Воздействие на физиологическое состояние
Регулярные занятия спортом помогут вам реализовать стрессовый продукт. Тело готово к физическим действиям, и физические упражнения помогут здоровым образом реализовать эту готовность.
Студентам в этом смысле повезло больше, потому что у них есть доступ к спортивному оборудованию. Они могут присоединиться к спортивным командам, посещать восстановительные занятия (обычно они проходят в полдень или вечером) или же заниматься самостоятельно (например, бегать по дорожкам городка или играть в баскетбол). Если уделять должное внимание управлению стрессом, то студенческая жизнь может не быть такой стрессогенной. Наверное, вы уже устали это читать, но насколько студенческая жизнь будет для вас источником стресса — решать только вам.
Позаботьтесь о своем окружении
Заботы об учебе могут быть достаточно стрессогенными для студентов. В конце концов, колледж готовит вас к будущему. Однако студенты подвергаются стрессу и не связанному с их учебой. Для исправления этой ситуации во многих студенческих городках'организованы центры здоровья,
Конечно, эти центры занимаются такими болезнями, как грипп, корь, и другими заболеваниями. Но также они предлагают услуги, относящиеся к психическому здоровью жителей городка. В моем городке существует консультационный центр по оказанию помощи студентам, которые находятся в «стрессовой ситуации» из-за отношений с другими, своими любимыми или родителями. Я направил в этот центр не одного студента, страдавшего из-за смерти друга или родственника. К сожалению, в колледже, как и в любом другом сообществе, встречаются насилие и преступления, поэтому у нас есть горячие линии по вопросам изнасилования и консультационная программа по вопросам секса.
Интересно, что многие из этих услуг предоставляются студентами. Существуют добровольцы, прошедшие тренинг, эффективно оказывающие помощь своим сотоварищам. Такая программа тщательно курируется нашим сообществом.
Есть ли центр здоровья в вашем городке? Есть ли в нем аналогичные программы? Если есть, то возможно, вы могли бы пойти добровольцем и участвовать в консультативной или образовательной программе, оказывая помощь своим сотоварищам. Если такой программы в вашем городке нет, возможно, вы сможете ее организовать.
Выводы
• Жизнь в колледже нередко отличается повышенной стрессогенностью, поскольку необходимо приспосабливаться к резким изменениям в жизни. Студенческая жизнь подразумевает повышенную ответственность за свою жизнь, появление новых друзей, обучение и приспособление к новой окружающей обстановке.
• Специфическими стрессорами для студентов являются борьба за хорошую успеваемость, выполнение огромного домашнего задания, заведение новых друзей, противостояние принуждению к сексуальной активности, предотвращение насилия, преодоление стеснительности, борьба с ревностью и разрывы.
• Типичный студент сегодня гораздо старше типичного студента прошлого. Многим из них за двадцать пять.
• Студенты более старшего возраста подвергаются воздействию специфичных для них стрессоров. Они должны работать, учиться и заботиться о семье.
• Студенты более старшего возраста сомневаются в своей способности справляться с обучением, хорошо успевать и общаться с сокурсниками, которые младше них.
• Колледжи должны предлагать программы по обучению управлению стрессом студентам, чтобы помочь им справиться с переменами, с которыми они сталкиваются при поступлении в колледж.
• Чтобы справиться с ревностью, определите, что заставляет вас ревновать, посмотрите адекватно на свои чувства и заключите контракт с другим человеком.
• Представители меньшинств сталкиваются со специфичными стрессорами. Среди них — расизм, языковой барьер, форма занятий, противоречащая их культурным нормам, необходимость преуспевать в обучении, статус меньшинства и недостаток ролевых моделей, с которых можно брать пример или от которых можно получать помощь.
ГЛАВА 18 Стресс в семье
Никогда не забуду его голос, дрожащий от волнения, его едва сдерживаемые слезы, когда он отдавал дань памяти своему безвременно ушедшему брату, которому было только 42 года.
«Мой брат, каким он был при жизни, не нуждается в идеализацииили возвеличиваниипосле смерти. Запомним его просто как хорошего и порядочного человека, который видел зло и старался исправить его, видел страдания ипытался облегчить их, видел войнуи пытался се остановить. Те из нас, кто любил его, и те, кто провожают его сейчасв последний путь, молятся, чтобы то, кем он был для нас, чтобы то, чего он желал другим людям, стало бы достоянием всего мира. Как много раз он говорил тем, к которым прикасался, и тем, которые стремились прикоснуться к нему: "Некоторые люди видят вещи такими, какие они есть, я же воображаю вещи, которых никогда не было, и говорю: а почему бы и нет?"»
Эти слова были произнесены в Соборе Святого Патрика в Нью-Йорке в начале июня 1968 года, когда вся страна вместе с Эдвардом Кеннеди оплакивала смерть его брата Роберта. Когда я слушал эти слова прощания и участвовал в погребении, я не мог заставить себя не думать о своих двух братьях: Стефане и Марке. Стефан, бизнесмен, упорно делающий миллион долларов, иМарк, музыкант ихудожник, отличаются от меня так же, как и друг от друга. И все же мы семья. Мы выросли, ночуя в общей спальне, регулярно дралисьдруг с другом, делили вместе радость игоре, сопровождавшие нас двадцать с лишним лет под одной крышей.
Эта глава посвящена семейным связям и тому, как изменения в семейной жизни могут стать источниками стресса. В ней описано, как повлиять на семейный стресс и не позволить ему перейти в различные недуги и болезни.
Семья
Семья — это совокупность близких отношений. Такие отношения могут быть юридически оформлены (как, например, брак) или обходиться без этого, быть внебрачными (как в совместно проживающих группах семейного типа). Мы говорим о дружеской семье, братской общине и сестрах в монастыре, используя термины, относящиеся к семье, для того чтобы передать близость этих отношений. Тем не менее в данном разделе мы будем обсуждать нуклеарнуюсемью — супружескую пару с детьми и расширенную семью— семью, включающую, помимо супругов и детей, других родственников.