Показатели и интерпретация
♦Положение рисунка на листе.
В норме рисунок должен размещаться по средней линии вертикально поставленного листа бумаги. Бумага должна быть белой или слегка кремовой, но не глянцевой, карандаш — нормальной мягкости. Не допускается использование ручки или фломастера. Размещение изображения в верхней части (чем ближе, тем более выражено) интерпретируется как завышенная самооценка, отсутствие удовлетворенности своим положением в обществе, недостаток популярности, притязания на продвижение и популярность, ориентация на самоутверждение.
Расположение изображения ближе к нижнему краю, напротив, характеризуется отсутствием уверенности в себе, заниженной самооценкой, подавленностью, нерешительностью, отсутствием стимула продвигать свое положение в обществе, отсутствием ориентированности на самоутверждение, признание.
♦ Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая
ее деталь).
Голова направлена вправо — стабильная ориентация на деятельность, действенность: фактически все, что обдумывается, намечается и воплощается в действительность или как минимум начинает воплощаться (даже если и не доводится до конца). Тестируемый активно переходит к осуществлению своих проектов и устремлений.
Голова направлена влево — тенденция к раздумьям. Это не человек действия: лишь малая толика задумок осуществляется или хотя бы начинает осуществляться. Нередки приступы страха перед активным мероприятием и нерешительность. (Вариант: отсутствие ориентации к действиям или трепет перед инициативностью — необходимо решить дополнительно.)
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты I 111
Анфас, то есть голова повернута к тестируемому, расценивается как склонность к эгоцентризму. Предполагается, что на голове располагаются элементы, соответствующие органам чувств — ушам, рту, глазам.
Смысл элемента «уши — прямой: интерес к информации, важность суждений окружающих о себе. Дополнительно по другим данным и их сочетанию определяется, предпринимает ли тестируемый что-либо для завоевания позитивной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, сожаление), не меняя своего поведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ интерпретируется как словоохотливость и даже болтливость. В сочетании с прорисовкой губ — говорит о чувственности; иногда о том и другом вместе. Открытый рот при отсутствии языка и губ, особенно заштрихованный, интерпретируется как склонность к разного рода опасениям, страхам, недоверию.
Рот с прорисованными зубами — словесная агрессивность, преимущественно защитная (может огрызаться, задираться, дерзить в ответ на обращения отрицательного толка, неодобрение или осуждение).
Резко прорисованная радужка глаз говорит о страхе перед чем-либо. Ресницы укажут на истероидно-демонстративные манеры поведения, а также скажут о жажде восхищения со стороны окружающих внешней красотой и стилем одежды, придании этому особой значимости.
Непропорционально большая голова укажет на то, что тестируемый ценит целесообразность и, вероятно, эрудицию как в себе, так и в людях.
На голове могут присутствовать и такие элементы, как рога — символ защиты, агрессивности. Тип агрессивности (произвольная или защитно-ответная) можно установить, исходя из сочетания других признаков (например, когти, щетина, иглы). Перья говорят о тяге к самолюбованию, демонстративности, самооправданию. Шерсть, грива, нечто похожее на прическу может говорить о сексуальности, подчеркивании женственности или мужественности (в соответствии с принадлежностью к полу).
♦ Несущий, опорный элемент фигуры (ноги, лапы, постамент).
На основании солидности этого компонента делаются выводы
относительно габаритов всей фигуры, а также по конфигурации:
• серьезность, продуманность, рациональность принятия решения, опора на важные положения и сведения;
• легкомысленность взглядов и выводов и их голословность; может прослеживаться скоропалительность в принятии решений (например, это касается случаев, когда совсем или частично отсутствуют ноги).
Важно заострить внимание на характере соединения ног с туловищем: точно ли оно, тщательно или небрежно нарисовано, некрепкое или не соединено вовсе — это характер контроля над своими рассуждениями, заключениями, решениями. Однотипность и однонаправленность конфигурации ног, лап, любых деталей опорного компонента — стереотипность взглядов и установок в принятии решений. Многообразие в конфигурации и положении этих элементов — оригинальность установок и взглядов, независимость; иногда даже созидательное начало (в соответствии с необычностью формы) или инакомыслие (ближе к отклонениям).
♦ Элементы, поднимающиеся над уровнем фигуры.
Могут быть функциональными или выполняющими определенную роль. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветочные детали укажут психологу на энергию охвата различных сфер человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с довольно некорректным и неразборчивым притеснением других либо пытливость, желание завоевать себе место под солнцем, воодушевление от своей деятельности, дерзость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали указывают на демонстративность, жажду внимания со стороны окружающих, манерность (на последнее качество может указать, например, изображение сторожевой собаки или ее несуществующего подобия в шляпке с перьями).
♦ Хвосты.
Исходя из того, в какую сторону они обращены (вправо или влево), можно говорить об отношении испытуемого к собственным поступкам, решениям, заключениям, к своей вербальной продукции.
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты
Хвосты, обращенные вправо, выражают отношение к своим поступкам, влево — к собственным размышлениям, заключениям; к упущенным возможностям, к личной нерешительности. Позитивная или негативная окраска этого отношения проявляется в направленности хвостов вверх (уверенность, позитивизм, оптимизм) или вниз (неудовлетворенность собой, сомнения в своей правоте, раскаяние). Контуры фигуры.
Анализируются по имеющимся выступам (типа щитов, панцирей, иголок), прорисовкам и затемнениям линий или же по полному их отсутствию. Это защита от окружающих. Агрессивная — если она исполнена в острых углах. Если по контурной линии имеются затемнения, то в такой защите присутствуют страх и беспокойстве. Если контур удвоен, что говорит о всевозможных подсознательных «заслонах», то защита вызвана опасением, подозрительностью. Вид такой защиты можно определить, исходя из расположения контуров. Верхний контур изображения говорит о том, что защита направлена против власть предержащих (разного рода начальников, руководителей). Нижний контур поведает психологу о том, что испытуемый выстраивает защиту против колкостей, непопулярности, страха осуждения. Боковые контуры символизируют готовность испытуемого к самозащите любого плана и в различных обстоятельствах. То же можно сказать и в том случае, когда детали «защиты» расположены не по контуру, а внутри его, на самом туловище животного. Справа — защита в ходе деятельности (действительной), слева — преимущественно защита своих взглядов, принципов, пристрастий. Общая энергия и творческий потенциал.
Оцениваются по количеству представленных элементов. Соответственно, чем больше составных компонентов и разного рода деталей (кроме самых важных), тем больше энергии. Если элементов немного, можно говорить об экономии энергии, астенич-ности организма, затяжной соматической болезни. То же самое можно сказать и при исследовании характера контурной линии, если она слабенькая, нечеткая, без нажима. В противном случае, если контур жирный и с нажимом, можно говорить... не об энергичности, нет, скорее, о тревожности. Резкие, с сильным нажимом линии, контуры которых отчетливо видны даже на оборотной стороне листа, выдадут судорожный, высокий тонус мышц ри-
сующей руки, что трактуется как повышенная тревожность. Важно также и то, какой элемент выполнен в такой манере (то есть к чему привязано беспокойство).
Что касается творческого начала, то в случае, если изображение выражается в виде построения фигуры из деталей, а не целых заготовок, можно говорить о его существовании. И наоборот, о примитивизме скажет изображение практически реального вида животного с добавлением некоторых деталей, которые приближают его к несуществующему: например, ворона с кошачьим хвостом или крылатая собака.
Таким образом, при оценке изображения важно учитывать, присутствует на рисунке лишь самое важное (корпус, голова, лапы, хвост, крылья и т. п.) или обильно изображены и «усложняющие» компоненты. Кроме того, следует обратить внимание на характер контурных линий: примитивные или заштрихованные, есть ли повторы линии, неаккуратность линий и соединений, отрезки из наложенных друг на друга линий, заштриховка частей рисунка, отклонение от вертикали, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется по приведенному выше сценарию. Что касается тематики, то изображенных животных подразделяют на угрожаемых, угрожающих и заурядных (собаки, кошки, слоны; зайцы, волки, птицы, муравьи и др.). По большому счету, любое изображение, которое вас попросят нарисовать, будет характеризовать именно вас. Поэтому увлекаться и рисовать, скажем, зубастое агрессивное животное (или, если это рисунок человека, слишком расфуфыренного человека) не стоит. Изображенное животное выражает отношение рисующего к самому себе, представление о себе самом, то есть отождествление себя по значимости (со львом, кошкой, свиньей, мухой и т. д.). Уподобление животного человеку (например, двуногое прямоходящее животное или животное, одетое в человеческую одежду, в том числе и «очеловечивание» морды, похожесть лап на руки и т. д.) говорит об эмоциональном несовершенстве, «детскости», соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного.
Уровень агрессивности определяется численностью, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с тем или иным элементом изображения. Особую значимость здесь приобретают прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты
Обратит внимание психолог и на акцентирование половых признаков — вымени, сосков, груди при «очеловечивании» образа животного и др. Таким образом рисующий выражает свое отношение к полу, вплоть до зацикленности на сексуальных проблемах.
Очень внимательно следует отнестись к рисунку, на котором изображены механические элементы: например, вставленные в глаза фонарики или рукоятки вместо лап. В этом случае можно предположить у рисующего шизофрению.
Названиеможет выражать целесообразное сочетание смысловых элементов (летающий пес, зеброжираф и т. д.). Другой вариант — научное словообразование, иногда уподобленное латинскому языку («кошковидный воронериус» и т. п.). В первом случае можно говорить о рациональности, во втором — о демонстративности, сосредоточенной в основном на представлении своего интеллекта.
Встречаются и абсолютно не имеющие никакого смысла названия («баракубча», «ликошандр» и др.), олицетворяющие несерьезное отношение к людям, неумение обращать внимание на тревожные знаки, превосходство эстетических составляющих в понятиях над рациональными.
Еще одна категория — шутливые названия, вроде какой-нибудь «кракозябрушки», что указывает на шутливо-снисходительное отношение к людям.
Инфантильные названия состоят, как правило, из повторяющихся элементов («пан-пан», «ки-ки» и др.).
Тяга к фантазированию (главным образом защитного свойства) проявляется чаще в очень длинных названиях («абарубакинок-вада-пададерия» и др.).
Психогеометрический тест
Автор данной методики Сьюзен Деллингер, специализирующаяся на социально-психологической подготовке управленческих кадров (США), считает, что ее система способна всего за 5 минут представить исчерпывающую информацию о человеке, начиная с особенностей его характера и вплоть до манеры одеваться и перспектив карьерного роста. Методика увидела свет в 1989 году в качестве составляющей
психогеометрии — практической системы анализа личности. По словам С. Деллингер, в основе психогеометрии лежат представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга, а также концепция К. Юнга о психических типах.
Несмотря на кажущуюся незамысловатость, психогеометрический тест представляет собой довольно информативный и надежный инструмент. Исследования многих психологов, направленные на изучение связи этой методики с данными других психологических тестов, подтвердили результативность психологических характеристик геометрических форм личности. При этом можно говорить о степени достоверности результатов порядка 80-85 %.
Достоинствами психогеометрического теста являются его компактность и экономичность (процесс диагностики занимает мало времени, не требует специального оборудования и расходных материалов), доступность (инструкцию способен понять даже дошкольник), простота и удобство для группового исследования.
Тест с успехом применяется для выявления индивидуально-психологических особенностей кандидатов и особенностей их поведения в различных ситуациях в практике профориентационной работы или при создании эффективной команды.
Что касается непосредственно комплектации групп, то стоит обратить внимание на то, что могут быть как случаи одинакового выбора фигур, так и «геометрического конфликта», когда первая выбранная фигура одного представителя команды является последней в ряду предпочтений другого. Такая ситуация может указывать на напряженность во взаимоотношениях, но вместе с тем и послужить их восстановлению и упрочению.
Такое тестирование можно и даже желательно проводить не только с соискателями, но и в уже сложившихся коллективах. По его результатам становятся понятными метания босса-«прямоугольника», противостояние «треугольного» заместителя, «правда жизни» бухгалте-ра-«квадрата». Как только представителями группы будет признано право других на индивидуальность, это послужит первым и самым большим шагом к началу гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Стоит отметить, что кажущаяся простота данной методики может сыграть плохую службу неопытному психологу, решившему, что уж с этим-то тестом он разберется в два счета. Как и в случае с другими методиками, заключения по результатам данного тестирования должен сделать опытный специалист.
116 I Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты
Как вы понимаете, обмануть этот тест также не составляет особого труда. Главное, хорошо знать, что собой представляет каждая из фигур. Но при этом вы не всегда можете располагать сведениями, какая из фигур окажется более симпатичной рекрутеру и какой именно коллектив он желает подобрать. Но зато вы можете подумать над тем, какая личность лучше всего подходит на предлагаемую должность.
Инструкция
Посмотрите на предложенные ниже фигуры (рис. 3.2) и выберите ту, которая, по вашему мнению, наиболее похожа на вас и глядя на которую, вы можете сказать: «Это я». Оставшиеся четыре фигуры тоже расположите в порядке вашего предпочтения. Первая выбранная вами фигура — это ваши ключевые, господствующие свойства характера и черты поведения. Три следующие можно рассматривать в качестве вспомогательных, но не интенсивных свойств вашего характера, а пятая указывает на ту разновидность людей, с которыми у вас могут возникать серьезные проблемы. В том случае, если вы затрудняетесь выбрать первую, главную фигуру, выберите две и трактуйте значение обеих.
Рис. 3.2. Фигуры для психогеометрического теста
Интерпретация
Если вы выбрали квадрат,это указывает на ваше трудолюбие. Большая работоспособность и старательность, позволяющие достигать завершения начатого, — основные качества Квадратов. Упорство и методичность позволяют им стать настоящим профи в своей сфере деятельности. Содействует их профессионализму и постоянная жажда информации, так как они — собиратели разнообразных сведений. Информация, которой они владеют, строго классифицирована и разложена по полочкам. Именно поэтому люди этого типа способны выдать нужную информацию молниеносно и заслуженно считаются «ходячими энциклопедиями» как минимум в своей области.
Страстью Квадратов является мыслительный анализ. Они скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем, чрезвычайно внимательны к мелочам, частностям и предпочитают во всем отлажен-ность системы. Их мечта — четко спланированная жизнь, и им не по нраву изменения привычного хода событий. С завидным упорством они организовывают и людей и пространство вокруг себя. Эти особенности способствуют тому, что часто Квадраты становятся прекрасными администраторами, исполнителями, а вот стоящие управленцы встречаются среди них не так часто. Излишняя приверженность к мелочам, потребность в дополнительных сведениях для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Педантичность, порядок, почти слепое следование правилам и приличиям способны развиться до крайности, и когда наступает момент для принятия решения, и особенно в том случае, когда оно связано с риском, Квадраты нарочно или ненамеренно оттягивают его принятие.
Помимо этого, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с окружающими.
Треугольникявляется символом лидерства, и большинство из людей, которые предпочитают эту фигуру, считают лидерство своим кредо. Самая специфическая черта настоящего Треугольника — способность фиксировать свое внимание на главной цели. Треугольники — деятельные, безудержные, сильные личности, которые ставят перед собой четкие цели и, как правило, достигают их.
Все свое внимание такие люди заостряют на самом важном. Их мощная прагматическая направленность ориентирует мыслительный анализ и ограничивает его поиском действенного в данной ситуации решения задачи. Это очень уверенные в себе люди, стремящиеся быть правыми во всем. Сильная потребность правильно действовать и управлять положением дел, решать не только за себя, но и за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей с другими. Господствующая установка в любом вопросе — это расчет на победу, выигрыш, успех! Треугольники любят риск и могут быть недостаточно терпеливы к тем, кто сомневается в принятии решений.
Они очень не любят оказываться в положении неправых и с большой неохотой признают свои ошибки. Можно говорить, что они замечают лишь то, что хотят, и потому не склонны к перемене своих взглядов, часто бывают безапелляционными, не терпят возражений и преимущественно поступают так, как считают нужным. Но при этом они довольно
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты
успешны в обучении тому, что отвечает их прагматической установке, содействует достижению главных целей, и, как губка, поглощают полезную информацию.
Треугольники — честолюбцы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольники жаждут добиться значительного положения, завоевать высокий статус, проще говоря, сделать карьеру. Из них получаются менеджеры самого высокого уровня. Они обладают великолепной способностью убеждать начальство в важности своей работы и работы своих подчиненных и за версту чуют выгоду. Основная негативная черта Треугольников — сильный эгоцентризм, курс на себя. На пути к Олимпу представители «треугольной» формы не изъявляют особой деликатности относительно этических норм и способны идти к своей цели буквально по головам. Эта позиция свойственна Треугольникам, которых никто своевременно не остановил. Такие люди вынуждают всех и вся вращаться вокруг себя, и, пожалуй, наша жизнь без них не имела бы своей изюминки.
Представители прямоугольникасимволизируют состояние перехода и перемен. Это преходящая форма личности, которую могут «носить» остальные четыре относительно постоянные фигуры на обусловленных стадиях жизни. Это личности, недовольные нынешним своим существованием и вследствие этого занятые поисками лучшего. Факторы прямоугольного состояния могут быть самыми разнообразными, но связывает их одно — важность изменений для определенного человека.
Ключевым психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осмысливаемое состояние смущения, запутанности в проблемах и расплывчатости в отношении себя на данный момент.
Наиболее типичные признаки Прямоугольников — нелогичность и непредсказуемость действий на переходном этапе. Они могут довольно заметно меняться даже в течение суток. Изменения в их поведении мгновенны и непредсказуемы. Как правило, Прямоугольники страдают от заниженной самооценки, в них чувствуется стремление стать лучше, они ищут новые способы работы и стиля жизни. Такие люди способны смутить и насторожить окружающих, чем вынуждают последних уклоняться от общества «человека без стержня». И это является нешуточной проблемой Прямоугольников, поскольку общение с окружающими им нужно как воздух.
Разумеется, люди этого типа обладают и многими положительными качествами, притягивающими к ним людей: пытливостью ума, не-
поддельным интересом к жизни, смелостью, но, к сожалению, не очень умело используют их. Прямоугольники с легкостью могут хвататься за то, чего никогда до этого не выполняли, они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, без труда постигают все новое. Однако им очень мешают в жизни такие качества, как излишняя доверчивость, внушаемость, наивность, которые дают окружающим отличные возможности для манипулирования Прямоугольниками.
Круголицетворяет гармонию. Отдавшие предпочтение это фигуре заинтересованы в хороших межличностных связях. Главная ценность для Круга — люди, их благополучие. Это наиболее доброжелательная из всех представленных фигур. Как правило, круг становится тем связующим звеном, которое скрепляет и трудовой коллектив, и семью.
Люди этого типа — наилучшие коммуникаторы из пяти представленных форм, поскольку являются прекрасными слушателями и к тому же обладают высокой восприимчивостью и способностью сострадать. Они умеют ощущать и радости, и горести других как свои собственные, и поэтому неудивительно, что окружающие тянутся к таким людям. Представители «круглой» формы способны превосходно распознавать людей — вычислить какого-нибудь лжеца для них не проблема. Круги очень переживают за своих коллег по цеху, в связи с чем заслуженно пользуются их любовью. Но из-за того, что они ориентированы скорее на людей, чем надело, а ко всему прочему, сверх меры стремятся угодить любому, из них получаются довольно слабые менеджеры и начальники, ведь основная задача Круга — сохранить мир любой ценой. Именно поэтому они стараются избегать жестких позиций и принятия непопулярных решений. Нет ничего более отвратительного для тех, кто выбрал эту фигуру, чем межличностный конфликт. Образно говоря, Круги счастливы, когда «мир во всем мире», именно поэтому они практически всегда готовы идти на уступки. Помимо этого, Круги не отличаются решительностью, а ведет к тому, что над ними могут взять верх более сильные фигуры, например Треугольники. Но, по всей видимости, Кругов меньше всего беспокоит то, кто приберет к своим рукам власть: главное, чтобы все были довольны и счастливы, и только в одном Круги способны проявить решительность: если вопрос касается морали или несправедливости.
Зигзаг— символ креативности и творчества, что объясняется уже одной только необычностью этой формы по сравнению с другими представленными, ее разомкнутостью. Как правило, избравшие эту
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты
фигуру — эстеты. Сочетание совершенно неодинаковых, отличных друг от друга идей и создание на этой основе чего-то свежего, необычного — вот что по вкусу Зигзагам. В отличие от Кругов, они совершенно не заинтересованы в компромиссе и добиваются своего не путем уступок, а, напротив, заострением конфликта идей и выстраиванием новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Применяя свое врожденное остроумие, они могут быть весьма насмешливыми, открывая глаза другим на возможность нового решения. Зигзаги предрасположены к тому, чтобы видеть мир всегда преображающимся, и поэтому нет ничего более тоскливого для них, чем постоянство, рутина, штамп, директивы и установки, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.
Зигзаги просто не могут плодотворно работать в заведомо структурированных условиях. Их нервируют четкие вертикальные и горизонтальные связи, жестко фиксированные обязанности и однообразие работы. Им требуется разнообразие и высокий уровень стимуляции на служебном месте. Они желают быть независимыми от других в своей работе. Если эти условия соблюдены, Зигзаги оживляются и приступают к выполнению своего главного предназначения — генерировать новые идеи и способы работы. Зигзаги никогда не удовлетворяются методами, посредством которых вещи делаются в настоящее время или делались в прошлом. Они направлены в будущее и прежде всего интересуются возможностью, а не реальностью. Отсюда и такие их качества, как непрактичность, нереалистичность и наивность.
Зигзаг — самый восторженный и экспансивный из всех представленных вариантов. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он делится ею со всей вселенной. Зигзаги без устали рекламируют свои идеи и способны мотивировать всех вокруг себя, но, к сожалению, им не хватает дипломатичности: они горячи, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто не дает возможности проводить свои идеи в жизнь. Ко всему прочему, они слабоваты в проработке конкретных составляющих и не очень настойчивы в доведении начатого дела до конца, так как с потерей свежести пропадает и увлечение идеей.
Графологический анализ
Как уже говорилось, к прохождению большинства тестов вполне возможно подготовиться заранее и повлиять на результат, обратив его
в свою пользу. Однако, как уже упоминалось ранее, существуют и такие тесты, обмануть которые считается маловероятным. Таким сложным методом тестирования является графология, или анализ почерка человека.
Графологический анализ — довольно обширное исследование особенностей почерка по множеству признаков, характеризующих человека как уникальную в своем роде личность.
То, что почерк сугубо индивидуален и неповторим, как и отпечатки пальцев, отлично знают все (особенно криминалисты). Но отпечатки пальцев даны человеку с момента появления на свет и вряд ли способны поведать что-либо о характере их владельца, а вот почерк связан непосредственно с активной психомоторной деятельностью мозга. Как бы ни учили нас правильно выводить первые буквы, школьная однотипность почерка со временем исчезает и он приобретает беглость и особенности. Подделать почерк, в принципе, вполне реально, но грамотный эксперт почти всегда сможет установить подделку, ведь личная манера написания текста чаще всего воспроизводится нами безотчетно, и эту безотчетность даже самый одаренный мошенник не в состоянии отобразить стопроцентно. Темп его письма либо затормозится (и это сразу станет заметным опытному глазу эксперта), либо утратит какие-то специфические признаки подлинника.
Все графологи полагают: коль уж мозг интуитивно управляет рукой пишущего, то между особенностями почерка и качествами характера непременно должна наличествовать связь. При этом почерк главным образом отображает врожденные качества характера, те, которые изменить очень сложно; а если все-таки получается, то меняется и почерк.
Такой тест дает достоверную информацию о психологическом состоянии тестируемого и сведения о его индивидуальных и профессиональных наклонностях, характере, а также о тех достоинствах и недостатках, которые человек в повседневной жизни предпочитает скрывать. Графологический анализ очень часто проводится еще до собеседования, а потому дает возможность менеджеру по персоналу заранее отобрать бесперспективных и недобросовестных работников, определив такие личностные качества, как неискренность, чрезмерная вспыльчивость и конфликтность. Кроме того, проанализировав особенности почерка, менеджер сразу будет обладать информацией о ваших про- фессиональных наклонностях. Иначе говоря, такой тест может «рас-познать» ту сферу деятельности, в которой человек может добиться наибольшего успеха.
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты I 123
Нельзя сказать, что данный метод тестирования применяет практически каждый работодатель, и даже уместнее будет оговориться, что в настоящее время эту методику используют при профотборе довольно редко. Однако, несмотря на это, ее популярность растет и в первую очередь она вызывает интерес при наборе специалистов руководящего состава из-за особой важности подобных должностей.
Проводится такое тестирование несколькими способами. Соискателю могут предложить написать некий текст для дальнейшей оценки, либо менеджер просто попросит заполнить анкету или принести от руки написанное резюме.
ВНИМАНИЕ
Кандидат может и не знать, что стал объектом тестирования.
Однако наиболее достоверную информацию о человеке можно получить в том случае, если в распоряжении специалиста будет не менее 15 написанных от руки предложений на нелинованном листе в неофициальном оформлении. Естественно, что деловая корреспонденция с актуальными для ее стиля полями, отступами, аккуратно выведенными буквами и ровными строчками не даст исчерпывающего представления о характере писавшего. Для проведения анализа графологи предпочитают брать образцы, написанные тестируемым без особого усердия (пристальное внимание уделяется концовке, где буквы выводятся уже не так тщательно), но в спокойной обстановке. Нежелательны в качестве образца студенческие конспекты, тексты сочинений на экзаменах, врачебные рецепты, заявления и т. п. Оптимальным вариантом считается тот, когда тестируемому неизвестно, с какой целью его просят написать несколько предложений.
Рассказать обо всех без исключения тонкостях графологии в этой книге невозможно, однако можно обозначить некоторые моменты и особенности почерка, которые характеризуют личность человека. Например, почерк предприимчивого, делового человека чаще всего такой же разборчивый и понятный, как и сознание его собственника. Вычурные «хвостики» и виньетки — признак чрезмерного самомнения (кстати, почерк шизофреников часто отличается вычурностью и нарочитой стилизованностью).
Опытный графолог оценит не только форму и особенность букв, но и их наклон, силу нажима и даже величину оставленных полей. Так, если поля очень маленькие, это указывает на бережливость (в крайнем варианте — скупость) писавшего. А очень широкие говорят о широте натуры, расточительности, хвастовстве и стремлении к роскоши.
Направление строк тоже дает важные сведения. У жизнелюбивых и честолюбивых личностей они гордо карабкаются вверх, а у пессимистов и прочей вялой и неуверенной в себе публики понуро соскальзывают вниз. Если же строчки неизменно вьются змейкой, то пишущий — наверняка ловкач, дипломат, переменчивая и нетерпеливая личность. Ну а когда строчки прямые, как в школьной тетрадке, то это говорит о характере спокойном, волевом, уверенном в себе и разве что несколько прямодушном.
Теперь о слитном написании букв. Если буквы пишутся слитно и напоминают вьющуюся веревочку, это характеризует человека предприимчивого и умеющего логически мыслить. Некоторое отделение букв друг от друга в словах указывает на мечтательность и непрактичность, а в случае, когда буквы написаны раздельно, можно говорить о том, что пишущий — несомненный эстет, образное мышление которого доминирует над абстрактным.
Крупные буквы говорят об активности, коммуникабельности и уверенности в себе. Мелкие — об осмотрительности, расчетливости и необщительности. Если размер букв постоянно меняется, это свидетельствует о неистовом и неугомонном характере. Закругленные буквы расскажут о кротости и сентиментальности, угловатые — об эгоизме, ветвистые — о смелости и великодушии.
Немалую роль играет и наклон букв. Сильный наклон влево — показатель неестественности, хитрости, умения владеть собой. Буквы наклоняются то вправо, то влево — это показатель переменчивости и нерешительности. Ну а если буквы почти ложатся на бок — налицо невоздержанность и горячность. Большой* наклон вправо: пишущий не выносит никакого прессинга со стороны, прямое положение букв — искренность и выдержка.
Как уже говорилось, определенную информацию графолог может получить и из автографа. Одним росчерком пера мы, сами того не ведая, выдаем о себе целый пласт важной информации:
♦ простой — смелость и уверенность в себе;
♦ зигзагообразный — неуравновешенность;
♦ перечеркнутый — импульсивность;
♦ подчеркнутый — предприимчивость;
♦ очень сложный, замысловатый — сочетание мании величия с комплексом неполноценности.
Нередко эксперты в качестве образца берут анкеты, которые соискатели заполняют при приеме на работу. Хотя мировая практика
Глава 3. Психологические опросники и тесты
Проективные, графические и графологические тесты
предполагает, что анализ почерка делается только по согласию с его автором (в нашем государстве закон по этому поводу вообще пока молчит), будьте всегда начеку, то есть если вам предлагают написать что-либо, не исключайте вероятности графологического тестирования и предпримите ряд определенных мер для улучшения своих показателей.
Итак, как уже говорилось, обмануть графологическое тестирование маловероятно, но несколько улучшить его результаты все же можно. Для этого, во-первых, нужно делать отступы от краев таким образом, чтобы все четыре поля листа напоминали ровненькую рамочку. Важно также не позволять строчкам виться или изменять направление, необходимо, чтобы они были ровными и прямыми. Если у вас неразборчивый почерк, старайтесь писать предельно разборчиво. Если ваш почерк — образец каллиграфии, позвольте себе легкую небрежность, спонтанность. Приветствуется, если буквы имеют наклон вправо, сочетают в себе как округлость, так и угловатость форм, в меру узки или широки.
Печатный стиль написания букв лучше не использовать: некоторые графологи относятся к нему с предубеждением и полагают, что человека, который постоянно использует этот стиль, можно заподозрить в склонности к шизофрении в сочетании с аномальным педантизмом и коммуникативной зажатостью. Другие менее категоричны и считают, что ничего страшного в этом нет, просто у человека с такой манерой письма, очевидно, есть какие-то проблемы (или комплексы), но это ни в коем случае нельзя считать показателем отклонений, мешающим работе.
Позаботьтесь о том, чтобы у вас были хорошие условия для тестирования: шариковая ручка с темной пастой, большой, нелинованный лист, непременно с подложенными под него несколькими листами. Стол, стул, поза — удобные. Подумайте о своем настроении — оно не должно быть угнетенным, хотя опытный эксперт все равно сможет установить, насколько повлияли на почерк расположение духа, утомление и нервозность.
Предупредите эксперта, носите ли вы очки, принимаете ли сильнодействующие препараты. Он должен знать и ваши пол и возраст. Писать важно на родном языке. Если вы уже забыли, как пользоваться ручкой, или у вас не очень красивый почерк, не тревожьтесь. На результаты анализа это не повлияет. Можете взять дополнительное время, чтобы поупражнять руку.
И последнее. Если вы убеждены, что сумеете контролировать свою руку в течение всего отведенного для тестирования времени, то можете попробовать улучшить заключение эксперта. Если же такой уверен-
ности нет, лучше оставайтесь собой. Не усердствуйте чрезмерно, пишите автоматически. Не меняйте почерк: графолог догадается, что вы пытаетесь что-то утаить.
Попробуйте себя в роли эксперта-графолога. Проверьте свой почерк.
ВНИМАНИЕ
Настоящий полный графологический тест в состоянии провести только специалист.
Графологи утверждают, что их сфера — не только наука, основанная на графологических таблицах, но и искусство, опирающееся на опыт и интуицию.