Teaching of chess-play as a tool of intellectual development of elementary schoolers 4 страница
Автор: Г. А. ВАЙЗЕР
22 - 23 апреля 2004 г. в Психологическом институте РАО (Москва) в рамках мероприятий, посвященных 90-летию института, проведен десятый (юбилейный) симпозиум по проблемам смысла жизни и акме. В работе симпозиума участвовали научные сотрудники, преподаватели вузов, учителя, студенты, представители общественных организаций (121 человек) из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Орла, Ульяновска, Самары и Самарской области, Горно-Алтайска, Оренбурга и Оренбургской области, Нальчика, Тульской области (Россия); Киева, Кировограда (Украина); Кишинева (Молдова). Проведено 3 пленарных заседания и 2 "круглых стола" ("Смысл жизни и акме: X лет поиска", "Порождение и постижение смыслов").
Участников симпозиума приветствовали зам. директора ПИ РАО Малых С. Б., зам. директора ИП РАН Знаков В. В., председатель Московского отделения РПО Д. Б. Богоявленская, которые отметили результативность и перспективность десятилетнего поиска большого коллектива исследователей.
В обобщающем докладе А. А. Бодалева и А. А. Деркача (Москва) "О некоторых важных задачах, решаемых акмеологией" подведены итоги ранее проведенных исследований и поставлен вопрос: как сделать акмеологию менее подверженной академизму и, сохраняя в ней подлинную научность, непрерывно повышать ее практическую востребованность. В докладе показана важность использования специалистами-акмеологами комплексного и системного подходов с учетом специфики предмета исследования. Особое значение имеет применение субъектного подхода, ориентирующего взрослого человека на достижение оптимума в своем развитии.
В. Э. Чудновский (Москва) в докладе "О личностном фундаменте становления смысложизненных ориентации" отметил, что созревание смысложизненных ориентации подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития. Автор ввел понятие "личностный фундамент" смысложизненных ориентации и показал, что способности человека, его склонность к труду, адекватное отношение к успехам и неудачам, общение с самим собой значимы не только сами по себе, но и как составляющие того фундамента, на котором возникает психологический механизм смысла существования.
В докладе "Особенности структурного строения смысловой структуры личности" В. Т. Асеев (Москва) раскрыл важные отличия обычных, рутинных возможностей и существующих достижений у пределов фундаментальных возможностей личности. Высшие достижения личности следует в психолого-акмеологическом плане характеризовать как оптимальные, далеко отстоящие от зоны действительно предельных возможностей человека. В докладе "Почему среди проблем, исследуемых акмеологией, должна быть проблема изучения людей, относимых к великим или выдающимся?" А. А. Бодалев подчеркнул, что постижение общего и особенного в характеристиках процесса развития неординарных творцов нового необходимо для внесения существенных корректив в действующие системы обучения, воспитания и профессиональной подготовки, чтобы резко повысить их эффективность в формировании физически здорового, духовно богатого, способного к постоянному творчеству молодого поколения.
О психологии субъекта шла речь в докладе В. В. Знакова (Москва) "Самопонимание субъекта как проблема психологии человеческого бытия". Он отметил, что формирование человека как субъекта предполагает высокую степень развития навыков самопознания и самопонимания, обеспечивающих ему взгляд на себя со стороны. Представляют интерес результаты эмпирических исследований: у молодых преобладает не когнитивная ориентация на отражение конкретных ситуаций и решение практических задач, для них существенны экзистенциональные вопросы о смысле жизни и своем месте в мире. В докладе "Акме, профессионализм и социальная адаптация человека: периодизация развития и типологии социальной активности" В. А. Толочек (Москва) показал, что проблема развития постепенно освобождается от диктата жестких физических условий, перемещаясь к культурным детерминантам, имеющим избирательный характер, индивидуальное своеобразие, предполагающие активную роль человека в собственной судьбе. Важную роль в развитии обретает само отношение человека к событиям своей жизни, восприятие их как "акме-событий". В. И. Меренков (Москва) в докладе "Эволюционное значение смысла жизни в совре-
Симпозиум проведен при поддержке РГНФ, грант N 04 - 06 - 14051 г.
стр. 101
менную эпоху подчеркнул, что индивидуальный смысл жизни имеет эволюционное значение, так как благодаря ему в процессе "естественного отбора" сохраняются и далее влияют на социальные процессы люди с адекватными смыслами жизни, т. е. носители определенных идей и практик.
Поиску смысла жизни как глубинной потребности человека был посвящен доклад П. С. Гуревича (Москва) "Феномен смысла жизни в глубинной психологии". Автор говорил о проявлении не только созидательных, но и разрушительных жизненных смыслов. Важность проблемы соотношения оптимизма и пессимизма в жизни человека подчеркнул Д. А. Леонтьев (Москва) в докладе "Что такое хорошо и что такое плохо: противоречия "позитивной психологии" и вектор личностного развития". Роли феномена "смысла жизни" в социуме были посвящены сообщения В. С. Трипольского (Москва) "О некоторых практико-ориентированных подходах к изучению феномена "смысл жизни" и Ф. И. Барского (Москва) "Со-конструирование смыслов в сообществе: нарративный подход".
Одно из направлений работы симпозиума - анализ соотношения понятий "смысл жизни" и "акме" с другими понятиями. Н. И. Чуприкова (Москва) в докладе "Роль эмоций в выборе жизненного пути личности" на примерах из мемуарной литературы рассмотрела факты необычайно сильных эмоциональных переживаний, которые возникают у людей при первых встречах с некоторыми объектами и видами деятельности, и роль положительной эмоции как мощного оценивающего сигнала, способного определить выбор жизненного пути человека. Г. В. Дьяконов (Кировоград) в докладе "Диалогические исследования смысла жизни личности" представил новую классификацию эмоций и чувств. Д. Б. Богоявленская (Москва) в докладе "Функциональное значение смысла жизни в структуре процесса творчества" охарактеризовала уровни интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный. Последний она соотносит с высшей формой творчества, в которой человек наиболее полно реализует себя на пути поиска смысла жизни. В докладе Л. И. Айдаровой (Москва) "Многомерное и открытое для психологии пространство смысла" рассмотрены направления исследований проблемы смысла жизни в возрастной психологии и психологии искусства. О взаимосвязи понятий "смысл жизни", "акме" и "счастье" шла речь в докладах С. М. Бондаренко (Москва) "Сто взглядов на счастье", П. А. Оганесяна (Москва) "В поисках счастья", В. И. Аннушкина (Москва) "Что есть счастье: риторика поздравительной речи в процессе формирования личности", Е. Д. Яхнина (Москва) "Чем больше знаний - тем больше счастья". А. В. Суворов в сообщении "Смысл жизни и человеческое достоинство" обосновал мысль, что человеческое достоинство можно определить как практическую реализацию смысла жизни.
В докладе А. К. Осницкого (Москва) "Смысл бытия, самоуправление, нравственность" понятия "мотив", "цель", "смысл" жизни сопоставлены в рамках теории произвольной регуляции деятельности. Теоретические проблемы саморегуляции и самоорганизации в процессе становления личности подняты в докладах: Л. Б. Филонова (Москва) "Смысл формирования саморегулирующейся личности", О. В. Лишина (Москва) "Смысловой аспект формирования личностного потенциала в аспекте проблемы смысловой регуляции поведения", Е. Н. Селезневой (Москва) "Взаимосвязь уровня акмеологической культуры и интенции самоосуществления", О. П. Родиной и П. Н. Прудникова "Сужение круга интересов как результат минимальной самоорганизации".
Исследование Д. С. Ермакова и Г. Д. Петровой (Тульская область) "Экологический смысл жизни" было посвящено ситуации "глобального кризиса", которая требует изменения взаимоотношения человека и природы. Авторы считают, что отказ от потребительского образа жизни не является полноценной альтернативой с точки зрения личностных смыслов. Более привлекателен подход, ориентированный на повышение качества жизни в целом как ощущения полноты жизни в конкретной среде обитания. О соотношении понятий "смысл жизни" и "ценность" шла речь в сообщении Е. А. Сусловой (Москва) "Субъективные и объективные стороны смысла жизни человека". Автором проведен анализ работ Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна и раскрыто содержание смысла жизни как субъективной ценности, с одной стороны, и как фундамента для плодотворной социальной жизни - с другой.
Ю. В. Жемчужникова (Москва) в выступлении "Размышляя о смысле жизни" проанализировала взаимосвязь и соотношение понятий "смысл жизни" и "жизнь со смыслом". В сообщении Н. А. Ананьевой (Москва) "Потребность в значимом человеке как основание для реализации смысла личной жизни" исходным было понимание смысла жизни как "значимости для меня". Выделены те "ипостаси" будущего партнера, которые становятся значимыми в процессе его выбора: "покровитель", "понимающий человек", "вдохновитель", "корректор", "конструктивный человек", "образец", "идеал", "дополняющий человек", "идентичный". Л. М. Смирнов (Москва) в сообщении "Ценностный контекст поиска смысла жизни" показал, что полнота рассмотрения ценностного выбора людей требует обращения к
стр. 102
неосознаваемым основаниям. Им предложен новый поход, реализующий обращение к неосознаваемым детерминантам ценностных структур, не выявляемым в обычном опосредованном речью общении, в том числе и в опросах. О степени глубины понимания человека человеком в повседневном общении шла речь в докладе Е. Л. Петровой (Москва) "Имидж и судьба человека" и в выступлении Е. Е. Емельяновой (Москва) "Имидж человека и проблема смысла жизни". Имидж через механизм социальной установки влияет на судьбу человека, облегчая или затрудняя его продвижение к достижению центральных смыслообразующих целей жизни.
Традиционно в рамках симпозиума значительное число докладов и сообщений было посвящено исследованию смысла жизни и акме в контексте профессиональной деятельности. АЛ. Мелик-Пашаев в докладе "Профессия и духовное саморазвитие человека" показал, что та или иная деятельность может стать действительно смысложизненной в той мере, в какой содержит как свой сокровенный внутренний стержень возможность приближения средствами данной деятельности к собственному высшему творческому Я.
Об использовании ряда положений теории самоактуализации в рамках акмеологии говорилось в докладе О. М. Симановской (Санкт-Петербург). Она отметила, что человек сможет самостоятельно ставить цели и контролировать свое продвижение к профессиональной вершине, если у него сформирована регуляторная основа деятельности. В сообщении "Акме профессионала в контексте межличностных и временных отношений" М. М. Розенова (Москва) показала, что привнесение в сознание человека ценности параметра времени и осознание субъектом своего навыка обращения с временным ресурсом - существенный резерв профессионального и личностного самовоплощения человека.
И. П. Лотова (Москва) в сообщении "Смысл жизни и карьера" рассмотрела с позиций субъектно-акмеологического подхода понятие карьеры как особого вида деятельности, в которой важны не только процессы самоактуализации, но и их направленность. Главным содержанием развития должна стать прогрессивная и гуманистическая (а не эгоистическая) самоактуализация и самореализация личности. Г. В. Акопов, Н. Л. Быкова, Е. В. Васильева (Самара) в выступлении "Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентации профессиональной направленности" отметили, что поиск личностных смыслов в выбираемой профессии - необходимое звено профессионального самоопределения. Однако и сам выбор профессии оказывает влияние на систему смыслов и ценностных ориентации личности. В выступлении Л. Л. Ткаченко (Кировоград) "Категория "дело жизни" в психологической практике: основные понятия" введение этой категории обосновывается потребностями клиентов в решении широких проблем, связанных с самоопределением и самоактуализацией.
В сообщении Л. И. Катаевой и ТА. Полозовой "Индивидуализация обучения как средство активизации акмеологической направленности личности в системе высшего образования" рассмотрены проблемы индивидуализации содержания обучения, познания, учебной деятельности. Н. Д. Творогова (Москва) в сообщении "На пути самореализации" остановилась на разработке программ, направленных на осознание медиками своего профессионального пути, вербализацию субъективного смысла выбора ими медицинской профессии.
Ряд докладов и сообщений был посвящен анализу деятельности представителей отдельных профессий, прежде всего - учителей. В докладе В. Э. Чудновского (Москва) "Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентации учителя" рассматривалась проблема ценностно-смыслового отношения к учительской профессии, которая является одной из наиболее смыслообразующих. Исследования показали: для повышения значимости педагогической профессии до уровня смысла жизни необходимо приспособить профессию к собственной индивидуальности. В выступлении Е. В. Киселевой "Проблема ценностно-смыслового отношения учителя к педагогической профессии" изложены результаты экспериментов. Показано, что ценностно-смысловое отношение к профессии как компонент структурной иерархии смысла жизни по-разному влияет на всю структуру в зависимости от своей масштабности и места в иерархии.
Н. В. Волкова (Орел) представила результаты своего теоретико-экспериментального исследования в докладе "Ситуационный подход в психологии: теория и практика изучения смысложизненных ориентации педагогов". В сообщении "Смысл жизни и профессиональная деятельность педагога" В. Р. Пупынин, С. А. Фролова, Н. В. Бражникова (Самарская область) рассмотрели данные анкетирования педагогов трех возрастных групп. Оказалось, что в каждой группе более половины респондентов (55 - 58%) не включили свою профессиональную деятельность как значимую составляющую в систему смысложизненных ориентации. Это обусловлено снижением престижности профессии учителя, материальными трудностями, ситуацией в обществе.
В сообщении Н. В. Соловьевой (Москва) "Средообразующая функция педагога" она рассматривается в трех системах: педагогической, акмеологической, социокультурно-средовой. Д. Ю. Чернов
стр. 103
(Оренбургская обл.) в выступлении "Смысложизненные ценности и разрешение нестандартных ситуаций в системе "учитель - ученик" показал, что разрешение нестандартных ситуаций с точки зрения феномена смысла жизни можно рассматривать как один из наиболее действенных путей по совершенствованию мировоззренческого уровня личности учителя.
В работе О. В. Москаленко (Москва) "Профессиональное самоутверждение как смысл жизни человека" выявлено, что акмеологические стратегии профессионального самоутверждения управленцев зависят от характера взаимодействия с коллективом, от ведущего компонента самосознания, от преобладающего вида деятельности. А. С. Мельничук (Москва) в сообщении "Структурные особенности смыслов обучения государственных служащих в зависимости от субъективной важности экзистенциональной составляющей переподготовки" отметил, что для оптимизации процесса переподготовки можно выявить особенности ориентации слушателей. Диагностические исследования показали, что уровень экзистенциональной составляющей переподготовки может выступать в качестве "триггера", модифицирующего общую структуру ее смыслов.
Результаты анкетирования врачей скорой медицинской помощи представлены в сообщении М. Д. Петраш (Санкт-Петербург) "Профессиональное развитие как реализация жизненного смысла". В процессе работы с тремя возрастными группами выделены две категории, в которых проявляются статистически значимые различия: блок удовлетворенности профессиональной деятельностью и блок самореализации. В сообщении Е. А. Луцко (Санкт-Петербург) "Взаимосвязь смысложизненных ориентации и особенностей адаптированности у военнослужащих первого года службы" шла речь о тестировании, проведенном в группах новобранцев с относительно высоким и низким уровнем социально-психологической адаптированности. Результаты показали, что в первой группе факторы адаптированности меньше связаны с показателями смысложизненных ориентации, чем во второй.
О кризисах профессионального развития говорилось в докладе Л. А. Головей и А. Л. Корниловой (Санкт-Петербург) "К проблеме профессионального развития субъекта деятельности". Комплексное исследование проводилось на представителях юридических, медицинских профессий и служащих гостиниц. У испытуемых на возрастном отрезке от 20 до 40 лет наблюдалось от 1 до 3 кризисов, связанных со сферой профессиональной деятельности. Изучаются возможности оказания человеку психологической помощи и создания оптимальных условий для достижения профессионального акме. В докладе С. А. Фроловой (Самарская обл.) "Статус безработного и его влияние на смысл жизни человека" отмечено, что смысл жизни безработные видят, прежде всего, в семье и детях. Молодежь и люди среднего возраста, как правило, не теряют оптимизма. Чувство безысходности и пессимизма испытывают безработные предпенсионного возраста: подорвав здоровье, они оказались ненужными обществу, на благо которого трудились.
В ряде докладов и сообщений рассмотрены возрастные аспекты категорий "смысл жизни" и "акме". В исследованиях, проведенных на подростках, юношах и девушках, взрослых и пожилых людях подтверждена мысль В. Э. Чудновского об интегрирующей функции смысла жизни в психологическом развитии: он способствует преобразованию представления субъекта о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни.
Доклад Г. А. Вайзер (Москва) "Старшеклассники о смысле жизни в современном обществе" посвящен анализу трех основных этапов возникновения и развития смысла жизни как особого психического образования (становления, оптимального функционирования и поддержания смысла жизни). Раскрыто содержание широких социальных, групповых, индивидуальных, познавательных и эмоциональных жизненных смыслов, складывающихся у старшеклассников. П. С. Лернер (Москва) в докладе "Смыслы бытия старших школьников: реальность и мифы" обосновал положение о том, что будущее за личностно-ориентированной педагогикой, ядром которой должно стать формирование у обучаемых способности к жизненному и профессиональному самоопределению. Образование станет фактором повышения ресурсности личности.
В сообщении И. А. Дацишиной (Киев) "Проблема смысложизненного поиска в юношеском возрасте" раскрыты трудности определения смысла жизни, обусловленные кризисными явлениями в современном обществе. О "кризисе личности" в подростковом возрасте шла речь в выступлении Л. С. Ватовой (Москва) "Механизмы переориентации смысловых линий молодежи, склонной к агрессивности, вандализму".
В. Н. Лозоцева и Л. А. Флегонтова (Москва) в докладе "Становление личностного достоинства как смысложизненная проблема подросткового и юношеского возрастов" раскрыли особенности, разработанной ими оригинальной методики личностного самоанализа. По данным экспериментов, эта методика позволяет выявить особенности осознания и восприятия школьниками социальной сущности понятия "достоинство человека". В выступлении И. Б. Дермановой (Санкт-Петербург)
стр. 104
"Стремление к смыслу и психологическая защита в юношеском возрасте" отмечено, что поиск смысла жизни у школьников нередко носит острый, даже болезненный характер. Результаты многолетних исследований представлены в сообщении З. В. Голышевой (Москва) "Динамика становления у школьников смысложизненных ориентации".
Ряд докладов был посвящен проблеме профессионально-личностного самоопределения выпускников средних школ: сообщение С. В. Долматовой (Москва) "Успешность профессионального самоопределения субъекта как предпосылка движения к акме"; выступление М. Н. Сергеевой (Москва) "Жизненные стратегии личности (психосемантический анализ)"; доклад Т. Г. Цигулевой и Т. А. Бирюковой (Волгоград) "Изучение смысложизненных ориентации в контексте личностного и профессионального самоопределения", в котором обобщены результаты многолетней работы.
Многоплановое исследование М. А. Мокаевой (Нальчик) "Возрастная обусловленность понимания смысла жизни" проведено на представителях разных возрастных групп - от студентов до людей пенсионного возраста. Отмечено, что у современной молодежи (18 - 25 лет) наблюдается рост влияния рационального по сравнению с эмоциональным. Результаты изучения складывающегося у студентов понимания смысла жизни представлены в ряде работ: Е. Г. Смоляновой (Оренбург) "Смысловая сфера студентов педагогического университета"; ОД. Черкасовой (Москва) "Смысл жизни и личностные особенности студентов"; У. Е. Скворцовой и С. А. Богомаз (Томск) "Смысл жизни студентов, берущих академический отпуск"; Т. К. Поддубной (Белгород) "Интеграция личностного и профессионального компонентов сознания как проявление акме".
Периоду зрелости были посвящены: доклад Л. Б. Волынской (Москва) "Смысл середины жизни: подведение итогов как основа жизненного пути", по ее мнению в середине жизни у человека возникает потребность в переосмыслении прошлого и постановке задач на будущее, ему надо преодолеть "кризис идентичности"; сообщение В. Р. Манукян (Санкт-Петербург) "Возрастные акме личности" были сопоставлены нормативные кризисы взрослого человека: "кризис молодости" (30 лет) и "кризис взрослости" (40 лет); комплексное исследование Н. А. Грищенко (Санкт-Петербург) "К вопросу о потенциалах взрослого человека"; доклад К. Г. Сердаковой (Самара) и В. И. Панова (Москва) "Особенности реконструкции жизненных смыслов на поздних этапах онтогенеза: экопсихологический подход".
На симпозиуме отмечалось, что важным направлением работы симпозиума в течение 10 лет было изучение смысложизненного и акмеологического потенциала социореабилитации и психокоррекции. Эти проблемы нашли отражение в обобщающем докладе Н. Л. Карповой (Москва), в котором подведены итоги разработки методики семейной логопсихотерапии, обладающей большим смысложизненным и акмеологическим потенциалом; в исследовании Е. А. Нагоги (Москва) "Проблема смысла жизни и психосоматические расстройства"; в сообщении И. А. Чесноковой (Москва) "Экзистенциональный вакуум как ключевая проблема, возникшая у людей, попавших под влияние сект".
Проблеме изучения патологических паттернов (таких, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение) посвящено сообщение "Смысл жизни и его роль в акмеологической профилактике аутодеструктивного поведения личности в кризисе" Т. Н. Горобец (Москва) и Е. Е. Павловой (Москва) "Исследование смысловой сферы наркозависимых", а также доклад В. С. Делеви (Самара) "Смысложизненные ориентации наркозависимых и проблемы жизни и смерти в терапии зависимости и созависимости", где показано, что часто неудовлетворенность жизненными обстоятельствами, поиск смысла жизни и неумение с этим справиться провоцируют начало употребления наркотиков, а стремление спасти наркомана приводит к изменению смысла жизни всех членов семьи, особенно родителей, которые становятся "созависимыми".
Проблеме отношения к психически больному человеку посвящено выступление А. Н. Елизарова и Э. Р. Агзамовой (Москва) "Трансформация представлений о смысле жизни при столкновении с неадекватным поведением в семье". Авторы считают, что в зависимости от контекста смысл трудной ситуации может состоять как в том, чтобы члены семьи научились сочувствию, любви, так и в том, чтобы они научились быть самими собой, не растворяясь в другом. И в том, и в другом случае они обретают новый смысл своей жизни. М. А. Соколова (Москва) в выступлении "Особенности социально-психологической реабилитации детей-сирот" отметила, что главная задача специалистов - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вооружить умением, находить свои жизненные смыслы и выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.
О факторах, влияющих на сохранение психического здоровья и успешность управленческой деятельности, говорилось в выступлении И. Н. Чикишевой (Томск) "Основные характеристики жизненных стратегий управленцев среднего звена нефтегазового комплекса". Различению ситуа-
стр. 105
ций, порождающих смысл и угрожающих смыслу, посвящено сообщение М. Д. Битехтиной (Москва) "О расширении кризисной терапии до историко-метафизического смысла и акме".
Одно из направлений работы симпозиума - философско-религиозный аспект смысла жизни и акме. Ю. Н. Садчиков (Москва) в сообщении "Миссия человека в священных книгах мировых религий (акмеологический аспект)" обратился к главным сокровищницам мудрости - Библии, Корану, Дао, Книге перемен и др. Анализу разных эпох эволюции человечества, создающих великие культуры со своими решениями смысложизненной драмы, посвящено выступление Д. П. Подкосова (Москва) "Смысложизненный тупик и таинство второго рождения". Ю. Г. Табалов и Л. Н. Грошева (Москва) раскрыли содержание созданного ими опросника "Смысло-мотивационная ориентация в религии". Его апробация подтвердила возможность выявления смыслов и мотивации религиозной личности. Протоиерей Владимир Архипов (Московская область) в докладе "В поисках смысла жизни" остановился на вопросе о смысле жизни в христианской религии. По его убеждению, критериями найденного смысла жизни являются не слава и власть, а внутренний мир, безусловная любовь, свободное предание себя воле Творца, тихая, не уходящая радость и благодарность за все, верность себе. Он рассказал также о жизненном пути о. Александра Меня. О проблемах синтеза религий, наук, философий и культур шла речь в работе В. Г. Кушнаренко-Суртаевой (Горно-Алтайск) "Эго-Эйдалон смысла жизни и акме". Результаты сопоставительного анализа характеристик смысла жизни и акме у верующих и неверующих изложены в сообщении И. В. Калинина и А. Еремеевой (Ульяновск) "Эмпирическое изучение характеристик "смысла жизни" у представителей ведической культуры".
Традиционно в рамках симпозиума освещены литературоведческие проблемы смысла жизни. А. В. Киселев (Москва) в докладе "Пушкин и Гоголь. Смысл существования" раскрыл уникальную роль сказки в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. М. А. Лукацкий (Москва) "Проблемы смысла жизни и акме в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского" показал: оба писателя считают, что возможность ставить вопрос о смысле жизни - сущностная характеристика человека. В выступлении О. В. Думитраш (Кишинев) "Формирование смысложизненных ориентиров школьников при изучении творчества Ф. И. Тютчева" было показано, что стихи этого поэта приводят школьника к поиску не только нравственных ориентиров и смысла жизни, но и учат любить самоценное, наполненное высоким смыслом слово.
Анализ поэзии выразителей бунтующе-творческого духа крестьянства конца XIX - начала XX вв. содержится в сообщении Т. А. Полозовой (Москва) "Народно-классическая поэзия XX века как "акме" художественно-эстетического сознания своего времени". В сообщении О. А. Валько (г. Клин, Моск. обл.) "Смысл жизни. Как его понимал и отражал в своих произведениях А. П. Гайдар (к 100-летию со дня рождения писателя)" представлен жизненный путь писателя, который считал, что смысл жизни человека - в борьбе за социальную справедливость. И сегодня ребята снова и снова приходят в дом-музей А. П. Гайдара в Клину проникаются атмосферой добра и любви к людям.
Подводя итоги десятилетней работы, участники симпозиума отметили все возрастающий интерес к проблемам смысла жизни и акме, расширение и углубление исследований, включение молодежи (аспирантов, студентов, школьников) в научную работу по этому направлению, объединение усилий исследователей из разных регионов России, Украины, Молдовы в решении актуальных смысложизненных вопросов современности.
Г. А. Вайзер, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО, Москва