Глава 20. методы социальной работы
Методы индивидуальной социальной работы
Деятельность социальных работников в практике социальной работы представлена конкретными методами: индивидуальная работа с конкретным случаем, работа с группой, работа в микросоциальной среде.
Метод индивидуальной социальной работы осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индивидуальными проблемами в практике социальной работы являются эмоциональные проблемы, семейные и личностные кризисы, проблемы на производстве, потеря работы и т.п.
Ситуация «один на один» предполагает определенные отношения между социальным работником и клиентом. Согласно концепции Л. Джонсон, индивидуальная работа со случаем может быть представлена как система взаимоотношения социального работника и клиента, то есть субъект – субъектное взаимодействие.
Прежде всего, между социальным работником и клиентом должен быть установлен контакт.
Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем, представлена следующими аспектами:
Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях.
На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент не осознает, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилия для необходимых изменений. Социальный работник оставляет клиенту надежду вернуться к обсуждению проблемы в будущем, когда клиент сочтет нужным её обсудить.
Исследование и разъяснение проблемы.
На этой стадии клиент осознает, что социальный работник действительно может ему оказать помощь. Происходит установление отношений между социальным работником и клиентом, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
Мотивация.
Оценка социальным работником социального диагноза, работа над мотивацией клиента, клиент должен понять мотивации к изменению, только в этом случае произойдут конструктивные изменения.
Концептуализация проблемы.
Социальный работник и клиент разрабатывают концепцию, в которой определяются цели, методы и задачи.
Исследование стратегий решения.
Между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы. При этом учитывается, что каждый клиент уникален, как и его проблемы.
Выбор стратегии.
Клиент должен быть заинтересован в осуществлении позитивных изменений. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.
Реализация стратегии.
Взаимодействие будет успешным, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.
Эволюция.
В ходе позитивного изменения клиент должен достигнуть необходимых перемен и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены.
В процессе индивидуальной работы социальный работник должен учитывать, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Социальный работник в своей деятельности руководствуется принципами профессиональной этики:
– клиент индивидуален;
– клиент имеет право на выражение своих чувств;
– социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие;
– клиент не должен ощущать отторжения со стороны социального работника;
– клиент должен понимать, что его «оценивают» со стороны социального работника;
– клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;
– клиент имеет право на конфиденциальность.
Разработаны принципы принятия решений социальными работниками:
– никогда не следует помогать «третьему лицу», которого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию;
– никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен;
– не пытайтесь заставить другого человека чувствовать себя лучше;
– не принимайте решения за другого человека сделать правильный выбор с вашей точки зрения.