Проалкогольный антиалкогольный 9 страница
А вот в третьем случае рефлекс, побуждающий к патологическому действию, безусловный. Часто люди курят по времени, перед едой или после еды, перед работой или в результате её завершения. Так, в начале действия для возбуждения, в конце, для расслабления и успокоения такую же сигарету. Утром сигарету, чтобы - проснуться, вечером такую же сигарету, чтобы заснуть и так далее, и тому подобное... , но ритуально, а следовательно с получением именно сознательно и предварительно ими смоделированного и ожидаемого психофизического эффекта, то есть в полном соответствии с программой.
Практика показывает, что люди очень легко отказываются от первых двух вариантов. Достаточно настроя или мотивации на вежливый отказ путем сознательного переключения внимания с предложения закурить на повторение про себя простейшей установки типа - “идущий в ад ищет попутчика”, до предложения найти занятие для рук - например, чётки или любую безобидную игру. Именно это и следует предлагать бросающим в начале. Сразу резко падает доза интоксикации и начинают преобладать механизмы очищения организма. При этом, бросающий остаётся курильщиком табака, его свобода не ущемляется, но одновременно он видит, что за 2-3 дня курить стал меньше в 3-4 раза, а это ободряет и морально закрепляет уверенность в собственных силах. Тем более особых неудобств не приносит. Далее возможно переходить к следующему этапу - разрушению ритуальных потребностных циклов.
Однако, когда дело доходит до ритуального табакокурения, начинаются сложности. Здесь может помочь тест, основная задача которого - разрушить систему безусловных рефлексов по времени, частоте и силе, а не снизить число курений.
Тест ( “Привилегия” №1009003 ) заключается в следующем: человеку нужно объяснить, что теперь он может закуривать, в начале только через пять минут после возникновения желания. Если он забывает покурить, то в случае очередного позыва - уже через 10 минут и так далее, до полного разрушения адреналинового цикла или хотя бы снижения силы желания. Это происходит потому, что невостребованный избыток адреналина подавляет выделение следующей порции, а возникающий внутренний (безусловный) рефлекторный позыв, не получив адекватного подтверждения в период своего максимума, утрачивает четкую временную структуру и ослабевает.
Как правило, число курений удаётся снизить очень быстро, за 1-2 дня в 1.5-2 раза. При этом курильщик табака получает “удовольствие” от каждой сигареты и должен курить только до ухода ощущения “кейфа”, то есть совершать не более одного полного курения, не поддерживая, таким образом, наркотическую зависимость. Это ощущение курящего как раз и будет свидетельством о постепенном угасании потребности и зависимости, об отставании адреналиновой компенсации от интоксикации во время курения, но, как показывает та же практика, полного угасания достичь можно лишь только за 1-3 месяца, что долго и опасно. Накопленное здоровье почти очистившегося от табачных ядов организма человека при малейшем превышении потребности сыграет с ним злую шутку. Начнётся втягивание в курение и попытка превратится в самоистязание.
Поэтому не позднее чем через 3 дня, вне зависимости от результатов теста, курение надо бросать резко, неважно с одной или десяти штук в день, так как это и есть те индивидуальные особенности которые выявляет тест. Следует особо оговорить, что длительность ломки по табаку не превышает 72 часов, после которых применение теста неоправданно, ведь именно тест позволяет свести эту ломку практически к нулю. И главное здесь то, что человеку осталось совершить именно качественныйпереход из курильщика табака в состояние трезвенника, сознательно.
Следует заметить, что тест не может быть использован как средство снижения числа курений или как способ бросить курить, как, например, предлагается в /38/. Это только тест и на многих сильно втянутых курильщиков не производит ожидаемого количественного действия вообще, разрушая лишь временную структуру зависимости. Поэтому в самом худшем случае за эти 4-6 дней курильщики уходят именно от наркотической зависимости (смотри рисунок 6), разрушают временную структуру цикла и тем самым максимально облегчают и уменьшают по времени возможную, будущую ломку, которая даже для сильно втянутых курильщиков проходит почти незаметно.
Надо также понимать, что бывший курильщик табака не утрачивает способности к курению, возможны рецидивы ломки, особенно после общения с соседом с сигаретой, пребывания в накуренном помещении или сильного стресса. Поэтому ближайшие полгода будущий трезвенник и пишет дневник, то есть занимается аутотренингом, воздерживаясь от курящих компаний и курилок.
Таким образом, оптимальный график с разбросом в 1-2 дня заключается в следующем:
1-й день - объяснить единицу курения для грамотного ведения дневника,
1-й - 2-й дни - отказ от убийства времени,
2-й - 3-й дни - отказ от предложений извне,
4-й - 5-й дни - установка на тест, который следует закончить к
6-му - 7-му дню - во всяком случае разрешать не более 72 часов ( длительность табачной ломки ), и на
7-й - 8-й день, настраивать людей на полную трезвость.
Теоретические занятия следует закончить к 3-му дню, чтобы человек мог поступать вполне осознанно и целеустремлённо.
В соответствии с этим графиком необходимо вводить и новые элементы во внушение. Наряду с описанием основного клинического эффекта воздействия табака, переносить упор на последствия самоочищения организма, далее на новую организацию времени и сил, переходу к активному, трезвому образу жизни.
Однако, с самого начала занятий слушателям полезно дать записать текст самовнушеия или настрой, который они должны писать в каждом дневнике в адаптированной для себя форме.
ГЛАВА 3
Метод STP
Social Technology of Progress
социальная технология развития
Традиционная “медикаментозная” медицина считает, что человек, находящийся в некоторой патологической зависимости - алкогольной или табачной, пищевой или опийной - просто болен. В соответствии с этим убеждением людей лечат медикаментозно. Наркология, как направление, развилась в глобальную сеть. Но по признанию самих наркологов эффективность предпринимаемых ими усилий зачастую ничтожна.
Медикаментозно разрушая зависимость от алкоголя у людей, попавших в наркологическую сеть, но не разрушая алкогольных убеждений, не развивая новых потребностей и психологических установок ( кроме страха повторного лечения ), наркология, по-существу, выпускает в пьяную среду “белых ворон” - воздержанников, ощущающих свою ущербность при невозможности ( под действием запрета ) поддержать компанию. Долго это не продолжается, и в скором времени бывший воздержанник оказывается в исходном состоянии алкоголика у края “канавы”. Часто повторяются обращения к наркологу, повторяются “курсы”, во время которых отдыхает семья и близкие, а далее всё возвращается на круги свои. Таким образом, практика показывает /3, 5, 9, 12, 18/, что никакими таблетками не добиться трезвенных убеждений, а следовательно и трезвых мотиваций поведения.
Итак, лечить убеждения таблетками, травными сборами и уколами не удаётся. А может быть страхом, внушенным к пагубному веществу в состоянии гипноза? Та же практика показывает, что люди прошедшие кодирование по Довженко, действительно держатся, пусть не все, а около 25% /73/, имеющих хорошую вникаемость (гипнабельность). А остальные, коим страх не помеха, да и сила воли поболее, те кто лучше защищены от зомбирования, не гипнабельны, продолжают пить и курить или сразу или воздержавшись на некоторое время ( как правило равное времени ремиссии ) для жены или начальника или для подтверждения тщетности собственных героических усилий. Но, даже став после этого трезвым, то есть бросив спиртное, многие по-прежнему чувствуют свою ущербность в пьющей и курящей компании, ведь отношение к ним как к больным людям, сохраняется, для них соблазн велик. И если эти 25%, успешно прошедших кодирование, успевают за время воздержания получить достаточно трезвых убеждений и навыков трезвой жизни, то именно они становятся трезвенниками. Честь им и хвала, но именно им, решившим для себя этот вопрос.
Можно ли лечить алкоголизм? Конечно, да, если подразумевать его последствия, хорошо ощутимые уже во второй стадии. Это разрушенные почки, печень, желудок. Но вряд ли будет эффективно лечение печени, если человек продолжает пить. А как лечить мозг алкоголика третьей стадии? В психлечебнице? Выход только один - максимальная защита каждого человека от алкоабсурда средств массовой информации, рекламы, бытового абсурда и так далее. И именно путём формирования трезвенных убеждений, получаемых на основе правдивых знаний об алкоголе, табаке, о других более или менее распространённых наркотиках и токсических веществах. Выход в развитии естественных трезвенных потребностей, в развитии умения мотивации собственного поведения. Такой путь и был предложен Г.А.Шичко, который на практике показал эффективность триады Бехтерева. Как раз эта триада позволяет освоить в начальной школе и таблицу умножения, и письмо, и арифметику, и куда более сложные предметы, кажущиеся вначале абсолютно непостижимыми, и при этом практически всем, без исключения, нормальным детям, зачатым нормальными трезвыми родителями, то есть всем 100% и, в будущем нормальным людям. И что самое главное без таблеток, кодирования и гипноза.
Использование триады, открытой человечеству для осознанного применения Бехтеревым, прослеживается из глубокой древности. Так, ещё в эпоху первобытно общинного строя, шаманы или вожди племён регулярно, используя язык жестов а позднее и речь, проводили настрой соплеменников, например, на ахоту, разъясняя необходимость коллективных целенаправленных действий, внушая в ритуальных танцах цели охоты, применяли цучела и изображения опредметов охоты - животных, для ритуальных игр и далее отправляли охотников в лес для самостоятельных действий. Аналогично, триаду можно проследить и на примере современных религий, куда триада вошла как неотъемлемая часть. Это - проповедь, служба, с песнопениями и публичными молитвами и обрядами, и самостоятельные молитвы и обряды вне храмов. В школьной практике триада наиболее очевидна, это знания, их краткий пересказ в конце урока и домашнее задание.
Поэтому, на самом деле эта универсальная триада применима не только для алкоголиков и курильщиков табака, а может быть использована, как и в любой школе, гораздо шире. Особенно в области разрушения патологических зависимостей, обучении в школе, ВУЗе, нормам поведения в семье, обществе и развитии человека как личности вообще. К настоящему времени накопленный опыт позволяет подобные обобщения, делает их вполне земными и превращает в социальную технологию развития человека и человечества в целом.
Примером успешной реализации триады Бехтерева может служить социальная технология развития (STD, привилегия № 1009002) описание которой приведено в /29/.
Конечно, сделать подобное обобщение из ничего было бы невозможно. Потребовалось около десяти лет развития и дополнения метода, доведения его до совершенства. Но недооценивать вклад и первичный толчок, данный Г.А.Шичко, неправомерно. В результате удалось сформулировать и, следовательно, сделать метод доступным для широкого круга преподавателей трезвости. Метод зарегистрирован под названием: “социальная технология развития”, однако, для избежания путаницы он получил английскую абривиатуру: STP, привилегия № 1202000, от 20 апреля 1997 года.
3.1 Описание метода STP
Итак, разберёмся, кто же приходит на первичный курс? Практика показывает, что основная часть людей обращается именно за помощью. Другими словами, это люди уже хотя бы частично осознающие пагубность привычек к алкоголю и табаку. Многих приводит на первичный курс отрицательный пример пострадавших знакомых или, наоборот, успехи отрезвевших людей. Следует учитывать и тот факт, что часть слушателей приходит из любопытства, под давлением семьи,
из-за осложнений, рано или поздно возникающих на службе. Поэтому, начиная с первых занятий и в последующих, основным является убеждение, блоки 1 и 8 ( рисунок 7), на основе только бесспорных знаний, целенаправленно сообщаемыех слушателям по интересующей их проблеме.
Обязательными компонентам убеждений 1 этапа I являются знания, сообщаемые на первых занятиях для адаптации слушателей:
- освещение краткого содержания курса,
- правила ведения дневника,
- основные требования к работе на курсах, посещаемости и взаимодействия с преподавателем,
- элементарные терминологические понятия,
- теоретические знания по проблемам алкоголизма и курения.
При этом каждое занятие обязательно заканчивается устным внушением, блоки 2 и 9: суть внушения - краткое обобщение сообщаемых на занятии знаний, с обязательным подчеркиванием и закреплением внимания слушателей на основных фармакологических эффектах воздействия алкоголя и никотина на организм, а так же настроем на проведение самонаблюдения 3 и самовнушения 4, то есть на дневник, о которых подробно рассказано в разделе 1.11.
Как видно из схемы на рисунке 7, последующие занятия, следует начинать, опираясь на проведённый заранее анализ 5, с коррекции 6 дневниковых записей слушателей обращая общее внимание всей группы на следующее:
- выявление ошибочных оценок в соответствии с сообщёнными ранее знаниями,
- выявление противоречий или двоякого толкования и оценок фактов,
- обязательное обсуждение обнаруживаемых ошибок самооценки,
- обсуждение и разрешение вопросов, содержащихся в дневниках,
- обязательное требование полных ответов (содержа-щих подлежащее и сказуемое), с указанием конкретной цели ответа на вопросы дневника.
Как правило, представление анализа 5 и коррекция 6 самонаблюдений 10 и самовнушения 11 занимает первый час
I
Убеждение 1 KJA
ВХОД
Т2
Внушение 2
Т1
Самонаблюдение 3 Самовнушение 4
II
Анализ 5 Самоанализ 7
Т2