Парадоксы, ведущие к инсайту
С времён Фрейда инсайт считается важной, не исключено, что важнейшей целью психотерапии. Фрейд определял инсайт как интеллектуальное понимание, нахождение источников собственного актуального невроза. Гуманистически ориентированные терапевты, такие как, Роджерс, воспринимают инсайт как осознание и принятие собственных чувств и позиций. Большинство терапевтов, от Фрейда до современных, старалось привести к (инсайту) путём интроспекции сущностей, вербализированных пациентом, либо путём предоставления интерпретации.
Инсайт, получаемый благодаря парадоксальной интервенции, отличается от того, который является результатом интроспекции или интерпретации (т.е. употребления слов). Если, как зачастую происходит, инсайт вызван вербализацией терапевта, его влияние на пациента оказывается под сомнением. По нашему убеждению, большинство инсайтов - это ничто иное, как наблюдения - мысли на тему явного поведения. В то время как парадокс может вызвать прагматический инсайт.Такой инсайт появляется в результате систематического стимулирования терапевтом, но происходит он от «я» пациента. Терапевт лишь предоставляет структуру жизненного опыта, а не его интерпретацию. Инсайт заключается в реорганизации способа восприятия, базирующегося на непосредственном опыте пациента. Он является убедительным и не вызывает никаких сомнений; оказывает настолько сильное влияние, что когда он наступает, пациенты иногда впадают в состояние транса. Следует упомянуть, что называние подобного рода инсайта «прагматическим» соответствует прагматической теории правды, предложенной Уильямом Джеймсом (1907). По мнению Джеймса, идея является правдивой, если она оказывается эффективной; а чтобы идея могла быть эффективной, необходима определённая форма действия, ведущего к опыту.
Хейли (1976) доказывает, что инсайт совершенно не обязателен для того, чтобы в ходе терапии наступило изменение. Единственным условием изменения является выполнение пациентом назначенного задания, традиционного либо парадоксального. По правде сказать, Хейли является противником терапии, ориентированной на инсайт и, как правило, не планирует заданий под этим углом зрения. Однако, независимо от позиции терапевта, в ходе большого количества интервенций инсайт всё равно вызывается.
Существует несколько причин, по которым терапевт может решиться применить парадокс, приводящий к инсайту. Во-первых, такого типа парадокс показан при работе с пациентами, ожидающими и желающими инсайта. Во-вторых, почему бы и нет? Если парадокс вызовет желаемое поведенческое изменение, то инсайт просто-напросто будет дополнительной пользой.
Он может углубить осознание пациентом возможности существования иных чувств и иного поведения, а тем самым облегчить возникновение будущего изменения.
Парадокс, косвенно приводящий к инсайту, имеет примерно следующую форму: «Когда ты чувствуешь (думаешь о, слышишь, видишь и т.п.) _______, мне бы хотелось, чтобы ты...(предписание конкретного поведения)».
Отыгрывая предписанное поведение, пациент начинает автоматически связывать его с чувствами (мыслями и т.п.), упомянутыми в парадоксальной директиве. Примером такой интервенции
является фраза: «В следующий раз, когда Джон сделает _______, ты должен будешь (предписание симптома)». Данный подтип облегчает инсайт, касающийся влияния, оказываемого на пациента другим лицом. Другой пример: «Когда в следующий раз жена втянет тебя в серьёзную дискуссию, ты должен будешь как можно скорее найти для себя какое-нибудь занятие, которое позволит тебе выйти из спора».
По мнению Вацлавика и его сотрудников (1974), цель данного парадокса - выявить то, что тщательно скрывается. Его также можно назвать парадоксом «когда-тогда».
ВЫВОДЫ
В данном разделе мы рассмотрели ряд парадоксальных техник, описываемых в литературе, а также несколько стратегий, возникших в процессе нашей собственной практики. Начинающий специалист наверняка будет склонен основывать свои интервенции на приведенных здесь методах. Использование готовых техник упрощает задание терапевта. Однако иногда случается, что терапевт, проводящий курс лечения, слишком сильно на них полагается, позволяя этим техникам отвлечь его внимание от общей стратегии лечения. Специалист, желающий работать парадоксальными методами, должен ознакомиться с принципами и ходом лечения такого типа. Применяемые интервенции должны вытекать из правил, представленных в предыдущем разделе. Терапевт может использовать техники, применяемые его коллегами, или же создавать новые, неожиданно приходящие ему на ум, как это происходило у Эриксона с его интервенциями. Каждая интервенция представляет собой творческую двойную связку, вытекающую из взаимовлияний между терапевтом, пациентом и проблемой. Не существует двух совершенно одинаковых интервенций,хотя принципы их формирования можно научно установить и оценить.
В двух последних разделах мы представим различные способы использования этих парадоксов в индивидуальной, брачной и семейной терапии. Мы прилагаем описание примеров краткосрочного и долгосрочного лечения, чтобы показать разнообразие применения парадоксальных техник.
Раздел 8