Составление отзыва и защита
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ
2.1. Тематика курсовых работ (проектов) разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими цикловыми методическими комиссиями, утверждается заместителем директора по учебной работе.
2.2. Темы курсовых работ (проектов) должны соответствовать требованиям к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.
В исключительных случаях допускается выполнение курсовой работы (проекта) по одной теме группой студентов по согласованию с заместителем директора по учебной работе.
2.3. Тема курсовой работы (проекта) может быть связана с программой производственной практики студента.
2.4. Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
Цели курсовой работы: *систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
*углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
*формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
*формирование умений использовать различные литературные источники справочного, научно-исследовательского и учебного характера.
*развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
*подготовка к итоговой государственной аттестации.
В ходе консультаций руководитель:
1.разъясняет цели и задачи курсовой работы;
2.предлагает рекомендуемую тематику, помогает в формулировке темы;
3.сообщает этапы работы, требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению работы;
4.распределяет время на выполнение отдельных частей курсовой работы;
5.дает ответы на вопросы студентов.
Контролируя ход подготовки работы, руководитель не предлагает готовых решений и выводов. Курсовая работа – это самостоятельная работа студента, показывающая степень его готовности к аналитической и исследовательской деятельности.
Законченная работа в установленный срок сдается студентом руководителю курсовой работы, который проверяет качество работы и вместе с письменным отзывом и оценкой передает её студенту для ознакомления. Окончательная оценка курсовой работы ставится после её защиты студентом.
Выбор темы работы осуществляется студентом самостоятельно на основании рекомендательного списка исследовательских тем. Студент имеет право самостоятельно предложить тему курсовой работы, но и при этом тема обязательно должна быть согласована с руководителем. В отдельных случаях допускается выполнение курсовой работы по одной теме группой студентов.
По характеру аналитической и исследовательской деятельности курсовая работа может быть реферативной, практической или опытно-экспериментальной.
В курсовой работе реферативного характера на основе сравнительного анализа изученной литературы рассматриваются теоретические основы темы, приводится история вопроса, показывается уровень разработанности проблемы в теории и практике.
Реферативная курсовая работа – это особый вид теоретической работы, материалом которой является изученная студентом литература, а продуктом – схематизированное представление о состоянии дел в некотором исследовательском направлении, определенной проблемно-тематической области изучаемой дисциплины.
В курсовой работе практического характера кроме теоретических основ разрабатываемой темы представляются иллюстрации практического применения теоретических положений в каком-либо виде (расчеты, графики, таблицы, схемы, методические или проектные разработки и т.п.).
В курсовой работе опытно-экспериментального характера предполагается проведение эксперимента или его фрагмента с обязательным анализом результатов и рекомендаций по практическому применению.
Курсовая работа выполняется в следующей последовательности:
1.Выбор темы, подбор и изучение литературы.
2.Разработка рабочего плана и основных вопросов.
3.Сбор, анализ и обобщение материалов по теме.
4.Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.
5.Оформление курсовой работы.
6.Написание отзыва и её оценка руководителем.
7.Защита курсовой работы.
Первым этапом подготовки курсовой работы является выбор темы и ее согласование с руководителем. При выборе темы студенту необходимо учитывать: специфику профессиональной деятельности; наличие и доступность источников и литературы; свои интересы и возможности; уровень знаний по выбранному направлению; желание выполнить работу реферативного, практического или экспериментального характера.
Вторым этапом подготовки курсовой работы является подбор и изучение источников и литературы по теме. Он имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы разными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние проблемы.
Подбирать литературу по теме курсовой работы студенту следует, используя:
списки рекомендованной литературы по курсу, как основной, так и дополнительной;
тематические каталоги доступных библиотек (библиотека колледжа, районная библиотека и т.д.);
библиографические списки уже выбранных научных исследований;
библиографические указатели и справочники;
списки литературы из тематических статей энциклопедий и словарей.
Важным критерием отбора литературы является её соответствие выбранной теме, наличие как уже устоявшихся и проверенных временем теорий и взглядов на проблему, так и современных подходов к решению исследуемого вопроса.
Подбор необходимой литературы можно разделить на два основных этапа. Сначала рекомендуется отобрать такую информацию, которая имеет хоть какое-нибудь отношение к теме курсовой работы. И здесь современных публикаций должно быть примерно 20-30%. Помимо книг студент может использовать публикации из журналов, тезисы с различных конференций, заметки в газетах и т.п. Желательно, чтобы книги были не только отечественных авторов, но и зарубежных. Для получения быстрых и оперативных справок необходимо пользоваться энциклопедиями.
Далее необходимо отобрать такую информацию, которая имеет непосредственное отношение к теме работы. При написании работы очень важно отбрасывать то, что не нужно, и оставлять нужное.
Третьим этапом подготовки курсовой работы является анализ подобранных материалов, определение степени изученности темы, необходимости более детального исследования отдельных аспектов. На этом же этапе осуществляется систематизация имеющейся информации, сопоставление различных точек зрения, выявление возможных противоречий и причин их появления, распределение подобранных материалов по соответствующим разделам курсовой работы.
При изучении литературы студенту рекомендуется вести записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект.
План являясь наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее целиком.
Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Они служат для сохранения информации в памяти и являются основой курсовой работы.
Аннотация – краткое изложение содержания – даёт общее представление о книге, брошюре, статье.
Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.
Наиболее распространенной формой записей является конспект. Желательно начинать конспектирование после того, как всё произведение прочитано и составлен его план. Основу конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, свободнымилитематическим. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, с сохранением логики и структуры текста. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для студента порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема или проблема. Он может быть составлен по нескольким источникам.
Кроме того, необходимо изучить и выписать основные термины по теме курсовой работы с использованием словарей и справочников. В дальнейшем эти материалы студент может использовать для составления глоссария (словаря используемых терминов и понятий).
На основе систематизации подобранных материалов составляется план теоретической части курсовой работы. Конкретное содержание плана и определение структуры работы зависит от поставленных целей и задач. План студент обсуждает с руководителем работы.
Содержание четвертого и последующих этапов зависит от характера работы. Если работа имеет практический характер, то следующим этапом будет разработка приложений, если опытно-экспериментальный – то подготовка плана эксперимента и его осуществление.
Разработанные приложения и, особенно, план эксперимента также обсуждается с руководителем.
Заключительный этапподготовки курсовой работы – составление текста работы.
При составлении текста курсовой работы нельзя ограничиваться переписыванием фрагментов текста подобранной литературы,необходимо стремиться к проявлению самостоятельности в сравнениях, обобщениях и выводах.
Основные этапы подготовки и написания курсовой работы отображаются в учебном плане работы студента, где устанавливаются сроки выполнения и отмечаются промежуточные результаты работы студента (Приложение 1).
Для лучшего планирования и организации курсовой работы руководитель может совместно со студентом сформулировать для него индивидуальное задание по подготовке курсовой работы (Приложение 2).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
3.1 По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 15 - 20 страниц печатного текста.
3.2. По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложения.
3.3. По структуре курсовая работа практического характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;
вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
- списка используемой литературы;
- приложения.
3.4. По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из:
- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:
в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике;
второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
- списка используемой литературы;
- приложения.
Текст курсовой работы должен быть четко структурирован – разделен на отдельные части, выделение которых обусловлено внутренней логикой курсовой работы.В каждой курсовой работе должны присутствовать следующие обязательные разделы:
Введение.
Основная часть работы (разделенная по необходимости на главы, параграфы или пункты).
Заключение.
Список использованной литературы.
В работу могут быть введены и дополнительные разделы:
Приложение.
Глоссарий.
Введение – это вступительная часть работы, в которой необходимо:
· показать актуальность темы, раскрыть ее практическую значимость;
· сформулировать цель исследования, которая не должна совпадать с названием работы (следует помнить, что цель – это прогнозируемый результат работы);
· сформулировать задачи исследования, которые отражают основные этапы пути к цели (т.е. по сути задачи – это планируемые действия);
· перечислить используемые методики и источники информации;
· описать и обосновать структуру работы (круг вопросов, которые будут рассмотрены в курсовой работе).
Актуальность темы – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, вопроса или задачи. Указываются причины, которые обусловили необходимость данного исследования. Актуальность, как правило, раскрывается в новизне и дальнейшем практическом применении результатов курсовой работы.
Цели и задачи исследования – это формулирование того, что необходимо достичь в ходе исследования, некоторый образ будущего, например:
· изучение научной литературы по выбранной теме;
· овладение специфическими методами исследования,
· систематизация знаний по какой-либо проблематике и т.д.
Количество задач не должно быть большим (от трёх до шести, но не более).
Задачи ставятся в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить). Формулировки задач необходимо делать более точными, поскольку описание их решения должно составить содержание курсовой работы.
Задачи, поставленные для достижения такой цели, могут выглядеть следующим образом:
1.Раскрыть психологические особенности межличностного общения.
2.Изучить проблему профессионального общения в системе «медсестра-пациент».
3.Выделить положительные и отрицательные факторы, определяющие качество общения с пациентом в современных условиях.
4.Сформулировать требования и общие рекомендации к общению с пациентом в условиях стационара.
Введение студенту лучше писать после того, как будет готова основная часть работы, поскольку эта часть курсовой работы в процессе изучения претерпевает значительные изменения. Целесообразно сначала обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты, а, после написания основной части работы, сформировать окончательный его текст.Объём введения – не более двух страниц (до 10 % от общего объема).
Основная частьработыпредставляет собой изложение результатов исследования, проведенного студентом. Как правило, в этой части предполагается обзор источников и литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировка выводов и их аргументация. Здесь же дается сравнительный анализ и оценка различных подходов к решению поставленной проблемы различными авторами.
В обзоре студенту необходимо раскрыть существо вопроса, главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами. Вместе с этим, следует избегать изложения всего и всякого изученного материала, перечисляя одну за другой прочитанные книги и статьи без их анализа и сравнения. Таким образом, обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер.
При изложении материала студенту необходимо придерживаться следующих общих принципов.
1. В представлении точек зрения на проблему важно идти от общего к частному, не возвращаясь вновь к общим положениям.
2. Сходные точки зрения следует отмечать не повторным описанием идей, а перечислением авторов, занимающих данную позицию.
3. Противоположные точки зрения на проблему следует приводить рядом друг с другом, четко сопоставляя их и подчеркивая противоположность.
В работах практического и опытно-экспериментального характера описание практической части, анализ результатов эксперимента и рекомендации по их использованию следует выделить в отдельную часть.
В соответствии с логикой исследования основная часть делится на разделы (главы) и обычно содержит два-три раздела, каждый из которых делится на два-три подраздела (параграфа).
Названия разделов и подразделов должны быть сформулированы кратко и отражать их содержание. Чем лучше будут продуманы эти названия, чем более четко будет осознаны задачи, решаемые в соответствующих главах, отделах и параграфах, тем стройнее и лучше будет работа в целом. Названия разделов не должны совпадать с названием работы, соответственно названия параграфов не должны совпадать с названием раздела. Все названия должны представлять собой повествовательные предложения.
В каждом разделе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в подразделах – отдельные части вопроса. Вопросы должны быть сопоставимы по объему и иметь логическую связь между собой. Формулирование в конце каждого вопроса краткого вывода облегчит в конце работы составление заключения. Выводы не должны быть цитатами из документов или изученной литературы – их следует формулировать студенту самостоятельно. Иногда материалы раздела не требуют выводов.
Перечень разделов и подразделов курсовой работы определяется студентом совместно с руководителем в ходе выполнения работы.
Заключение курсовой работы служит для подведения итогов, для изложения результатов исследования, выводов, к которым пришел студент и рекомендаций относительно возможностей практического применения материалов курсовой работы.
В заключение студенту следует избегать пересказа содержания работы, выводы должны быть краткими и соответствовать сформулированным во введении цели и задачам курсовой работы. Желательно подчеркнуть, что нового студент смог выявить в ходе исследования. Каждый вывод рекомендуется выделить в отдельный абзац. Желательно представлять выводы в виде пронумерованного списка.
Важно подчеркнуть, что введение и заключение – совершенно особые по жанру разделы работы, которые не могут иметь произвольной формы. Они не являются частями основного текста и не получаются простым отделением от этого текста начала и конца.
Таким образом, введение должно ответить на вопрос, что студент хочет делать и как, а заключение – к каким выводам он пришел в результате этой работы. По объему заключение занимает 1-2 страницы.
Для написания курсовой работы используется «научный стиль» изложения материала. Такой стиль подразумевает отказ от разговорных речевых оборотов и излишних вводных слов.
Научные работы принято писать в безличной форме, поэтому без крайней необходимости не следует употреблять авторское личное местоимение «Я». Следует писать точными и лаконичными предложениями, избегая перегруженности текста сложными грамматическими структурами с множеством вводных предложений. Четкость формулировок является одним из важнейших требований к языку. Кроме того, текст работы не должен быть эмоционально окрашен – он должен показывать объективность авторского подхода к исследуемым явлениям.
Необходимо соблюдать единообразие терминологии. Не рекомендуется без острой необходимости вводить свои собственные термины.
Для составления текста работы студентам можно предложить воспользоваться таблицей с примерами различных лексических средств (см. Приложение 1 в памятке для студентов).
Список литературы является обязательной составной частью курсовой работы. Список показывает не только степень изученности рассматриваемой темы, но и глубину авторской работы над темой.
Список литературы оформляется согласно ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Список литературы представляет собой перечисление всех документов, монографий, книг, статей и других публикаций, использованных при работе над темой. В список необходимо включать все работы, использованные при подготовке курсовой работы, не зависимо от того, приводились ли в тексте работы цитаты из этих публикаций или нет.
Для описания источника достаточно включить следующие обязательные элементы:
· название и ФИО авторов или редактора;
· место издания, издательство;
· год издания.
Книги и статьи размещаются в списке по алфавиту – в алфавитном порядке фамилий авторов, не делая разницы между монографиями и статьями. Коллективные публикации (имеющие более трех авторов) размещаются в списке в соответствии с первой буквой названия книги.
Если студент изучал сборник статей, но использовал при подготовке работы лишь одну статью, он должен поставить в список лишь эту статью, а не весь сборник в целом. В случае использования двух или более статей из одного сборника в список помещаются как сборник в целом (на первую букву его названия), так и все использованные статьи в отдельности.
Все публикации, включенные в список, нумеруются. Нумерация должна быть сквозной.
Образцы оформления библиографических описаний приводятся в Приложении 3.
Приложение является дополнением к основному тексту курсовой работы и выделяется в том случае, если есть объемные материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы. Приложение может содержать выдержки из официальных документов, таблицы, графики, диаграммы, схемы, заполненные бланки документов, иллюстрирующие изложенный материал.
Приложения нумеруются по порядку, каждому дается самостоятельное название, характеризующее его, и каждое оформляется на отдельных листах. Ссылка на приложение в основном тексте работы делается посредством указания номера приложения (например, (см. Приложение 1)).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
Курсовая работа должна быть выполнена на листах бумаги стандартного формата (А4, 210х297 мм) на одной стороне листа.
Работа должна быть отпечатана на компьютере (шрифт – № 14, Times New Roman).
Межстрочный интервал – полуторный, отступ красной строки – 1,25 (5 знаков), выравнивание текста – по ширине.
Каждая страница имеет одинаковые поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
На титульном листе указывается (см. Приложение 4):
наименование учебного заведения;
тема курсовой работы:
фамилия и инициалы студента (с указанием номера группы);
фамилия и инициалы руководителя (с указанием ученой степени, ученого звания, должности);
местонахождение учебного заведения и год выполнения работы.
Титульный лист включается в общую нумерацию, при этом номер страницы на нем не ставится.
Второй лист работы – содержание (оглавление). В содержании последовательно перечисляются названия всех структурных элементов курсовой работы и указываются страницы, на которых начинаются соответствующие разделы (Приложение 5).
На последующих листах размещается текст курсовой работы. Каждый раздел, выделенный в содержании работы, следует начинать с отдельной страницы. Названия всех структурных частей работы, нумерация их страниц в тексте должны точно соответствовать их перечню в оглавлении работы. Заголовки выделяются более жирным или более крупным шрифтом, точки в конце наименований не ставятся.
Наименование разделов и подразделов должно быть по возможности коротким. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом – 3 межстрочных интервала, расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала.
Обязательным требованием к оформлению курсовой работы является наличие ссылок на источники цитируемых материалов. Такая ссылка содержит сведения об источниках информации, содержащейся в работе, и подтверждает, что данный материал выявлен студентом в документе, монографии или другой публикации.
Ссылки на используемые источники можно давать в скобках в соответствии с нумерацией списка литературы с обязательным указанием номера страницы источника. Например: [15, с. 123] или Немов Р.С. (7, с. 123-125). При ссылке без цитаты указывается только номер источника.
Следует иметь в виду, что обязательно должны быть подтверждены ссылками прямые цитаты, статистические и другие данные.
Иллюстративный материал (чертежи, графики, схемы, документы, рисунки, снимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. Если места недостаточно, то – в начале следующей страницы. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. В тексте помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения (рис. 3) либо в виде оборота: …как это видно на рис. 3.
Иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь названия под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы. Подпись включает сокращенное обозначение рисунка, порядковый номер и тематическое название. В состав подрисуночной подписи может входить также описание отдельных позиций рисунка.
Таблицы в курсовой работе располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту курсовой работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием после слова «Таблица» (например, Таблица 5). Заголовок таблицы размещается над таблицей и выравнивается по центру строки. Точка в конце заголовка не ставится.
При сокращении слов и выражений, выполняются следующие правила: так в словах «век», «год» оставляют лишь первые буквы «в», «г», а известные словосочетания пишут сокращенно. Например, «и т. д.» (и так далее), «и т. п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т. е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «в.в.» (века), «г.г.» (годы).
При ссылках на источники обычно употребляют такие сокращения, как «ст. ст.» (статьи), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «т.т.» (тома).
Следует иметь в виду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочие» не принято сокращать. Кроме того, не допускаются сокращения слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.).
В курсовой работе возможны общепринятые сокращения слов там, где речь идет об официальной аббревиатуре, например, Российская Федерация (РФ), кг, см, тыс. руб, млн. руб. Знак % пишется только с цифровыми выражениями. В других случаях при использовании аббревиатуры, условных географических сокращений, следует указывать их сразу же после полного наименования данного сложного термина. Например, «внутренняя картина болезни» (ВКБ), «психосоматические заболевания» (ПСЗ). После этого вы можете свободно оперировать своей аббревиатурой без расшифровки.
Приложение оформляется как продолжение работы. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет название, отражающее их содержание, и порядковый номер, на который в тексте основной части должны быть даны ссылки. Слово «приложение» и его номер печатают в верхнем правом углу над заголовком (например, Приложение 1).
Все листы работы и приложений аккуратно подшиваются (брошюруются) в папку. Страницы курсовой работы, включая приложения, нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации. Порядковый номер страницы размещается по центру нижнего поля страницы.
Вписывать в текст работы отдельные буквы, слова, формулы, знаки допускается только чернилами, цвет которых совпадает с цветом основного текста, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного текста.
СОСТАВЛЕНИЕ ОТЗЫВА И ЗАЩИТА
По завершении студентом курсовой работы руководитель проверяет её и составляет письменный отзыв.
Письменный отзыв включает в себя (см. Приложение 6):
· заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;
· оценку качества выполнения курсовой работы;
· оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;
· оценку курсовой работы.
Курсовая работа должна быть сдана руководителю не позднее, чем за пять дней до назначенного срока защиты.
Работа оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Положительная оценка по психологии выставляется только при условии сдачи курсовой работы на оценку не ниже «удовлетворительно».
В случае неудовлетворительной оценки курсовая работа возвращается студенту на доработку с условием последующей защиты в течение установленного учебной частью срока или выдается другое задание и устанавливается новый срок для его выполнения.
При защите курсовой работы студент должен продемонстрировать владение материалом курсовой работы, отвечать на вопросы теоретического и практического характера, знать основные проблемы темы.
Примерная структура доклада при защите работы включает в себя следующие пункты.
1. Представление темы работы.
2. Причины выбора, актуальность темы.
3. Цель работы и её задачи.
4. Степень изученности темы.
5. Основные результаты работы и выводы автора.
Выступление на конференции, публикация статьи в студенческой газете колледжа по итогам курсовой работы засчитываются как процедура защиты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
На «отлично» оценивается работа по следующим признакам:
· название работы отражает её реальное содержание;
· обоснован выбор темы работы, четко сформулированы цели и задачи;
· выполнен анализ литературы по проблематике курсовой работы;
· содержание и объем работы соответствуют теме, целям и задачам;
· структура курсовой работы логична;
· материалы изложены четко и грамотно;
· обоснованы основные положения;
· суждения и выводы аргументированы и носят самостоятельный характер;
· оформление курсовой работы соответствует предъявляемым требованиям;
· соблюдены все сроки выполнения курсовой работы.
Оценка «хорошо» ставится том случае, если курсовая работа имеет отдельные недостатки или не соответствует одному из предъявляемых требований, например:
· недостаточно глубоко проведен анализ литературы;
· в структуре работы имеются некоторые логические расхождения;
· недостатки в оформлении работы;
Оценка также может быть снижена, если студент систематически нарушал учебный план выполнения курсовой работы без уважительных причин.
На «удовлетворительно» оценивается курсовая работа, которая в целом раскрывает содержание темы, но имеет ряд недостатков:
· нет обоснования актуальности работы;
· существенные недостатки в оформлении;
· описательный характер курсовой работы;
· используются большие куски чужих текстов без указания их источника;
· работа выполнена не в полном объеме;
· суждения и выводы не самостоятельны;
· в структуре работы имеются существенные логические расхождения.
На доработку с оценкой «неудовлетворительно» возвращается работа, имеющая следующие недостатки:
· не раскрыто содержание темы;
· основные вопросы изложены схематично, фрагментарно;
· нет выводов;
· небрежное или неправильное оформление работы;
· работа взята в готовом виде из базы сети Интернет или полностью списана из литературных источников или у других авторов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
3. Захаров А.А., Шершнев Е.Л. Как написать курсовую или дипломную работу за одну ночь. – СПб.: Питер, 2009.
4. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. – М.: МГУ, 2007.
5. Усачева, И.В., Ильясов И.И. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М.: МГУ, 2008.
Приложение 3