Выслеживание привычки (внутренней и внешней).
Это более частный сценарий, чем предыдущие, но в ряде аспектов не менее важный. Здесь высле-живание направлено на жесткие соединения элементов внутри программы реагирования. Продол-147 жая лингвистическую аналогию, можно сказать, что здесь речь идет о выслеживании трансформа-ции устойчивых «фразеологических оборотов». Это локальные цепочки, состоящие из небольшого числа звеньев, которые реализуют себя совершенно одинаково (без модификаций, с минимальным учитыванием контекста) практически во всех ситуациях нашей жизни. Привычка — это однозначное отношение, возникшее между сенсорным восприятием и реакцией (внешняя привычка) либо между реакцией и реакцией (внутренняя привычка). В самом простом случае (который на практике встречается довольно редко) речь идет об отношении между двумя элементами. Данный сценарий, если говорить упрощенно, — это выслеживание «якоря» или реф-лекса. К этой же области выслеживания относятся простейшие комплексы. «Внешняя» привычка инициируется обстоятельствами и содержанием воспринимаемого, «внутренняя» — собственными эмоциями.
Существует ряд примитивных привычек, в которых можно найти больше биологического, чем со-циального. Такие привычки осуществляются при помощи непроизвольного внимания и не связаны с реагированием на подобных (не-социальны). Каждый человек имеет в себе определенный объем простейших жестких автоматизмов. Часто они возникают в самом раннем детстве. Это может быть характерная походка, осанка, привычка скрещивать ноги и т.д. вплоть до дурных привычек, кото-рые мы обычно пытаемся скрыть от других. Разумеется, они не поглощают существенных объемов энергии тоналя и сами по себе вполне безобидны (если не направлены на разрушение тела). Но их можно использовать в качестве «зацепок» для тренировки произвольного внимания. В области выученного также немало подобных автоматизмов. Сюда относится, например, «право-рукость» или «леворукость», почерк, манера держать вилку во время еды, заполнять паузы в разго-воре конкретными, не имеющими смысла речевыми штампами и т.п. Механизм примитивной при-вычки может поддерживать биохимическую зависимость и превращать ее в настоящую проблему. Отличительная черта привычки — отсутствие семантики. Сама по себе привычка не поддерживает описание мира, но может включать более сложные процессы, которые фиксируют позицию точки сборки и режим восприятия. Выслеживание привычек — важный момент в формировании навыка остановки, «паузы» реагирования.
Некоторые привычки тесно связаны с целым рядом характерных черты психологического типа. К примеру, специфическим отражением ряда внутренних комплексов является почерк, что иногда позволяет осуществлять успешную графологическую диагностику в психологии. Пытаясь изме-нить почерк, человек, разумеется, не меняет свой психологический тип, но привлекает произволь-ное внимание к собственной моторике. Поскольку же моторика рефлекторно связана с эмоцио-нально-чувственным фоном, таким образом можно сделать его более явным и облегчить дальней-ший сталкинг.
Остановке таких простейших автоматизмов большое внимание уделял Гурджиев. Известно, что при должной настойчивости «пауза» может ввести субъекта в трансоподобное состояние общей перцептивной и реактивной дезориентации. Такое состояние, в свою очередь, может сопровож-даться «импринтной уязвимостью» — следовательно, его можно использовать для реимпринтиро-вания. К сожалению, без инструктора использовать этот прием крайне сложно. В самостоятельной работе «остановка привычек» редко вызывает целенаправленную трансформацию того или иного импринта. Эффект здесь ограничивается общим усилением осознания. Впрочем, наличие несги-баемого намерения при постоянной практике выслеживания привычек ведет к нужным трансфор-мациям в сторону безупречности. Просто сталкер должен не забывать о цели и систематически ис-пользовать все возникающие на пути шансы.