Отработка навыков взаимодействия.
Упражнение «Какой ты».
Цели:
· развитие сензитивности, умения слушать собеседника;
· отработка безоценочных высказываний;
· выявление стереотипов восприятия;
· развитие умения говорить о своих чувствах.
Реквизит: нет.
Характер работы: в парах.
Тренер предлагает каждому выбрать себе в пару того члена группы, которого он знает меньше всех остальных (наименее знакомого члена группы).
Инструкция:«Данное упражнение включает несколько заданий. Каждое задание рассчитано на определенное время. Я буду говорить, что надо делать, буду следить за временем и сообщать вам, когда оно закончится.
Задание 1. Каждому из вас дается 3 минуты, в течение которых вы должны рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начать словами: «Я вижу перед собой...» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека, например: добрые глаза, умный взгляд и т. п. Сначала один говорит четыре минуты, другой слушает, потом наоборот. Я скажу вам, когда надо будет поменяться ролями.
Далее три минуты для рассказа дается другому участнику пары, а слушатель в конце рассказа получает одну минуту для обратной связи.
Задание 2. Каждому из вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему партнеру, какой он, с вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Какой человек мой собеседник?»
После того как первая трехминутка завершится, тренер предлагает тому участнику, который слушал рассказ о себе, в течение одной минуты сказать рассказчику, что в его рассказе было наиболее точным и что совсем не так.
Задание 3. Каждому дается по 3 минуты для того, чтобы рассказать о том, что он сейчас чувствует. Затем партнеры меняются ролями.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
Данное упражнение дает самые разные возможности для его обсуждения. После его завершения группе можно задать вопросы: «Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?», «Выполнение какого из трех заданий у вас вызвало наибольшие трудности?», «Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?» и т. д.
Рефлексия опыта, приобретенного в процессе выполнения заданий, позволяет обсудить следующие моменты:
· значение контакта глаз в ходе общения;
· трудности, которые испытывают участники, когда они должны описывать другого человека, не давая оценок и не характеризуя его личностные особенности;
· стремление перенести свой опыт на другого человека, приписывая ему то, что свойственно, прежде всего, нам самим и т. д.
Упражнение «Я - ты» – высказывания.
Цель: тренировка навыков бесконфликтного общения.
Реквизит: карточки с примерами конфликтных ситуаций.
Характер работы: в парах.
Перед началом упражнения тренер рассказывает о «Я-» и «Ты-» высказываниях.
Затем каждой паре предлагается обсудить какую-либо конфликтную ситуацию в формулировках «Я-» и «Ты-» высказываний. При этом каждый должен побывать как в роли «обвиняющего», так и «защищающегося». На упражнение каждой паре дается 10 минут, смена ролей происходит через 5 минут. Далее проводится групповое обсуждение.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями. При обсуждении необходимо обратить внимание на то, какие высказывания провоцировали развитие конфликта, а какие «гасили» его, на эмоции и чувства участников в каждой роли, возникших трудностях.
Примеры ситуаций даны в упражнении «Три ответа», карточки с ситуациями – в Приложении 1.
Упражнение «Три ответа».
Цели:
· тренировка навыков бесконфликтного общения;
· отработка навыков уверенного поведения.
Реквизит: карточки с примерами конфликтных ситуаций.
Характер работы: групповой.
Вводная. Перед началом упражнения тренер может рассказать о трех основных формах поведения – агрессивной, неуверенной, уверенной. Допустимо высказать соображение о том, что наиболее желаемым для нас, попадающих в неприятную ситуацию, в большинстве случаев является умение дать уверенный ответ. Агрессивное поведение помогает сохранить видимость собственного достоинства, но в ущерб партнеру по общению. Неуверенное поведение, наоборот, сохраняет иллюзию бережного отношения к чувству собственного достоинства партнера, но за счет личного самоунижения. И только уверенное поведение с наибольшим успехом позволяет сохранить достоинство обеих сторон.
Затем каждому участнику предлагается придумать конфликтную ситуацию или дается карточка с описанием ситуации. Каждый участник в течение нескольких минут обдумывает три варианта ответа в данной ситуации. Первый должен демонстрировать агрессивно, напористое, наступательное поведение, второй – уверенное поведение, третий – неуверенное. Далее каждый участник по очереди рассказывает группе ситуацию и демонстрирует три варианта реагирования не нее (уверенный, агрессивный и неуверенный) в любой последовательности без предварительного объявления варианта поведения. Задача группы – угадать, какой тип поведения был продемонстрирован.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями. При обсуждении необходимо обратить внимание на чувства и эмоции участников в каждой роли, возникших трудностях. Наиболее частые трудности: все ответы участников воспринимаются группой как агрессивные или неуверенные; группа не может различить, где какая реакция показана – слишком узкий интонационный диапазон; отказы показывать один из вариантов («Я никогда не веду себя агрессивно»). Итогами упражнения являются как самодиагностика поведения, так и собственно тренировка различных вариантов общения, чтобы каждый участник был уверен, что его правильно понимают.
Примеры карточек ситуаций приведены в разделе «Материалы к тренингу».
Упражнение «Плохой – хороший».
Цель: осознание предубежденности в восприятии других.
Реквизит: лист бумаги, пишущий предмет.
Характер работы: индивидуальный с последующим обсуждением.
1. Подумайте, какой подчиненный на работе Вам меньше всего нравится как человек. А к какому подчиненному на работе у Вас больше всего претензий? Совпадают ли эти два имени? (Как вариант можно говорить не о подчиненных, а просто о знакомых, родственниках). Как Вы думаете, почему эти два имени совпадают (не совпадают)?
2. После обсуждения первой части тренер просит взять лист бумаги, поделить его пополам и в левой части написать, что «плохой» подчиненный делает хуже Вас. В правой части листа необходимо написать, что он делает лучше Вас (не обязательно по работе). Важно, чтобы правая часть листа тоже была заполнена.
После выполнения задания тренер спрашивает о состоянии каждого члена группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
4. Групповое обсуждение на тему «Проблемные ситуации».
Цели:
· развитие позитивного мышления;
· развитие умений анализа ситуации и поиска решения;
· проработка проблем участников.
Реквизит: нет.
Характер работы: групповой.
Этап первый. Тренер говорит о том, что каждый из нас в своей жизни, в том числе на работе, сталкивается с определенными трудностями, сложностями, которые нам мешают. Но мало кто задумывается о том, почему все произошло именно так, какой опыт мы можем извлечь из этой ситуации, чему она нас научила, что в ней было хорошего. Давайте потренируемся извлекать такой опыт из наших жизненных ситуаций. Далее тренер предлагает разобрать в группе проблемную ситуацию, лучше всего отстраненную, не имеющую отношение к работе пожарных.
Пример ситуации. Кассир в Макдональдсе невежливо ответил покупателю на вопрос. Покупатель в свою очередь сделал заказ, дождался пробития чека и отказался от заказа. Теперь продавцу необходимо идти к менеджеру, делать возврат денег. Более того, он будет оштрафован за неверно выбитый чек.
Этап второй. Тренер предлагает участникам вспомнить свои ситуации, которые помешали исполнению каких-либо планов (например, помешали пойти с женой в кино).
Этап третий. Тренер предлагает вспомнить и разобрать ситуации, которые помешали (или мешают сейчас) работе, в том числе касающиеся взаимодействия с подчиненными.
Примерные вопросы для обсуждения к каждому этапу: почему возникла ситуация, почему она привела именно к таким последствиям, что можно было сделать, чтобы изменить развитие ситуации, какие выводы можно сделать из этой ситуации, и, наконец, что в ней хорошего.
Этап четвертый. Подведение итогов упражнения, обсуждение чувств, эмоций, приобретенного опыта.
Релаксация.
Упражнение «Сосулька».
Цель: снятие мышечного напряжения.
Реквизит: нет.
Характер работы: индивидуальный.
Тренер просит участников представить, что они сосульки, висящие на крыше дома. Все участники должны вытянуть руки вверх, напрячь все мышцы тела (сосулька вся напряжена как струна). Затем тренер говорит, что наступила весна, сосульки начинают таять, и постепенно превращаются в лужицы; участникам упражнения дается команда на расслабление мышц. После выполнения задания тренер спрашивает об ощущениях каждого участника группы. Затем проводится обсуждение, обмен впечатлениями.
День четвертый.
Цели:
· развитие управленческих навыков;
· развитие навыков саморегуляции и умения воздействовать на состояние подчиненного;
· проработка индивидуальных проблем участников.
Тренинговое действие и его направленность | Время | Как это сделать | Примечание |
1. Приветствие. | 5-10 мин | ||
2. Разминка. Развитие психических процессов | 40-50 мин | Игра «Робот». | |
3. Работа со страхами. | 20мин | 1)Вводная часть. 2) Признаки страха. | |
Перерыв | 15мин | ||
4. Работа со страхами (продолжение). | 50мин | 3) Разбор случаев. | Для стимулирования процесса тренер может вначале предложить свои ситуации (см. Приложение 1). |
5. Отработка навыков саморегуляции. | 1 час 15мин | Дыхательные упражнения Упражнение «Слово». | |
6. Подведение итогов. | 20мин | ||
7. Итого: | ≈4ч |
Приветствие.
Тренер спрашивает о самочувствии, настроении участников и т.п. Затем каждый высказывает свои пожелания группе.
Разминка.
Игра «Робот».
Цели:
· развитие «чувства партнера»;
· развитие управленческих навыков;
· тренировка избирательности внимания, его распределения, переключения.
Реквизит: один или несколько коробков со спичками (возможно использование палочек для счета и тому подобных предметов).
Характер работы: в парах.
Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» – с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» – беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты. Выигрывает пара «оператор-робот», собравшая больше всего спичек.
При разъяснении инструкции тренеру следует подчеркнуть, что «робот» не должен подыгрывать своему «оператору». «Робот» лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен; он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора».
Проведение игры требует соблюдения элементарных правил безопасности. «Робот», если он хорошо исполняет свою роль, действует бездумно и негибко. Вся ответственность за избежание столкновений со стенами, предметами и другими «роботами» лежит на «операторе». Кроме того, за всем происходящим на игровом поле обязан внимательно наблюдать тренер. Для дополнительной подстраховки устройство всех «роботов» программируется таким образом, что они застывают неподвижно по аварийной команде «Стоп!», которую тренер может дать в случае опасности.
Для того чтобы успешно управлять «роботом», «оператор» должен тонко чувствовать все его движения, буквально вживаться в него. При хорошем включении в игру «оператор» начинает воспринимать неточности в движениях «робота» не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные. Кроме того, оператор должен уметь распределять свое внимание, поскольку должен следить не только за движениями своего робота, но и других, а также видеть расположение спичек на полу и препятствий. Для «робота» же игра служит хорошей тренировкой избирательного внимания, поскольку он должен выуживать из плотного словесного потока голос именно своего «оператора».
Каждый участник должен побывать как в роли оператора, так и в роли робота. Вместо сбора спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д.
Работа со страхами.
Цели:
· формирование индивидуальных способов борьбы со страхом в экстремальной ситуации;
· развитие навыков саморегуляции;
· развитие умения воздействовать на состояние подчиненного;
· проработка индивидуальных проблем участников.
1) Примерная вступительная часть для тренера.
Страх является нормальной защитной реакцией организма на ситуацию угрозы жизни или здоровью. Опасно, если страх становится чрезмерным, мешает адекватным действиям по ликвидации пожара (или другой ЧС), самоспасению. Сильный страх может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг. В данном случае страх будет представлять собой уже не биологически оправданную, а чрезмерную реакцию на стресс [21].
2) После вступления тренер задает вопрос: Как можно определить по внешним признакам, что человек боится? или более конкретный: Как Вы определяете, когда Ваш подчиненный боится? На основе обсуждения участники определяют признаки страха. Они должны быть примерно следующими:
· напряжение мышц (особенно лицевых);
· сильное сердцебиение;
· учащенное поверхностное дыхание;
· сниженный контроль собственного поведения.
Возможно, группа определит для себя и другие, дополнительные признаки, главное, чтобы они основывались на реальном опыте и были поддержаны всеми участниками.
3) Далее участникам предлагается обменяться личным опытом. Обсуждение побуждается вопросами типа: Вспомните, пожалуйста, в каких ситуациях Вы испытывали сильный страх, как с ним справлялись? Возможно Вы сталкивались с ситуацией, когда сильный страх испытывали Ваши подчиненные? Если группа не готова делиться опытом, тренер может начать с предложения разобрать свою ситуацию.
В целом необходимо обсудить как вопросы внутренней борьбы со страхом, так и воздействия на подчиненных. Наиболее удачные, по мнению группы, способы справляться со страхом, целесообразно записать на доске и позднее оформить в виде памятки.