Когнитивное обусловливание отстранения
Принципы
Обусловливание отстранения наиболее часто используется в сочетании с техниками негативного обусловливания. Любой стимул, который смещает неприятное состояние, становится негативным подкреплением. Если терапевт сформировал у клиента условный рефлекс ощущать боль каждый раз, как он думает о чем-то определенном, то он должен также научить его отстраняться от этой боли, думая о чем-то рациональном. Рациональные мысли будут появляться с большей вероятностью, в то время как иррациональные — с меньшей.
Полная парадигма «отвращение-отстранение» часто называ- ■ ется скрытой сенсибилизацией и может быть изображена в виде диаграммы, такой, как следует ниже. В данном примере у животного формируется рефлекс боязни красного света, потому что тот связан с ударом электрическим током. Ток прекращается, если животное нажимает на рычаг, который переключает красный свет на зеленый. Таким образом, нажатие рычага и появление зеленого света подкрепляются негативно и частота их появления возрастает.
То, что справедливо для таких действий, как нажатие рычага, справедливо и для мыслей. В когнитивном примере рациональная мысль позволяет клиенту уйти от боли, вызванной иррациональной мыслью. Вероятность возникновения иррациональной мысли (НС) уменьшается, в то время как рациональной — увеличивается. В результате рациональная мысль негативно подкрепляется.
Метод 1.
Уход от неприятного состояния
Свяжите неприятный стимул с негативным убеждением. Вы можете использовать самонаказание, образы, вызывающие отвращение, неприятные физические ощущения или негативные определения (см. предыдущий раздел, посвященный негативному обусловливанию).
После того как было сформировано неприятное состояние, пусть ваш клиент начинает думать о чем-то реалистичном и рациональном. Когда мысли будут отчетливыми, немедленно выводите его из негативного состояния. Если для создания этого состояния применялся удар пальца током, прекратите его сразу же, как только предложите рациональную мысль. Если используется негативный образ, он должен смениться на позитивный одновременно с появлением рациональной мысли. Например, в случае обусловливания отвращения, упомянутом ранее (сцена рвоты, переплетенная с иррациональной мыслью «кому-то нужно обо мне заботиться», стр. 154-155), была предложена следующая сцена для выхода.
Вас еще очень сильно тошнит. Вас почти рвет, но вы начинаете думать о том, что на самом деле можете позаботиться о себе сами, сами можете решить свои проблемы. Вы можете починить машину и раковину, вы можете разобраться с овердрафтом в банке. Вы можете выдержать конфронтацию со своим другом и боссом. Вам тут же становится лучше. Вы делаете глубокий вдох, и ваши легкие и живот начинают очищаться. Вы выходите из дома и ощущаете свежий, чистый воздух. Солнце согревает вас. Дует легкий ветерок. Вы ложитесь на мягкую, пушистую траву под раскидистым деревом, расслабляясь, в то время как думаете о собственной силе и о том, как сами будете решать свои проблемы. Вы возвращаетесь в дом и распахиваете все окна. Вы все убираете, оттираете полы, стены, ковры и мебель. Вы выбрасываете испачканную одежду и одеваетесь в новую, свежую, накрахмаленную. Вы начинаете думать о том, как самостоятельно справитесь и с другими своими проблемами, как только покончите с этими. Вы решаете больше никогда никого не просить помочь вам с проблемами, которые вы можете решить сами. Вы чувствуете себя уверенной и оптимистичной.
Метод 2.
Снижение тревоги
Еще одна форма обусловливания отстранения называется облегчением тревоги. В этой технике используются те же процедуры, что и в предыдущем методе, только здесь клиент ищет спасения от тревоги, а не от каких-либо иных неприятных стимулов. В сцене ухода клиент представляет, что напряжение быстро исчезает, как только он принимает рациональную мысль.
Комментарий
Существенной чертой всех техник отстранения является то, что клиент выходит из неприятного состояния только тогда, когда он начинает думать реалистично, что делает мысль негативным подкреплением. Какая бы техника выхода ни применялась, терапевт должен записать процедуру и убедительно попросить клиента прослушивать кассету по крайней мере трижды в неделю. Клиенты чувствуют себя значительно лучше после обусловливания отстранения, чем после негативного обусловливания. Ассоциативные связи усиливаются, так же как и мотивация к работе над техникой у клиента.
Дополнительная информация
Каутела проделал, вероятно, самую большую работу по обусловливанию образного отстранения (Asher & Cautela, 1974; Brownell, Hayes, and Barlow, 1977; Cautela, 1966, 1967, 1971b; Hayes et al., 1978; Kazdin & Smith, 1979). Недавно начались дискуссии, какая — когнитивная или бихевиоральная — теория лучше объясняет подобные понятия (Wilson, Hayes, Gifford, 1997). Обратитесь также к ссылкам, перечисленным в разделах по избеганию и отвращению.
СКРЫТОЕ ИЗБЕГАНИЕ
Принципы
Обусловливание избегания подобно обусловливанию отстранения с тем лишь отличием, что в первом акцент ставится скорее на предотвращении появления неприятных стимулов, чем на их первичном воздействии. В основе этой техники лежит подкрепление любых действий, которые направлены на избегание неприятных эмоций, что увеличивает вероятность появления этих действий в будущем. Так же, как и для поведения, это справедливо и для мыслей. Клиенты склонны сильно держаться за любую мысль, которая предохраняет их от тревоги. Классические примеры избегающих мыслей:
- Я не должен думать о своих проблемах.
- Я не должен изменяться, перемены опасны.
- Это вина моих родителей (супруга, начальника, терапевта).
- Я не несу ответственности за то, что случилось с моей жизнью.
В методе скрытого избегания используется тот же принцип,
когда клиент меняет свои мысли таким образом, что может справляться с проблемами более успешно. (Как и во всех описанных в книге техниках, необходимо избегать крайностей. Цель данного метода — избежать боли, а не научить клиента увиливать от ответственности при каждой возможности.) Рациональное убеждение замещается иррациональным; если это получается, рациональная мысль становится сильнее.
Если клиент генерирует рациональные мысли, представляя начало неприятной сцены, то негативные стимулы (будь то образ рвоты, удар током или представление о наихудших последствиях) избегаются. Если у клиента нет в этот момент рациональных мыслей, то неприятные стимулы действуют в полном объеме и продолжаются до тех пор, пока рациональные убеждения наконец не появятся. Клиенты быстро научаются тому, что рациональное мышление отсрочивает или устраняет наказание.
Метод
1. Составьте иерархию проблемных ситуаций и сопровождающих их иррациональных мыслей.
2. Выберите нижний уровень в иерархии и попросите клиента представить ситуацию и связанные с ней мысли. Свяжите мысли с отрицательной эмоцией, образом или внешним негативным стимулом. Повторите несколько раз, пока клиент не свяжет отрицательные чувства с иррациональной мыслью. Негативная эмоция должна быть достаточно сильной и неприятной.
3. Пусть клиент вообразит ту же ситуацию, но на этот раз заменит иррациональную мысль рациональной непосредственно перед тем, как появится отрицательная эмоция. Если клиент сильно убежден в рациональной мысли, то неприятные стимулы не появляются, если он в нее не верит — наоборот.
4. Продолжайте чередовать второй и третий шаг, продвигаясь вверх по иерархии, так чтобы ваш клиент научился тому, что рациональное мышление поможет ему избежать негативных последствий.
Пример
Множество рациональных мыслей могут помочь клиенту избежать негативных эмоций. Вот некоторые из них.
1. Я могу быть счастлив, даже если не все идет отлично.
2. Я могу наслаждаться жизнью, даже если у меня было плохое детство.
3. Я всегда могу себя простить за прошлые ошибки.
4. Настоящие опасности по большей части внешние. Ни одна мысль или эмоция не может принести мне вреда.
5. Я не виновен в тех событиях, которые не могу контролировать.
6. Я признаю, что временами я впадаю в депрессию или тревогу, но, чтобы в целом быть счастливым, я не должен избавляться от этих эмоций.
7. Мое смущение может быть забавным как для меня, так и для других. Я могу себе позволить над собой посмеяться.
8. Моя жизнь не так важна для человечества, чтобы я жил в страхе, что все возможные несчастья могут на меня обрушиться.
9. Я не центр Вселенной для всех и каждого. Люди не живут только для того, чтобы замечать, сколько ошибок я натворил.
10. Мир создала природа, а не я. Он не должен следовать моим понятиям равенства, правосудия и справедливости.
11. Невозможно быть во всем лучше всех.
12. Никому не будет дела до моих мелких ошибок после того, как я уйду.
13. Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что многое, волновавшее меня в прошлом, оказалось неважным и незначительным.
14. Чем большего я достигну, тем сильнее люди будут меня недолюбливать. Я должен помнить эпиграмму Марка Твена: «Немногие из нас могут пережить процветание — другого человека, я имею в виду».
15. Если я не достигну славы, это не будет препятствовать прогрессу человечества. Фактически никто и не заметит. Люди слишком озабочены своими исканиями.
16. Природа не наделила меня властью контролировать все, что происходит вокруг меня. Между прочим, это не так весело — отвечать за все на свете.
17. Я не единственный, кто упускает беззаботную жизнь. Ее нет ни у кого. Даже у тех, кто кажется счастливым, ее нет! Эта иллюзия создается, потому что мы недостаточно знаем таких людей. Миллионер восседает на куче разбитых отношений, кинозвезда утрачивает возможность просто прогуляться по улице и не быть пойманным папарацци. Неженатый человек страдает от одиночества, женатый — от скуки. У всех у нас есть яркие моменты в жизни, и в эти немногие быстротечные моменты мир вокруг нас кажется искрящимся (рождение ребенка, ночь с любимым человеком, победа в крупной игре, получение звания и т. д.).
Единственная настоящая глупость — награждать эти светлые минуты такими мыслями: «Это недостаточно хорошо. И это все? Это не то, что я ожидал. Как скоро это закончится? Интересно, правильно ли я все воспринимаю? У других случаются более счастливые моменты».
Комментарий
С большей частью наших клиентов обусловливание избегания происходит естественным образом после того, как они опробовали обусловливание отвращения-отстранения, когда они начинают в условной последовательности мыслить реалистически, для того чтобы уйти от негативных стимулов.
Дополнительная информация
Основополагающие принципы обусловливания избегания были установлены много лет назад. Селигман и Джонсон (Seligman and Johnson, 1973) делали акцент на когнитивных компонентах. Работы некогнитивной направленности: Azrin, Huchinson, and Hake (1967), de Villiers (1974), Foree and Lo Lordo (1975), Garcia and Koelling (1966), Herrnstain (1969), Hineline and Rachlin (1969), Kamin (1956), Kamin, Brimer and Black, (1963), Mowrer and Lamoreaux (1946), Richie (1951), Sidman (1953, 1966), Solomon (1964), Solomon and Wynne (1954, 1956), Turner and Solomon (1962).
Недавно бихевиористы стали утверждать, что научение когнитивному избеганию может иметь для пациентов негативные последствия. Подавление может вызвать обратный эффект (Hayes, 1995; Hayes, Strosahl, & Wilson, 1996; Hayes & Wilson, 1994; Hayes, Wilson, Gifford, Follette & Strosahl, 1996).
Глава 5 ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ: МЯГКИЕ
В предыдущей главе были описаны техники оспаривания, которые призваны увеличить уровень психического возбуждения клиента. Высокоэмоциональное опровержение может быть эффективно применительно убеждений определенного типа, особенно когда оно возбуждает гнев клиента против собственных иррациональных убеждений. Агрессивная или ассертивная атака депрессивных или пассивных мыслей помогает клиентам изменить не только свое мышление, но и эмоции, которые его сопровождают. Но иногда более эффективным оказывается объединение с идеями клиента спокойных эмоций. Низкоэмоциональные техники, например, спокойное оспаривание в расслабленном состоянии, могут снизить сильное возбуждение клиента и осуществить изменение убеждений более мягким
образом.
Убеждения, вызывающие тревогу, часто гораздо лучше менять в расслабленном состоянии. Теоретически предполагается, что мягкое опровержение снижает тревогу клиента, в то время как агрессивное ее увеличивает. В состоянии релаксации иррациональное убеждение подвергается воздействию как противоположной мысли, так и противоположной эмоции, которые становятся двумя активными компонентами терапии.
В этой главе описано, как обучить клиента использовать спокойные эмоции для опровержения своих убеждений.