МЧС РОССИИ — ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИ­ТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Анализ чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации, показал, что их количество, несмотря на некоторое снижение, по-прежнему, остается на высоком уровне.

Одна из аварийно-спасательных служб России. Действует совместно с областными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами. Осуществляет общее руководство. Без принятия действенных мер и при условии сохранения сложной экономической и социальной ситуаций в стране, а также при условии ввода в эксплуатацию изношенных производственных фондов наиболее вероятными являются постепенное выравнивание динамики роста количества чрезвычайных ситуаций и дальнейшее проявление тенденции к его увеличению. Опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой, с точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий, заблаговременностью.

1.Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

-разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

-обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

-прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

-ликвидация чрезвычайных ситуаций;

-осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, -проведение гуманитарных акций;

-реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, -непосредственно участвующих в их ликвидации;

-международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2.Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.

3.Структура МЧС

В структуру МЧС России входят:

центральный аппарат МЧС России:

Департаменты:

§ Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны

§ Гражданской защиты

§ Территориальной политики

§ Инвестиций и капитального строительства

§ Надзорной деятельности

§ Тыла и вооружения

§ Организационно-мобилизационный

§ Финансово-экономический

§ Международной деятельности

§ Административный

§ Кадровой политики

Управления:

§ Научно-техническое

§ Государственная инспекция по маломерным судам

§ Организации программно-целевого планирования

§ Медико-психологического обеспечения

§ Авиации и авиационно-спасательных технологий

§ Федеральной поддержки территорий

§ Информации

§ Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ

§ Контрольно-ревизионное

§ Правовое

§ Военизированных горноспасательных частей

Региональные центры:

§ Северо-Западный

§ Центральный

§ Южный

§ Северо-Кавказский

§ Приволжский

§ Уральский

§ Сибирский

§ Дальневосточный

4.Основные задачи МЧС

чрезвычайный ситуация государственная система

К основным задачам относят:

· координация деятельности территориальных подсистем, а также звеньев ведомственных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на территории региона, организация их взаимодействия по вопросам разработки и осуществления мероприятий в области защиты населения, территорий и объектов, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· руководство подчиненными соединениями и воинскими частями гражданской обороны, штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ходе повседневной деятельности, при приведении их в различные степени боевой готовности, в период отмобилизования и выполнения задач в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, поисково-спасательными службами на территории региона;

· координация ведения гражданской обороны на территории региона;

· координация действий комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации региональных чрезвычайных ситуаций;

· осуществление установленным порядком государственного надзора на территории региона за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении;

· организация региональных научно-прикладных исследований по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· организация разработки и реализации региональных программ, систем информационного обеспечения, контроля за реализацией в регионе федеральных целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф (за исключением регионов, где имеются специальные органы управления МЧС России администраций по контролю за реализацией программ по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф), а также защиту населения и территорий;

· организация на территории региона обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· участие, содействие и контроль за созданием на территории региона резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· рассмотрение и согласование смет потребности в денежных средствах субъектам Российской Федерации на оказание помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· осуществление функций финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а также организации финансового и материально-технического обеспечения штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, соединений, воинских частей гражданской обороны на территории региона.

Заключение

Предупреждение чрезвычайных ситуаций для МЧС России будет оставаться приоритетным направлением в решении проблемы комплексной защиты населения и территорий. С этой целью осуществляется поиск принципиально новых форм и методов совершенствования существующей системы предупреждения ЧС. Совместно с РАН, заинтересованными органами исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ был разработан проект Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации. Будут продолжаться работы по созданию Единой государственной системы комплексного мониторинга, центральное место в которой занимает образованное в марте 1997 года Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций МЧС России. Главные усилия Министерства будут сосредоточены на работе с органами исполнительной власти субъектов РФ в области гражданской обороны и предупреждения ЧС. Не менее важной задачей для МЧС России будет создание высокопрофессиональных мобильных территориальных спасательных служб.

Наши рекомендации