Основные функции менеджмента
Управленческий цикл
К общим функциям менеджмента можно отнести:
1. прогнозирование (это вероятностное определение хода дальнейших событий);
2. планирование (процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных и др.) для его реализации);
3. мотивацию (это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации);
4. координацию и регулирование;
5. организацию (состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования);
6. контроль (процесс выявления результатов деятельности в сравнении с планируемыми, с целью подготовки последующих управленческих решений);
7. учет (это процесс накопления и систематизации информации о результатах деятельности с целью подготовки последующих управленческих решений),
анализ (это сбор, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления).
Управленческий цикл
Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т. п.) факторами.
В совокупности такие процессы образуют цикл, состоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определение цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации, необходимая корректировка (обратная связь).
Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, т. е. такой совокупности обстоятельств, которые оказывают (могут оказать в будущем) положительное или отрицательное влияние на организацию.
Ситуация характеризуется количественными и качественными показателями (длительностью, остротой, местом и причинами возникновения, содержанием, кругом участников, важностью, сложностью, перспективами развития и т. п.).
К элементам процесса управления относятся управленческий труд, который реализуется в определенном результате (решении), его предмет и средства.
Функция планирования.
Задачи долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования на предприятии
Планирование – процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных и др.) для его реализации.
Плановый период(ПлП) - срок действия плана, временной интервал, в течении которого организация должна достичь определенную цель.
План - специальный документ определяющий конкретные шаги организации для достижения целей в рамках определенного (планового) периода.
В общем случае выделяют восемь этапов в процессе планирования:
Этап 1. Целеполагание (формулировка целей).
Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей.
Этап 3. Составление перечня необходимых действий.
Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий).
Этап 5. Анализ ресурсов.
Этап 6. Анализ разработанного варианта плана.
Этап 7. Подготовка детального плана действий.
Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости.
Виды планирования по срокам:
1) долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
2) среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
3) краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).
• Стратегический план – составляется на срок более 5 лет, содержит информацию о направлении развития организации на длительную перспективу, ориентирован, как правило, на достижение качественных показателей.
• Долгосрочный план - составляется на срок до нескольких лет, конкретизирует стратегический план по времени, количественным показателям и ресурсам.
• Текущий план - сопрягает направления деятельности организации на текущий финансовый год.
• Оперативный план - посвящен решению конкретных вопросов деятельности организации в краткосрочном периоде. Имеет узкую направленность и высокую степень детализации.
• Инвестиционный план (проект) - план капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию существующих производственных мощностей.
• Бизнес - план - программа деятельности (создания) предприятия позволяющая дать целостную оценку перспектив и потенциала бизнеса во времени, проанализировать доходность инвестиций и риски.
Задачи:
¾ планирование роста прибыли;
¾ планирование издержек предприятия и, как следствие, их уменьшение;
¾ увеличение доли рынка, увеличение доли продаж;
¾ обеспечение необходимым количественным и качественным составом персонала;
¾ улучшение социальной политики организации.
Методы планирования
Балансовый метод– основан на взаимной увязке ресурсов которыми располагает (будет располагать) организация и потребностей в них в рамках ПлП.
Нормативный метод– на основе норм затрат ресурсов на единицу продукции.
Математико-статистические методы- на основе оптимизации и моделирования систем.