Изучение социально-психологических аспектов группового психотерапевтического процесса
В работе Э. Б. Карповой (1979) проведен анализ группового психотерапевтического процесса с точки зрения динамики структурированности группы, понимаемой как определенная степень дифференцирован-ности и стабильности функциональных статусов членов группы в их взаимодействии. Степень структурированности измерялась посредством социометрической
анкеты [Hock К., Hess H., 1959], позволяющей каждому пациенту осуществлять выбор других участников группы (в том числе и психотерапевта) по 5 критериям: доминирование, реалистичность, «создание помех», неприемлемость и привлекательность. Распределение числа выборов между отдельными пациентами характеризует степень единодушия в системе оценок группы на каждом занятии и в этом смысле ее структурированность, а также положение в этой структуре каждого из участников группы. В качестве обобщения единой характеристики степени структурированности группы по каждому из пяти критериев служат 5 показателей элективной энтропии. Для раскрытия содержательной стороны особенностей высказываний членов группы в зависимости от их социометрических позиций использовалась методика содержательного анализа группового психометрического процесса, предложенная В. Д. Видом.
Анализ полученных данных, позволивший выделить три фазы психотерапевтического процесса, показал, что по критериям привлекательности, неприемлемости и «создания помех» уровень структурированности весьма низок, и сколько-нибудь закономерной динамики не наблюдалось. Наибольший уровень отмечен по критерию доминирования (Д) и реалистичности (Р), показатели которых характеризовались отчетливой динамикой: показатель по Д последовательно снижался, а по Р повышался в середине второй фазы, после чего возвращался к уровню, близкому к исходному. Дисперсионный анализ выявил отчетливую (хотя и не достигающую уровня достоверности) тенденцию к различиям для показателей уровня структурированности групп в зависимости от начальной, средней и завершенной фаз процесса групповой психотерапии. Тот факт, что критерии Д и Р, по которым отмечена наибольшая структурированность группы и наиболее отчетливая динамика, одновременно в наибольшей степени характеризуют межличностные отношения, опосредованные содержанием общегрупповой деятельности, соответствует стратометрической концепции групповой активности [Петровский А. В., 1979] и свидетельствует в пользу приближения психотерапевтической группы к коллективу. Содержательный анализ по В. Д. Виду показал, что это повышение структурированности в завершающей фазе объясняется прежде всего формированием в группе общего понимания групповых норм
и целей, сутью которых является психотерапевтическая помощь группы каждому из ее членов.
Взаимосвязь между уровнем социально-психологического развития группы, понимаемого как степень целенаправленного деятельностного опосредования межличностных отношений в ней, и эффективностью лечения исследовалась О. К. Матулявичюте (1980) и Г. X. Бакировой [Беккер Г. X., 1981; Бакирова Г. X., 1983] на материале 14 закрытых психотерапевтических групп (132 больных неврозами). Уровень развития группы определялся опросником для определения степени социально-психологического развития психотерапевтической группы, состоящим из 140 утверждений, касающихся качества взаимоотношений членов группы. Утверждения соответствуют девяти параметрам: сознательность, ответственность, коллективизм, сплоченность, взаимодействие членов группы друг с другом, взаимодействие членов группы с психотерапевтом, взаимодействие группы с другими группами, организованность и информированность. На каждый параметр приходится по 15 утверждений, на каждое из которых испытуемый выбирает ответ по 5-балльной шкале (от «никто из членов группы не ведет себя соответственно данному утверждению» до «все члены группы ведут себя соответственно данному утверждению»).
Интегральная оценка результатов всех членов группы позволяет вывести общегрупповой показатель уровня развития, соответствующий следующей градации: плохо развитый коллектив, недостаточно развитый, среднего уровня развития, достаточно развитый, высокоразвитый. Показатели эффективности лечения определялись с помощью разработанной нами системы критериев эффективности психотерапии. Обследование проводилось трижды: в начале, в середине и в конце курса групповой психотерапии.
Анализ полученных результатов показал, что наиболее отчетливой тенденцией является позитивная динамика в развитии социально-психологических характеристик группы, отмечавшаяся в каждом из трех измерений. При этом в первом измерении доминирующим являлся фактор взаимодействия членов группы с психотерапевтом, во втором — фактор взаимодействия друг с другом, который продолжал доминировать и в третьем измерении, где к нему добавлялся фактор информативности. Аналогичная позитивная динамика
прослеживалась по каждому отдельно взятому из девяти выделенных факторов.
Динамика всех параметров указывала на формирование в процессе групповой психотерапии ценностно-ориентационного единства, осознания значимости совместной деятельности, групповой эмоциональной идентификации, что отражалось в количественном возрастании факторов сознательности, ответственности, коллективизма, сплоченности, взаимодействия друг с другом.
Помимо этих общих тенденций, выявлены также специфические, свойственные конкретным группам и детерминированные личностными особенностями членов группы, некоторыми факторами влияния внешней среды, а также спецификой отношений между членами группы и психотерапевтом, вытекающей из личностных особенностей и профессионального стиля последнего.
При статистическом анализе установлено существование достоверных позитивных корреляционных зависимостей между уровнем социально-психологического развития группы и индивидуально-психологическими показателями, показателями симптоматического улучшения, степенью осознания психологических механизмов болезни пациентом и установкой на изменение поведения.
Динамика процесса личностного взаимодействия в группе и различных его видов в связи с вопросами эффективности групповой психотерапии явилась предметом изучения в работе Г. X. Бакировой (1983), которое осуществлялось с помощью методики для анализа процесса интеракций R. Bales (1950). Изучалась проблемная И социально-эмоциональная активность как всей группы, так и отдельных ее участников. В результате проведенного исследования было показано, что активность участников группы в начале лечения носит выраженный эмоциональный характер, связанный с потребностью обеспечения чувства уверенности путем включения в группу, усвоения ее норм, переживания чувства «общности». В дальнейшем же эта активность становится более целенаправленной, ориентированной на понимание, переработку, усвоение новых способов переживания и социального восприятия.
Участие группы в целом и каждого ее члена в психотерапевтическом процессе приобретает все более проблемный характер, проявляющийся в возрастании актив-
ности, направленной на решение специфических групповых проблем, увеличении удельного веса и общего количества вопросов, непосредственно связанных со специфической проблематикой, росте самостоятельности и сознательности. Параллельно с этим снижаются показатели индекса трудностей коммуникации и дезинтеграции в экспрессивном поведении.
Анализ процесса взаимодействия между членами психотерапевтической группы, осуществленный на основании представленных выше исследований, показал, что психотерапевтическая группа постепенно по своим характеристикам приближается к коллективу. При этом можно выделить три фазы: 1) первая фаза — диффузная группа, характеризовавшаяся отсутствием или малой выраженностью групповой активности, наличием взаимоотношений разнополярной эмоциональности; 2) во второй фазе у членов группы в большей мере отмечались положительные эмоциональные реакции и в меньшей — отрицательные, они в меньшей степени уклонялись от конструктивного решения проблем, все более активно участвовали в групповой дискуссии. К концу этого периода группа заканчивала процесс выработки и принятия групповой культуры, обучения психотерапевтической деятельности, завершался процесс формирования групповой структуры; 3) в третьей, завершающей фазе группа достигала все более высокого уровня развития. Межличностные отношения в ней определялись главным образом деловыми критериями. Возрастала референтность, приемлемость, степень принятия группы, деятельностная направленность ее членов, происходила дифференциация групповых ролей. При этом увеличивалась активность, направленная на решение проблем, конфликтов и на достижение эмоционального равновесия в группе, при значительном преобладании первой. На этом этапе уменьшалось ожидание активности со стороны психотерапевта, характерное для первой фазы.
Таким образом, психотерапевтическая группа проходит такие же стадии развития, как и каждый коллектив. Межличностные отношения на начальной стадии определяются эмоционально-психологическими характеристиками пациентов и психотерапевтов, на конечных этапах — опосредуются содержанием, целями и задачами групповой деятельности. На результативность и эффективность групповой деятельности в психотерапевтической группе существенное влияние оказы-
вает уровень развития группы, определяющий характер существующих в ней взаимоотношений и взаимодействий.
Результаты исследования, проведенного Г. Л. Ису-риной и М. Ю.'Мелик-Парсадановым (1979), показывают, что выраженность положительной динамики индивидуально-психологических характеристик у больных неврозами в процессе групповой психотерапии во многом определяется групповой сплоченностью, привлекательностью группы для ее членов. В этом плане представляет интерес анализ деятельности открытых и закрытых психотерапевтических групп. Результаты исследования позволяют утверждать, что закрытая группа является более эффективным типом психотерапевтической группы, чем открытая. Пациенты, проходившие курс групповой психотерапии в закрытых группах, характеризовались более значительными позитивными изменениями психологических показателей (в частности, позитивной динамикой системы отношений и самооценки). Можно предположить, что в закрытой группе в силу ее специфики достигается более высокий уровень групповой сплоченности, формируется более активная позиция пациентов по отношению к самому себе, группе и своему лечению. Кроме того, в закрытой группе возникает прочная атмосфера эмоциональной поддержки, являющаяся необходимым условием направленного психотерапевтического воздействия.