Развитие мышления в персоногенезе
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования различными предметами. Действия с предметами, которые в начале не имеют смысла, затем начинают определяться объектом, на который они направлены, тогда действия приобретают осмысленный характер.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.
Последовательные ступени интеллектуального развития – наглядно-действенное, наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление.
Первые проявления наглядно-действенного мышления у ребенка можно наблюдать в конце первого – начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью. Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и таким образом вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребенка с предметами и способами их употребления. Общественно выработанные обобщенные способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребенок усваивает с помощью близких взрослых из общественного опыта.
На развитие мышления также большое влияние оказывает развивающая речь. С развитием речи ребенок приобретает множество понятий. Важной основой для мыслительной деятельности для ребенка является наблюдение. Мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сопоставлении и сравнении. При этом усваиваются различия между такими понятиями, как вещь и свойства вещи. Наблюдая окружающее, ребенок замечает регулярность в следовании некоторых явлений, например, что за накрытием стола следует еда. Эти наблюдения еще далеки от сознания закономерностей, но служат основой для развития понимания причинно-следственных связей.
В возрасте 3-6 лет ребенок начинает подмечать относительность некоторых свойств и положений («То, что у нас пол – у соседей снизу – потолок», «Камни тяжелее, чем лед: лед легче воды, а камни идут ко дну»). Для характеристики таких заключений В. Штерн ввел термин «трансдукция» - умозаключение, переходящее от одного частного случая к другому, минуя общее.
Таким образом, наглядно-образное мышление ярко проявляется у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хоть и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется непосредственного практического манипулирования с другими объектами, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще почти не владеют понятиями (в строгом смысле), хотя широко используют слова (но слова играют еще роль обозначения предметов, а не как отражение существенных свойств предметов). Это наиболее отчетливо обнаруживается в экспериментах швейцарского психолога Ж. Пиаже. Детям в возрасте около 7 лет показывают 2 одинаковых шарика из теста. Они внимательно разглядывают оба предмета и говорят, что они равны. Затем у них на глазах один из шариков раскатывают в лепешку. Дети сами видят, что к этому шарику не прибавили теста, а просто изменили его форму. Тем не менее, они считают, что количество теста в лепешке увеличилось. Дело в том, что наглядно-образное мышление детей еще практически полностью подчинено их восприятию, и они не могут отвлечься, то есть абстрагироваться от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета.
В своем становлении мышление проходит две стадии – допонятийную и понятийную. К допонятийной стадии относится наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На базе этих способов мыслить зарождается и развивается понятийное мышление.
Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка. Когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому. Большинство суждений – суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Наиболее понятным доказательством чего-либо для ребенка является пример. Поэтому, убеждая ребенка в чем-либо, объясняя что-то, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами («Если переходить улицу, не соблюдая правила движения можно попасть под машину и покалечиться, как тот мальчик, которого ты видел недавно на костылях, у него теперь болит нога».).
Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Так, например, если ребенок в 4-5 лет пинает котенка ногой, это не означает, что он очень жестокий. Это может означать, что он просто хочет посмотреть, как далеко полетит котенок. В этом возрасте ребенок не может понять чужую боль, чужие интересы. Пытаться воззвать к голосу его совести бесполезно, так как совесть еще не достаточно сформирована, ругать его тоже бессмысленно, так как он до конца не поймет – в чем виноват. Если ребенок совершает действия, приносящие другим неудобства, лучше побыстрее отвлечь его, переключить внимание на более подходящее занятие, но ни в коем случае не приклеивать ярлыки типа – «хулиган», «эгоист», «вор», «бессовестный» и т.п., так как именно в этом возрасте негативные роли очень быстро встраиваются в Я-концепцию (в представления ребенка о себе).
Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:
1) Нечувствительность к противоречиям (ребенка не удивит фраза «пустой стакан с водой» или «когда человек спит – наступает ночь, даже если он спит днем» и т.п.);
2) Синкретизм – тенденция связывать все со всем («Вчера мне дали вкусную конфету, когда из-за тучи выглянуло солнце, сегодня тоже появилось солнце значит - скоро я получу конфету»);
3) Трансдукция – переход от частного к частному. Ребенок может рассуждать так: «Вчера на меня чуть не наехала красная машина, а сегодня я могу не глядя по сторонам перебегать дорогу, потому, что вокруг нет именно красных машин».
4) Отсутствие представления о сохранении количества.
При нормальном развитии наблюдается закономерная замена допонятийного мышления, где компонентами служат конкретные образы, понятийным мышлением (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.
Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.
Так, Л.С. Выготский выделял 5 этапов в переходе к формированию понятий.
Первый (ребенку 2-3-года) – проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая. Что те, которые положены рядом и есть подходящие – это синкретизм детского мышления.
На втором этапе – дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет не обязательно должен быть похож на предыдущие два, он может быть по какому-то признаку быть похож только на один из первой пары. Так, в одной группе могут оказаться апельсин и яблоко (они съедобные и округлые), потом добавляется синий мяч (он круглый), потом – синий шарф (он синий) и т.д.). Возникает цепочка попарного сходства.
Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить предметы в группу по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу.
Четвертый этап. У подростков 9-12 лет появляется вполне оформленное понятийное мышление, еще не совершенное, поскольку привычные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными (ребенок называет словом «дружба» те позитивные отношения с кем-либо, которые сложились именно у него, не сопоставляя свой опыт с другими описаниями дружеских отношений)
Пятый этап. Более совершенные понятия формируются в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических понятий позволяет выйти за пределы собственного опыта.
Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словами. Понятие отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.
Мышление детей младшего школьного возраста считается понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают необходимость мыслить логически. На основе практического и наглядно-чувственного опыта и них развивается сначала в простейших формах – словесно-логическое мышление, то есть мышление в форме абстрактных понятий. В старшем школьном возрасте развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, осознавать и контролировать процесс рассуждения. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.