Откуда берутся сцеhарhые схемы

Почему сценарий протекает только по шести схемам? Почему они неизменно присутствуют в различных культурах? Неизвестно. Поиск ответов на эти вопросы относится к области перспективным направлений исследований в ТА.

У нас есть некоторые предположения относительно того, как схемы развития сценария передается от родителей к детям. По-видимому, они представляют собой часть контрсценария, и передаются главным образом путем подражания родительскому примеру.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СЦЕНАРНЫХ СХЕМ

Если вы недовольны схемой своего сценария, то можете из нее выйти. Из всех личностных изменений, возможных благодаря ТА, это достигается легче всего. Для начала нужно выявить основную схему, по которой разворачивается ваш сценарий. Осознав ее, вы берете управление в руки Взрослого, и ведете себя так, чтобы сломать существующую схему.

Если вы живете в основном по схеме "Прежде", то ломайте ее, позволяя себе веселиться еще до того, как закончили работу. (Дэниел Касриэль называет это "катаньем на пони, не дочистив конюшню".)

Для человека, который живет по схеме "После", преодоление ее состоит в том, чтобы радоваться сегодня, предварительно решив, что он будет радоваться и завтра. Например, если вы на вечеринке, пейте в свое удовольствие, но не слишком много, чтобы у вас завтра не болела голова.

Чтобы сломать схему "Никогда" решите, чего вы хотите. Составьте список из пяти пунктов, которые можете выполнить для того, чтобы осуществить свое желание. Затем выполняйте по одному из этих пунктов каждый день.

Если вы живете по схеме "Всегда", осознайте, что вы не обязаны повторять одни и те же ошибки, равно как и оставаться в ситуации, которая вас не удовлетворяет. При желании вы можете сменить работу, разорвать отношения или переехать жить в другое место.

Из схемы "Почти Первого Типа" можно выйти, взяв под контроль доведение начатых дел до конца. Если вы убираете комнату, убирайте ее полностью. Если читаете книгу, читайте все главы. Чтобы сломать схему "Почти Второго Типа", сделайте стадию признания достигнутого успеха обязательным элементом всех достижений. Составьте список своих целей. Достигнув какую-то из них, вычеркивайте ее из списка. Не устремляйтесь к следующей цели, не отпраздновав достижение предыдущей.

Если вы полагаете, что вам достался неопределенный сценарий, осознайте, что родители преподнесли вам тайный подарок. Так как последние страницы в вашем сценарии отсутствуют, вы вольны сами дописать любую концовку.

Действуя вразрез со схемой развития своего сценария, вы каждый раз ослабляете ее. Благодаря этому вам с каждым разом становится все легче освобождаться от ее зависимости.

*** СХЕМА РАЗВИТИЯ ВАШЕГО СЦЕНАРИЯ

Просмотрите приведенные выше описания разных схем развития сценария. Выберите наиболее типичную для себя схему или схемы.

Хотели бы вы и дальше жить по этим схемам?

Если нет, придумайте как минимум пять форм поведенческих проявлений, которые бы шли вразрез со схемой вашего сценария. С этого момента воплощайте в жизнь ежедневно как минимум одну из них. Продолжайте эту практику до тех пор, пока не будете удовлетворены происшедшими изменениями. ***

Глава 16

ДИРЕКТИВЫ И МИНИСЦЕНАРИЙ

В начале семидесятых годов клинический психолог Тейби Кейлер сделал чрезвычайно интересное открытие. Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких промежутков времени, Кейлер стал посекундно фиксировать слова, интонации, жесты, положение тела и выражение лиц своих клиентов. Он обнаружил существование ясно различимых серий поведенческих реакций, которые люди неизменно демонстрировали сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарное поведение.

Кейлер и его коллеги составили список из пяти таких посекундно расписанных поведенческих последовательностей, которые они назвали директивными.[1]

Дальнейшие исследования показали, что это директивное поведение было частью более широкого поведенческого стереотипа, который Кейлер назвал минисценарием. Последний представляет собой определенную последовательность сценарных поведенческих проявлений, чувств и убеждений, которая проигрывается во временном диапазоне от нескольких секунд до нескольких минут и неизменно начинается с директивных реакций. В течение этого короткого промежутка времени минисценарий воспроизводит схему развития всего жизненного сценария человека. Поэтому проигрывая свой минисценарий, я каждый раз подкрепляю схему развития моего сценария в целом. И напротив, преодолевая свой минисценарный поведенческий стереотип, я каждый раз в какой-то мере подрываю ее силы.

Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, вы можете с уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.

Таким образом, умея распознавать пять форм директивного поведения, вы за короткое время можете много узнать о человеке. Как распознавать директивы, мы опишем в этой главе. Мы рассмотрим их роль в жизненном сценарии в целом, а также пошаговые механизмы минисценария.

Наши рекомендации