Внутренняя структура ядра личности, когерентность и купирование невротических симптомов
Структуру ядра личности, используя уже знакомую нам пространственную метафору, можно представить в качестве концентрических кругов, опоясывающих некую центральную зону. Данная метафора отражает значимость различных кластеров информации по отношению к самим сокровенным ценностям личности. Другое измерение данной структуры – это структурные компоненты самого ядра. Можно полагать, что существуют содержательные и оперативные элементы ядра личности. Содержательные элементы являются носителями информации в любом виде. Это могут быть эмоциональные переживания, установки, понятийные системы, образы или любые комбинации данных видов информации. Оперативные элементы (подсистемы) ищут, перемещают информацию и на ее основе принимают решения, то есть генерируют и выбирают варианты решения и дают приказы исполнительным органам. Данные оперативные подсистемы должны иметь возможности для некоторого «суммирования» или алгебраического сложения информации разных модальностей: иное решение потребует «взвесить» понятийную информацию, и одновременно какие-то эмоциональные компоненты, а также некоторые образы, это видно даже на самых тривиальных примерах. Человек зашел в книжный магазин, чтобы выбрать определенную книгу. В его психическом аппарате при этом происходит следующий описательный и оценочный процесс:
Книга содержательная (понятийная информация)
Книга красиво оформленная (образ)
Жена ненавидит данного автора (понятийная информация плюс эмоциональное переживание)
Куплю и буду держать на работе (принятое решение на вербально- понятийном уровне)
Как видно, решение было принято на основании информации разных модальностей. Можно полагать, что в лобных долях головного мозга имеются нейронные сети, способные оперировать одновременно с информацией разных модальностей и выдавать результат в виде принятого решения.
Метафора насчет расстояния от центра ядра личности может быть заменена более четким понятием об очередности использования определенных кластеров информации оперативной подсистемы ядра личности для принятия решения. Это более углубленный подход к проблеме импликации личности.
При принятии любого решения оперативная подсистема проверяет набор норм, ценностей, идей, эмоциональных переживаний, элементов образа «Я», заранее принятых программ и сценариев поведения и т п. Решение принимается именно на основе данного анализа. Каждая норма, идея, эмоциональное переживание или сценария поведения имеет свою очередность для того, чтобы быть использовано в принятии решения. Например: обыватель должен решить, пойти ли сегодня в кино или остаться дома смотреть телевизор. Предположим, этот человек очень религиозен и не любит уходить далеко от дома из-за фобических страхов. В таком случае он каким-либо образом собирает информацию о фильмах, которые идут в кинотеатрах вблизи от его дома, и сравнивает эту информацию с программой телевидения. Затем принимает решение. Если он действительно религиозен и у него на самом деле фобические симптомы, то первоочередные кластеры информации, которые будут "загружаться" в оперативную подсистему, таковы: во-первых, те, которые относятся к соответствию фильмов или телепрограмм к этическим (в данном случае религиозным) нормам данного индивида и, во вторых, те кластеры информации, которые информируют об опасностях, с точки зрения фобического больного, ожидающих его на улице. Любые другие кластеры (например, наличие у того или иного фильма призов международных фестивалей, реклама на телевидении и т.п..) будут приниматься в расчет далеко не в первую очередь. Решение будет принято, конечно, не на основании столь подробного, как описано здесь, анализа. Большая часть решений принимается человеком в "полуавтоматическом" и в "полусознательном" варианте, и полное развертывание логики решении происходит только тогда, когда человеку приходится объяснять кому-либо причины своего выбора. Или же – при больших ошибках, которые делает человек, принявший решение, в случае, когда ему приходится анализировать, в чем именно он ошибся.
Тут необходимо допустить наличие в оперативной субсистеме некоей "адресной книги" кластеров информации, в которой каждый кластер обозначен в соответствии со своим статусом, от которого зависит очередность его принятия или «загрузки» оперативной подсистемой для принятия того или иного решения. До сих пор речь шла об одной оперативной подсистеме. Есть основания полагать, что могут существовать и функционировать несколько подобных подсистем, работающих параллельно или поочередно. Они функционируют параллельно тогда, когда принимаются решения разного уровня. Примерно об этом идет речь, когда Асмолов пишет о разных уровнях установок личности[xxv]. На самом деле, человеку приходится принимать решения, одновременно базируясь и на смысловых установках, и на оперативных. Например, человек едет с семьей в автомобиле, одновременно решая позиционные задачи как самого ведения машины, так и смысловые задачи о том, где и как лучше вести машину с точкой зрения этики, эстетики, экономии и т. д. Поочередно запускаются разные "адресные книжки" с разными наборами приоритетов для принятия решений. И здесь мы неизбежно переходим к вопросу о субличностях.
Субличности.
Особые подсистемы ядра личности – это так называемые субличности. К идее о существовании субличностей приводят разные линии психологического мышления: первоначальные (и хорошо забытые) идеи Джеймса о существовании у каждого человека нескольких разных личностей, идеи и методы психологической работы с субличностями, которые разработал Ассаджоли, юнгианство и учение об Эго-состояниях Эрика Берна.
У Джеймса можно найти констатацию самого факта того, что один и тот же человек может быть "овечкой" у себя на работе и тираном дома[xxvi]. Ассаджоли определил субличности как отличные от других «миниатюрные личности», каждая со своим набором чувств, слов, привычек, верований и манер, и разработал способы оперирования образами таких субличностей в психотерапевтическом процессе[xxvii]. Согласно Берну, человек, находящийся в различных Эго-состояниях, частично ведет себя как разные личности. Когда человек попадает в Эго-состояние ребенка, контроль над его поведением берет "джентльменский набор" программ поведения и, соответственно, данный человек ведет себя отчасти, как ребенок[xxviii]. Юнг писал о том, что определенные образы сновидений суть части личности самого субъекта[xxix], и, таким образом, открываются возможности психотерапевтически оперировать субличностями пациента через образы.