Этика и современное управление. Этика и психология менеджмента

Этика менеджмента

Этика и психология менеджмента

Слово «этика» греческого происхождения и означает обы­чай, нрав, характер. Ещё от античных стоиков идет тради­ционное деление философии на логику, физику и этику. Та­ким образом, этика — один из разделов философии. Как обозначение особой области исследования термин «этика» впервые употребил Аристотель.

В древности этика означала учение о нравственности, учение о долге. Позднее, пишет И. Кант, «нашли благора­зумным перенести это название только на одну часть уче­ния о нравственности, а именно на учение о долге, который не подчинён внешним законам». Таким образом, учение о долге подразделяется на учение о праве, которое имеет дело с внешними законами, и учение о добродетели или этику, которая не имеет дела с внешними законами. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла, про­блема поведения человека в соответствии с этими понятия­ми. А понятия о добре и зле основываются на культуре, тра­дициях, общественном мнении, привычках, т.е., вообще от­носительны.

Этика менеджмента — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способно­сти эффективно действовать в соответствии с законами. Она затрагивает систему идеалов, на которые опирается менед­жер при достижении поставленной цели. Этика менеджмен­та базируется на моральных и нравственных принципах, на определённых правилах поведения как в организации, так и вне её, а также на правовых критериях, которые устанавли­ваются законодательством.

В настоящее время уделяется большое внимание изуче­нию этики менеджмента, этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры в организациях и уровня культуры самих менеджеров. Главным в культуре менедже­ра является уравновешенность, благородство, скромность, чувство собственного достоинства, чувство юмора. Рассмот­рим взгляд Аристотеля на эти человеческие качества.

Уравновешенность, пишет Аристотель, — это середина между гневливостью и безгневием. Гневлив тот, кто по вся­кому поводу впадает в гнев. Такой человек достоин порица­ния, потому что гневаться надо не по всякому поводу, ненавсех, не всецело и не всегда. Екклесиаст проповедует:небудь духом поспешен на гнев. А русская пословица совету­ет: лют конь уздою воздержится, а скор гнев умом обуздаетеся. Но тот человек, который никогда не гневается, является бесчувственным и не может заслуживать уважения.

Благородство — это середина между кичливостью и при­ниженностью. Аристотель пишет, что люди жалкие и дур­ные, но мнящие себя великими и думающие, что их должны соответственно чтить, — кичливы, т.е. надменны, высоко­мерны. Те, которые считают, что достойны меньшего, чем им подобает, — принижены. Благородный находится меж­ду этими двумя крайностями.

Скромность, по Аристотелю, проявляется в поступках и словах и является серединой между бесстыдством и стес­нительностью. Бесстыжий говорит и действует как придет­ся, при любых обстоятельствах. Стеснительный, напротив, остерегается делать и говорить что бы то ни было перед кем бы то ни было. Нельзя стесняться во вред себе, говорит Биб­лия. Стеснительный человек всегда бездеятелен.

Чувство собственного достоинства — середина меж­ду своенравием и подхалимством — и проявляется при взаимном общении людей. Своенравный это тот, который не способен ни общаться, ни разговаривать с кем-либо. Подхалим — это умеющий общаться со всеми, всячески и везде. Таким образом, имеющий чувство собственного достоинства это тот, который общается не со всеми без разбора. Чувство юмора — середина между шутовством и дикар­ством. Шут смеётся по всякому поводу и над всеми, а ди­карь отказывается смеяться сам, не хочет, чтобы над ним смеялись, и сердится. Человек с чувством юмора это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит на­смешки [10].

Наши рекомендации