N.N. Elistratova Psychological aspects of Internet usage in the development of mediaculture as a base of person information culture are considered in this article

Психологические аспекты использования сети Интернет

В развитии медиакультуры как основы

Информационной культуры личности

Н. Н. Елистратова

Рязанское высшее военное десантное

Командное училище (ВИ), г. Рязань

е-mail:[email protected]

В статье рассматриваются некоторые психологические аспекты использования сети Интернет в развитии медиакультуры как основы информационной культуры личности.

Ключевые слова: медиакультура, Интернет, информационная культура

N.N. Elistratova Psychological aspects of Internet usage in the development of mediaculture as a base of person information culture are considered in this article

Some psychological aspects of Internet usage in the development of mediaculture as a base of person information culture are considered in this article.

Key words: mediaculture, Internet, information culture

Средства коммуникации с каждым годом играют все большую роль в жизни людей и в образовательном процессе. Поэтому столь актуален вопрос развития медиакультуры личности и как ее результата – информационной культуры общества. Медиакультура – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; диалоговый способ взаимодействия с информационным обществом, включающий ценностный, технологический и личностно-творческий компоненты.

Основной задачей медиаобразования на сегодняшний день является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях с восприятием большого объема информации, к овладению способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Для развития способностей и навыков обращения с информацией в современных условиях важен вопрос формирования информационной культуры личности. Под информационной культурой личности подразумевается составная часть базисной культуры личности как системной характеристики, которая позволяет свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно осуществлять все виды поиска, обработки и создания информационных ресурсов с помощью вычислительной техники с целью практического использования полученной информации в профессиональной деятельности и самообразовании [1, 15]. Понятие информационная культура шире, чем медиакультура, так как первое относится к сложным взаимоотношениям личности с любой информацией, а второе – только к сфере контактов человека со средствами (массовой) коммуникации.

Одним из мощных источников информации является Интернет. Интернет можно рассматривать как культуру, в рамках которой появились новые средства для личностного развития. Появление Интернета изменило психологические свойства современной культуры.

Сегодня сложилось общество пользователей сети Интернет – от случайных до постоянных посетителей. В большинстве случаев Интернет выступает для них в качестве средства бытовой коммуникации, изредка служа образовательным и научным потенциалом для развития личности. Возможно, что подобные пользователи, ощущая личную неполноценность в реальной жизни, пытаются компенсировать недостаток общения, создавая себе новый образ, отличный от существующего. По исследованиям современных психологов, «интернетчики» демонстрируют проблемы в сфере общения (96%), склонность к негативизму (85%), большинство имеют недифференцированные и завышенные требования к себе самим и к окружающим, их самооценка носит инфантильный характер. Все их усилия не приводят, однако, к удовлетворительному решению проблем, и эмоциональная напряженность остается достаточно высокой.

С другой стороны, Интернет для профессионального общения используют люди для развития научной мысли, образования, самообразования. Интернет-конференции, форумы, образовательные сайты позволяют получать информацию разного уровня, масштаба, направленности. Столь «скоростное» научное общение позволяет развиваться профессиональной культуре специалистов, используя опыт и знания международного уровня, а многоуровневые каналы получения сетевой информации в короткие сроки прививают личности способность ориентироваться в информационной среде, формируя информационную культуру. Так, Интернет выступает эффективным средством развития информационной культуры, являясь элементов медиакультуры. Как особая культурная среда, Интернет предоставляет средства для развития самосознания как высшей психической функции. Личность выступает здесь и как автор информации, и ее получатель, и как собеседник.

Эпоха «информационного общества» привела к появлению новой парадигмы медиаобразования. Интернет как средство медиаобразования формирует следующие показатели медиакультуры:

- мотивационный (мотивы контакта с медиаинформацией - эмоциональные, интеллектуальные, эстетические);

- информационный (знания терминологии, процесса массовой коммуникации);

- деятельностно-практический (умение получать, обрабатывать, создавать новую медиаинформацию);

- креативный (наличие творческого начала, исследовательской деятельности) [2, 24].

Интернет, выполняющий до сих пор функцию сбора и подачи информации, сегодня изменяет категории структуры общественного сознания, создает исключительные по сравнению с другими областями культуры возможности для развития личной медиа- и информационной культуры.

Литература

  1. Елистратова Н. Н. Основы формирования информационной культуры курсантов высших военных технических учебных заведений средствами мультимедиа. – Рязань: РВАИ, 2007.
  2. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза .–М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.

Наши рекомендации