Межполушарная ассиметрия мозга
Вада-тест – выключение одного из полушарий.
Электрошок – наноситься направляется в сторону одного из полушарий, как ведет себя одно полушарие, когда противоположное ударено вот этим негативным воздействием
Регистрация водотока – как протекает кровток, когда испытуемый решает вербальную и невербальную задачу.
Ассиметрии.
Правое и левое полушария очень похожи. Близнецы-братья
Волокна от периферии поступают в противоположную сторону тела.
Перекрест всегда неполный, поэтому оба полушария информированы о том, что происходит не на их стороне тела.
Если они информируют друг друга – они взаимодейтсвуют друг с другом.
Имеются различия во внешнем устройстве полушарий:
1. Левое полушарие имеет большую площадь мозговой коры. Левое полушарие конвекситальное. От лба к затылку более мощен в левом полушарии. Такое преобладание вкорковых элементов левого полушария приводит к мысли, что правое полушарие не коркситальное, а медиальное. Большую роль активности правой гемисферы связаны с древней корой, эмоциональными структурами, они приближены к той части процессов, которые мы называем брутопатические (непосредственные – витальные).
2. Задние отделы правого полушария имеют прямые связи с гипоталамусом. Гипоталамус – занимается всем внутренним хозяйством организма. Гипоталамус имеет отношение к процессам адаптации. Прямая связь с гипоталамусом обеспечивает непосредственность человеческого бытия, непосредственность – прямое управление. При стрессе активность правого полушария резко возрастает, резко возрастает правого полушария когда человек резко переходит из одних климатических условий к другим. Правое полушарие бросается на адаптацию (выживать) при этом опкрадываются ВПФ.
Пенфилд –материальная специфичность воспринимаемой информации:
· Левое полушарие – работает с вербальным материалом.
· Правое полушарие – материал невербальный
При поражении правого полушария один и тот же симптом можем увидеть при поражении передних отделов, так и задних. Нет региональной специфичности. Правое полушарие работает скорее не по принципу региональной специфичности, а по принципу интегративности –как целое.
Симптомы нарушения правой гемисферы:
Левостороннее игнорирования – пространство внешнего, собственного тела, собственной памяти (хронотопов) – по памяти рисовать. Проявляется полимодально (подтверждение гипотезы целостной работы). Больные не осознают свой дефект, как бы не знают о нем. Они не надевают тапок на левую ногу, игнорирует пространство, когда натыкаются на дверь. Нет никаких компенсаторных приемов.
Анозогнозия – незнание своей болезни. Нет переживания болезни. Симптомы есть, а жалоб нет. Болезнь не вписывается в смысловую структуру больного.
У больных существуют проблемы в самосознании.
Неадекватное речевое поведение – плоские шутки, потеря дистанции с человеком, с которым ведется диалог. Снижение рефлексии. Своеобразное резонерство. Больные рассказывают анекдоты.
Агнозия на лица. Перцепция лица осуществляет в каком-либо контексте. Рубинштейн: восприятие предполагает прежде всего отношение. Лурия: правое полушарие важно для запомниания и сохранение в памяти субъективных состояний в виде переживаний актуальных для текущей деятельности – присутствие эмоционального опыта.
К самосознании, чувственности, рефлексии и чувственности – правое полушарие.
Локальные симптомы (имеют четкую региональную привязку):
Нарушении зоны ТРО –фрагментарность. Целостное представление об объекте, целостное восприятие объекта – заменяется восприятием отдельных деталей, часто расположенных как попало. При поражении задних отделов – страдает анализ и синтез, требующей целостности восприятия. Фрагментарность является сквозным симптомом при поражении ТРО для всех ВПФ: фрагментарность видим в мышлении (условие задачи не воспринимается целиком). Проба рассказ по трем картинкам: больные не могут их соединить в одну. Особенно видно в рисунках, но просматривается во всем.
Нарушение неречевого слуха – отвечает непосредственным воздействием среды. Музыка зарождалась до нотной записи, то что непосредственно воспринимается. Минор в приоритете, а мажор позднее появился, когда человек стал маршировать. Музыка посещает нас напрямую, не требует опосредствованная знаком.
Правое полушарие адресовано к той информации, которую нужно взять целиком. Не стоит говорить об этих двух принципов совершенно отделено. Любая задача, которую человек решает предполагает систему шагов: от целого к части, от части к целому.
Рубинштейн:
Правое полушарие обеспечивает ту линию жизни психического, где психическое не разнесено по разным рубрикам, а представляет акт психического отражения в целостности.
При нарушении работы правого полушария прерываются связи внутри и межсистемных взаимодействий, между осознаваемые и неосознаваемые психическими процессами. Даже рвутся связи внутри неосознаваемых психических процессов.
Ретроградная амнезия – нарушение памяти на прошлое. Профессиональные навыки сохраняется, только себя не помнит человек – себя не помнит. Копинг стратегия на психофизиологическом уровне.
Жа не вю – никогда не виденное. Больной смотрит на свой рисунок, и не узнает кто рисовал.
Полушария мозга взаимодействуют. Важно что они взаимодействуют дополняя друг друга – принцип взаимной дополнительности (комплементарности).
Запоминание слухоречевого запоминания разные полушарие обеспечивают разные стадии запоминания.
Правое – перцепция. Формирование следа памяти.
Левое полушарие – стабилизация следа памяти, удержание и отправление в систему хранения.
Полушария мозга при восприятия сигналов советуются друг с другом и приходят к консенсусу. При восприятии расстояние до объекта: одно полушарие переоценивает, а второе недооценивает – правильное восприятие.
Полушария мозга оказывают друг на друга тормозящий эффект: одно полушарие активно работает, второе отдыхает. Видно по кровотоку.
Межполушарная ассиметрия генетически у человека обусловлены. У каждого из нас свой собственный дизайн взаимодействий, всякая программа корректируется по давление социума.
Распределение функций между полушариями может быть частичным: праксис ведущий в одном полушарии, а речь локализуется в другом полушарии. Не всегда совпадают по профилю функции, которые должны соотнсоиться
В течении дня У каждого из нас меняется межполушарная асимметрия. Утром более активно левое полушарие, а вечером более активно правое полушарие
Латеральные различия Хомская.
Профиль латеральной организации функций – при изучении (особенно языков)- проблема обучение.
Есть специфические симптомы перерзки мозолистого тела:
Дизлексия
Аномия
Дизграфия.
Отдельно существует проблема левшества. Семенович
Психологическое сопровождение левшей.
Лекция по нейропсихологии
Мозговая организация мышления.
Мышление - эпифенальная, идеальная функция, связана с мозгом.
Ассоцианизм - мышление - элементарные связи между структурами мозга.
Последние 50-летия - нейрокогнитивные подходы, решали вопрос психики и мозга.
Л.С.Цветкова, А.Р.Лурия.
Решение арифметических задач - Цветкова Л.С.
Мышление как ВПФ. В чем особенности как ВПФ?
Преобразование условий тех задач, преобразование тех информационных поступлений, которые попадают в смысловую сферу человека.
Мышление - ВПФ, которая отвечает тем задачам взаимодействия человека с миром и с собой, где условия взаимодействия и решения проблем не даны непосредственно (условия непосредственно не даны, а заданы, т.е. Скрыты). Нужно совершить
специальные действия, чтоы вскрыть то, что находится за внешним контуром.
Мышление как ФС:
- максимально, заведомо инструментально опосредствованная ПФ.
Интенсивная включенность операционализированных действий (операциональная сторона мышления).
Обратимся к Выготскому, Главная функция мышления - организация жизненного опыта ребенка и взрослого. «Мышление - тот психологический аппарат, который расчленяет, анализирует, связывает и обрабатывает внешний и внутренний опыт человека».
Мышление является функцией, относящейся к метафункциям. Мета-уровень функционирования, в структуре сознательной деятельности человека.
Анализ мозговых механизмов мышления:
1 подход: мышление и три функциональных блока мозга.
Мышление - процесс.Эта ПФ предполагает поэтапную равертку. Достижение результата проиисходит поэтапно, постепенно.
В этой поэтапности участвуют 3 Ф.блока мозга.
Первый этап: ему предшествует мотвиация (акт мотивации). Мотивацию к мышлению мы не относим. Мышление начинается после мотивации. Этап целеполагания - в соответствии с мотивом, опредмеченной потребности - человек ставит цель. Цель - (по Брушлинскому) - образ результата. Прогноз, видение того, что должно быть. Соединяются запуск процееса мышления и его представленная во внутреннем плане конечная точка (образ результата).
Целеполагание, планирование результата нарушается при поражении префронтальных отделов мозга (3 блок мозга).
Симптомы: Аспонтанность, полевое поведение, импульсивность, стереотипии, регуляторная апраксия, нарушение регулирующей роли речи, не формируется образа результата,
При двусторонних поражениях лобных долей.
2 этап: этап преобразования условий задачи.
Опосредствование необходимо для преобразования условий задачи.
Поражение ТПО - ассоциативная зона 3 блока мозга. Переработка, перевод, преобразование условий задачи, операцией осуществляется и зоной ТПО правым и левым пш.
Височные отделы левого пш.
Медиальные отделы височной доли.
3 этап: этап выбора стратегии решения проблемы. Общий план действия.
Как я буду действовать?
Поражение префронтальных отделов мозга в обоих пш. Поражение задних отделов зон ТПО обоих пш.
Поражение зоны ТПО правого пш - симптом фрагментарности, невозможность целостного каркаса. Это распространяется и на осуществление стратегии решения задачи. Стратегия рвется на части.
4 этап: подбор способов решения проблемы, построение программы решения задачи.
Здесь выбираются инструменты, правила. Человек обращается к имеющемуся и представленному в культуре опыту.
Зона ТПО (2 блок мозга).
1 блок мозга: удержание программы, избирательное ее сохранение. Регуляция помехоустойчивости программы (медиобазальные отделы).
Контроль за деятельностью - лобные доли.
Речевые зоны, а именно - внутренняя речь, ответственная за контролем выполнения деятельностью.
5 этап: плавный переход
«Движение мысли».
Задняя область мозга (премоторная область) - элементарные персеверации, телеграфный стиль, преждевременное окончание задачи.
1 блок: проактивное торможение,
6 этап: сличение.
Проверка соответствия результата тому образу результата, который был задан в момент целеполагания.
3 блок мозга.
Практически весь мозг участвует в процессе мышления. Есть иерархия: 3 и 2 блок мозга.
Мышление:
Вербально-логическое мышления
Наглядно-образное мышление
Дискурсивное или рассуждающее мышлеиние
Существуют когнитивные стили.
Воображение.
Тесно связано с мышлением.
Правильное познание действительности включает элемент воображения.