Комментарий к заданию № 2

Ответы к заданиям школьного тура олимпиады по литературе 2014 г.

Ответы на задания олимпиады по литературе. 5-6 класс.

Комментарии к заданию №1

При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет не только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать умение определять тематику и проблематику произведения, соотносить их с конкретной жизненной ситуацией, лучшие из участников – способность к сопоставлению книг разных авторов. При этом произведения не обязательно должны непосредственно соотноситься с определенными обстоятельствами жизни. Возможно, школьник решит познакомить инопланетянина, оказавшегося в экстремальных обстоятельствах, с вечными ценностями, которые несет в себе мировая литература. А может быть, он обратится к игровой литературе, фэнтези –– варианты тут бесконечны. Важно, как именно школьник объяснит свой выбор. Кроме того, данное задание позволяет проверить речевые навыки школьников, прежде всего – умение в краткой форме представить суть художественного произведения.

Рекомендуемое количество баллов – 30.

Примечание.Поскольку проверка работ осуществляется в каждой конкретной школе, то каждому конкретному жюри придется проверять в сумме не так много работ. Это обеспечит единство подходов к проверке. Перед проверкой целесообразно договориться о том, как распределять предложенные баллы, и составить свои рабочие критерии. К примеру, по 1 баллу можно давать за каждое названное произведение (до 10 баллов), еще по 1 баллу – за обоснованность и оригинальность выбора произведения; наконец, до 10 баллов можно оценивать стиль и качество аннотаций.

Комментарий к заданию № 2

Данное задание проверяет знание школьниками особенностей фольклорных сказочных текстов и их отличий от литературных, одновременно позволяет продемонстрировать детям свои творческие способности – умение создавать собственные сказки с использованием определенных художественных приемов и ходов. Предполагается, что в данной сказке ученики должны отметить следующие особенности, говорящие о её фольклорной природе:

- автор анонимен;

- действие разворачивается в условном, сказочном времени и пространстве;

- герои типичны для народных сказок, лишены характеров, наделены только функциями;

- используются устойчивые формулы и эпитеты.

Выполняя вторую часть задания, школьники могут дать волю своей фантазии:

- «авторизовать» сказку; добавить в сюжет авторские детали;

- конкретизировать место и время, наделить их реальными чертами;

- психологизировать своих героев, наделить их характерами и эмоциями, используя для этого выразительные средства;

- осовременить язык сказки, использовать литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры);

- выявить авторскую позицию, свое отношение к событиям.

Рекомендуемое количество баллов – 20.

Наши рекомендации