From cognitive psychology to psychology of subject 5 страница
Аналогично, можно рассматривать ментальные тенденции и в российской психологии, среди российских психологов.
Так, индивидуалистско-капиталистический менталитет, ориентированный на ценности западного рыночного мира, выражается последователями многочисленных направлений западной психологии (от архаичного фрейдизма до гуманистической психологии, от практики Т-групп до НЛП и т.п.). Однако многие западные психологические концепции, возникшие в конечном счете из традиций протестантизма и философии прагматизма, плохо стыкуются с основными отечественными менталитетами (прежде всего, православно-славянским и исламо-тюркским). Коллективистско-социалистический менталитет продолжает жить прежде всего в работах психологов старшего поколения (труды в русле отечественных теорий отражения, деятельности, отношений, коллектива и др.). Мозаично-эклектический псевдоменталитет и в какой-то мере даже криминальный менталитет выражаются различными антинаучными, но широко рекламируемыми мистическими и шарлатанскими психопрактиками ("иррациональная психология", психоастрология, всевозможные самозванные психоаналитики, "белые" и "черные" маги с их приемами внушения и зомбирования). Наконец, православно-российский менталитет, имеющий тысячелетнюю историю, начинает все активнее проявляться в работах и практике православно-ориентированных психологов, сочетающих научный подход с ценностями православия (любовь к Богу и ближнему, совесть, духовность, соборность, противостояние порока и др.) [10, 24]. Заметим, что православное христианство традиционно оказывалось совместимым с научной деятельностью российских ученых - от М. Ломоносова, Н. Пирогова и Д. Менделеева до И. Павлова, А. Ухтомского и Л. Гумилева. Более того, такие ученые, как энциклопедически образованный и разносторонний П. Флоренский или лауреат сталинской премии по медицине В. Войно-Ясенецкий, даже были священниками (отцом
стр. 41
Павлом, архиепископом Лукой). Среди современных российских священников и монахов имеются кандидаты психологических и педагогических наук. На основании вышесказанного можно предложить методологический принцип полиментальности в социально-психологических исследованиях.
Безусловно в настоящее время в работах молодых социальных психологов преобладают западные концепции и методики. Но всегда ли они адекватны российской аудитории? И не затянулась ли у нас "детская болезнь" западничества? Здесь уместно напомнить очень актуальные для российских психологов именно сейчас, в наше квазирыночное время, мысли известных американских психологов: "Я люблю Америку больше любой другой страны, и тем не менее я все время думаю о том, как нам выкарабкаться из той ямы бездуховности и манипуляций, в которую мы вползаем. Как, как, как, скажите вы мне, нам заниматься бизнесом и при этом не отрываться от концепции ценности человеческой личности и человеческого достоинства? Великий психоаналитик Карэн Хорни писала по этому поводу: "Противоречие в том, что, с одной стороны, мы ценим и превозносим концепцию конкуренции как двигателя прогресса, а с другой - не устаем пропагандировать братскую любовь и смирение"" [25, с. 127 - 128]. То есть идеология рынка и христианская идеология (да и тот же гуманизм) плохо стыкуются между собой, тем более в России, с ее православными и общинно-артельными традициями1. Именно об этом должны серьезно задуматься российские социальные психологи, особенно работающие в сфере психологии бизнеса, PR, рекламы, СМИ. Это стратегическая методологическая проблема, особенно учитывая нестяжательские ценности большинства россиян, с их архетипами, присущими российско-православной и советско-коллективистической ментальностям.
Ведают ли что творят те социальные и политические психологи, которые готовят якобы бизнесменов, якобы лидеров, якобы политиков, якобы победителей? А на самом деле - людей без идеалов и принципов, манипуляторов и шарлатанов. В связи с этой и ей подобными проблемами становится очевидной насущная необходимость этического принципа в социальной психологии, необходимость нравственного бережного подхода ко всем людям, в том числе и участникам социально-психологических исследований: от респондентов и испытуемых до опрашивающих, экспериментирующих. В идеале методологический принцип этики в социальной психологии должен удовлетворять критериям истины, добра и красоты, что означает честный научный поиск истины, изначально доброжелательное отношение к людям и стремление способствовать их духовно-нравственному и физическому развитию.
С позиций системного и комплексного подходов наиболее достоверное и полное знание о социально-психологических явлениях можно приобрести, изучая одновременно и взаимосвязанно три аспекта человеческого мира: реальное поведение людей, сознание (его осознанные и неосознанные компоненты) и внешнюю ситуацию (условия, среду) их жизнедеятельности. При этом поведение лучше и адекватней всего изучать методами наблюдения и естественного (полевого) эксперимента, сознание - опросными, тестовыми методиками и посредством лабораторного эксперимента, а ситуацию (среду) - при помощи того же наблюдения, а также контент-анализа отражающих ее документов. В этом контексте можно говорить о методологическом принципе комплексного изучения в социальной психологии.
В свою очередь, источниками познания социально-психологических явлений могут быть не только данные научных исследований, полученные специальными методами, но и материалы интуитивно-житейского наблюдения и познания (обычно незаурядными одаренными людьми) вроде записок путешественников, мемуаров и писем людей различных профессий и т.п. - иногда это удивительные дневники, которые можно рассматривать как своеобразное систематическое самонаблюдение, например, известный детализированный дневник биолога А. А. Любищева, содержащий даже статистику различных его действий и образа жизни.
Особыми источниками социально-психологического познания являются художественная литература и искусство, а также публицистика. Произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого до сих пор остаются несомненными вершинами художественного представления о природе человека и социально-психологических явлениях, которые во многом опередили научную психологию. В современном искусстве, как правило, субъективное самовыражение и развлекательность преобладают над глубоким объективным психологическим анализом, вплоть до полного абсурда в стиле постмодерна. Однако и сейчас существуют произведения прозы и кинематографа, отличающиеся глубиной социально-психологического познания.
Социально-психологическая наука располагает целым рядом своих категорий (понятий, концептов). К числу наиболее "устоявшихся" понятий в отечественной социальной психологии относятся: общение (отличается от термина "коммуникация"), коммуникация (в том числе массовая), отношение (отличается от понятий "установка" и
1 По репрезентативным данным Центра Ю. Левады, количество православных в стране равно 61% (2003 г.) [2], по репрезентативным данным НИИКСИ СПбГУ, православными в Санкт-Петербурге (далеко не самом православном городе России) считают себя 55% (2004 г.) [19].
стр. 42
"аттитюд"), группа (в том числе большая, малая, неформальная, референтная), коллектив (понятие, развитое в советской социальной психологии и педагогике), групповая структура и динамика, организация, аудитория, толпа, личность, межличностная совместимость-несовместимость, конфликт, социализация, социальные ценности, ценностные ориентации, социальные нормы, социальный контроль, социальная роль, социальная перцепция, социальная атрибуция, социальный стереотип, эмпатия, идентификация, социальное управление, руководство, лидерство, стиль лидерства, конформность, процессы (механизмы) подражания, внушения (суггестии), убеждения, заражения (психического), социально-психологический климат, общественное настроение, социальные представления, эффект "мы и они", "эффект бумеранга", мода, реклама, слухи, паника и др. В современных условиях понятийный аппарат социальной психологии пополняется новыми для нее терминами, в том числе приходящими из других социальных и гуманитарных дисциплин (например, "аномия", "архетип", "аккультурация", "менталитет", "социальная манипуляция", "социальное отчуждение", "пассионарность" и др.).
К настоящему времени в социально-психологической науке сложилась целая система разнообразных исследовательских и практических методов. Наиболее известная (цитируемая) отечественная классификация методов социальной психологии была предложена В. Е. Семеновым в 1977 г. [9, с. 8; 14, с. 194]2:
I. Методы эмпирического исследования:
1. Наблюдение (включенное и со стороны).
2. Изучение документов (качественное и количественное, контент-анализ).
3. Опрос (интервью, анкетирование).
4. Специализированные социально-психологические методы (социометрия, групповая оценка личности, фокус-группа и др.).
5. Тесты (методика Т. Лири, опросник Г. Айзенка, рисуночный тест С. Розенцвейга и др.).
6. Эксперимент (лабораторный и естественный, полевой).
II. Методы моделирования (структурное и динамическое, математическое и эмпирическое).
III. Управленческо-воспитательные методы (социодрама, ролевые игры, тренинг коммуникативной компетентности и др.).
В данной классификации методы эмпирического исследования понимаются шире, чем просто методы сбора первичной информации. В идеале они включают и адекватные способы обработки полученных первичных данных (например, социометрия или тесты имеют свой специфический стандартизированый аппарат математической обработки данных), т.е. представляют собой определенный процедурный алгоритм. В отличие от группировок эмпирических методов, предложенных другими авторами, мы пытаемся упорядочить эти методы, ранжируя их по некоторой комбинированной суммарной шкале: от более давних к более новым, современным, от фиксирующих внешнее поведение к устанавливающим внутренние личностные характеристики и каузальные зависимости, от менее контролируемых, нестандартизированных к более контролируемым, стандартизированным.
Начиная с наиболее старого универсального метода - наблюдения (в данном случае за "живым" поведением, деятельностью людей), мы переходим к изучению документов, которое является как бы наблюдением в сфере знаков, документов, продуктов деятельности людей. Затем следует переход к опросу, при помощи которого обычно пытаются выявить более глубокие внутренние характеристики личности, хотя и более субъективным способом по сравнению с предыдущими методами. Далее нами выделяется группа специализированных социально-психологических методов, которые имеют свои особые частные задачи, процедуру и технику, отличающиеся от других более обобщенных методов, в частности эти методы обычно более стандартизированы, чем опросные. Стандартизация роднит их с предельно алгоритмизированными методами тестов. И, наконец, завершает методы эмпирических социально-психологических исследований эксперимент как высшая форма эмпирического познания, метод, позволяющий выявить причинно-следственные связи и закономерности.
Моделирование (от простейших структурных схем до сложных динамических математических моделей) следует за методами эмпирического исследования, так как может выступать и в качестве источника эмпирической информации, и в качестве средства для теоретических построений, но всегда требует определенной концептуализации имеющихся данных. Таким образом, продвигаясь от сбора первичной информации, через ее концептуализацию, теоретическое осмысление, мы закономерно приходим к методам практического применения полученных социально-психологических знаний, которые условно можно назвать управленческо-воспитательными методами. Эти методы направлены на выработку навыков эффективных совместных действий и общения, на корректировку конфликтов и напря-
2 В социально-психологическом смысле судьба этой классификации весьма поучительна: при всех многочисленных ссылках на нее в самых солидных трудах [1, 11, 12, 20, 21, 22] ни разу не было названо имя ее создателя, либо классификация вообще приписывалась другим авторам, хотя авторство было четко указано в первоисточнике [9, с. 8]. В данном случае мы имеем дело с феноменом неадекватной социальной перцепции у самих же социальных психологов, по принципу "сапожника без сапог".
стр. 43
жений в группах и коллективах, а также на формирование и изменение социальных установок личности, на ее корректирование и развитие.
Почти все перечисленные методы в настоящее время благодаря усилившимся связям между социальными науками являются практически междисциплинарными и применяются не только в социальной психологии, но и в других науках (например, в социологии, социальной антропологии, педагогике). Однако специфика социально-психологической теории, ее понятийного аппарата и задач накладывает особый отпечаток на использование и конкретные формы данных методов в социально-психологических исследованиях.
Распространение разнообразных манипулятивных (например, НЛП) социально-психологических методов ставит перед социальными психологами и ряд нравственных проблем, связанных с возможностью и допустимостью скрытого вторжения в жизнь людей. При этом ученые прежде всего должны руководствоваться принципами научной и человеческой этики, а также специальным этическим кодексом психолога. Другой больной проблемой современной отечественной социально-психологической науки является дефицит собственных оригинальных концепций и теорий, в том числе отражающих национально-культурное своеобразие, специфику российской общественной психологии.
В связи с этим, российским социальным психологам надо помнить, что у них есть свое колоссальное теоретико-методологическое самобытное богатство, которое пока только единицы пытаются синтезировать и использовать в своей работе. Я имею в виду, во-первых, русскую духовную философию и христианскую антропологию XX в. (Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Зеньковский, И. Ильин, Н. Лосский, Г. Федотов, С. Франк и др.), во-вторых, отечественные историко-антропологические, социолого-культурологические и психолого-педагогические концепции (Н. Данилевский, К. Леонтьев, Н. Михайловский, К. Ушинский, В. Плеханов, А. Макаренко, П. Сорокин, Л. Гумилев и др.) и, в-третьих, фундаментальные психофизиологические теории И. Сеченова, И. Павлова, В. Бехтерева, А. Ухтимского. Безусловно, необходимо по-новому взглянуть и на наследие видных отечественных русских и советских психологов (А. Лазурский, Г. Челпанов, П. Блонский, Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, Б. Ананьев, В. Мясищев, Б. Теплов, Б. Поршнев, К. Платонов, Б. Ломов и др.). На таком фундаменте, и, конечно, с учетом достижений зарубежной психологии, можно строить новую российскую социально-психологическую науку. В методологическом плане в связи с волюнтаристски-форсируемыми процессами глобализации и капитализации общества представляется весьма актуальным и полезным развивать контакты и совместные исследования с представителями таких научных дисциплин, как история, социальная антропология и этнология, в том числе сравнительные исследования в различных регионах страны и разных странах мира (компаративистские исследования).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001.
2. Дубин Б. Массовая религиозная культура в России// Вестник общественного мнения. 2004. N 3. С. 35 - 44.
3. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
4. Кузьмин Е. С. Актуальные проблемы социальной психологии. Л., 1987.
5. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
6. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
7. Ментальность российской провинции (Сборник материалов Всероссийской конф.). Самара, 2005.
8. Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975.
9. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977.
10. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.
11. Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998.
12. Парыгин Б. Д. Социальная психология (проблемы методологии, истории и теории). СПб., 1999.
13. Свенцицкий А. Л. История формирования научного социально-психологического знания // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 28 - 40.
14. Семенов В. Е. Методы промышленной социальной психологии // Промышленная социальная психология / Под. ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л., 1982. С. 194 - 203.
15. Семенов В. Е. Ф. М. Достоевский и социальная психология // Социальные проблемы познания и управления. Томск, 1984. С. 156 - 158.
16. Семенов В. Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. 1997. Вып. 5. (N 27). С. 59 - 67; То же // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 485 - 492.
17. Семенов В. Е. Полиментальность как новый концепт в социально-психологических исследованиях // Современная психология: состояние и перспективы. Т. 2 // Отв. ред. А. В. Брушлинский, А. Л. Журавлев. М., 2002. С. 226 - 229.
18. Семенов В. Е. Художественное творчество и российская полиментальность // Современные проблемы российской ментальности (Материалы Всероссийской науч. - практич. конф.) / Под ред. В. Е. Семенова. СПб., 2005. С. 68 - 71.
стр. 44
19. Семенов В. Е. Российская полиментальность и тенденции ее развития // Социальные и ментальные тенденции современного российского общества (Человек и общество. Вып. XXXI) / Под ред. В. Е. Семенова. СПб., 2005. С. 8 - 29.
20. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999.
21. Социальная психология (Учебное пособие для вузов) / Под ред. А. Л. Журавлева. М., 2002.
22. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 2001.
23. Современная психология в трудах отечественных психологов (Хрестоматия) / Сост. А. Л. Свенцицкий. СПб., 2000.
24. Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.
25. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.