Требностей, нуждаются в физически мало обременительной и социально менее регламентированной среде обитания.
Таким образом, гипертимности как черте, востребованной в обычной реальности, противостоит Я субъекта деятельности в виртуальной реальности, которое изменчиво и необременено настойчивостью и уважением к порядку. Соответственно, в среде, к которой хорошо адаптированы "жители" Интернета, у циклотимов не возникает стрессогенных ситуаций (в отличие от застревающих и педантичных - индивиды с подобными чертами характера "вымываются" из сетевых сообществ).
Воспользуемся идеей четырехполюсности шкалы А. Г. Шмелева [13] и сравним списки дезадаптивных черт циклотимов, с одной стороны, и адаптивных черт застревающих и педантичных лиц, - с другой. Свойства Интернета как среды обеспечивают возможность сдвига востребованных в этой культуре черт по шкале "требование свободы": от полюса "четкое следование нормативам" к полюсу "ролевая неопределенность"; от "низкой эмоциональности в прогнозируемых условиях" к "парадоксальным эмоциональным реакциям"; от "высокой работоспособности" и "надежности и аккуратности" к "отсутствию последовательности в принятии и реализации решений"; от "принципиальности и бескомпромиссности" и "требовательности к себе и другим" к "неустойчивой самооценке"; от "длительного сохранения интереса к одному объекту" к "немотивированным поступкам". То, к чему хорошо приспособлены застревающие индивиды с высокой конкурентоспособностью, выступает как стрессогенная ситуация (любые условия конкуренции) для циклотима.
Интернет-культура с точки зрения внешнего (инокультурного) наблюдателя толкает человека от порядка к вседозволенности; с точки же зрения того, кому на личностном уровне трудно стремиться к победе в борьбе за "свое", подобная культура предстает как пространство свободы самоопределения и самореализации. Агрессивное поведение хакеров, интернет-девиантов и чат-грубиянов выступает для самих носителей этой культуры как "санкционированное насилие" в отношении правил чужой культуры, стремящейся ограничить права и свободы "коренных народов" Сети.
Результаты изучения особенностей реакции на фрустрацию носителей интернет-культуры подтверждают наше представление о том, что агрессия этих людей занимает в структуре их деятельности место операции, а иногда цели, хотя у большинства из них не выступает в роли мотива (см. табл. 3).
Тест Розенцвейга позволил выявить важную особенность фрустрационного реагирования, характерную для членов сетевых сообществ и разработчиков сетевых ресурсов. По сравнению с контрольной в группе "жителей" интернет-среды значимо чаще (р = 0.01) встречаются интрапунитивные реакции с фиксацией на преодолении препятствия. А враждебное отношение, проявляемое в виде порицания или агрессии по отношению к кому-то, т.е. экстрапунитивная реакция с фиксацией на защите Я, встречается реже (р = 0.00). Таким образом, главным оказывается стремление разрешить проблему, найти выход из ситуации, причем сделать это предполагается с опорой на собственные усилия. Более того, фрустрирующая ситуация может быть рационализирована - интерпретируема как благоприятная, выгодная или полезная (р = 0.05).
Данные теста Розенцвейга согласуются с результатами, полученными по методике измерения готовности к поисковой активности Венгера-Ротенберга (см. табл. 4).
Таблица 3. Различия групп "жителей" интернет-среды (n = 52) и контрольной (п = 34) по шкалам методики Розенцвейга
Шкалы методики Розенцвейга | Сумма рангов | U | Р | |
"Жители" | Контрольная группа | |||
Е | 1585.5 | 760.50 | 457.50 | 0.63 |
Е | 1382.5 | 963.50 | 254.50 | 0.00 |
е | 1654.0 | 692.00 | 461.00 | 0.66 |
Г | 1505.5 | 840.50 | 267.00 | 0.05 |
I | 1603.5 | 742.50 | 475.50 | 0.81 |
i | 1739.5 | 606.50 | 375.50 | 0.12 |
М' | 1527.5 | 818.50 | 399.50 | 0.21 |
М | 1690.5 | 655.50 | 424.50 | 0.35 |
m | 1694.5 | 651.50 | 420.50 | 0.29 |
i% | 554.5 | 348.50 | 117.50 | 0.01 |
Е'% | 372.5 | 530.50 | 141.50 | 0.06 |
-----
Курсивом выделены значимые различия при р ≤ 0.05.
Таблица 4. Различия групп "жителей" интернет-среды (п = 52) и контрольной (п = 34) по шкалам методики Венгера-Ротенберга
Шкалы методики | Сумма рангов | U | Р | |
"Жители" | Контрольная группа | |||
Активное поведение | 2153.0 | 773.0 | 422.00 | 0.01 |
Пассивное поведение | 1673.0 | 1253.0 | 398.00 | 0.01 |
Стереотипное поведение | 1920.5 | 1005.5 | 645.50 | 0.96 |
Хаотическое поведение | 1931.5 | 994.5 | 643.50 | 0.94 |
-----
Курсивом выделены значимые различия при p ≤ 0.05.
Стр. 69
Таблица 5. Дескриптивные статистики и различия по шкалам методики Басса-Перри у юношей из экспериментальной (n = 27) и контрольной (n = 100) групп
Шкалы методики Басса-Перри | "Жители" | Контрольная группа | U | Р | ||
M | σ | M | σ | |||
Физическая агрессия | 24.05 | 5.68 | 26.6 | 5.72 | 1632 | 0.049 |
Гнев | 20.49 | 4.47 | 20.47 | 5.43 | 0.67 | |
Враждебность | 20.05 | 6.69 | 22.13 | 4.82 | 0.55 |
Курсивом выделены значимые различия при p ≤ 0.05.
Таблица 7. Дескриптивные статистики и различия по шкалам методики диагностики уровня легитимизации агрессии у мужчин из экспериментальной (n = 27) и контрольной (n= 87) групп
Шкалы методики легитимизации агрессии | "Жители" | Контрольная группа | U | Р | ||
M | σ | M | σ | |||
"Политика" | 56.58 | 14.86 | 61.35 | 12.05 | 735.5 | 0.11 |
"Личный опыт" | 48.42 | 11.46 | 52.82 | 8.99 | 711.0 | 0.08 |
"Воспитание" | 25.26 | 9.02 | 28.11 | 6.54 | 711.0 | 0.08 |
"СМИ" | 28.89 | 6.82 | 34.22 | 7.41 | 572.5 | 0.01 |
"Спорт" | 22.32 | 6.72 | 27.10 | 7.09 | 608.5 | 0.01 |
"Традиции" | 26.32 | 5.69 | 25.72 | 7.09 | 894.0 | 0.68 |
-----
Курсивом выделены значимые различия при p ≤ 0.05.
Таблица б. Дескриптивные статистики и различия по шкалам методики Басса-Перри у девушек из экспериментальной (n = 25) и контрольной (n = 66) групп
Шкалы методики Басса-Перри | "Жители" | Контрольная группа | U | Р | ||
М | σ | М | σ | |||
Физическая агрессия | 17.18 | 2.86 | 21.27 | 5.99 | 697.5 | 0.01 |
Гнев | 22.45 | 4.29 | 22.5 | 5.63 | 1237.5 | 0.96 |
Враждебность | 22.27 | 5.29 | 22.39 | 5.51 | 0.95 |
-----
Курсивом выделены значимые различия при р ≤ 0.05.
Таблица 8. Дескриптивные статистики и различия по шкалам методики диагностики уровня легитимизации агрессии у женщин из экспериментальной (n = 25) и контрольной (n = 62) групп
Шкалы методики легитимизации агрессии | "Жители" | Контрольная группа | U | Р | ||
М | σ | М | σ | |||
"Политика" | 53.82 | 12.07 | 57.08 | 11.37 | 280.5 | 0.23 |
"Личный опыт" | 35.55 | 10.73 | 42.50 | 11.22 | 247.0 | 0.09 |
"Воспитание" | 24.45 | 6.22 | 26.24 | 8.98 | 318.5 | 0.52 |
"СМИ" | 26.27 | 7.77 | 30.28 | 7.53 | 237.5 | 0.07 |
"Спорт" | 20.45 | 3.98 | 22.38 | 7.81 | 318.0 | 0.51 |
"Традиции" | 25.00 | 7.44 | 21.23 | 5.06 | 249.5 | 0.10 |
По сравнению с контрольной группой, у "жителей" Интернета характерным способом поведения в затруднительных обстоятельствах является активный поиск (р = 0.01), а пассивное ожидание, представляющее собой, по сути, отказ от поиска, практически не встречается (р = 0.01). Согласно полученным результатам можно говорить о том, что реакции на препятствие у носителей интернет-среды отчетливо тяготеют к полюсу активного и самостоятельного преодоления преграды. Соответственно, обвинительные-агрессивные реакции встречаются реже, а та агрессия, которую можно наблюдать в Сети возникает либо в структуре поисковой активности, либо как результат нетерпеливости в рамках циклотимического и непедантичного характера.
Второе направление наших исследований агрессивности носителей интернет-культуры включало в себя диагностику уровня агрессивных реакций и оценку уровня легитимизируемой агрессии. По шкалам этих методик были обнаружены значимые различия по половому признаку внутри экспериментальной группы "жителей" интернет-среды. Поэтому мы проводили сравнение экспериментальной и контрольной группы с учетом специфики пола. Численность контрольной группы по сравнению с первым направлением наших исследований была несколько больше 87 - 100 юношей и 62 - 66 девушек, что было обусловлено минимальным количеством выбросов в результатах контрольной группы.
Значимо низкий уровень физической агрессии в экспериментальной группе пользователей интернет-среды по сравнению с контрольной был обнаружен как у юношей, так и у девушек (см. табл. 5 и 6).
Эти данные хорошо согласуются с результатами, полученными по тесту Розенцвейга и легко объяснимы как с точки зрения особенностей "национального" характера "граждан" Сети (данные по ОЧХ), так и в связи с особенностями устройства самой среды Интернета. Действительно, виртуальный характер взаимодействия в этой среде не позволяет надолго задерживаться в ней тем, для кого физическая агрессия является привычной и необходимой формой поведения. Ведь агрессия в виртуальных играх остается все же "виртуальной", и тем, кто способен получать удовольствие от прямого физического насилия (пусть даже одобренного обществом), трудно долго оставаться в рамках только символической агрессии.
Стр. 70
По методике диагностики легитимизируемой агрессии уровня статистической значимости (р ≤ 0.05) достигают различия только у юношей по двум шкалам: "СМИ" и "Спорт". Несмотря на это, по всем шкалам (за исключением шкалы "Традиции") представители Интернет сообщества, независимо от половой принадлежности, отличаются более низким уровнем легитимизируемой агрессии в затрагиваемых методикой сферах общественной жизни (см. табл. 7).
На основании полученных результатов можно говорить о том, что нормы агрессивности в среде носителей интернет-культуры оказались более низкими, чем в современном российском обществе в целом. Отметим, что нормы отбирались нами, в частности, среди представителей таких профессий, которые ориентированны на вертикальную и горизонтальную трансляцию норм и ценностей - в группах педагогов и журналистов, а также среди представителей учащейся молодежи, к которым принадлежит и большинство испытуемых из экспериментальной группы. Это позволяет говорить, что Интернет как новая субкультура более жестко оценивает насильственные действия и содержит в своих неписанных правилах поведения меньший объем "санкционированного насилия", чем современная ей национальная культура.
ВЫВОДЫ
Результаты изучения агрессивности носителей интернет-культуры на трех уровнях - неосознаваемых реакций; содержащихся в самосознании представлений о собственном агрессивном поведении; ценностных ориентациях в сфере применения силы - позволяют говорить о низком уровне агрессивности как черты личности у представителей этой группы.
Ситуативная агрессивность, возникающая в сетевом поведении, может быть объяснена сочетанием высокой поисковой активности с неустойчивостью самооценки, неопределенностью границ Я и нетерпеливостью (развивающейся на базе низкой психомоторной выносливости).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аршавский В. Конспекты к семинарам по физиологии активности человека. Рига: БРИ, 2000.
2. Аршавский В. В., Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.
3. Вежбицка А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001.
4. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Практическая психология. 2001. N 1.
5. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.