Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 5 страница
В большинстве случаев прохождение всех трех этапов художественной экспрессии предполагает как минимум несколько сессий, хотя в отдельных случаях оно может наблюдаться в рамках одной сессии и сопровождаться достижением определенного психотерапевтического эффекта.
В настоящее время представители разных арт-терапевтических школ по-разному обосновывают психотерапевтическое воздействие художественной экспрессии: представители бихевиоралыюго направления связывают его с «отвлечением» внимания клиента от болезнен пых переживаний и развитием через изобразительную деятельность более адаптивных моделей поведения; представители транспер-сокального подхода — с отреагированием (абреакцией) и катарсическим переживанием опыта перинатальных травм; представители гуманистической психотерапии — с самоактуализацией и т. д. Наиболее распространенными, однако, среди современных арт-терапевтов являются такие способы обоснования психотерапев-
Глава 3. Основные факторы психотерапевтическою воздействия в арт-терапии 47
тического воздействия художественной экспрессии, которые связаны с различными направлениями психодинамического подхода.
Так, в рамках классического психоанализа изобразительное творчество рассматривалось как частный аспект сублимации, связанной с трансформацией инстинктивного импульса в художественно-образное представление.
Согласно Фрейду, художественное творчество имеет много общего со сновидениями и фантазиями, так как, подобно им, выполняет компенсаторную роль, снимая возникающее при фрустрации инстинктивных потребностей психическое напряжение. Вместе с тем художественное творчество является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а в опосредованном виде, а потому связывается Фрейдом с незрелой психикой.
Создание в процессе изобразительного творчества символических образов трактовалось Фрейдом как проявление относительно примитивного психического механизма, поскольку символ является результатом иллюзорного совмещения предмета инстинктивной потребности со свойствами внешних объектов. Когда происходит такое совмещение, символы могут включаться как в первичные, так и во вторичные психические процессы. Если они включаются в первичные процессы, то их содержание отрывается от свойств внешних объектов и отражает либи-диозные фантазии, что характерно, например, для сновиденческих символов или фантазий невротика. Если же символы включаются во вторичные психические процессы, то их содержание так или иначе привязывается к системе внешних объектов. В этом случае символы способствуют адаптации и являются инструментом воображения.
По мнению Фрейда, служа первичным процессам, символы обеспечивают лишь кратковременное снятие психического напряжения, что характерно для примитивной психики ребенка, а также различных психических расстройств. Включение символов во вторичные психические процессы ведет к осознанию человеком своих потребностей и развитию навыков коммуникации и взаимодействия с окружающим предметным миром.
Несколько иного взгляда на природу художественного творчества и связанные с ним механизмы символообразования придерживался Юнг. Для него они были прежде всего связаны с реализацией самоисцеляющих возможностей психики (так называемой «гомеостатической функции*). Происходящий в ходе изобразительного творчества контакт с бессознательным активизирует компенсаторные процессы, направленные на развитие психического аппарата.
Юнг полагал, что изобразительное творчество является внутренней потребностью, особого рода инстинктом, который превращает человека в инструмент выражения опыта коллективного бессознательного. В связи с этим оно может приводить к конфликтам между личным и общечеловеческим. Формой же преодоления этого конфликта выступает процесс индивидуации, ведущий ко все большему взаимопроникновению личного и общечеловеческого и максимальной социальной реализации человеком своих возможностей.
В отличие от Фрейда, Юнг считал символообразивание универсальным способом психической экспрессии, используемым на самых разных этапах психического развития, включая и зрелую психику. Символообразоваиие связывалось им с
динамикой личного и коллективного бессознательного. Отражающие динамику коллективного бессознательного символы назывались им архетипическими. Именно с ними он связывал проявление так называемой «трансцендентной функции» психики, обеспечивающей психическую саморегуляцию и развитие психического аппарата.
Психоаналитические представления оказали большое влияние на мышление многих пионеров арт-терапии (М. Наумбург, Э. Крамер, И. Чампернон и др.) и послужили основой для понимания лечебного воздействия художественного творчества. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что теория Фрейда оказалась малопродуктивной для объяснения целого ряда связанных с художественным творчеством положительных эффектов. Сам Фрейд признавал, что «психоанализ не может ни прояснить природу художественного таланта, ни объяснить средства, с помощью которых художник работает» (Freud, 1925, р. 65).
Понимая это, представители психодинамического направления попытались в дальнейшем рассмотреть процесс художественной экспрессии с новых позиций. Так, Эрнст Крис (Kris, 1975) связал процесс художественной экспрессии с проявлением творческого воображения, которое предполагает ограничение сознания, эмоциональную заряженность образов и включение механизма разрешения проблем на визуальном уровне. Он отмечает, что художник способен получать доступ к материалу «Оно» и влиять на протекание первичных процессов, а также подчеркивает взаимосвязь творчества и критических способностей и более активную и динамичную роль «Я» в изобразительном процессе, в отличие от спонтанных фантазий и сновидений.
Э. Крис пишет, что «бессознательные процессы с их разрушительными эффектами преобразуются в высокоэффективный инструмент создания новых связей и форм, прогрессивных концепций и образов. Сознание и бессознательное не только взаимосвязаны, но можно говорить о том, что мышление полностью растворяется в первичных психических процессах» (Kris, 1953, р. 262).
Психоаналитические взгляды на изобразительное творчество были также развиты А. Эренцвейгом (Ehrenzweig, 1967). Анализируя взаимодействие первичных и вторичных процессов изобразительной деятельности, он отмечает высокую степень их взаимопроникновения. Если бессознательные процессы позволяют художнику охватить предмет изображения в целом, то сознание позволяет ему сфокусироваться на главном, а также деталях, приводя их в соответствие с целым. При этом сознание не навязывает бессознательному своих законов, но позволяет зафиксировать и оттенить тот -«скрытый порядок», который скрыт в бессознательном.
А. Эренцвейг сформулировал весьма интересную модель, позволяющую описать процесс художественной экспрессии. По его мнению, этот процесс включает три основные фазы. Первая фаза, называемая им «шизоидной», связана с проекцией фрагментированных частей «Я» художника на материал изображения. Вторая фаза — «маниакальная» — предполагает активизацию процесса «бессознательного сканирования», с помощью которого обнаруживается «скрытый порядок» изображения, который существует в переживаниях художника и его бессознательном, что ведет к взаимопроникновению художественного образа и личности творца. При этом преодолевается фрагментированность внешней, поверхностной струк-
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия а арт-терапии 49
туры изображения, а произведение приобретает завершенность и способность к «независимому существованию». Третья стадия — «депрессивная» — связана с вторичным пересмотром и переоценкой произведения, его частной реинтеграцией в более поверхностный слой личности художника. Изобразительный процесс в целом представляется А. Эренцвейгу совокупностью переходов от состояния «океанической недифференцированное™»■ и регресса к состоянию фокусированного сознания, позволяющего сформировать эстетический гештальт.
Большое значение для понимания фактора художественной экспрессии с психодинамических позиций имеет также теория объектных отношений. Она, в частности, сыграла важную роль в развитии британской школы арт-терапии и в значительной мере повлияла на мышление арт-терапевтов в этой стране. Это относится прежде всего кработам М. Клейн (Klein, 1948), Э. Шарп (Sharpe, 1950а, б), М. Мил-нер (Milner, 1950,1955,1969) и Д. Винникотта (Winnicott, 1980, 1988).
Являясь художницей-новатором и в то же время арт-терапевтом, М. Милнер смогла успешно реализовать возможности психоаналитической теории применительно к художественному творчеству. Если М. Клейн рассматривала творчество с точки зрения динамики «восстановления утраченного объекта», то для М. Милнер «восстановление» является вторичной функцией творчества. Его первичная функция — сотворение нового и обретение иного мироощущения через взаимодействие сознания и бессознательного. Она полагает, что изобразительное творчество ведет к психической трансформации и освоению новых форм психического опыта. В отличие от многих других авторов, пытавшихся рассматривать изобразительное творчество с психоаналитических позиций, М. Милнер придавала большое значение взаимодействию тела и сознания в творческом процессе. По ее мнению, лишь такое взаимодействие позволяет соединить фантазию и действие и запускает спонтанные процессы психической саморегуляции.
М. Милнер (Milner, 1989) рассматривает изобразительное творчество взрослого человека как один из способов воссоздания тех состояний, которые связаны с детским опытом. Эти состояния предполагают ослабление сознательного контроля, что позволяет взрослому в его отношениях с окружающим миром проявить большую степень свободы и творческого начала.
В контексте обсуждения фактора художественной экспрессии работы Д. Винникотта интересны прежде всего тем, что позволяют осмыслить те формы психического опыта, которые появляются на стыке внутренней и внешней реальности и имеют большое значение для развития креативности и разных видов игровой деятельности.
Большое значение имеет то, что Винникотт в числе первых указал: изобразительное творчество является одним из видов игровой деятельности, и ввел понятия «транзитных объектов» и «транзитных феноменов», «первичной материнской заботы» и «фасилитирующей среды», позволяющие лучше понять природу игровой деятельности и ее развитие на разных этапах жизни ребенка.
Винникотт проводит четкую грань между фантазиями и игрой. Если первые являются чисто иллюзорным способом удовлетворения потребностей, то игровая деятельность предполагает активное взаимодействие как с внутренней, субъективной, так и с внешней — объективной — реальностью.
50 Часть I, Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
При рассмотрении фактора художественной экспрессии в арт-терапии, конечно же, нельзя не упомянуть о привлекающих к себе в последнее время большое внимание работах Д. Шаверьен (Schaverien, 1989,1992) и Ш. Макниффа (MacNiff, 1992).
В своей работе «Образ откровения* (Schaverien, 1992), базируясь на философских построениях Э. Кассирера и собственных клинических наблюдениях, Шаверьен пытается объяснить исцеляющие эффекты изобразительного творчества с точки зрения представления о символическом мышлении. Для нее символообра-зование является основным механизмом, с помощью которого субъект может общаться с самим собой и окружающими. Хотя художественные символы отличаются от «научных символических систем*, они также способны опосредовать процессы познания, обеспечивая связь внутренней и внешней — объективной — реальности. Шаверьен, в частности, утверждает, что образ в арт-терапии является «не просто результатом проекции, но тем средством, которое опосредует взаимодействие субъективного и объективного опыта пациента» (Schaverien, 1992,р. 11).
Особое внимание Шаверьен обращает на те отношения, которые устанавливаются между художником/клиентом и создаваемым им художественным образом. По ее мнению, эти отношения характеризуются теми или иными проявлениями переноса на предмет изобразительного творчества, причем во многих случаях, в особенности если речь идет об арт-терапии, этот перенос имеет отрицательный характер. Благодаря этому художественный образ становится «средством воплощения аффектов» и приобретает особую силу воздействия на клиента, заставляя его совершать с образом «определенные значимые манипуляции» (там же, р. 39). Эти манипуляции зачастую приобретают ритуальный характер и во многом напоминают действия первобытных людей, в которых проявляются особенности магического мышления.
В некоторых случаях благодаря совершению с предметом изобразительной деятельности неких «значимых манипуляций» клиент превращает его в «талисман». Отличие талисмана от знака (каковым также может выступать изобразительная продукция), по мнению Шаверьен, заключается в том, что если знак является лишь условным обозначением определенного опыта, то талисман обладает в глазах своего создателя некими магическими свойствами. В этом смысле изобразительная работа может выступать в качестве -s вместилища» опасных для клиента и окружающих его людей переживаний, на которые можно в определенной мере воздействовать и достигать над ними определенного контроля.
Шаверьен разделяет создаваемые в процессе арт-терапии образы на две основные группы. Первую группу составляют так называемые «диаграмматические образы», являющиеся результатом деятельности сознания и представляющие собой в основном фигуративные изображения. «Диаграмматические образы, — пишет Шаверьен, — могут являться иллюстрацией или описанием чувств, но никогда их сами по себе не воплощают» (там же, р. 86). Диаграмматические образы являются знаками. Вторую группу составляют «воплощенные образы», заключающие в себе аффекты и их энергию и обладающие особой способностью воздействия на авторов этих изображений. Данные изображения как раз и являются «талисманами*. «Такие рисунки, даже в тех случаях, когда они эстетически несовершенны, явля-
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического ооздейатвыя в арт-терапии 51
ются наиболее аутентичными и связаны с эмоциональной реальностью художника» (там же, р. 2). Приводя затем клинические описания, Шаверьсн указывает на то, что в ряде случаев «воплощенный» образ может выступать в роли «козла отпущения» и использоваться клиентом таким образом, который очень напоминает ритуал жертвоприношения.
Во многом взглядам Шаверьен весьма близки идеи Ш. Макниффа (MacNiff, 1986,1989, 1992), развивающего представления об арт-терапии как о шаманской практике особого рода и использующего для обоснования своих идей работы пост-юнгианца Д. Хиллмана (Hillman, 1991). Макнифф, ь частности, обращает внимание на акциокальный аспект арт-терапевтической работы и те формы поведения клиента и участников арт-терапевтической группы, которые носят спонтанный характер и напоминают исцеляющий ритуал. Он подчеркивает комплексный характер поведенческих проявлений клиента в арт-терапевтическом процессе и тесную связь подобных ритуалов с телесным опытом и использованием «языка чувств». Так же как и Шаверьен, Макнифф полагает, что исцеляющее воздействие художественной экспрессии может быть связано с тем, что изображения представляются некими «одухотворенными сущностями*, которые способны направлять своих авторов, «наблюдать за ними и сопровождать их», так же как и тех, кто находится с ними рядом. Лечебное воздействие этих изображений обусловлено их -яинако-стью», позволяющей им воздействовать на тех, «кто открывается для этого воздействия в надежде получить от "иного" помощь» (MacNiff, 1992, р. I). Он также указывает на то, что «диалог» автора со своей работой не представляет собой лишь двухстороннюю коммуникацию, поскольку в ходе художественного творчества «Я» автора представлено множеством разных «голосов». «Входя в мир изобразительного творчества, — пишет Макнифф, — мы осознаем то, что через нас начинает "говорить" многое — не только различные, изображаемые нами персонажи, — но и разные аспекты нашего мышления. Артикуляция мыслей всех этих "личностей" является еще одной гранью нашего диалога с художественными образами» (там же, р. 2).
Приведенный краткий обзор литературы, посвященный обсуждению фактора художественной экспрессии, показывает большое разнообразие взглядов, которые подчас противоречат друг другу. Нельзя, например, не обратить внимания на то, как различно трактуют механизмы и роль символообразования в процессе художественного творчества представители различных психодинамических направлений. Одни связывают с ними преимущественно инфантильные, регрессивные формы сознания (Фрейд) и видят в символ ообразовании отражение «магического мышления» (Шаверьен), другие связывают с символообразованием прогрессивные и творческие проявления психической жизни (Милнер, Винникотт, Эрен-цвейг и др.). Однако и те и другие признают, что художественное творчество может быть связано с проявлением различных тенденций психики и что в одних случаях на первый план выходит иллюзорно-субъективный аспект символообразования, а в других — деятелыгастно-объективный. Признания этого факта, конечно же, недостаточно, чтобы объяснить механизмы исцеляющего воздействия художественной экспрессии. Для более полного и всестороннего анализа процесса художественного творчества необходимо изучать не только момент создания художествен-
52 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
ного образа и тот смысл, который он несет для клиента, но и то, что происходит до и после этого, а также все те многообразные экспрессивные проявления и коммуникативные процессы, которые сопровождают художественное творчество, на что указывают, в частности, такие авторы, как Шарп, Милнер, Макнифф и др.
С учетом всего этого автор книги предлагает рассматривать художественную экспрессию как сложный, динамический процесс, включающий в себя несколько этапов. Своеобразие его протекания и уникальная комбинация различных внешних и внутренних факторов во многом определяют его психотерапевтические эффекты.
Современная арт-терапевтическая практика свидетельствует, что для достижения лечебных эффектов, связанных с фактором художественной экспрессии, большое значение имеет как то, что предшествует созданию художественных образов, так и то, что за этим следует. Без прохождения клиентом этих этапов достижение лечебных эффектов арт-терапии было бы вряд ли возможным. Более того, в определенных условиях и при работе с некоторыми клиентами изобразительная деятельность может быть совсем не связана с символообразованием и созданием фигуративных образов, что не исключает ее психотерапевтических эффектов. В этих случаях художественная экспрессия может быть связана с сенсорной стимуляцией, развитием моторики, достижением седативного эффекта за счет выхода «сырых аффектов» или развитием навыков психической саморегуляции за счет достижения контроля над материалами изобразительной деятельности.
Наблюдения за клиентом в ходе арт-терапевтического процесса позволяют увидеть, что еще до создания художественных образов клиент использует изобразительные материалы главным образом для непосредственного отреагирования своих чувств, потребностей и внутрипсихических конфликтов и достижения большей степени контроля над материалами, что позволяет ему в той или иной мере организовать свои психические процессы и структурировать поведение. Во многих случаях большая роль при этом принадлежит психотерапевту, который не только фа-силитирует эмоциональную экспрессию клиента, но и организует его действия. Простое манипулирование с материалами и создание «нечленораздельной изобразительной формы» (по выражению Р. Саймон) способствуют удерживанию энергии аффектов и создают предпосылки для постепенной трансформации «сырого» психического материала в более высокоорганизованные формы психической деятельности. Большое значение имеет и то, что фокусировка на изобразительной работе и различных видах манипуляций с материалами является одним из средств психологической защиты клиента.
Кроме того, наблюдения за арт-терапевтическим процессом указывают на то, что работа клиента с изобразительными материалами даже в отсутствие символо-образования и создания завершенных художественных образов является основой для его взаимодействия с психотерапевтом и установления с ним эмоционального резонанса (раппорта), а также поддержки клиента со стороны психотерапевта.
Важная роль принадлежит при этом игровым элементам художественной экспрессии, связанным с разными этапами процесса психического развития и видами игровой деятельности (так называемыми «сенсомоторными», «символическими» играми и играми «с правилами», Piaget, 1951). Несомненно, что проявление дан-
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии 53
пых игровых элементов художественной экспрессии так или иначе сопряжено с разнообразными телесными реакциями, использованием клиентом драматизации, ролевой игры и диалогов, в ходе которых он -«общается* с материалом и образами, а через них — с разными аспектами своего внутреннего мира.
Кроме того, большое значение имеет все то, что происходит в ходе арт-терапев-тической работы, после того как клиент завершает создание образа. Неслучайно некоторые арт-терапевты обращают внимание на различные виды манипуляций клиентов с созданной ими изобразительной продукцией (Schaverien, 1992). Многие специалисты рассматривают те или иные виды последующей работы клиента с созданной им изобразительной продукцией, очень важной для достижения психотерапевтических эффектов. К этим видам работы относятся художественные описания, драматическая импровизация на основе созданных изобразительных образов, перформансы или ритуалы, передача образа через движение и танец, работа с голосом, музыка и т. д. (см., в частности, MacNiff, 1992). Хотя все эти виды творческой экспрессии традиционно связываются с музыкальной терапией, драмате-рапией и терапией движением и танцем, в настоящее время становится все более очевидным то, что они могут быть органически связаны с художественной экспрессией и представляют собой различные грани единого процесса. С учетом всего этого было бы ошибочно рассматривать фактор художественной экспрессии в отрыве от всего комплекса поведенческих проявлений и переживаний клиента и самого психотерапевта, а также тех сложных коммуникативных процессов, которые осуществляются как между разными элементами внутренней реальности клиента, так и между ним, изобразительными материалами/продукцией, психотерапевтом и окружающим их «интертекстуальным пространством». Поэтому использование системного описания художественной экспрессии представляется наиболее оправданным. Попытка такого описания будет сделана в следующей главе, посвященной анализу динамики арт-терапевтического процесса.
Резюме
Становление и развитие арт-терапии свидетельствуют о наличии разных точек зрения на природу и механизмы художественного творчества. Для ранних арт-терапевтических подходов характерно преимущественное внимание к созданию символических образов и связанным с ними феноменам сублимации (Фрейд), «трансцендентной функции» психики (Юнг) и «носстановления утраченного объекта» (Клейн). Дальнейшее развитие психодинамического подхода и других направлений психологии и психотерапии позволило значительно расширить диапазон различных видов теоретического обоснования психотерапевтического воздействия художественной экспрессии.
Развитие арт-терапии связано с постепенным включением в поле зрения специалистов всего комплекса поведенческих проявлений и переживаний клиента и психотерапевта и связанных с художественной экспрессией разнообразных коммуникативных процессов, протекающих между клиентом, изобразительными материалами (продукцией), психотерапевтом и «интертекстуальным пространством». В число этих коммуникативных процессов
54 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
входят и те, которые протекают до и после самого создания художественного образа.
• Накопленные за последние годы и основанные на наблюдениях за арт-терапевтической работой данные свидетельствуют, что художественная экспрессия в арт-терапии представляет собой сложный, динамический, состоящий из ряда этапов процесс, на течение которого влияют различные внутренние и внешние факторы. С учетом всего этого использование системного подхода для описания процесса художественной экспрессии представляется наиболее обоснованным.
Фактор психотерапевтических отношений
Как следует из приведенного в первой главе определения арт-терапии,
работа клиента с изобразительными материалами в арт-терапевтическом процессе протекает в присутствии соответствующим образом подготовленного специалиста, способного выступать в качестве посредника в диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией. Таким образом, психотерапевт вступает с клиентом в определенные, опосредованные изобразительной деятельностью клиента отношения. История развития арт-терапии свидетельствует о постепенном признании той роли, которую играют эти отношения в арт-терапевтическом процессе, и стремлением их обосновать с тех или иных позиций. Первоначально это делалось главным образом с использованием психоаналитических представлений; в дальнейшем с этой целью стали применяться иные теоретические модели, связанные с гуманистической психологией и психотерапией, групповой динамической и семейной психотерапией, социальные теории и т. д.
В настоящее время фактор психотерапевтических отношений рассматривается в качестве одного из наиболее значимых факторов психотерапевтического воздействия, независимо от конкретной модели или формы психотерапии (Фицдже-ральд,2001).
Применительно к арт-терапевтической работе фактор психотерапевтических отношений связан прежде всего со следующими функциями психотерапевта:
созданием атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения клиентом содержаний своего внутреннего мира — как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения;
структурированием и организацией деятельности клиента, достигаемых за счет формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом материалов, его обучения определен
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии 55
для «диалога* с клиентом, осуществляемого как напрямую — с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, так и опосредованно изобразительными материалами и продукцией;
• использованием психотерапевтом различных интервенций, призванных оказать клиенту эмоциональную поддержку, фасилитировать выражение им своих чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобразительной продукции и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.
Следует отметить, что психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют свою динамику и особенности, что связано с тем, что они опосредуются изобразительной деятельностью клиента. С учетом этого можно говорить о стадийном характере этих отношений, тесно связанном со стадийным характером процесса художественной экспрессии, но в ТО же время отражающем ту динамику изменения и развития отношений клиента и специалиста, которая характерна для других форм психотерапии.
На психотерапевтические отношения оказывают влияние разные факторы — особенности личности и мировоззрения клиента и психотерапевта; их установки и взаимные ожидания от совместной работы; их пол, возраст, культурный ипыт; характер заболевания клиента и его проблем; наличие у него опыта предыдущей психотерапевтической работы а общения с другими специалистами; взаимоотношения в семье клиента; институциональная динамика, продолжительность и условия проведения арт-терапии; частота и продолжительность сессий и используемые специалистом конкретные методы арт-терапии и формы интервенций; а также социальный, политический, правовой и культурный контексты работы и иные факторы.
Большое значение имеют профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, делающие его внутренне готовым к установлению с клиентом психотерапевтических отношений. В связи с этим хотелось бы процитировать Д. Фицджсральда, который отмечает, что «психотерапевты, обладающие достаточной эмпатией, заинтересованностью в судьбе своих пациентов, способные пробудить в них чувство уважения к себе и веру в благоприятный исход лечения, способны установить с ним психотерапевтический альянс, при котором здоровое и разумное начало, заключенное в личности пациента, сможет лишь укрепляться... Мы являемся экспертами в своем деле, но при этом не стремимся опекать других и признаем, что пациенты знают о многих вещах больше, чем мы сами* (Фицдже-ральд,2001,с. 78)
Многие современные арт-терапевты опираются в своей работе на представления психодинамического подхода для обоснования психотерапевтического воздействия их отношений с клиентом, пользуются понятиями переноса и контрпереноса. Понятия переноса и контрперепоса, как известно, обозначают как неосознаваемые, так и частично осознаваемые реакции клиента, возникающие у него в присутствии психотерапевта, а также аналогичные реакции психотерапевта, возникающие у него в присутствии клиента. В отличие от ранних психоаналитических представлений, в соответствии с которыми перенос и контрперенос рассматривались в основном как неосознаваемые реакции, значительная часть современных ав-