Межполушарная ассиметрия мозга

Вада-тест – выключение одного из полушарий.

Электрошок – наноситься направляется в сторону одного из полушарий, как ведет себя одно полушарие, когда противоположное ударено вот этим негативным воздействием

Регистрация водотока – как протекает кровток, когда испытуемый решает вербальную и невербальную задачу.

Ассиметрии.

Правое и левое полушария очень похожи. Близнецы-братья

Волокна от периферии поступают в противоположную сторону тела.

Перекрест всегда неполный, поэтому оба полушария информированы о том, что происходит не на их стороне тела.

Если они информируют друг друга – они взаимодейтсвуют друг с другом.

Имеются различия во внешнем устройстве полушарий:

1. Левое полушарие имеет большую площадь мозговой коры. Левое полушарие конвекситальное. От лба к затылку более мощен в левом полушарии. Такое преобладание вкорковых элементов левого полушария приводит к мысли, что правое полушарие не коркситальное, а медиальное. Большую роль активности правой гемисферы связаны с древней корой, эмоциональными структурами, они приближены к той части процессов, которые мы называем брутопатические (непосредственные – витальные).

2. Задние отделы правого полушария имеют прямые связи с гипоталамусом. Гипоталамус – занимается всем внутренним хозяйством организма. Гипоталамус имеет отношение к процессам адаптации. Прямая связь с гипоталамусом обеспечивает непосредственность человеческого бытия, непосредственность – прямое управление. При стрессе активность правого полушария резко возрастает, резко возрастает правого полушария когда человек резко переходит из одних климатических условий к другим. Правое полушарие бросается на адаптацию (выживать) при этом опкрадываются ВПФ.

Пенфилд –материальная специфичность воспринимаемой информации:

· Левое полушарие – работает с вербальным материалом.

· Правое полушарие – материал невербальный

При поражении правого полушария один и тот же симптом можем увидеть при поражении передних отделов, так и задних. Нет региональной специфичности. Правое полушарие работает скорее не по принципу региональной специфичности, а по принципу интегративности –как целое.

Симптомы нарушения правой гемисферы:

Левостороннее игнорирования – пространство внешнего, собственного тела, собственной памяти (хронотопов) – по памяти рисовать. Проявляется полимодально (подтверждение гипотезы целостной работы). Больные не осознают свой дефект, как бы не знают о нем. Они не надевают тапок на левую ногу, игнорирует пространство, когда натыкаются на дверь. Нет никаких компенсаторных приемов.

Анозогнозия – незнание своей болезни. Нет переживания болезни. Симптомы есть, а жалоб нет. Болезнь не вписывается в смысловую структуру больного.

У больных существуют проблемы в самосознании.

Неадекватное речевое поведение – плоские шутки, потеря дистанции с человеком, с которым ведется диалог. Снижение рефлексии. Своеобразное резонерство. Больные рассказывают анекдоты.

Агнозия на лица. Перцепция лица осуществляет в каком-либо контексте. Рубинштейн: восприятие предполагает прежде всего отношение. Лурия: правое полушарие важно для запомниания и сохранение в памяти субъективных состояний в виде переживаний актуальных для текущей деятельности – присутствие эмоционального опыта.

К самосознании, чувственности, рефлексии и чувственности – правое полушарие.

Локальные симптомы (имеют четкую региональную привязку):

Нарушении зоны ТРО –фрагментарность. Целостное представление об объекте, целостное восприятие объекта – заменяется восприятием отдельных деталей, часто расположенных как попало. При поражении задних отделов – страдает анализ и синтез, требующей целостности восприятия. Фрагментарность является сквозным симптомом при поражении ТРО для всех ВПФ: фрагментарность видим в мышлении (условие задачи не воспринимается целиком). Проба рассказ по трем картинкам: больные не могут их соединить в одну. Особенно видно в рисунках, но просматривается во всем.

Нарушение неречевого слуха – отвечает непосредственным воздействием среды. Музыка зарождалась до нотной записи, то что непосредственно воспринимается. Минор в приоритете, а мажор позднее появился, когда человек стал маршировать. Музыка посещает нас напрямую, не требует опосредствованная знаком.

Правое полушарие адресовано к той информации, которую нужно взять целиком. Не стоит говорить об этих двух принципов совершенно отделено. Любая задача, которую человек решает предполагает систему шагов: от целого к части, от части к целому.

Рубинштейн:

Правое полушарие обеспечивает ту линию жизни психического, где психическое не разнесено по разным рубрикам, а представляет акт психического отражения в целостности.

При нарушении работы правого полушария прерываются связи внутри и межсистемных взаимодействий, между осознаваемые и неосознаваемые психическими процессами. Даже рвутся связи внутри неосознаваемых психических процессов.

Ретроградная амнезия – нарушение памяти на прошлое. Профессиональные навыки сохраняется, только себя не помнит человек – себя не помнит. Копинг стратегия на психофизиологическом уровне.

Жа не вю – никогда не виденное. Больной смотрит на свой рисунок, и не узнает кто рисовал.

Полушария мозга взаимодействуют. Важно что они взаимодействуют дополняя друг друга – принцип взаимной дополнительности (комплементарности).

Запоминание слухоречевого запоминания разные полушарие обеспечивают разные стадии запоминания.

Правое – перцепция. Формирование следа памяти.

Левое полушарие – стабилизация следа памяти, удержание и отправление в систему хранения.

Полушария мозга при восприятия сигналов советуются друг с другом и приходят к консенсусу. При восприятии расстояние до объекта: одно полушарие переоценивает, а второе недооценивает – правильное восприятие.

Полушария мозга оказывают друг на друга тормозящий эффект: одно полушарие активно работает, второе отдыхает. Видно по кровотоку.

Межполушарная ассиметрия генетически у человека обусловлены. У каждого из нас свой собственный дизайн взаимодействий, всякая программа корректируется по давление социума.

Распределение функций между полушариями может быть частичным: праксис ведущий в одном полушарии, а речь локализуется в другом полушарии. Не всегда совпадают по профилю функции, которые должны соотнсоиться

В течении дня У каждого из нас меняется межполушарная асимметрия. Утром более активно левое полушарие, а вечером более активно правое полушарие

Латеральные различия Хомская.

Профиль латеральной организации функций – при изучении (особенно языков)- проблема обучение.

Есть специфические симптомы перерзки мозолистого тела:

Дизлексия

Аномия

Дизграфия.

Отдельно существует проблема левшества. Семенович

Психологическое сопровождение левшей.

Лекция по нейропсихологии

Мозговая организация мышления.

Мышление - эпифенальная, идеальная функция, связана с мозгом.

Ассоцианизм - мышление - элементарные связи между структурами мозга.

Последние 50-летия - нейрокогнитивные подходы, решали вопрос психики и мозга.

Л.С.Цветкова, А.Р.Лурия.

Решение арифметических задач - Цветкова Л.С.

Мышление как ВПФ. В чем особенности как ВПФ?

Преобразование условий тех задач, преобразование тех информационных поступлений, которые попадают в смысловую сферу человека.

Мышление - ВПФ, которая отвечает тем задачам взаимодействия человека с миром и с собой, где условия взаимодействия и решения проблем не даны непосредственно (условия непосредственно не даны, а заданы, т.е. Скрыты). Нужно совершить

специальные действия, чтоы вскрыть то, что находится за внешним контуром.

Мышление как ФС:

- максимально, заведомо инструментально опосредствованная ПФ.

Интенсивная включенность операционализированных действий (операциональная сторона мышления).

Обратимся к Выготскому, Главная функция мышления - организация жизненного опыта ребенка и взрослого. «Мышление - тот психологический аппарат, который расчленяет, анализирует, связывает и обрабатывает внешний и внутренний опыт человека».

Мышление является функцией, относящейся к метафункциям. Мета-уровень функционирования, в структуре сознательной деятельности человека.

Анализ мозговых механизмов мышления:

1 подход: мышление и три функциональных блока мозга.

Мышление - процесс.Эта ПФ предполагает поэтапную равертку. Достижение результата проиисходит поэтапно, постепенно.

В этой поэтапности участвуют 3 Ф.блока мозга.

Первый этап: ему предшествует мотвиация (акт мотивации). Мотивацию к мышлению мы не относим. Мышление начинается после мотивации. Этап целеполагания - в соответствии с мотивом, опредмеченной потребности - человек ставит цель. Цель - (по Брушлинскому) - образ результата. Прогноз, видение того, что должно быть. Соединяются запуск процееса мышления и его представленная во внутреннем плане конечная точка (образ результата).

Целеполагание, планирование результата нарушается при поражении префронтальных отделов мозга (3 блок мозга).

Симптомы: Аспонтанность, полевое поведение, импульсивность, стереотипии, регуляторная апраксия, нарушение регулирующей роли речи, не формируется образа результата,

При двусторонних поражениях лобных долей.

2 этап: этап преобразования условий задачи.

Опосредствование необходимо для преобразования условий задачи.

Поражение ТПО - ассоциативная зона 3 блока мозга. Переработка, перевод, преобразование условий задачи, операцией осуществляется и зоной ТПО правым и левым пш.

Височные отделы левого пш.

Медиальные отделы височной доли.

3 этап: этап выбора стратегии решения проблемы. Общий план действия.

Как я буду действовать?

Поражение префронтальных отделов мозга в обоих пш. Поражение задних отделов зон ТПО обоих пш.

Поражение зоны ТПО правого пш - симптом фрагментарности, невозможность целостного каркаса. Это распространяется и на осуществление стратегии решения задачи. Стратегия рвется на части.

4 этап: подбор способов решения проблемы, построение программы решения задачи.

Здесь выбираются инструменты, правила. Человек обращается к имеющемуся и представленному в культуре опыту.

Зона ТПО (2 блок мозга).

1 блок мозга: удержание программы, избирательное ее сохранение. Регуляция помехоустойчивости программы (медиобазальные отделы).

Контроль за деятельностью - лобные доли.

Речевые зоны, а именно - внутренняя речь, ответственная за контролем выполнения деятельностью.

5 этап: плавный переход

«Движение мысли».

Задняя область мозга (премоторная область) - элементарные персеверации, телеграфный стиль, преждевременное окончание задачи.

1 блок: проактивное торможение,

6 этап: сличение.

Проверка соответствия результата тому образу результата, который был задан в момент целеполагания.

3 блок мозга.

Практически весь мозг участвует в процессе мышления. Есть иерархия: 3 и 2 блок мозга.

Мышление:

Вербально-логическое мышления

Наглядно-образное мышление

Дискурсивное или рассуждающее мышлеиние

Существуют когнитивные стили.

Воображение.

Тесно связано с мышлением.

Правильное познание действительности включает элемент воображения.

Наши рекомендации