Требностей, нуждаются в физически мало обременительной и социально менее регламентированной среде обитания.

Таким образом, гипертимности как черте, востребованной в обычной реальности, противостоит Я субъекта деятельности в виртуальной реальности, которое изменчиво и необременено настойчивостью и уважением к порядку. Соответственно, в среде, к которой хорошо адаптированы "жители" Интернета, у циклотимов не возникает стрессогенных ситуаций (в отличие от застревающих и педантичных - индивиды с подобными чертами характера "вымываются" из сетевых сообществ).

Воспользуемся идеей четырехполюсности шкалы А. Г. Шмелева [13] и сравним списки дезадаптивных черт циклотимов, с одной стороны, и адаптивных черт застревающих и педантичных лиц, - с другой. Свойства Интернета как среды обеспечивают возможность сдвига востребованных в этой культуре черт по шкале "требование свободы": от полюса "четкое следование нормативам" к полюсу "ролевая неопределенность"; от "низкой эмоциональности в прогнозируемых условиях" к "парадоксальным эмоциональным реакциям"; от "высокой работоспособности" и "надежности и аккуратности" к "отсутствию последовательности в принятии и реализации решений"; от "принципиальности и бескомпромиссности" и "требовательности к себе и другим" к "неустойчивой самооценке"; от "длительного сохранения интереса к одному объекту" к "немотивированным поступкам". То, к чему хорошо приспособлены застревающие индивиды с высокой конкурентоспособностью, выступает как стрессогенная ситуация (любые условия конкуренции) для циклотима.

Интернет-культура с точки зрения внешнего (инокультурного) наблюдателя толкает человека от порядка к вседозволенности; с точки же зрения того, кому на личностном уровне трудно стремиться к победе в борьбе за "свое", подобная культура предстает как пространство свободы самоопределения и самореализации. Агрессивное поведение хакеров, интернет-девиантов и чат-грубиянов выступает для самих носителей этой культуры как "санкционированное насилие" в отношении правил чужой культуры, стремящейся ограничить права и свободы "коренных народов" Сети.

Результаты изучения особенностей реакции на фрустрацию носителей интернет-культуры подтверждают наше представление о том, что агрессия этих людей занимает в структуре их деятельности место операции, а иногда цели, хотя у большинства из них не выступает в роли мотива (см. табл. 3).

Тест Розенцвейга позволил выявить важную особенность фрустрационного реагирования, характерную для членов сетевых сообществ и разработчиков сетевых ресурсов. По сравнению с контрольной в группе "жителей" интернет-среды значимо чаще (р = 0.01) встречаются интрапунитивные реакции с фиксацией на преодолении препятствия. А враждебное отношение, проявляемое в виде порицания или агрессии по отношению к кому-то, т.е. экстрапунитивная реакция с фиксацией на защите Я, встречается реже (р = 0.00). Таким образом, главным оказывается стремление разрешить проблему, найти выход из ситуации, причем сделать это предполагается с опорой на собственные усилия. Более того, фрустрирующая ситуация может быть рационализирована - интерпретируема как благоприятная, выгодная или полезная (р = 0.05).

Данные теста Розенцвейга согласуются с результатами, полученными по методике измерения готовности к поисковой активности Венгера-Ротенберга (см. табл. 4).

Таблица 3. Различия групп "жителей" интернет-среды (n = 52) и контрольной (п = 34) по шкалам методики Розенцвейга

Шкалы методики Розенцвейга Сумма рангов U Р
"Жители" Контрольная группа
Е 1585.5 760.50 457.50 0.63
Е 1382.5 963.50 254.50 0.00
е 1654.0 692.00 461.00 0.66
Г 1505.5 840.50 267.00 0.05
I 1603.5 742.50 475.50 0.81
i 1739.5 606.50 375.50 0.12
М' 1527.5 818.50 399.50 0.21
М 1690.5 655.50 424.50 0.35
m 1694.5 651.50 420.50 0.29
i% 554.5 348.50 117.50 0.01
Е'% 372.5 530.50 141.50 0.06

-----

Курсивом выделены значимые различия при р ≤ 0.05.

Таблица 4. Различия групп "жителей" интернет-среды (п = 52) и контрольной (п = 34) по шкалам методики Венгера-Ротенберга

Шкалы методики Сумма рангов U Р
"Жители" Контрольная группа
Активное поведение 2153.0 773.0 422.00 0.01
Пассивное поведение 1673.0 1253.0 398.00 0.01
Стереотипное поведение 1920.5 1005.5 645.50 0.96
Хаотическое поведение 1931.5 994.5 643.50 0.94

-----

Курсивом выделены значимые различия при p ≤ 0.05.

Стр. 69

Таблица 5. Дескриптивные статистики и различия по шкалам методики Басса-Перри у юношей из экспериментальной (n = 27) и контрольной (n = 100) групп

Шкалы методики Басса-Перри "Жители" Контрольная группа U Р
M σ M σ
Физическая агрессия 24.05 5.68 26.6 5.72 1632 0.049
Гнев 20.49 4.47 20.47 5.43 0.67
Враждебность 20.05 6.69 22.13 4.82 0.55

Курсивом выделены значимые различия при p ≤ 0.05.

Таблица 7. Дескриптивные статистики и различия по шкалам методики диагностики уровня легитимизации агрессии у мужчин из экспериментальной (n = 27) и контрольной (n= 87) групп

Шкалы методики легитимизации агрессии "Жители" Контрольная группа U Р
M σ M σ
"Политика" 56.58 14.86 61.35 12.05 735.5 0.11
"Личный опыт" 48.42 11.46 52.82 8.99 711.0 0.08
"Воспитание" 25.26 9.02 28.11 6.54 711.0 0.08
"СМИ" 28.89 6.82 34.22 7.41 572.5 0.01
"Спорт" 22.32 6.72 27.10 7.09 608.5 0.01
"Традиции" 26.32 5.69 25.72 7.09 894.0 0.68

-----

Курсивом выделены значимые различия при p ≤ 0.05.

Таблица б. Дескриптивные статистики и различия по шкалам методики Басса-Перри у девушек из экспериментальной (n = 25) и контрольной (n = 66) групп

Шкалы методики Басса-Перри "Жители" Контрольная группа U Р
М σ М σ
Физическая агрессия 17.18 2.86 21.27 5.99 697.5 0.01
Гнев 22.45 4.29 22.5 5.63 1237.5 0.96
Враждебность 22.27 5.29 22.39 5.51 0.95

-----

Курсивом выделены значимые различия при р ≤ 0.05.

Таблица 8. Дескриптивные статистики и различия по шкалам методики диагностики уровня легитимизации агрессии у женщин из экспериментальной (n = 25) и контрольной (n = 62) групп

Шкалы методики легитимизации агрессии "Жители" Контрольная группа U Р
М σ М σ
"Политика" 53.82 12.07 57.08 11.37 280.5 0.23
"Личный опыт" 35.55 10.73 42.50 11.22 247.0 0.09
"Воспитание" 24.45 6.22 26.24 8.98 318.5 0.52
"СМИ" 26.27 7.77 30.28 7.53 237.5 0.07
"Спорт" 20.45 3.98 22.38 7.81 318.0 0.51
"Традиции" 25.00 7.44 21.23 5.06 249.5 0.10

По сравнению с контрольной группой, у "жителей" Интернета характерным способом поведения в затруднительных обстоятельствах является активный поиск (р = 0.01), а пассивное ожидание, представляющее собой, по сути, отказ от поиска, практически не встречается (р = 0.01). Согласно полученным результатам можно говорить о том, что реакции на препятствие у носителей интернет-среды отчетливо тяготеют к полюсу активного и самостоятельного преодоления преграды. Соответственно, обвинительные-агрессивные реакции встречаются реже, а та агрессия, которую можно наблюдать в Сети возникает либо в структуре поисковой активности, либо как результат нетерпеливости в рамках циклотимического и непедантичного характера.

Второе направление наших исследований агрессивности носителей интернет-культуры включало в себя диагностику уровня агрессивных реакций и оценку уровня легитимизируемой агрессии. По шкалам этих методик были обнаружены значимые различия по половому признаку внутри экспериментальной группы "жителей" интернет-среды. Поэтому мы проводили сравнение экспериментальной и контрольной группы с учетом специфики пола. Численность контрольной группы по сравнению с первым направлением наших исследований была несколько больше 87 - 100 юношей и 62 - 66 девушек, что было обусловлено минимальным количеством выбросов в результатах контрольной группы.

Значимо низкий уровень физической агрессии в экспериментальной группе пользователей интернет-среды по сравнению с контрольной был обнаружен как у юношей, так и у девушек (см. табл. 5 и 6).

Эти данные хорошо согласуются с результатами, полученными по тесту Розенцвейга и легко объяснимы как с точки зрения особенностей "национального" характера "граждан" Сети (данные по ОЧХ), так и в связи с особенностями устройства самой среды Интернета. Действительно, виртуальный характер взаимодействия в этой среде не позволяет надолго задерживаться в ней тем, для кого физическая агрессия является привычной и необходимой формой поведения. Ведь агрессия в виртуальных играх остается все же "виртуальной", и тем, кто способен получать удовольствие от прямого физического насилия (пусть даже одобренного обществом), трудно долго оставаться в рамках только символической агрессии.

Стр. 70

По методике диагностики легитимизируемой агрессии уровня статистической значимости (р ≤ 0.05) достигают различия только у юношей по двум шкалам: "СМИ" и "Спорт". Несмотря на это, по всем шкалам (за исключением шкалы "Традиции") представители Интернет сообщества, независимо от половой принадлежности, отличаются более низким уровнем легитимизируемой агрессии в затрагиваемых методикой сферах общественной жизни (см. табл. 7).

На основании полученных результатов можно говорить о том, что нормы агрессивности в среде носителей интернет-культуры оказались более низкими, чем в современном российском обществе в целом. Отметим, что нормы отбирались нами, в частности, среди представителей таких профессий, которые ориентированны на вертикальную и горизонтальную трансляцию норм и ценностей - в группах педагогов и журналистов, а также среди представителей учащейся молодежи, к которым принадлежит и большинство испытуемых из экспериментальной группы. Это позволяет говорить, что Интернет как новая субкультура более жестко оценивает насильственные действия и содержит в своих неписанных правилах поведения меньший объем "санкционированного насилия", чем современная ей национальная культура.

ВЫВОДЫ

Результаты изучения агрессивности носителей интернет-культуры на трех уровнях - неосознаваемых реакций; содержащихся в самосознании представлений о собственном агрессивном поведении; ценностных ориентациях в сфере применения силы - позволяют говорить о низком уровне агрессивности как черты личности у представителей этой группы.

Ситуативная агрессивность, возникающая в сетевом поведении, может быть объяснена сочетанием высокой поисковой активности с неустойчивостью самооценки, неопределенностью границ Я и нетерпеливостью (развивающейся на базе низкой психомоторной выносливости).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршавский В. Конспекты к семинарам по физиологии активности человека. Рига: БРИ, 2000.

2. Аршавский В. В., Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.

3. Вежбицка А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001.

4. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Практическая психология. 2001. N 1.

5. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Наши рекомендации