Отношения между клиницистом и клиентом
Я-позиция клинициста
Способствуя дифференциации Я своего клиента, клиницист работает также и над дифференциацией
своего Я. Перенос клиента на терапевта является частным проявлением действия сил совместности в
терапевтическом процессе. Клиент может требовать от терапевта согласия с ним, искать его одобрения,
просить совета или руководства, а также критиковать или сердиться на него. Это — проявление
зависимости клиента, или его чувствительности в отношениях. Другая сторона клинического слияния
— контрперенос терапевта. Терапевт может дистанцироваться, зевать, быть сонливым, забывать о
назначенной встрече, может говорить клиенту, что надо делать, критиковать его, терять чувство юмора,
искать его одобрения или согласия, беспокоиться о нем, относиться к нему чересчур пристрастно.
Я-позиция клинициста предполагает некоторую «отдельность» на фоне близости. Она проявляется в
словах и действиях по отношению к клиенту или сохранении связи с ним при соблюдении отдаления.
При работе по диффе-
ренциации Я терапевт смотрит на клиента как специалист по вопросу, как жить своей жизнью.
Клиницист организует структуру курса терапии и по его ходу поддерживает равновесие, задавая
интересующие его вопросы и поощряя клиента к размышлениям, формулирует свой взгляд на
ситуацию, рассказывая истории, используя метафоры, юмор и прямые комментарии. Терапевт создает
тщательно продуманную обстановку и переадресует процесс проработки эмоциональных проблем
обратно в семейную систему.
Чаще всего, если присутствуют оба супруга, каждый из них по очереди беседует с терапевтом, в то
время как другой слушает. Этот прием направлен на снижение эмоциональной реактивности во время
сессии, учит слушать, побуждает к размышлению, дает образец взаимодействия двух людей в ситуации
«один на один». Если во время сессии у супругов наблюдается высокая реактивность или они бранятся,
необходимы раздельные встречи с мужем и женой. Иногда проблемы брака могут прорабатываться
лишь с одним супругом. Несмотря на некоторые препятствия, индивидуальная проработка роли
собственного Я в браке и семье может дать заметный результат внутри семейной системы.
Управление брачным треугольником
Терапевт попадает в треугольник при любой терапии, однако особенно это касается терапии,
затрагивающей проблемы семьи и брака. Обе стороны косвенно или прямо приглашают терапевта
принять его или ее сторону. Вот некоторые примеры:
• Подмигиванье, взгляд, улыбка, сдвинутые брови — как будто говорится: «Мы-тгаознаем, что именно
здесь происходит».
• Смешной рассказ о «простодушном» супруге, который заставляет терапевта смеяться вместе с
клиентом.
• Лесть терапевту или стремление быть «хорошим» пациентом, склонным применять теорию, тогда как
партнер об этом не заботится.
• Прямое утверждение или вопрос: «Понятно, что в нашем браке все было прекрасно, пока она не
завела роман. Ведь вы не думаете, что это правильно, когда
жена изменяет?» — или: «Я много думала о том, что вы недавно сказали насчет дистанцирования в
браке. Пожалуй, я соглашусь, что неспособность моего мужа к общению — наша главная проблема». —
Или: «Мне интересно, как мы с вами можем помочь моему мужу справляться с приступами злобы».
Для эффективного управления треугольником следует поддерживать контакт с обоими супругами (если
оба присутствуют на сессии), фокусироваться более на процессе, чем на содержательной стороне, на
всем протяжении терапии непрерывно контролировать динамику треугольника. Если клиницист мыслит
системно и отслеживает свой контрперенос, то его нейтральность достигается автоматически и курс
терапии принимает более осмысленный характер.