Руководитель и конфликтные личности
Первые пять типов конфликтных личностей при всех отличиях имеют и нечто общее.
Это болезненное честолюбие и привычка не отказываться от своих желаний. Для "демонстративных", "ригидных", "неуправляемых" и "сверхточных" личностей конфликтность, скорее, их беда, нежели вина. Таков психологический склад этих людей. Большинство из них страдает различными комплексами, в особенности комплексом неполноценности.
Зная об этом, руководитель не всегда "поднимает перчатку" вызова на конфликт, бросаемую со стороны таких личностей. Бывает, что подчиненный в возбужденном состоянии надерзил руководителю, хлопнул дверью, а руководитель махнул рукой на него: "А, что с него взять - больной человек!".
Сам же руководитель не должен быть конфликтной личностью. Недопустимо использовать свое начальственное положение для снятия внутреннего напряжения, изживания комплекса неполноценности, удовлетворения болезненного самолюбия.
Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.
Мн., 1997, с. 11-70
Самое важное - это ощущать себя комфортно в психологическом плане на рабочем месте. Постоянный прессинг и вербальные атаки действуют лишь угнетающе, в такой атмосфере не только сложно работать, но и тяжело общаться. В результате, уже в конце рабочего дня человек чувствует себя подавленно, ощущает большую усталость, что также сказывается на здоровье и психике.
Если прессинг стал уже некой закономерностью на рабочем месте, предлагаем Вам освоить нехитрые, но действенные методы борьбы с ним.
Существует 3 основных метода борьбы:
Ясное понимание того, что Вас «атакуют»
Физическую атаку куда проще определить, чем атаку вербальную. Вербальная атака чаще всего несет в себе определенный личный подтекст, она представляет из себя колкие высказывания и сопровождается своеобразной понятной собеседнику интонацией. И, как правило, психологический прессинг вызывается не самими словами, которые употребляет говорящий, а именно той интонацией, тем тоном, которые при этом используются. Так, к примеру, фраза «почему ты рано уходишь?», звучит больше как вопрос, почему, по какой причине (может, что-то случилось, может по причине плохого самочувствия и т.д.). А фраза «Почему ЭТО ты ТАК РАНО уходишь?» звучит уже больше как упрек, что Вы рано уходите. Для того чтобы побороть психологический прессинг и грамотно ответить на него, его необходимо научиться распознавать.
Четкое определение типа атаки
Обязательно постарайтесь определить «силу» Вашего оппонента, его мотивы и цели. Возможно, человек действует Вам на нервы со злости, по причине того, что у него самого что-то не ладится и поэтому свой негатив он желает «передать» также и Вам, по причине того, что Ваш оппонент желает выставить Вас в глупом свете.
Понимание того, какую защиту следует применить
Практически безотказно действует на обидчика эффект неожиданности. Как только Вас в очередной раз будут атаковать словесно, возьмите да и ответьте что-то несуразное, причем скажите это достаточно громко и уверенно, Ваш оппонент определенно будет пребывать в замешательстве и тут же оставит Вас в покое. Если Ваш оппонент не привык, чтобы с ним разговаривали на повышенных тонах, осмельтесь поговорить с ним. Если Ваш оппонент сам имеют дурную манеру прессинговать жестко, громко и при этом не давать возможность другой стороне как-то на это отреагировать, скажите спокойным, уверенным тоном (тон должен быть чуть тише тона оппонента), что Вы понимаете основные мотивы Вашего оппонента, но это не делает ему чести и не прибавляет уважения. В некоторых ситуациях можно воспользоваться принципом «клин клином вышибают» и ответить на вербальную атаку тем же, с иронией и определенной долей сарказма