Информация о вознаграждении.
Определяется на основе действующих на предприятии Положений об оплате труда, мотивации, социальных льготах.
5. Информация для поиска.
Определяя профиль идеального кандидата, важно учитывать:
а) вероятность существования такого кандидата, т.е. «сочетаемость» данных черт (например, известно, что одна из самых сложных задач для рекрутмента у нас и за рубежом – это должность «менеджер технического проекта» вследствие низкой совместимость в личности таких характеристик, как высокий интеллектуальный потенциал (п.в. технический) и способности к лидерству);
б) соответствие выделенных характеристик ключевым компетенциям компании;
в) особенности корпоративной культуры (команды), которые обуславливают:
- предпочитаемые отношения в коллективе, действия в конфликте, отношения к работе в команде;
- при каком стиле руководства сотрудник наиболее эффективен;
- какие ценности считает наиболее важными;
- предпочтения к организации рабочих отношений, в каких условиях наиболее эффективен.
В формировании профиля обязательно должен участвовать непосредственный руководитель того сотрудника, которого предполагается найти, менеджер по персоналу. Руководитель лучше представляет себе текущие задачи, менеджер по персоналу – общие тенденции в компании и ситуацию на рынке труда.
При поиске руководителей используются следующие приемы:
1) выбрать из предложенного списка компетенций те, что обязательны, по их мнению, и проранжировать по значимости;
2) выбрать из предложенного списка компетенций то, что им больше всего нравится в уже работающих сотрудниках;
3) выбрать те черты, которые в наибольшей степени не устраивают в уже работающих сотрудниках.
Общие правила составления профиля
Правило первое. Каждая компетенция должна быть сформулирована предельно конкретно.
Например, часто в описании требований к кандидату указывается «коммуникабельность» или «коммуникативные навыки». Выделим некоторые составляющие, которые входят в данное понятие:
Таблица 2
Коммуникабельность | Составляющие: |
Умение быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми | |
Вежливое, располагающее общение | |
Умение убеждать | |
Умение публично выступать | |
Постоянное желание общаться с людьми | |
Хорошо поставленная речь | |
Грамотная речь |
После этого следует определить, в какой степени выделенные составляющие значимы для данной должности.
Таблица 3
Умение быстро, по своей инициативе устанавливать контакт с незнакомыми людьми | Торговый представитель активных продаж | Секретарь | PR-менеджер |
необходимо | безразлично | Желательно | |
Вежливое, располагающее общение | необходимо | необходимо | Необходимо |
Умение убеждать | необходимо | желательно | Необходимо |
Умение публично выступать | безразлично | безразлично | Необходимо |
Потребность в общении | необходимо | безразлично | Желательно |
Хорошо поставленная речь | необходимо | желательно | Необходимо |
Грамотная речь | необходимо | необходимо | Необходимо |
Конечно, все перечисленные компетенции можно счесть необходимыми, только в этом случае мы либо не найдем таких людей, либо они не будут мотивированы, т.к. часть их реальных навыков не найдет постоянного применения.
Правило второе. В профиле должны быть четко расставлены приоритеты. При этом следует учитывать, что во многих видах деятельности человека гораздо проще обучить, чем «переделать».
Аблица 4
Должность | Навыки | Качества | Модели поведения |
Торговый представитель | Не очень значимы, обучить можно легко и быстро | Очень значимы, т.к. продажи требуют повышенной контактности и стрессоустойчивости | Очень значимы, т.к. высок риск конфликтных ситуаций |
Переводчик (письменные переводы) | Очень значимы, т.к. приобретение требует длительного времени (несколько лет) | Не очень значимы. Т.к. работа в большей степени не зависит от взаимодействия с другими людьми | Значимо только в контексте соответствия корпоративной культуре |
Руководитель отдела | Значимы, хотя можно говорить и о частичном обучении при наличии достаточного потенциала | Очень значимы, т.к. эффективность сильно зависит от взаимодействия с другими людьми | Очень значимы, имеют серьезное влияние на организацию в целом |
Финансовый аналитик | Очень значимы | Не очень значимы | Значимо только в контексте соответствия корпоративной культуре |
Правило третье. Каждая компетенция, указанная в профиле, должна быть измерима и к ним должны быть подобраны соответствующие методы оценки.
Поиск персонала
Источниками рабочей силы могут быть как внутренний, так и внешний рынок труда.
Таблица 5
Преимущества и недостатки