Когда практикуешь подобным образом, тогда притяжения и отторжения просто не бывает. А бороться с притяжениями и отторжениями с помощью силы воли – это аскетизм, а не мудрость.
Васиштха продолжил:
О Рама, Сарасвати и царица Лила сразу же уселись для медитации и вошли в глубокую самадхи. Они вышли за телесное сознание. Из-за того, что они отказались ото всех понятий о мире, мир полностью пропал из их сознания. Они могли путешествовать куда угодно в своих телах мудрости. Хотя и казалось, что они преодолели миллионы миль в пространстве, они по-прежнему были в той же «комнате», но в другом пространстве осознания.
Васиштха продолжил:
Держа друг друга за руки, Сарасвати и Лила медленно опустились в далекие места в пространстве. Это пространство было очень чисто и полностью пусто. Они отдохнули на вершине горы Меру, оси земли. Они видели бесконечное число интересных видов пока облетали орбиту луны. Они путешествовали вместе с огромными облаками в пространстве. Они вошли в бесконечное пространство, источник бесконечных существ в бесконечных мирах.
Они увидели семь величайших гор в космосе, светящихся как в огне разрушения, они видели золотые равнины рядом с Меру, и они видели самые густые формы тьмы. Они видели сиддхов (существ со сверхъестественными способностями), они видели толпы демонов, ракшасов и разных духов, они видели космические повозки, путешествующие повсюду, они видели танцующих и поющих небесных нимф, они видели множество разных птиц и животных, ангелов и полубогов, великих йогов, а также место, где жил Шива и остальные. Как пара комаров они облетели все эти пространства.
В общем, они видели всё то, что уже было в уме у Сарасвати и что Сарасвати хотела показать Лиле. Посмотрев на все эти океаны, горы и богов, небеса и внутренности земли, Лила в конце концов увидела свой собственный дом.
Васиштха продолжил:
О Рама, затем Лила и Сарасвати вошли в дом святых Васиштхи и Арундати. Вся семья была в трауре. Из-за этого во всем доме была тяжелая атмосфера. Практикой йоги чистого сознания Лила получила возможность материализовывать свои мысли. Она пожелала: «Пусть эти мои родственники увидят меня и Сарасвати как обычных женщин». И так они показались горюющей семье. Они обе светились внутренним светом и поэтому разогнали грусть, пронизывающую дом.
Старший сын умершей святой четы поприветствовал двух женщин, принимая их за двух ангелов леса! Он сказал им: «О ангелы леса, несомненно вы явились сюда чтобы развеять наше горе. Ведь такова природа божественных созданий – они всегда стараются облегчить страдания других».
Лила и Сарасвати спросили юношу:
«Расскажи нам о причинах своей печали и почему так грустны все люди здесь».
Сын святой четы расскзал:
«О богини, в этом доме жил скромный человек и его любящая жена, и они оба были очень благочестивы. Недавно они покинули своих детей и внуков, свой дом и хозяйство, и отбыли на небеса. Поэтому для нас весь мир кажется пустым. Посмотрите, о богини, даже птицы плачут по ушедшим. Даже боги рыдают слезами дождя! Деревья плачут каждое утро каплями росы. Покинув эту землю, мои родители без сомнения отправились в мир бессмертных».
Услышав это, Лила положила свою руку на голову юноши, и в тот же миг его скорбь прошла. Увидев это, и всем остальным стало легче.
Рама спросил:
О мудрейший, почему же Лила не показалась своему собственному сыну как родная мать?
Васиштха ответил:
Рама, тот, кто обнаружил нереальность материальных предметов, повсюду видит только единое неделимое сознание. Спящий не видит этот мир, а человек в глубокой коме может увидеть даже другие миры. Лила поняла эту истину. Тот, кто понял истину, что Брахман, или сознание, или высшее Я – единое бесконечное сознание Верховного Господа – кто для него сын, друг или жена? Даже то, что она положила руку ему на голову было спонтанным выражением Божьей милости.
Васиштха продолжил:
Благословив семью умершего святого, обе женщины пропали. Утешенные члены семьи возвратились по домам. Лила повернулась к Сарасвати, чтобы задать вопрос. В таком состоянии, конечно, их тела были ни грубо-материальными, как земля, и ни тонко-материальными, как жизненная сила. Они были как два объекта из сна, разговаривающих друг с другом.
Лила спросила Сарасвати:
«Почему моя семья там меня видела, а мой муж, когда мы его посетили, не видел?»
Сарасвати ответила:
«Тогда ты все еще не отказалась до конца от понятия «Я есть Лила»; но теперь ты преодолела это телесное сознание.
Дорогая Лила, пока восприятие двойственности не пропадёт, ты не сможешь действовать в бесконечном сознании, ты не сможешь даже понять его, также как стоящий на солнце не знает прохлады тени. Но теперь, если ты пойдешь к своему мужу, ты сможешь полноценно взаимодействовать с ним, как и ранее».
Лила сказала:
О Богиня! Прямо здесь мой муж был святым и я была его женой; тут же я была его царицей, тут он умер и снова правит тоже тут! Молю тебя, возьми меня туда, где я могу его увидеть.
Сарасвати сказала:
Лила, ты и твой муж прошли через множество воплощений, три из которых ты теперь знаешь. В этом воплощении, царь глубоко погрузился в мирские дела и он думает «Я властитель, я силен, счастлив и т.д.» Хотя с духовной точки зрения вся вселенная ощущается прямо здесь, с физической точки зрения миллионы миль разделяют разные пространства. В бесконечном сознании, в каждом его атоме, вселенные появляются и исчезают как пылинки в луче света, льющегося из дырки в крыше. Они появляются и пропадают как волны на поверхности океана.
Лила начала вспоминать:
О Богиня! Со времени появления как отражения в бесконечном сознании, у меня было 800 рождений. Сегодня я это вижу. Я была нимфой, злобной женщиной, змеей, дикаркой, за плохие дела – пресмыкающимся.
Потом из-за близости к мудрецам я стала дочкой мудреца, я была царём, за проступки – комаром, пчелой, черепахой, лебедем, и снова комаром. Я также была небесной нимфой и другие небесные создания мужского пола падали к моим ногам. Чашки весов постоянно колеблются, и я также была поймана маятником этого повторяющегося существования, самсары.
Рама спросил:
О мудрый, как оказалось для них возможным путешествовать к отдаленным галактикам во вселенной и как они преодолевали многочисленные препятствия на пути?
Васиштха ответил:
О Рама, где та вселенная, где те галактики и где препятствия? Обе женщины оставались в покоях царицы. Именно там святой Васиштха правил как царь Видурата, и это он же был царём Падмой до того. Все это случилось в пустом пространстве, в действительности нет ни этой вселенной, ни расстояний, ни препятствий.
Разговаривая друг с другом, две женщины вышли из комнаты и пошли по направлению к деревне на вершине горы. Красота и слава этой горы были неописуемыми. Дома там были покрыты цветами, постоянно падающими с деревьев. Девушки спали в своих комнатах на перинах из облаков. Дома освещались молниями.
Из-за интенсивной практики йоги мудрости, Лила достигла полного знания прошлого, настоящего и будущего. Она вспомнила прошлое и сказала Сарасвати:
«О Богиня, некоторое время назад я была старой женщиной и жила здесь. Я была очень праведной, но я никогда не задумывалась о природе собственного сознания. Мой муж тоже был хорошим, благочестивым и умным человеком, но его внутренний интеллект тоже не был разбужен. Мы были примерами хорошего поведения, и своими поступками мы показывали другим как они должны жить».
Сказав это Сарасвати, Лила показала ей свое предыдущее жилище и продолжила:
«Смотри, это мой любимый телёнок. Из-за нашей разлуки он даже не ест траву и ревёт последние восемь дней.
В этом дворце мой муж правил миром. Из-за его сильной воли и желания стать великим, он на самом деле стал императором. Он был им восемь дней, хотя нам это показалось целой жизнью.
Как воздух движется, невидимый в пространстве, также в пространстве этого дома живёт мой невидимый муж. Здесь мы вообразили огромное царство моего мужа, которое на самом деле было размером с мизинец.
О Богиня, несомненно, и мой муж и я – чистое сознание, но из-за удивительной иллюзорной силы Майи, царство моего мужа оказалось включающим в себя сотни горных пиков. Это воистину замечательно. Я хочу попасть в столицу царства моего мужа. Пойдем туда – ведь мы всё можем!»
Васиштха продолжил:
Вместе с Сарасвати царица Лила поднялась в небо. Они отправились за локу (область) полубогов, локу (область) мудрецов, локу (область) полярной звезды. Оттуда Лила увидела, что даже солнце и луна были еле видны далеко внизу.
Сарасвати сказала Лиле: «Дорогая, ты должна пройти еще далее к самой вершине вселенной. Всё что ты видела до этого, только незначительная её часть».
Скоро они достигли самого верха, ведь желание того, чьё сознание чисто и незамусорено, является законом.
Здесь Лила увидела, что эта вселенная имеет форму сферы, оболочка которой состоит из слоёв земли, воды, огня, воздуха и пространства, а за всем этим было чистое сознание Господа, иначе называемое светом Брахмана, Нирваной, Татастхой или Махеш-дхамой (место, где живёт Сада-Шива. Это место находится между материальными мирами – Деви-дхамой и духовным миром, состоящим из множества духовных планет, Вайкунтх).
Свет Брахмана, высшее бесконечное сознание Верховного Господа чисто, мирно, свободно от иллюзий и отдыхает само в себе. В этом свете Брахмана Лила увидела бесконечные сферические вселенные, плавающие, как частицы пыли в лучах света.
Собственные проекции всех индивидуальных сознаний (джив), находящихся в этих вселенных, придавали им свои формы и характеры.
Всё это продолжало появляться раз за разом и силой собственной мысли возвращалось в состояние спокойствия.
Это было как непринужденная игра ребёнка, обладающего бесконечным сознанием и являющимся изначальной сущностью всего, причиной всех причин.
Рама спросил:
Если только бесконечное есть Истина, то что имеют в виду люди, говоря «сверху», «снизу» и т.д.?
Васиштха ответил:
О Рама, когда муравьи ползут по камню, то что у них под ногами – всегда «внизу» и что над ними – всегда «сверху», то же самое имеют в виду и люди, говоря об этих направлениях.
Из этих бесконечных вселенных, о Рама, в некоторых есть только растения, в некоторых есть полубоги, в некоторых их совсем нет, в некоторых – только животные и птицы, в некоторых только океан, некоторые – сплошной камень, в некоторых живут только черви, в некоторых царит сплошная темень, а некоторые всегда освещены. Некоторые стоят на пути к разрушению.
Потому как сознание существует всегда и всюду, создание и разрушение этих вселенных тоже происходит постоянно и повсюду. Все они объединяются мистической вездесущей силой Верховной Личности Бога.
Рама, всё существует в Его едином бесконечном сознании, всё появляется из него, и только оно становится всем.
Васиштха продолжил:
Увидев всё это, Лила увидела свои дворцовые покои, где тело умершего царя Падмы лежало под грудой цветов. Лила страстно возжелала увидеть другие жизни своего мужа. В тот же миг она прошла через верхушку вселенной и оказалась в реальности, где сейчас правил ее муж в образе царя Видураты.
В то же самое время могучий царь, правитель Синдху, окружил царство ее мужа. Пока две женщины летали в пространстве над полем боя, они встретились со множеством небожителей, прилетевших сюда чтобы тоже посмотреть на битву и подвиги героев.
Рама спросил:
О мудрый, скажи мне, кто герой среди воинов, а кто просто зверь и военный преступник?
Васиштха ответил:
О Рама, тот герой, вне зависимости от того, побеждает он или проигрывает, кто дерётся в битве в соответствии с предписаниями Писаний за праведного царя с незапятнанным поведением.
А тот, кто бьется за неправедного монарха, который мучает людей и издевается над животными, даже если он погибает в битве – тот негодяй и преступник, который попадает прямо в ад.
Тот, кто бьётся за свое хозяйство, за друзей и своих святых, - украшение небес.
А тот, кто бьется за царя, который находит удовольствие в унижении людей (будь это даже не царь, а только землевладелец), попадает в преисподнюю.
Только герои, погибающие в битве за праведные цели, попадают на небеса, а те, кто бьются за неправедные цели, даже если погибают в битве, на небеса не попадают.
О Рама, находясь над битвой, Лила увидела две огромные армии, приближающиеся друг к другу. (далее идет детальное описание армий, отделений, битвы и т.д., опущенное в переводе).
Когда наступил вечер, муж Лилы собрал военный совет, а потом заснул. Две женщины покинули место и, как богини, прекрасные словно две луны, путешествуя как дуновение воздуха, вошли в покои, где спал царь. По их велению все слуги царя тоже спали. Когда они уселись, царь проснулся и увидел их. Он сел и поприветствовали их, и поднес цветы к их ногам.
Сарасвати пожелала, чтобы его министр ознакомил Лилу с царской родословной, и по ее желанию министр проснулся.
Когда Сарасвати спросила царя, кто он такой, министр рассказал, что он потомок великого царя Икшваку, что его отцом был Набхората, который отдал своё царство сыну, когда тому исполнилось 10 лет, а сам ушел в лес, чтобы вести духовную жизнь. Царя звали Видурата.
Сарасвати благословила Видурату, и, положив руку ему на голову, попросила его вспомнить свои предыдущие жизни. В тот же миг царь всё вспомнил и спросил Сарасвати:
«О Богиня, как так случилось, что хотя прошел всего один день с тех пор, как я умер в теле царя Падмы, кажется, что я прожил в этом теле Видураты целых семьдесят лет, и помню, что случилось, когда я был в этой жизни еще молодым?»
Сарасвати ответила:
О царь, в момент твоей смерти в том же самом месте проявилось всё то, что ты видишь здесь. И всё это одновременно происходит там, где жил святой Васиштха, в деревне на холме. Это его мир, и в этом мире находится мир царя Падмы, и в мире царя Падмы находится тот мир, в котором сейчас живешь ты, царь Видурата.
Ты думаешь, «это мои родственники, подданные, министры и враги», ты думаешь, что правишь, выполняешь религиозные ритуалы, дерёшься с врагами, выигрываешь или проигрываешь битвы.
Ты думаешь, что сейчас видишь нас и получаешь от нас просветление. Ты думаешь, что уже преодолел все страдания, а сейчас наслаждаешься высшим блаженством, и вот-вот поймешь абсолют.
Всё случившееся совсем не заняло времени, также, как за один миг во сне проигрывается вся жизненная драма. В реальности ты не родился и не умираешь. Ты как бы видишь всё это, хотя и не видишь – ведь если всё это ни что иное, как бесконечное сознание, то кто же видит и что? Для просветленного есть только одно бесконечное сознание, в котором нет двойственности и поэтому нет понятий «это я», а «это другие».
Сарасвати продолжила:
Незрелому человеку, убеждённому в реальности этого мира, мир продолжает казаться реальным. Это подобно тому, как ребенка, верящего в привидения, они преследуют всю его жизнь.
Если человек любуется внешним видом и узорами браслета, он не видит, что это всего лишь золото. И тот, кто видит блеск дворцов, слонов и городов, не замечает, что все это только бесконечное сознание Господа.
Эта вселенная - всего лишь долгий сон. Ложный собственный образ и каприз, что вокруг есть другие, всё это также нереально, как персонажи во сне.
На самом деле единственная реальность – это бесконечное, вездесущее, чистое, спокойное, всемогущее и непознаваемое Абсолютное Сознание Верховной Личности Бога, из которого состоят Его Тело и Ум, являющиеся единым целым.
Когда Сознание Господа захочет проявить себя, где бы и каким бы то ни было образом, в тот же миг Оно этим и становится. Это в полной мере относится к любой, даже мельчайшей частичке Абсолютного Сознания Господа, то есть к любому индивидуальному живому существу, именуемому джива, или душа.
Поэтому, когда душа воображает, что видит человеческое существо, человеческое существо оказывается именно там.
А когда душа воображает, что сама является человеческим существом, она им тут же и становится.
Такова могущественная природа Абсолютного Сознания, неотъемлемой частью которого является джива.
Так как Господь и Его Бесконечное Сознание есть Абсолютная Реальность, то и всё, что на Нёй основано, также приобретает качество реальности. Но эта реальность не сама по себе, она не абсолютна. Эта реальность относительна, так как она основана на Абсолютной Реальности и полностью от неё зависима.
Сарасвати продолжила:
Дорогой Видурата, эта вселенная и все существа в ней – только длинный сон. Для меня ты реален, и для тебя я реальна. И также другие реальны для меня и для тебя. Но эта относительная реальность похожа на реальность предметов во сне.
Васиштха продолжил:
Объяснив свое учение царю, Сарасвати благословила его и сказала:
«Дорогой Видурата, пусть тебя сопровождает удача! Ты увидел то, что должно. Теперь отпусти нас и мы уйдем».
Видурата сказал:
«Скоро, о Богиня, я уйду отсюда, как переходят от одного сна к другому. Молю тебя, сделай так, чтобы мои министры и моя молодая дочь смогли пойти со мной». Сарасвати согласилась выполнить его желание.
Богиня сказала:
О царь, ты скоро погибнешь на этой войне и потом обретёшь своё прошлое царство. После смерти в этом теле, ты попадешь в свою прошлую столицу вместе с дочерью и министрами. Мы вдвоём теперь уходим. А вы последуете за нами в свое время.
Васиштха продолжил:
Пока Сарасвати это говорила, царский гонец ворвался в комнату и объявил, что вражеские силы ворвались в столицу и громят всё подряд. Вся столица была в огне. Обе женщины, царь и его министры подбежали к окну, чтобы посмотреть на ужасное зрелище.
Город горел и разрушался, а грабители перекрикивались. Всё было в густом дыму. Царь и остальные слышали жалобные крики жителей. Повсюду раздавались стоны, плачь, причитания женщин и детей.
Ведомые привязанностями, мужчины бросались в горящие дома, ища своих жён и детей. Даже женщины из царского окружения вытаскивались на улицу солдатами нападающей армии. Плача и причитая, эти благородные женщины не знали, что им делать.
Таков обычный конец независимых царств и империй.
Васиштха продолжил:
В это время прибыла царица. Она сказала:
«Ваше Величество, все женщины из гарема теперь в руках врага. От этой неописуемой беды только Вы можете спасти всех нас».
Царь поклонился Сарасвати, извинился и сказал:
«Теперь я сам должен идти в битву. О Богиня, моя жена послужит вам в это время».
Вошла царица. Просветленная Лила очень удивилась, увидев, что царица была её собственной точной копией.
Она спросила Сарасвати:
«О Богиня, почему она столь похожа на меня? Эта царица, жена Видураты, точно такая же, какой я была в молодости. Что это за загадка? И еще – все министры и прочие при дворе точно такие же, как были в нашем дворце. Если они только отражение или объекты наших желаний, разумны ли они и обладают ли они сознанием?»
Сарасвати ответила:
Дорогая Лила, время, пространство, длительность и объективность не появляются из материи, ведь тогда бы они были материальными.
Сознание как субъект (тот, кто смотрит) само становится объектом знания (тем, на что смотрит субъект). Иначе говоря, тот, кто сморит, одновременно является тем, на кого он смотрит.
Другими словами, сознание смотрит только на себя и, соответственно, воспринимает только само себя и свои видения.
Когда в сознании появляется изображение мира, в тот же момент всё так и становится.