взглядов и экспериментального метода было необходимо для того, что превратить соци- альную психологию в солидную научную дисциплину. Социальная психология стала наукой, «изучающей опыт и поведения индивида в связи с воздействием на него социального стимула» (М. Шериф, 1969). Главным достижением 30-40 г.г. стало изучение и в основном измерение установок. Эти работы продолжались и в следующих 2-х десятилетиях, с упо- ром на концепции изменении установки. Следующим успехом были серии экспериментальных исследований изме- нения мнения в рамках Йельской программы изучения коммуникации (Ховланд, Джанис, Келли). В 40-х г.г., в ответ на агрессию и террор нацистов социальные психологи не только старались помочь своим народам выиграть войну, но и планировали построение мира, состоящего из демократических сообществ. Одним из них был Курт Левин (1890-1947), еврей, эмигрировавший из Берлина, член группы гештальт-психологов. Курт Левин обратил свой интерес к социальной психоло- гии, приложив свою «теорию поля» к группам. Внимание в его теории концен- трируется на принципе взаимозависимости, подчеркивается превосходство це- лого (ситуации или поля) над частями; Левин использовал конструктивные, а не классификационные методы. Такая свободная методология позволила Левину и его ученикам ставить эксперименты с группами (как прототипами «силового поля»), а также работать с группами в ходе повседневной жизни локальных со- обществ с целью изменения их группового поведения, морали, предубеждений, стиля руководства и т.д. Не имея сильной и продуктивной группы последова- телей, которая всегда была у Левина (до и после эмиграции), Хайдер смог по- влиять на психологию межличностных отношений и казуальной атрибуции все- го несколькими публикациями. В течение следующих десятилетий после Второй мировой войны в США произошли следующие два изменения: переход от бихевиоризма к когнитивно- му подходу и от широкого к более узкому теоретическому охвату. Эти явления свойственны не только социальной психологии, но и психологии в целом. Если о бихевиоризме можно говорить как об американской разработке, то считается, что переход к когнитивизму был вызван появлением в Америке гештальт- психологии. Когнитивные процессы стали в основном трактоваться как «скры- тые движущие силы социального поведения». Сегодня меньше интересуются социальным поведением, чем когнитивным отображением, предшествующим поведению (планирующим), сопровождающим его (контролирующим) и возни- кающим вслед за ним (запоминающим). Радужные перспективы, связанные с когнитивизмом в социальной психо- логии, сопровождались лавиной эмпирических исследований. Столь бурная активность стимулировалась тайной надеждой на свойственное эксперимента- лизму стремление к установлению универсальных законов складирования, пе- реработки и последующего воспроизведения информационных ресурсов, их последующей привязки к практике социального поведения людей. Однако, как это часто бывает, «гора родила мышь», что и привело к кризису в социальной психологии 1970-х годов. В 1970-е годы намечается своеобразный бунт социального конструкти- визма, подвергающего резкой критике объективистскую методологию экспе- рименталистской социальной психологии. Конструктивисты прямо ставят во- прос о социально-культурной детерминированности отражения. Один из ли- деров этого движения К. Герген подчеркивает, что для социальной психологии гораздо важнее проследить особенности формирования культурных значений, нежели давать констатацию эмпирических фактов в их объективности. Как показывают современные зарубежные обзоры, СП занимается изуче- нием широкого спектра проблем. К числу наиболее активно разрабатываемых можно отнести: 1) процессы атрибуции; 2) групповые процессы; 3) оказание помощи (альтруистическое поведение); 4) аттракция и аффилиация; 5) агрес- сия; 6)установки; 7)социальное познание; 8)социальное развитие личности (со- циализация); 9) кросскультурные исследования.
5. Традиционным считалось мнение о том, что истоки отечественной соци- альной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические ис- следования показали, возникновение и развитие западной и отечественной со- циальной психологии происходило как бы параллельно. Отечественная социальная психология возникла на рубеже 19 и 20 в.в. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисци- плин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, воз- никновение и развитие экспериментальной социальной психологии. Таким об- разом, история СП в России имеет четыре периода. Первый период (60-е г.г. 19 в. – начало 20 в.). Социально-психологические идеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Для истории социальной психологии большой ин- терес представляет психологическая школа в социологии (П.Л. Лавров, Н. И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский). Наиболее разработанная со- циально-психологическая концепция содержится в трудах Н.К. Михайловско- го. Ему принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, одной из разновидностей которых являются революционные движения. Дей- ствующими силами социального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессы возникают при их взаимодействии. Толпа, в кон- цепции Михайловского, выступает как самостоятельное социально- психологическое явление. Исследуя проблему общения между героем и тол- пой, общение людей в толпе, он в качестве механизмов общения выделяет вну- шение, подражание, заражение, противопоставление. Главный из них – подра- жание людей в толпе. Основой подражания является гипнотизм. В толпе часто возникает автоматическое подражание, «нравственная или психическая зараза». Особое место в предреволюционной истории развития российской соци- альной науки занимает В.М. Бехтерев. В специальной социально- психологической работе «Предмет и задачи общественной психологии как объ- ективной науки» (1911) содержится развернутое изложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, на предмет социальной психо- логии, методы этой отрасли знания. Через 10 лет Бехтерев публикует свой фун- даментальный труд «Коллективная рефлексология» (1921), который можно рас- сматривать как первый в России учебник по социальной психологии. Здесь он дает развернутое определение предмета социальной психологии: изучение пси- хологической деятельности собраний и сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. На нынеш- нем языке – это изучение поведения коллективов, личности в коллективе, усло- вия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношениях их членов. Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. В качестве социально-психологических феноменов В.М. Бехтерев выделяет взаимодей- ствие, взаимоотношения, общение, коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное творчество, согласованные коллектив- ные действия. Второй период (20-е годы – первая половина 30-х г.г. 20 в.). Характерной особенность развития социальной психологии в этот период был поиск своего пути в развитии мировой социально–психологической мысли. Этот поиск осу- ществлялся двумя способами: 1) в дискуссиях с основными школами зарубеж- ной социальной психологии; 2) путем освоения марксистских идей и примене- ния их к пониманию сущности социально-психологических явлений. При рассмотрении вопроса о соотношении индивидуальной и социальной психологии существовало 2 точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающая людей, есть социальная психоло- гия. Никакой социальной психологии наряду с общей якобы не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать только социальная психология. Особое место в дискуссиях по вопросу о перестройке психологии на осно- ве марксизма занимал Г.И. Челпанов. Отстаивая позиции идеалистической пси- хологии, он предложил разделить психологию на 2 части – социальную психо- логию и индивидуальную. Социальная психология изучает общественно де- терминируемые психические явления. Она тесно связана с идеологией. Ее связь с марксизмом естественна. Собственно же психология должна остаться эмпирической наукой, независимой от мировоззрения вообще и от марксизма в частности. Таким образом, он признавал право социальной психологии на су- ществование и ратовал за создание Института социальной психологии. Резко полемизируя с представителями авторитетного психологического направления – рефлексологии, Г.И.Челпанов утверждал, что задачей реформы психологии должно быть не устройство собачников, а организация работ по изучению со- циальной психологии. Одним из направлений в СП 20-30 г.г. было исследование проблемы кол- лектива. В детальной разработке теории коллектива участвовали многие соци- альные психологи – Б.В. Беляев, А.С. Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортуна- тов и др. Таким образом, вопрос относительно предмета СП не был решен. Третий период (вторая пол. 30-х г.г. – вторая половина 50-х г.г. ХХ века). Во второй половине 30-х г.г. ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться пере- воды трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический кон- троль за наукой. Это порождало боязнь исследовать социально острые вопросы. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитической ситуации, причины этого перерыва заключались в практической невостребованности результатов исследований. Изучение мне- ний, интересов, настроения людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны. Для социальной психологии было важно то, что возрос интерес к человеку. Начался период возрождения социальной психологии. Началось конструирование социальной психологии как относительно самостоятельной дисциплины. Стали создавать- ся социально-психологические лаборатории и центры при психологических учреждениях и даже непосредственно на производстве, и др. В 70-х г.г. завершилось организационное становление социальной психо- логии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 году организована первая в стране лаборатория СП в ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. – аналогичная кафедра в МГУ. В институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор социальной психологии.
6. Белорусская социальная психология имеет относительно непродолжитель- ную историю. С той или иной степенью определенности о ней как о сформи- ровавшейся области можно говорить лишь, начиная с 1960-х годов. Собственно социально-психологические исследования, во многом опре- деляющие белорусскую традицию, начинаются с работ доктора психологиче- ских наук Я.Л. Коломинского по проблеме взаимоотношений между ученика- ми в классе. Именно с его исследований и начинается третий, педагогический период развития белорусской социальной психологии. С определенной долей условности можно говорить и о конкретной дате начала этого периода –1968 год – доклад Я.Л. Коломинского на Ш съезде психологов СССР «Опыт соци- ально-психологического изучения дошкольных групп». Им опубликован ряд фундаментальных работ (Психология личных взаимоотношений в детском коллективе; Психология взаимоотношений в малых группах, 1976; Психоло- гия детского коллектива. Система личных взаимоотношений, 1984; и др.), определивших на долгие годы приоритеты социально-психологических ис- следований. Следует отметить и несомненную заслугу Я.Л. Коломинского во внедрении «чуждого» зарубежного социометрического подхода. Именно эта исследовательская методология, значительно модернизированная и адаптиро- ванная к детским ученическим коллективам, и определила перспективы разви- тия белорусской социальной психологии на продолжительную перспективу. Следует отметить и большую заслугу Я.Л. Коломинского в дело внедрения «идеологически чуждой» американской исследовательской методологии в со- ветскую социальную психологию, находившуюся под постоянным идеологи- ческим контролем. Реализация социометрической методологии и привела к обретению белорусской социальной психологией собственного уникального лица. Под руководством Я.Л. Коломинского проведены многочисленные и мно- гоаспектные исследования различных детских ученических коллективов и ре- ализованы многочисленные оригинальные идеи, оформившиеся в целую об- ласть социально-психологического знания – социальную педагогическую пси- хологию (совместно с А.А. Реаном). Также изучались психология совместной деятельности и педагогического общения (А.А. Амельков, С.С. Харин), соци- ально-психологические проблемы группы дошкольников (А.Н. Белоус, М. Счастная, Д.В. Финькевич). Другое направление – межличностное понимание в общении изучалось ученицей В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева доктором психологических наук С.В. Кондратьевой, также создавшей свое направление в социальной психоло- гии. Широкую известность получили ее работы по социальной перцепции и перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. Ее уче- никами изучались возрастные, половые, профессиональные, индивидуально- психологические особенности социально-перцептивной активности субъекта. Как и для школы Я.Л. Коломинского для направления С.В. Кондратьевой так- же характерна ориентация на психолого-педагогическую проблематику. С 1990-х годов начинается экстенсивный период развития белорусской социальной психологии. Во многом его своеобразие определяется новым ис- торико-культурным контекстом перестроечных времен, характеризовавшимся обретением Белоруссией статуса суверенного государства, остро поставив- шим вопрос о формировании собственной психологической идентичности, а так же резким возрастанием международных контактов. Эти контакты, а также многочисленные переводы зарубежных социально-психологических работ со- здали предпосылки для переосмысления структуры, содержания и приоритетов социально-психологического знания. Еще одной предпосылкой перехода к данному этапу явилась трагедия Чернобыльской катастрофы, стимулировавшая изучение ее социально- психологических последствий. Эта проблематика стала предметом исследова- ний центра психолого-педагогических проблем Чернобыля, возглавлявшегося доктором психологических наук Л.А. Пергаменщиком, занимающимся про- блемой социально-психологической адаптации человека к кризисным собы- тиям жизненного пути. Вместе с сотрудниками центра им был исследован широкий спектр аспектов этой проблемной области, был проведен ряд меж- дународных конференций, позволивших войти в международное сообщество и ознакомиться с его достижениями в данной и пограничных областях иссле- дований. Экстенсивный характер переживаемого сегодня периода развития бело- русской социальной психологией выражается в том, что в ней, наряду с клас- сическим педагогическим направлением, начали развиваться и ранее не пред- ставленные направления: агрессивное поведение, организационная психоло- гия, социальная психология спортивного коллектива, кросс-культурные иссле- дования и др. Исследования агрессивного поведения стали предметом научных интере- сов доктора психологических наук И.А. Фурманова, внесшего большой вклад в разработку проблематики детской, подростковой и юношеской агрессивно- сти и ее коррекции. Проблематика социально-психологических особенностей дошкольников в отличающемся от классического ракурсе начала изучаться доктором психо- логических наук Т.В. Сенько, исследовавшей базисную структуру межлич- ностного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте, а также взаимодей- ствия ребенка со сверстниками и взрослыми. Проблематика социальной психологии личности и трудового коллектива являлась предметом исследований сектора психологии института социологии АН РБ, возглавлявшегося доктором психологических наук В.И. Секуном с 1990 г. под его руководством был проведен комплекс прикладных социально- психологических исследований научных, учебных, производственных и ар- мейских коллективов. Им же в сотрудничестве с В.А. Ян-чуком и коллегами из Сассекского университета (Великобритания) и университета Ваксхо (Швеция) были проведены первые масштабные кросс-культурные исследования соци- ально-психологических особенностей менеджеров предприятий в сравнении с 77 странами мира